Фроттаж что такое: Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство)

Содержание

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство)

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году, таким образом, перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Важно…
• для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка)
• огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение
• цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга
• и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением
• можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона.

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем.

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его.

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом.

 

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем…

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так!

     

Фроттаж — художественная техника флориста

Название
«фроттаж» произошло от французского
trotter — «натирать ». Это техника
воспроизведения рисунка фактуры
посредством натирания бумаги. Любую
рельефную, фактурную форму можно
скопировать, покрыв ее листом и заштриховав
поверхность. Появление этой техники
связывают с именем художника-сюрреалиста
Макса Эрнста, который в 1925 году таким
образом перенес на бумагу поразивший
его рисунок деревянных половых досок.
Он не стал его перерисовывать, а, положив
на пол бумагу, натер ее углем. Новая
техника с восторгом была принята многими
сюрреалистами, которые достигали все
новых эффектов преимущественно путем
натирания бумаги куском свинца. При
этом на ней проступали со специально
подобранных и подложенных под нее
предметов формы фантастических пейзажей,
призрачных птиц и животных. Описание
подобной техники иногда можно встретить
под названием «техника воскового
резиста».

Для
фроттажа необходимы выразительные
фактуры: деревянные поверхности, грубые
ткани, выпуклые изображения, в нашем
случае — плотные, с интересным рисунком
листья, ажурные или линейные элементы.
Натирание — фроттаж — производите
аккуратно, придерживая лист бумаги, не
сдвигая формы под ней.  Цвета, которыми
штрихуется поверхность, для получения
художественного эффекта добавляются
и накладываются друг на друга.

Фроттируя
листья и другие растительные элементы,
мы можем получить живое и точное
изображение растительных форм. Для
цветочного коллажа эта техника интересна
еще и тем, что в ней несложно сделать
активный фон. Для этого положите под
бумагу и натрите пастелью или мелками
понравившуюся вам фактуру холста, ткани,
кружева, керамической плитки, обоев.
Обращайте внимание на фактуры, которые
вас окружают, и в поверхностях для
фроттажа не будет недостатка.

1.
Прикрепите к столу скотчем гладкий лист
бумаги. Разложите на нем элементы,
закрепите их капелькой клея.

2.
Накройте растительный материал листом
неплотной бумаги.

3.
Придерживая одной рукой бумагу,
заштрихуйте с небольшим нажимом
поверхность мелком или карандашом.

4.
Наносите штрихи до появления изображения
лежащих под бумагой растительных
элементов.

5.
Под бумагу поместите гра — фичные листья
полыни.

6.
Натрите бумагу коричневой масляной
пастелью — получится тонкий и выразительный
рисунок.

Декупаж — художественная техника флориста

Термин
«декупаж» произошел от фр. decoupage —
«разрезание, расчленение, разбивка на
части ». Соответственно, техника  декупажа
— это способ украшения, декорирования
с помощью вырезанных бумажных мотивов.
Оформление элементов интерьера в технике
декупажа восходит к XVII веку. Именно
тогда широко применялось наклеивание
бумажных аппликаций на мебель, полы,
стены так, что покрытые лаком аппликации
выглядели как рисунки. Техника получила
дальнейшее распространение в Англии в
XIX веке.

Сам
термин «декупаж» ввел в обращение Анри
Матисс.  Декупажи (вырезки)  Матисс
делал из окрашенной гуашью бумаги.
Художник, по его собственному выражению,
«рисовал ножницами ». В последние годы
слово «декупаж» стало вновь использоваться
в качестве синонима аппликации. По сути
это современный модный дизайнерский
прием бумажной аппликации, изображение,
созданное или дополненное наклеиванием
(пришиванием) разноцветных и как правило
простых по форме кусочков материала.

Декупаж
стал популярен благодаря вошедшей в
моду «салфеточной технике» — красивые
и разнообразные картинки вырезаются
(или вырываются) из бумажных салфеток.
Благодаря своей тонкости они хорошо
пропитываются клеем, даже если он
наносится поверх, и легко приклеиваются
на мебель и предметы. Некоторые салфетки,
например с каймой по краю, наклеенные
на картон, становятся очень хорошим
готовым фоном для цветочного коллажа.
Салфеточный фон естественно оформляет
милые непритязательные растения, помогая
создавать трогательные и привлекательные
картины. Как и для коллажа в целом, для
техники декупажа нет общепринятых
правил.

Фрагменты
могут аккуратно вырезаться или
использоваться с подчеркнуто рваными
краями. Они закрепляются на основе
клеем, акриловым лаком, двойным скотчем
или любым другим способом. Важно, что в
результате вы должны получить картину,
производящую впечатление цельности,
добиться зрительной связанности, не
только фактической, но и визуальной
«склеенности» разных форм и фактур.

В
технике декупажа, конечно же, используются
не только салфетки, но и иллюстрации из
журналов, оберточная бумага, этикетки,
декупажные карты, в последнее время
широко распространяется применение
принтерных распечаток.

1.
Разделите трехслойные салфетки двух
цветов с одинаковым рисунком и произвольно
порвите на части.

2.
Один слой салфетки целиком наложите на
картон такого же размера и промажьте
акриловым лаком.

3.
Разгладьте поверхность валиком,
располагая как задумано более темные
части салфеток.

4.
Закрепите части салфеток, нанеся на них
акриловый лак. Листья и цветы фиксируются
аналогично.

что это такое простыми словами и кратко, представители или основоположники стиля и особенности жанра

Если вы когда-нибудь смотрели на произведение живописи, которое напоминает академическое, но не могли понять, какой смысл в нем заложен, то вполне вероятно, что вы столкнулись с сюрреализмом, ведь главная цель, которую поставил перед собой сюрреализм в живописи еще в прошлом столетии – это наводить зрителя на размышления.

Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.

Что такое сюрреализм

Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:

  • алогизм;
  • иррациональность;
  • переменчивость образов;
  • фантасмагоричность сюжетов;
  • парадоксальность сочетаний и форм;
  • использование символов.

О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и сюрреализм уже почти стали синонимами — фамилия именно этого испанского художника первой приходит на ум при упоминании данного стиля живописи.

За время своей долгой карьеры Дали добился успеха в скульптуре, моде, рекламе, литературе и кинематографе, в частности, благодаря своему сотрудничеству с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком, но всемирно известен он благодаря своему вкладу в искусство живописи. Его работы теперь находятся в крупнейших художественных музеях мира.

В основе попыток Дали создать формальный и визуальный язык, способный передавать его сны и галлюцинации, лежит теория Фрейда. Его работы пронизывают навязчивые темы эротизма, смерти и упадка, отражая их схожесть с психоаналитическими теориями того периода.

Опираясь на очевидно автобиографические материалы и детские воспоминания, творчество Дали изобилует готовым к интерпретации символизмом, от фетишей и образов животных до религиозных символов.

В своем творчестве он использовал так называемый параноидально-критический метод познания — состояние, в котором можно создавать иллюзию, сохраняя собственное здравомыслие. Дали считал, что обладает такой способностью, и может освобождаться от рациональных и моральных установок, приобретая мышление сумасшедшего человека.

«Постоянство времени» (1931)

Этот культовый шедевр живописи в стиле сюрреализм, репродукции которого создавались наиболее часто, иногда встречается под названием «Мягкие часы». На нем изображены четверо часов, которые показывают собственное время. Находятся они в окружении пустынной местности. При этом часы не твердые и плоские, а изображены в мягком, плавящемся и растекающемся состоянии.

Дали использовал часы, чтобы символизировать смертность, прежде всего, свою собственную (взгляните на часы, которые уже поедают муравьи), и скоротечность времени.

В отличие от распространенного мнения о том, что время имеет линейную форму, подобно прямой, с началом и концом, художник считал, что время — органический процесс, который и сжимается, и растягивается.

А пришла идея написания этой картины к Дали после того, как он увидел на тарелке плавленный сыр камамбер.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)

Как и во многих других работах в стиле сюрреализм, значение этой картины нелегко уловить сразу. Условно эту картину можно поделить на две части: плавающих в озере лебедей и их отражение.

Мы можем видеть, как элементы реального изображения переходят в нереальное: склонившиеся шеи лебедей отражаются в озере и превращаются в слоновьи хоботы, оперенные крылья — в уши слонов, а стволы деревьев в отражении становятся их лапами.

Перед утесом изображен мужчина — считается, что это автопортрет Дали. Он стоит к озеру спиной, отчего чувствуется некая тревога: вдруг он повернется назад, и окажется, что лебеди и слоны были всего лишь миражом? Именно столкновение действительности и фантазии является основной идеей этой работы.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным.

Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое.

Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими.

Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Макс Эрнст

Немец по происхождению, Макс Эрнст был инновационным художником, провокатором, извлекающим из своего подсознания сновидческие сюжеты, потешающиеся над социальными устоями. Он был глубоко заинтересован в искусстве живописи, создаваемом душевнобольными, как средстве доступа к первобытным эмоциям и беспрепятственному творчеству.

Именно Эрнст изобрел технику под названием фроттаж: перевод на бумагу текстуры какой-либо шероховатой или выпуклой поверхности, например, коры дерева. А желание рисовать от подсознательного, также известное, как автоматическая живопись, заняло центральное место в его творчестве в стиле сюрреализм и впоследствии окажет влияние на абстрактный импрессионизм.

«Двое детей и соловей» (1924)

К поверхности картины прикреплен красный деревянный забор, калитка которого приоткрыта в приветственной манере и показывает нам, на первый взгляд, идиллическую картину, которая на самом деле является сценой ужаса и беспорядка.

Одна из девочек находится в явно бедственном положении: в поднятой вверх руке она держит нож и словно отбивается от маленькой птицы над головой – соловья.

Другая девочка, в таком же сером одеянии, вообще лежит на земле, будто потеряла сознание. Эрнст ввел в эту работу две автобиографические отсылки: смерть его сестры и его детская галлюцинация во время лихорадки – рядом со своей кроватью он видел птицу.

«Ангел домашнего очага» (1937)

На картине изображено неизвестное фантастическое существо с продолговатыми конечностями, которое совершает прыжок, причем с довольно радостным выражением лица. Монстр одет в лохмотья, которые очень странно разукрашены; выглядит он уродливо. Более того, из его правой ноги, похоже, рождается еще один непонятный монстр – подобно тому, как размножаются клетки раковой опухоли.

Эта работа одна из редких произведений живописи Эрнста в стиле сюрреализм, вдохновленных непосредственно мировыми политическими событиями – она была создана после поражения республиканской Испании в преддверии наступления и распространения немецкого фашизма. Название картины нарочно вводит зрителей в заблуждение, чтобы сыграть на контрасте и шокировать аудиторию, наводя ее на размышления.

Фрида Кало

Эта всемирно известная художница, которая стала символом Мексики, прожила нелегкую жизнь, что отразилось и в ее творчестве. В шестилетнем возрасте она переболела полиомиелитом, это пагубно повлияло на ее ногу и сделало девочку хромой, а двенадцать лет спустя Кало попала в серьезную автокатастрофу, что лишило ее возможности когда-либо иметь детей и приковало к постели на год с лишним. В этот период она и начала рисовать в стиле сюрреализм.

Используя свои личные трагедии, физические и психологические, соединенные с реалистичной техникой рисования, Кало создавала произведения живописи, которые были эмоционально сырые и визуально тревожные. В ее художественном вкладе в сюрреализм доминировали автопортреты, которые очень часто изображали художницу в страданиях.

«Автопортрет на границе между Мексикой и США» (1932)

С помощью этого автопортрета в стиле сюрреализм Фрида выражает свои амбивалентные чувства по отношению к США. Она изображена на картине в нехарактерном для нее, милом и элегантном розовом платье, в белых перчатках, подобно статуе на пьедестале, между двумя разными мирами. В руках она держит мексиканский флаг, который демонстрирует ее приоритеты.

С одной стороны мы видим древний мексиканский пейзаж с теплыми натуральными оттенками, экзотическими растениями и частями скульптур ацтеков – мексиканскую сторону регулируют силы природы и естественный цикл жизни.

А с другой стороны можем наблюдать мертвый, технологический пейзаж Соединенных Штатов, изображенный в более унылых оттенках. Соединяет эти две стороны только электрический генератор на американской стороне, который берет энергию из корней мексиканских растений и питает пьедестал, на котором стоит Фрида.

Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).

«Две Фриды» (1939)

Этот двойной автопортрет является одной из наиболее узнаваемых произведений живописи Фриды Кало в стиле сюрреализм. Он символизирует боль художницы во время развода с мужем Диего Риверой и последующее превращение ее личности.

С левой стороны для зрителя Кало изображена в современной европейской одежде, которую она надевала до брака. Будучи в браке, она проникается национализмом мужа и проявляет интерес к мексиканскому традиционному платью – в него она одета с правой стороны портрета.

Женщины на картине держатся за руки, их также объединяют сердца, связанные одной артерией. Мексиканская Фрида держит в руках медальон с портретом мужа, а европейская Фрида истекает кровью через перерезанную артерию. Так Фрида показывает две свои разные индивидуальности.

Кровоточащее сердце и грозовое небо на фоне являются фундаментальными символами католицизма и ритуальной жертвы ацтеков, что подчеркивается через физическую боль художницы и ее личную скорбь.

Хуан Миро

Всю карьеру этого испанского художника можно охарактеризовать как настойчивый эксперимент и бесконечные заигрывания с беспредметностью.

Особенностями творчества Миро называют биоморфические формы, геометрические фигуры и полуабстрактные предметы. Художник часто работал с ограниченной цветовой палитрой, но при этом используемые им цвета были достаточно смелые и претенциозные.

Миро изобрел новый вид живописного пространства, в котором визуальные объекты, созданные исключительно из воображения художника, соседствуют с основными, узнаваемыми формами – небесными телами, животными, лестницами и т. д. Появляется даже ощущение, будто реальные и нереальные формы всегда сосуществовали вместе, как в материальной сфере, так и в пространстве живописи Миро.

«Ферма» (1921)

Это полотно предлагает зрителю взглянуть на занятную испанскую семейную ферму. Сам Миро говорил, будто именно «Ферма» стала ключевой работой, итогом всей его жизни в деревенской местности. Он хотел поместить на холст все, что любил в деревне, – от огромного дерева до крошечной улитки.

Бывало, что Миро проводил по восемь часов в день за работой над этой картиной, и все это на протяжении девяти месяцев. Почти с маниакальным вниманием к деталям он поместил различные объекты напротив монохроматических участков пространства для создания особого контраста. Впоследствии картина была продана американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю.

«Вспаханное поле» (1923)

Наполненное сложными, непостижимыми фигурами, произведение живописи является изображением одного из пейзажей родины художника – Каталонии. Она кишит органическими формами, растениями, птицами и животными, которые объединяются и сливаются воедино вне зависимости от вида, казалось бы, вопреки природе.

Картина может рассматриваться как дань уважения к прошлому Испании и заявление о пережитых страной современных политических потрясениях. В подобных работах, а также работах до и во время Второй мировой войны, Миро нередко выражал свои собственные политические настроения.

Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников, и признанных мастеров XX столетия.

Источник: http://megapoisk.com/sjurrealizm-v-zhivopisi-znamenitye-hudozhniki

Что такое сюрреализм в живописи? Известные представители направления :

Что такое сюрреализм? Ответить на этот вопрос односложно представляется невозможным. Данное понятие слишком многогранно. Каждый деятель искусства, причисляющий себя к данному направлению, трактует определение этого стиля по-своему.

Поэзия

Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета «Парад». Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.

В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как «потусторонняя реальность» или «то, что находится вне повседневной обыденности».

Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.

Сын полка

Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее.

Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства.

Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война. Французский писатель Андре Бретон, которого называют «отцом сюрреализма», участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.

Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование. Андре закончил медицинскую академию.

После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши.

Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст.

На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.

Предшественники сюрреализма в живописи

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью.

Эти артисты рассуждали примерно так: «Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им.

Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей».

Само слово «дадаизм» является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском.

Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: «Да, да». В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество — священная корова.

Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая «Джоконда с трубкой».

Художественные приемы сюрреализма в живописи

Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей.

Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.

Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов.

Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности.

А из дадаизма в сюрреализм перешел такой популярный вид художественной техники, как коллаж. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов — вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее.

Новаторство

На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых «готовыми». Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.

Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков.

Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок.

А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.

Преемники сюрреализма

Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических

Фронтон — Что это такое, зачем нужен, виды

Фронтон — это верхняя часть переднего фасада здания, которая ограничивается двумя скатами крыш и карнизом. Форма фронтона может быть очень разнообразной — наиболее распространенными вариантами являются трапеция и овал.

Зачем нужен фронтон крыши, его функции?

Впервые фронтон дома возник еще в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Они стали очень удачным архитектурным приемом для композиционного завершения здания любого типа. В древние времена они украшались барельефами и скульптурами. В наши дни декоративные фронтоны превратились в целое искусство, предоставляя возможность проектировщикам проявить фантазию.

На фронтон опирается стропильная система крыши. Очень важно, чтобы он был очень надежным, так как он распределяет нагрузку, которую дает крыша, на несущие стены. При проектировании нужно также учитывать внешнюю силу ветра, воздействующую на фронтон.

Часто его используют в качестве стены мансарды. Высокие фронтонные стены от 2 до 2,3 м создают дополнительное пространство, которое можно использовать как помещение, жилое или кладовую.

Материал фронтона, как и его конструкция, зависит от технологии строительства здания. Если фронтон планируется как продолжение несущей внешней стены, он будет изготовлен из того же материала, что и дом. Если фронтон проектируется как отдельная конструкция, для его устройства используются вертикальные брусья или железные опоры, которые снаружи обшиваются. Отделка деревянного фронтона предусматривает обработку материала специальными защитными растворами.

Фронтон крыши выполняет следующие функции:

  • Защитная — основным предназначением фронтона является защита фасада дома от проникновения влажности, негативного влияния порывов холодного ветра, а также от других неблагоприятных погодных условий;
  • Утепляющая — фронтон по защите от холода чем-то подобен кровле: торец дома подвергается воздействию ветра и влажности — это особенно ощутимо из-за значительной площади поверхности фронтона. Поэтому качественное оснащение фронтона — залог теплоты и комфорта в помещении;
  • Упрочняющая — необходима для придания кровле необходимого уровня жесткости. Фронтон по своим конструктивным особенностям должен стать опорой для балок, поддерживающих перекрытие.

Виды фронтонов

Среди основных видов фронтонов можно выделить следующие:

Килевидный фронтон

Килевидный — по форме он немного напоминает перевернутый киль корабля, этот образ характерен для древнерусского зодчества.  Чаще всего встречается на крышах со сложной ломаной формой. Так как изготавливается из дерева, то в наши дни уже не так популярен, как во времена зодчества и деревянного строительства. Сегодня фронтоны домов с продолговатым торцом и ломаной крышей также относятся к килевидным.

Треугольный фронтон

Треугольный — очень распространен в строительстве, обычно выполняется в форме равнобедренного треугольника. Чаще всего применяется для двускатных крыш, имеющих прямые скаты. Возник сравнительно недавно и стал очень популярным в последнее время. Может использоваться без дизайна, будучи сам по себе достаточной конструкцией.

Полукруглый фронтон

Полукруглый — внешне похож на часть круга, получил популярность в эпоху Возрождения благодаря своим наклонным карнизам. Пришел в архитектуру наших дней со времен Ренессанса, имеет полуциркульное завершение. Его профили упираются в верхнюю часть горизонтального карниза, вместо наклонных карнизов используется один дугообразный. Может быть выстроен по эллиптической или овальной дуге, не обязательно круглой.

Ступенчатый фронтон

Ступенчатый — выполняется в виде ступеней, которые уменьшаются в своих размерах ближе к верхней части.

Представляет собой завершение стены небольшими ступенями. Использование такого фронтона выгодно в том случае, если наружная стена сделана в виде отвесной конструкции без фронтонных свесов, а кровля примыкает к фронтону. В качестве материала обычно используется кирпич. Края перекрываются отдельным материалом для предотвращения попадания осадков на кладку. Такое дизайнерское решение больше характерно для домов Европы, отечественное строительство не использует такую форму.

Разорванный фронтон

Разорванный — его концы совершенно не сходятся, между ними обычно находится какое-то украшение или элемент, дополняющий общий интерьер здания.

Конструкция имеет довольно необычный вид, словно незаконченный. Образуется в результате нестыковки верхних краев крыши, без формирования цельного конька. Получившийся разрыв используют для декора, например, помещают вазы или скульптуры, или оставляют свободным пространством, в соответствии с дизайнерским проектом. Использовался в эпоху барокко, обогащая фасад.

 

Лучковый фронтон

Лучковый — внешне похож на дугу, напоминающую лук и тетиву, чем-то напоминает полукруглый фронтон — вся разница только в меньшей величине сегмента.

Вариант оформления фронтона в форме полукруга, дуги между стенами дома, проходящей через высшую точку фронтона. Линии профилей идут из одного центра. В определенных условиях эта форма может иметь еще и разрыв. Если сегмент круга увеличивается, фронтон трансформируется в циркульный. Возник в эпоху Возрождения.

Фронтальная часть крыши носит индивидуальный характер, на это влияет выбранный вид фронтона. О том, какие они бывают и чем характеризуются, поговорим ниже.  

Трапециевидный фронтон

Часто встречается при обустройстве мансарды, используется как способ увеличить полезное чердачное пространство для создания жилого или технического помещения. В данном случае потребуется дополнительная установка балок в системе кровли. Применяют в проектах с полувальмовыми крышами.

Прерванный фронтон

Напоминает по конструкции треугольный фронтон, но с горизонтальным карнизом, может быть любой формы. Посередине разорван для определенной дизайнерской цели. Карниз и разрыв обычно используются для вставки окон, иногда декоративных элементов. Карниза может почти не быть, тогда фронтон держится на двух колоннах и называется полуфронтоном. Полное отсутствие карниза превращает его в щипец.

Раскрепованный фронтон

Вариант разорванного фронтона. Состоит из разорванных, выступающих вперед деталей кровли и карниза, называемых раскреповкой. Был особенно популярен во времена барокко, служа украшением фасада. Часто встречается на зданиях, которые сейчас являются архитектурными памятниками.

Как изготовить фронтон для крыши?

Несмотря на выбранный вид фронтона, работы по его возведению проводятся двумя способами:

  • через устройство каркаса из дерева;
  • продолжая стену кирпичной кладкой.

Фронтон сооружается на разных этапах строительства здания:

  1. До возведения крыши. Многим такой вариант проще, так как выступающие края крыши не усложняют процесс. Так проще задать геометрию кровли с помощью бревен, кирпичной кладки и бруса. Популярен в местах с частыми и сильными ветрами.
  2. После ее строительства, по окончании кровельных работ. Способ не требует расчетов и разметки формы фронтона, достаточно лишь проработать пространство между скатами. Отлично подходит, когда строительство фронтона состоит из возведения каркаса и дальнейшей обшивки.

При сооружении каркасных фронтонов вам пригодятся схемы с некоторыми нюансами процесса.

Фронтон для крыши из Ондулина

Если вы выбираете не слишком сложный в устройстве фронтон крыши частного дома, то вполне справитесь с его установкой самостоятельно. Особенно если подобрать в качестве материала качественный и не капризный ондулин. Его установка доступна даже начинающему строителю, а легкий вес листа позволит работать без привлечения бригады. К тому же прилагаемая инструкция и дополнительные элементы помогут разобраться в системе.

Пройдемся по пунктам самостоятельной обшивки ондулином двускатной крыши частного дома как наиболее доступного варианта.

  1. Установите обрешетку с помощью досок.
  2. Примерьте лист ондулина с учетом направления желобов вверх, чтобы правильно сформировать срез.
  3. К обрешетке лист крепится специальными саморезами.
  4. Листы крепить следует с нахлестом в одну волну. Прикладывая к уже установленным частям. Нахлест избавит дом от протечек.
  5. По низу фронтона смонтируйте отлив из соответствующих по размеру кусков материала.
  6. Отдельным куском закройте верхний угол конструкции.

Таким простым способом вы сможете самостоятельно обшить фронтон дома.

Как и чем правильно обшить?