Дети с легкой умственной отсталостью: причины, симптомы, лечение и прогноз

Содержание

Дети с легкой умственной отсталостью

Определение 1

Умственная отсталость— это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка в развитии психики либо ее неполное развитие, проявляющиеся нарушением интеллекта, вызванным патологией головного мозга, и ведущие к социальной дезадаптации.

Определение понятия «умственная отсталость»

Под умственной отсталостью (УО) понимают задержку развития или неполное развитие психических показателей человека, которые появились с самого рождения или же стали приобретёнными в результате травмы, тяжелой инфекции, социальной запущенности. В большинстве случаев причиной умственной отсталость является органические поражения головного мозга, умственная отсталость проявляется в снижении интеллектуальных способностей и приводит к тому, что человек не в состоянии адаптироваться к нормальной жизни в обществе. Помимо интеллекта при умственной отсталости неправильно формируются и функционируют речевые навыки, моторные навыки, эмоции.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Следует так же отметить, что термин умственная отсталость подразумевает не только психическую задержку развития, вызванную патологией головного мозга, но и так же задержку психического развития вызванного социальной запущенностью. Умственную отсталость определяют по степени недоразвитости интеллекта, чаще всего не учитываю причины ее появления.

Понятие умственная отсталость следует отличать от такого понятия как деменция. В первом случае уровень интеллекта никогда не доходит до нормальных показателей, в случае деменции уровень интеллекта человека с нормального постепенно доходит до сниженного. Умственную отсталость обычно определяют с помощью традиционных психологических тестов, направленных на установку коэффициента интеллекта.

Степени умственной отсталости

На сегодняшний день существует несколько классификаций, которые определяют степень умственной отсталости.

Традиционная классификация, которая использовалась ранее, выделяет три вида умственной отсталости:

  • дебильность – самая легкая форма умственной отсталости, чаще всего эта форма приобретается в результате органических поражений головного мозга в утробе матери;
  • имбецильность — средняя форма умственной отсталость, эта степень чаще всего обусловлена задержкой развития в первые годы жизни ребёнка;
  • идиотия — самая тяжёлая степень УО, при этой форме у больного не сформировано мышление и речь.

На сегодняшний день использование выше приведенных терминов является устаревшим. Эти термины вышли за пределы медицинского использования, приобрели негативную коннотацию, поэтому сегодня более правильно использовать термины МКБ-10.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра умственная отсталость подразделяется на 4 основные степени:

  • лёгкая
  • умеренная
  • тяжелая
  • глубокая

Легкая степень умственной отсталости соответствует дебильности. При этой степени IQ равен 50—69, умственное развитие соответствует возрасту 9-12 лет.

Умеренна степень умственной отсталости соответствует имбецильности, коэффициент интеллекта равен 35—49, умственное развитие соответствует возрасту 6-9 лет.

Тяжела степень умственной отсталости соответствует тяжёлой имбецильности, при этом IQ составляет 20—34, а умственный возраст равен 3—6 лет.

Глубокая степень УО соответствует идиотии, коэффициент интеллекта менее 20, а возраст умственного развития соответствует возрасту до 3 лет.

Легкая степень умственной отсталости

При легкой степени умственной отсталости не следует считать, что ребенок не сможет нормально существовать в социуме, это так же не говорит о том, что развитие ребенка остановлено. Такой ребенок конечно же продолжает развиваться, однако это развитие носит особенные черты, и протекает аномальным образом. Несмотря на то, что мозг пострадал, развитие все же происходит. К счастью на сегодняшний день детей с диагнозом умственная отсталость в легкой степени рождается больше чем с УО в умеренной или тяжёлой степени, а это значит, что большинство детей с диагнозом умственная отсталостью имеют шанс на вполне нормальную взрослую жизнь.

Помимо того, что дети с легкой степенью умственной осталось не успевают за своими сверстниками в интеллектуальном развитии, часто они так же отстают и в физическом развитии, так же могут наблюдаться нарушения в психической и эмоционально-волевой сфере. Следует отметить, что чем старше становится ребёнок, тем в больше степени проявляется симптоматика умственной отсталости. Детям с таким диагнозом крайне необходимо как можно раньше начать проводить комплекс оздоровительных мер.

При легкой степени умственной отсталости на первый взгляд может показаться, что ребенок ничем не отличается от своих сверстников. У детей с подобным диагнозом сохранено функционирование эмоционально-волевой сферы и механическая память, однако запоминание информации происходит сложно, внимание рассеяно, его трудно привлечь и удержать длительное время. Для детей с диагнозом умственная отсталость легкой степени типичным является конкретно-описательный тип мышления, но абстрактное мышление практически отсутствует, они способны понять только внешнюю сторону вопроса. Детям сложно понять то что они не могут увидеть или потрогать, они не осознают такие понятия как «время», «пространство». У ребенка с подобным диагнозом зачастую страдает и речевые навыки, их словарный запас скудный, правильное построение предложений вызывает трудности, звуки произносятся неправильно. Однако бывают случаи, когда у детей с легкой УО наблюдаются признаки одаренности, например, у них может быть превосходная механическая память, способность к рисованию, музыкальный слух. В жизни детей с подобным диагнозом на первое место выходят эмоции, которые являются актуальными в конкретный момент, их деятельность не является целенаправленной, чаще всего дети ведут себя импульсивно, реже заторможено.

Дети с легкой степенью умственной отсталости не могут справиться с традиционной общеобразовательной программой. Такие дети должны обучаться или в специальном коррекционном учреждении, или в коррекционном классе. Обучение детей с подобным диагнозом основано на конкретно-наглядных методах. Больные вполне могут адаптироваться к нормальной самостоятельной жизни, могут освоить не сложную профессию и заниматься трудовой деятельностью. Наблюдением и лечением детей с умственной отсталостью занимаются психиатры, психологи, логопеды, педагоги.

Формы умственной отсталости легкой степени

Легкая степень умственной отсталости подразделяется на несколько форм:

  • при легкой форме коэффициент интеллекта равен 65—69
  • при умеренной форме коэффициент интеллекта соответствует 60—64
  • при тяжёлой форме коэффициент интеллекта варьируется от 50 до 59.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) легкой умственной отсталости соответствует диагноз под кодом F70. Для того, чтобы уточнить степень используется цифра после кода, например, f70.0 – минимальные расстройства поведения или их полное отсутствие, f70.1 – серьезные поведенческие нарушения.

Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости

Не сложно сделать вывод, что дети с диагнозом умственная отсталость в лёгкой степени являются особенными, поэтому и образовательный подход для них требуется специальный. В отличии от своих здоровых сверстников упор в обучении детей с умственной отсталостью делается не на овладение большего количества учебной информации, а в первую очередь на развитие способностей к самостоятельной жизни, на повышение уровня социальной адаптации, на усвоение основных жизненно необходимых компетенций. Такие дети после окончания школы должны уметь жить и взаимодействует с окружающими их людями, в частности, они должны уметь совершать покупки в магазине, пользоваться услугами поликлиники, почты, банка и могли устроиться на работу для того, чтобы полноценно существовать.

Для таких детей основным видом деятельности является трудовая. Дети тратят много времени для того, чтобы овладеть некоторыми туровыми навыками. Основу образовательной программы детей с легкой степенью УО составляет трудовое обучение. Педагогам так же необходимо выявить потребности и способности таких учеников, какой род деятельности им больше подходит, больше нравится и каким будет проще овладеть. Для того, чтобы сформировать правильные выводы педагоги и психологи, которые работают с такими детьми, должны давать ребенку постоянное педагогическое и психологическое сопровождение во время обучения.

Если дети с подобным диагнозом не получают своевременную качественную педагогическую и психологическую помощь, у них появляется риск стать не дееспособными и не адаптироваться в окружающей их действительности, вот почему так важно вовремя диагностировать патологию. Труд педагогов и психологов в работе с подобными детьми трудно переоценить, от учителей требуется огромное терпение и профессиональное мастерство. Перед педагогами стоит сложная задача с помощью коррекционных методов компенсировать недостатки развития. Если работа педагога и психолога проведена правильно, то такие дети в будущем вполне могут адаптироваться к жизни в социуме, смогут найти работу и создать свою семью.

Замечание 1

Следует так же отметить, что диагностика умственной отсталости в легкой степени достаточно сложна, этот диагноз можно спутать с рядом других патологий, например, с задержкой психического развития. Для того, чтобы правильно определить заболевание необходимо своевременно и тщательно обследовать ребенка.

Классификация умственной отсталости

Понятие и диагностика умственной отсталости

Определение 1

Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.

Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.

Замечание 1

Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга

Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов. Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует. Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.

Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития. В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера. Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.

Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:

  1. Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
  2. Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
  3. Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
  4. Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.

В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.

Традиционная классификация умственной отсталости

Традиционная классификация умственной отсталости выявляет ее степень по тяжести и формам проявления клинических признаков этого расстройства. В нее включены три степени развития умственной отсталости:

  1. Дебильность — легкая форма проявления заболевания, клинические признаки которой проявляются достаточно слабо, поэтому диагностировать ее относительно сложно. Дети, с данной формой заболевания могут быть обучены по специальным программам обучения.
  2. Имбецильность — средняя форма проявления умственной отсталости. Такие дети не подвергаются обучению достаточно сложно, только частично. Они могут освоить простые трудовые навыки. Их приучают к адекватному поведению в обществе.
  3. Идиотия – тяжелая форма проявления заболевания. В данном случае, развитие интеллекта ребенка находится на нулевом этапе, а также могут иметься разнообразные отклонения в психическом развитии. Такие дети относятся к категории необучаемых. Для них создаются специализированные учреждения, в которых осуществляется их проживание и уход.

Классификация умственной отсталости по М. С. Певзнеру

Ученым-педагогом М. С. Певзнером была предложена классификация умственной отсталости, учитывающая этиологическую и патогенетическую специфику проявления заболевания. Она включает в себя пять основных форм:

  1. Неосложненная олигофрения. Проявление заболевания характеризуется устойчивыми показателями функционирования нервных процессов, стабильным и относительно нормальным поведением, которое, в большинстве случаев не отличается от нормально развитых детей. Сложных отклонений в психике у данной группы не имеется. Аналитическая деятельность остается нормально развитой.
  2. Олигофрения с нейродинамическими отклонениями. Функционирование нервной системы в данном случае не является нормальным и стабильным. Человек оказывается подвержен периодическим возбуждениям или торможениям. Поэтому поведение отклоняется, нарушаются эмоциональные процессы и подвергаются отклонениям волевые способности. Способность к обучению данных детей является достаточно слабой.
  3. Олигофрения с дисфункцией чувственных анализаторов. Она возникает вследствие поражения отделов головного мозга, приводящим к нарушению слуха, зрения, опорно-двигательных процессов, функционированию речевого аппарата.
  4. Олигофрения с психопатологическими нарушениями. Поведение таких личностей характеризуется ненормальным, нестабильным поведением, которое они не способны самостоятельно контролировать. Они могут вести себя неадекватно и асоциально, импульсивно и агрессивно. Их социальная адаптация проходит достаточно сложно.
  5. Олигофрения на фоне ярко выраженной лобной недостаточности. Она развивается из-за повреждений лобной доли коры головного мозга. Дети с данным заболеванием не могут нормально развиваться. Невозможно заставить их проявлять инициативу или действовать целенаправленно. Самостоятельно жить в социуме они не приспособлены. Кроме того, у них наблюдаются отклонения в функционировании речевого аппарата.

Современная классификация умственной отсталости

На текущем этапе общественного развития умственная отсталость по международным параметрам оценки классифицируется на следующие виды:

  1. Легкая степень. Она характеризуется незначительными отклонениями в развитии, которые позволяют вполне нормально обучаться и строить коммуникативные взаимоотношения в обществе. Они способны к общественной адаптации, усвоению норм социума, освоению простых профессиональных направлений деятельности. Умственно отсталые дети с легкой степенью нарушения легко ориентируются в пространстве, не имеют нарушений с памятью, речью и мыслительной деятельностью.
  2. Умеренная степень. Она характеризуется достаточно выраженными интеллектуальными нарушениями. Обучение и способности к нему у детей оказываются слабо развитыми. В окружающем мире они ориентируются очень плохо. Развитие самостоятельности у них практически не возможно. Наблюдаются речевые нарушения, как с произношением, так и с пониманием. Если подобрать специализированную программу, то возможно обучить их элементарным трудовым навыкам. Но жить самостоятельно они вряд ли окажутся способны.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальная деятельность характеризуется ярко выраженными дефектами. Дети характеризуются нарушением внешности, поведения, наличием соматических заболеваний, нарушениями пространственной ориентации и во времени. Обучение их возможно только по специальным программам, но оно не всегда способно принести должный эффект.
  4. Глубокая форма. Данная форма характеризуется практически полным отсутствием интеллектуального развития, отклонениями в физическом и психическом развитии, наличием соматических нарушений, сбоями в эмоционально-волевой области деятельности. Дети считаются необучаемыми, поскольку они не способны к элементарным мыслительным операциям и характеризуются совершенно неразвитой речью.

как распознать симптомы, причины развития и профилактика

Согласно определению, умственная отсталость представляет собой психическое состояние, которое характеризуется ограничением умственного развития. Причиной такого состояния является снижение уровня работы центральной нервной системы.

Симптомы болезни проявляются в раннем детстве. На сегодня медицина достигла большого прогресса в диагностике заболевания, поэтому большинство пациентов имеют легкую форму умственной отсталости.

При этом важно понимать, что своевременно поставленный диагноз умственная отсталость дает большую вероятность на положительный исход лечения. Для этого необходимо знать основные признаки и симптомы болезни.

Классификация умственной отсталости и причины развития

Умственная отсталость является следствием нарушения работы центральной нервной системы. Болезнь представляет собой подтип психического дизонтогенеза. Специалисты поделили болезнь согласно степени развития.

  • Легкая форма характеризуется уровнем IQ в пределах от 50 до 69 пунктов. При этом уровень умственного возраста составляет 9-12 лет.
  • Пациенты с умеренной формой имеют степень IQ в пределах от 35 до 49 баллов. Умственный возраст равен 6-9 лет.
  • Тяжелая степень болезни характеризуется 20-34 баллами IQ. Умственное развитие равно ребенку 3-6 лет.
  • Наиболее опасная степень болезни – глубокая. IQ таких пациентов составляет менее 20 баллов, а степень развития умственных способностей равно ребенку до 3 лет.

В международной классификации болезней умственная отсталость имеет код F70. Легкая отсталость является наиболее распространенной формой болезни. При этом ее довольно сложно диагностировать.

Лишь наблюдательные родители смогут заметить отклонения в поведении малыша наряду со сверстниками.

Если ребенку уделять достаточно внимания, развивать его согласно возрасту, то отсталость будет практически незаметна. Малыш будет общительным, а повзрослев, может устроится на работу.

Специалисты выделяют две формы отсталости: олигофрению и деменцию.

Олигофрения

Отсталость в форме олигофрении поражает кору головного мозга. Развивается болезнь в возрасте до трех лет. Именно в этот период начинается отставание в развитии.

Олигофрения, в свою очередь, делится на подвиды: дебильность, имбецильность и идиотию.

Легкая степень умственной отсталости относится к дебильности и делится на несколько видов.

  • Неосложненная форма умственной отсталости характеризуется замедленностью умственного развития ребенка. При этом эмоциональная сторона остаётся в пределах нормы.
  • Осложненная форма умственной отсталости с нарушениями со стороны анализаторов. Так, наряду с умственной отсталостью, наблюдаются ухудшения со стороны органов чувств. Наиболее распространенными являются нарушения слуха или речи. По этой причине многие дети с умственной отсталостью долгое время не могут начать разговаривать.
  • Осложненная форма умственной отсталости с нарушениями нейродинамики. Для данного вида характерны нарушения в координации и быстрая утомляемость. Это происходит в результате серьезных нарушений в коре головного мозга.
  • Дебильность с ярко выраженной лобной недостаточностью. Характерными симптомами такой формы болезни являются дезориентация, отсутствие мотивации в поступках и неконтролируемые движения рук. Такие дети при общении копируют повадки собеседника.
  • Отсталость с психопатоподобными видами поведения очень раздражительны, часто поддаются истерикам и проявляют беспокойство. Дети с таким диагнозом не находят общий язык со сверстниками и часто участвуют в драках.

Умственная отсталость в форме олигофрении является врожденным заболеванием и развивается в первые три года жизни малыша. Диагностировать заболевание довольно тяжело. Зачастую родители обращают внимание на отклонения лишь спустя годы жизни ребенка. По этой причине болезнь прогрессирует и со временем все меньше поддается лечению. Причинами для прогрессирования болезни могут быть следующие факторы.

  • Перенесенные инфекции матери во время беременности.
  • Различные резус-факторы у матери и новорожденного.
  • Травмы во время родов.
  • Умственная отсталость как наследственность.
  • Алкоголизм или употребление наркотиков одним из родителей.

Если диагностировать заболевание умственная отсталость вовремя и использовать адекватное лечение, то шансы ребенка на нормальное общение со сверстниками и взросление являются довольно высокими.

Если причиной заболевания является наследственность, то отсталость проявляется, главным образом, спустя годы жизни ребенка.

Деменция

Умственная отсталость в форме деменции проявляется после полного развития центральной нервной системы. Болезнь представляет собой органическое поражение мозга.

В результате заболевание развивается стремительно и проходит в более тяжелой форме. Легкая степень деменции также возможна, однако встречается довольно редко. Развитие заболевание возможно по следующим причинам.

  • Серьезные травмы головного мозга.
  • Перенесенные инфекционные заболевания, например, менингит.
  • Психические нарушения, такие как шизофрения.
  • Болезни сердечно-сосудистой системы, например, инсульт или эпилепсия.

Проявления у деменции являются аналогичными к олигофрении. Разница в типах отсталости состоит в течении болезни и первопричинах.

Основные проявления умственной отсталости

Для легкой формы заболевания характерен уровень IQ в районе 69 баллов. При этом внешне ребенок не отличается от своих сверстников. Основные проявления заметны во время обучения малыша или при общении.

Характерными симптомами является хороший уровень развития памяти и полная осознанность своего состояния самим ребёнком. В связи с этим многие дети стараются скрывать отсталость, копируя повадки сверстников.

Для умственной отсталости характерны определенные симптомы. Они практически всегда одинаковые. Это способствует быстрому диагностированию. Специалисты выделяют следующие признаки болезни у детей.

  • Заметное отставание в развитии, особенно заметное в младенческом возрасте. Так, ребенок значительно позже сверстников начинает держать головку, ползать и ходить.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Так, у детей с умственной отсталостью наблюдается редкое проявление эмоций. Особенно выражен этот симптом в том, что малыши поздно учатся улыбаться.
  • Неестественные игры с игрушками и неумение ими пользоваться.
  • Слабо развитый речевой аппарат. Дети с диагнозом «умственная отсталость» начинают разговаривать лишь после трех лет. При этом их словарный запас очень мал, а сама речь невнятная.
  • Неумение ребенком четко понять свои желания и передать просьбу окружающим.

При взрослении ребенок с умственной отсталостью все больше выделяется на фоне сверстников. Особенно ярко выражено различие в развитии.

Именно это позволяет родителям заподозрить отставание у ребенка. С возрастом у больных развиваются дополнительные симптомы.

  • Неумение принимать участие в групповых играх.
  • Беспричинная агрессия и частая депрессия.
  • Неумение и непонимание сути ролевых игр. Проблемы с моделированием нереальных сцен жизни.
  • Неумение концентрировать внимание и постоянная рассеянность. В предпочтения детей с отсталостью входит монотонная работа, при которой мозг задействован на минимум.
  • Отсутствие фантазии, что влияет на творчество. Неумение воспринять сказки и понять пословицы.
  • Ограниченность памяти проявляется в неумении запоминать и повторять длинные фразы.
  • Ограниченность в интересах, что включает просмотр телепередач или чтение простых сказок.
  • Подражание и копирование чужих повадок, что влечет попадание под чужое влияние.

Как говорилось ранее, симптомы практически у всех пациентов идентичны. Допустимо лишь отсутствие некоторых пунктов.

При этом у взрослого человека, который живет с легкой формой умственного отставания, также наблюдаются вышеуказанные симптомы.

Способы обнаружения болезни

Если родители подозревают у ребенка отсталость, следует незамедлительно обратиться к доктору. Скорость похода к специалисту играет важную роль, так как детские болезни поддаются адекватному лечению именно на начальных стадиях.

При этом вероятность вылечиться довольно высока. Если же тянуть с обращением к доктору и полагаться на самолечение, то шанс получить положительный исход значительно снижается.

Самостоятельно поставить корректный диагноз, просто полагаясь на симптомы, довольно сложно. Лишь квалифицированный доктор способен верно определить причины низкого уровня развития ребенка.

В постановке вердикта на помощь также приходят современные методы диагностики. Алгоритм постановки диагноза включает следующие пункты.

  • Разговор с ребенком (если он достаточно взрослый и себя контролирует) и его родителями. При этом важно составить точную модель поведения и общее состояние пациента.
  • Изучение сопутствующих заболеваний.
  • Использование таблиц на соответствие развития ребенка в соотношении его возраста.
  • Применение тестов для более старших детей и определение их уровня интеллекта.
  • Если у ребенка наблюдаются сбои в поведении, то стоит проконсультироваться с неврологом или психотерапевтом.
  • Лабораторные исследования крови и мочи, электрокардиограмма.

После проведения всех необходимых анализов и исследований, доктор может поставить точный диагноз. Опираясь на уровень интеллекта малыша, можно давать рекомендации для его дальнейшего развития.

Если родители будут четко выполнять предписания доктора, то лечения вскоре даст положительный эффект.

Если родители видят улучшения, то можно запросить повторное тестирование ребенка. По его результатам доктор может снять диагноз «умственная отсталость».

Методы лечения

Если после постановки диагноза родители выполняют все рекомендации доктора, то у ребенка есть большие шансы выздороветь и жить полноценной жизнью.

Однако, даже после снятия диагноза, у взрослого человека остается вероятность иметь детей с врожденной формой олигофрении. При этом важно понимать, что степень болезни у малыша может быть серьезнее, чем у родителей.

Однако, подобное течение встречается редко.

Использование лекарственных препаратов

Лечение умственной отсталости предполагает использование комплексного подхода. В него входят как медикаментозные препараты, так и методы народной медицины.

В зависимости от степени тяжести болезни, доктор назначает алгоритм лечения. Если причиной развития отсталости являются сопутствующие заболевания, то первоочередной задачей для врача является их устранение.

Список препаратов для лечения умственной отсталости состоит из нескольких медикаментов.

  • Для улучшения обменных процессов в организме и, непосредственно, тканях мозга, используют ноотропы. К таковым относятся Пирацетам или Энцефабол. Использование таких лекарств улучшает скорость развития малыша.
  • Для лучшего функционирования мозга используют витамины группы В, например, Глутаминовую кислоту и Церебролизин. Эффект от них аналогичен предыдущей группе средств. Назначают оба препарата одновременно для достижения более стабильного результата.
  • Если у ребенка наряду с отставанием в развитии наблюдаются психические расстройства. Которые мешают ему нормально жить. То следует назначить нейролептики или транквилизаторы. Рациональность использования таких медикаментов определяет доктор.

Вышеперечисленные медикаменты являются основными при лечении умственной отсталости. Иные лекарства назначают при острой необходимости.

Однако, стоит понимать, что прием одних лишь медикаментов не гарантирует выздоровление. Для победы над болезнью необходимо обеспечить ребенку оптимальные условия жизни и максимум заботы.

Самостоятельно приобретать препараты и полагаться на самодиагностику неразумно. Лекарства имеют ряд противопоказаний и последствий, поэтому их выписать может лишь квалифицированный доктор.

Средства народной медицины

Многие родители предпочитают использование одних лишь народных средств, игнорируя назначения доктора. Однако, такое отношение к болезни может способствовать ухудшению состояния.

При этом, список допустимых растений также определяет доктор и состоит он из нескольких пунктов.

  • Женьшень.
  • Лимонник китайский.
  • Листья алоэ.

Безрассудное использование перечисленных трав может спровоцировать психозы. Связано это с непосредственным влиянием на психику ребенка. По этой причине необходимо проконсультироваться с лечащим врачом о возможности применения народных средств.

Особенности образа жизни больного ребенка

Как говорилось ранее, лечение включает комплексный подход, в том числе и обеспечение особого образа жизни ребенка.

Стоит также понимать, что дети, окруженные вниманием и заботой, имеют больше шансов полностью избавиться от заболевания, нежели ребята с одним лишь медикаментозным лечением.

Для достижения желаемого эффекта от терапии необходимо придерживаться некоторых правил.

  • Для стимуляции кровообращения и улучшения обменных процессов в мозгу необходимо посещать курсы точечного массажа и общей рефлексотерапии.
  • Правильное питание улучшает общее состояние здоровья ребенка. Особенно важно исключить из рациона ребенка все вредные добавки.
  • Акцент на правильных хобби и интересах способен положительно влиять на самочувствие ребенка. К таковым относятся частые прогулки на свежем воздухе, активные игры, лечебная гимнастика, увлечение игрой на музыкальных инструментах и общение со сверстниками.
  • Саморазвитие ребенка играет важную роль в лечении. Так, логические задачки и игры должны вызывать у пациента лишь положительные эмоции.
  • Регулярное посещение доктора помогает добиться положительной динамики. Также на приеме специалист может скорректировать линию лечению, тем самым ускоряя выздоровление.

Важным фактором является поддержка всей семьи. Так, ребенок должен чувствовать, что его любят и радуются всем победам, даже самым незначительным. Малыш должен испытать лишь положительные эмоции.

Дети с диагнозом «легкая умственная отсталость» получают степень инвалидности. По специальному документу им становятся доступны многие блага общества.

Особенности процесса обучения

Ребята с диагностированной умственной отсталостью нуждаются в специальном подходе к обучению. Процесс значительно отличается от привычной программы для сверстников.

Для таких детей создают специализированные учебные заведения, где они способны усвоить необходимые знания. Учителя в таких школах также должны иметь соответствующую квалификацию.

Основным уклоном в школах для больных детей является социальная адаптация и привитие навыков самостоятельной жизни. По окончанию курса обучения, ребята могут принимать адекватные решения и полноценно работать.

Для гарантирования нормального трудового процесса, дети с отсталостью проходят специальные курсы подготовки ля выбранной профессии.

Диагноз «умственная отсталость легкой степени» не так страшна, как кажется на первый взгляд. Дети с такой болезнью могут прожить полноценную жизнь. Для этого лишь необходимо как можно раньше обнаружить заболевание и корректно лечить его.

Если родители смогут гарантировать ребенку комплексный подход, то выздоровление не заставит себя ждать.

Умственная отсталость в классе

Умственная отсталость в классе

Существует множество причин умственной отсталости (MR), и во многих случаях
причина на самом деле неизвестна. Умственная отсталость — значительно ниже среднего
общее интеллектуальное функционирование, которое влияет на адаптивное поведение. Наиболее мысленно
умственно отсталые дети попадают в категорию «легкие» или «умеренные», в то время как примерно
15% попадают в категорию «тяжелые». Студенты с легкой, средней или тяжелой психической
умственная отсталость классифицируется Комитетом по специальному образованию (CSE) и
иметь индивидуальные учебные планы (IEP).Хотя многие из этих студентов
получат диплом IEP, студенты с более высокими функциональными возможностями MR могут достичь
обычный диплом средней школы.

Легкая или умеренная задержка развития:

Чтобы быть классифицированным с легкой или средней умственной отсталостью, студент должен:
имеют IQ ниже 70 и демонстрируют задержку адаптивного функционирования. В
Что касается образования, то высшие работающие умственно отсталые студенты могут
находиться в общеобразовательной среде с поддержкой. Может потребоваться доработка
рабочие листы, повторяющиеся указания или партнер, с которым можно сотрудничать.Эти студенты
может потребоваться посетить ресурсную комнату в течение части дня, чтобы получить
дополнительная академическая помощь и, возможно, получение профессиональной терапии (ОТ) для работы
по адаптивным навыкам. Студенты с умеренной степенью MR извлекают пользу из учебных навыков или взаимного обучения.

Умеренно умственно отсталые учащиеся могут учиться в общем образовании
настройка для части дня и в автономной настройке для
остальное время. Студенты будут работать над одними и теми же академическими концепциями.
как их сверстники без инвалидности, но медленнее или на практическом уровне.Рубрики очень хорошо работают с этой группой, потому что они предоставляют пошаговую
ожидание того, что должно быть достигнуто. Многие из этих студентов получат пользу
от ОТ и адаптивного физического воспитания (APE) к работе над адаптивными и двигательными
навыки и умения. Скорее всего, им также понадобятся речевые услуги. Во время их
в автономном классе студенты будут работать над навыками в: общении,
повседневная жизнь, профессиональная подготовка и самопомощь.

Тяжелая форма задержки развития:

Чтобы классифицировать как сильную или глубокую отсталость, IQ студента должен
упадет ниже 50, и он / она должен указать задержку в способности быть социально
ответственный и независимый. Учителя студентов с тяжелой степенью МР используют функциональную
учебный план. Большинство этих студентов обучаются в автономном классе.
для их учебы, повседневной жизни и навыков самопомощи, профессионального обучения
и досуг. Студенты могут время от времени включаться в
общеобразовательные учреждения по искусству, музыке, специальные собрания и т. д.

Районам хорошо предоставлять ресурсы учителей. Что работает для одного
студент может не работать на другого. Для многих студентов с серьезной степенью MR задача
анализ очень эффективен.С помощью этого метода разбивается большой навык
на более мелкие навыки или задачи. Ребенок учится решать одну задачу за раз
пока не будет достигнут большой навык. Этим ученикам также полезно повторение,
положительное подкрепление и визуальные подсказки. Студентам с наиболее тяжелой степенью МРТ потребуется
комбинация OT, APE, речи, консультирования или физиотерапии (PT).

Учащиеся МР средней, средней и тяжелой степени способны учиться
и продемонстрирует уникальные сильные стороны и недостатки. В той мере, в какой это
уместно, эти студенты должны проводить часть своего дня в
общеобразовательная среда со своими сверстниками-инвалидами.

Дополнительная информация о умственной отсталости

  1. Комитет Президента
    по умственной отсталости
  2. Специальная Олимпиада —
    официальный сайт Специальной Олимпиады.
  3. Арка

Различие между умственной отсталостью / нарушением развития и психическим заболеванием

1 Различие между умственной отсталостью / нарушением развития и психическим заболеванием 1

2 Коды услуг Medicaid RSPMI не охватывают услуги, касающиеся умственной отсталости и нарушений развития. 2

3 Arkansas Medicaid действительно признает, что человек может быть умственно отсталым, а также иметь психическое заболевание. Это называется двойной диагностикой. Лица с двойной диагностикой имеют право на получение услуг RSPMI, необходимых с медицинской точки зрения. 3

4 Arkansas Medicaid признает, что человек может иметь расстройства аутистического спектра (РАС: аутизм, синдром Аспергера, распространенное расстройство развития — БДУ), а также иметь психическое заболевание.Эти люди имеют право на получение услуг RSPMI, необходимых по медицинским показаниям. 4

5 Легкая умственная отсталость Приблизительно 85% умственно отсталого населения относятся к категории умеренно отсталых. Их показатель IQ колеблется от 50 до 75, и они часто могут приобретать академические навыки до уровня 6-го класса. Они могут стать достаточно самодостаточными и в некоторых случаях жить самостоятельно при поддержке сообщества и общества.5

6 Умеренная умственная отсталость Около 10% умственно отсталого населения считается умственно отсталым. У людей с умеренной умственной отсталостью показатель IQ варьируется от: Они могут выполнять работу и заботиться о себе под умеренным присмотром. Обычно они приобретают коммуникативные навыки в детстве и могут жить и успешно функционировать в сообществе в контролируемой среде, такой как групповой дом.6

7 Тяжелая умственная отсталость Около 3-4% умственно отсталого населения имеют тяжелую отсталость. У людей с высокой степенью умственной отсталости оценка IQ равна. Они могут овладеть базовыми навыками ухода за собой и некоторыми коммуникативными навыками. Многие сильно умственно отсталые люди могут жить в групповом доме. 7

8 Глубокая умственная отсталость Только 1-2% умственно отсталого населения классифицируются как глубоко отсталые.У глубоко отсталых людей показатель IQ ниже. Они могут быть в состоянии развить базовые навыки самообслуживания и общения при соответствующей поддержке и обучении. Их задержка развития часто вызывается сопутствующим неврологическим расстройством. Сильно отсталые нуждаются в строгом контроле и надзоре. 8

9 Умственная отсталость (имеет проявления) Обычно вызывается необратимой генетической аномалией, внутриутробной дисфункцией или травмой.Невозможно контролировать или улучшить с помощью лекарств.Не может быть улучшено с помощью психотерапевтического лечения (Проявления иногда могут быть несколько улучшены с помощью образовательных вмешательств и методов.) Невозможно вылечить с помощью современной медицины и лечения Психическое заболевание (имеет симптомы) Может быть генетическим и / или экологическим происхождением Может контролироваться или улучшаться с помощью лекарств Может быть улучшено с помощью психотерапевтического лечения Использование современной медицины и лечения, часто можно реабилитировать 9

10 распространенных проявлений умственной отсталости, ошибочно диагностируемых как симптомы психического заболевания Короткий период внимания часто ошибочно диагностируется как СДВ Плоский аффект часто ошибочно диагностируется как депрессия Легко расстраивается, часто ошибочно диагностируется как расстройство личности Не адаптируется к изменениям, часто ошибочно диагностируемым как обсессивно-компульсивное расстройство Не имеет отношения к другим часто ошибочно диагностируется как шизофрения 10

11 Возможность двойного диагноза на основе лечения Уровень умственной отсталости Мягкое эффективное лечение Многие из тех же форм лечения неменосной отсталости Умеренно Тяжелое Конкретно структурированное изменение поведения Управление лекарствами Управление лекарствами Управление лекарствами Глубокая паллиативная или комфортная терапия 11

12 Аутизм Аутизм — это ряд неврологических расстройств, характеризующихся социальными нарушениями, коммуникативными трудностями и ограниченными, повторяющимися стереотипными моделями поведения. Аутизм встречается редко (0,03% — примерно у 3 из 1000 детей есть аутизм, синдром Аспергера, PDD) и чаще встречается у мужчин, чем у женщин. У аутичных детей, по-видимому, выше, чем обычно, риск некоторых других неврологических сопутствующих состояний (синдром ломкой Х [вызывает умственную отсталость], туберозный склероз [опухоли головного мозга], эпилептические припадки). 12

13 Аутизм (имеет проявления) Предполагается, что он вызван необратимой генетической аномалией Психическое заболевание (имеет симптомы) Может быть генетическим и / или экологическим происхождением Невозможно контролировать или облегчить с помощью лекарств Не может быть улучшено с помощью психотерапевтического лечения (Проявления иногда могут быть несколько улучшилось с помощью образовательных вмешательств и методов.) Можно контролировать или улучшить с помощью лекарств. Можно улучшить с помощью психотерапевтического лечения. Использование современной медицины и лечения, не поддается лечению. Применяется современная медицина и лечение, часто можно реабилитировать. 13

14 Распространенных проявлений аутизма, ошибочно диагностируемых как симптомы психического заболевания Недостаточное внимание, часто ошибочно диагностируемое или добавляемое Легко разочаровывается, часто ошибочно диагностируется как расстройство личности Не хорошо адаптируется к изменениям, часто ошибочно диагностируемым как обсессивно-компульсивное расстройство. стереотипное поведение, часто ошибочно диагностируемое как обсессивно-компульсивное расстройство. Отсутствие эмпатии, часто ошибочно принимаемое за социопатию. Нарушение социального взаимодействия, часто ошибочно принимаемое за шизофрению 14

15 Синдром Аспергера и повсеместное нарушение развития БДУ. Синдром Аспергера не задерживает когнитивное развитие и речь.Распространенное расстройство развития, не определенное иначе (PDD NOS), диагностируется при отсутствии полного набора критериев аутизма или синдрома Аспергера. 15

16 Аутизм, синдром Аспергера, PDD Возможность получить пользу от лечения В той степени, в которой любое или все нарушения / поведение вызваны расстройствами нейрологического нарушения, психотерапевтическое лечение неэффективно и может фактически причинить вред или усугубить проявления болезни. обесценение / с.Осторожное, опытное использование психиатрических препаратов может в некоторых случаях уменьшить (посредством нейрохимического вмешательства / блокирования) некоторые действия, связанные с синдромом. 16

17 Соображения при запросе услуг RSPMI Точный ли диагноз психического заболевания или был ли ошибочный диагноз, основанный на проявлениях синдрома? Подлежащие лечению симптомы — излечимые симптомы психического заболевания или неизлечимые проявления синдрома? Предлагаемое лечение — психотерапия (требует лицензии и экспертной методологии лицензированного специалиста по психическому здоровью) или образовательная (может быть проведена сертифицированным школьным учителем)? 17

18 Трагедия ошибочных диагнозов Все больше людей (родителей / опекунов) — некоторые из них ошибочно, а некоторые корыстно — ищут диагнозы расстройства аутистического спектра для своих детей, чтобы получить пособия и услуги. Моральная и этическая ответственность врачей, специалистов в области психического здоровья и педагогов состоит в том, чтобы точно различать проявления умственной отсталости, расстройств аутистического спектра и психических заболеваний, а также просвещать родителей, учителей и общественность. Психиатрическое и / или психологическое лечение, основанное на ошибочном диагнозе из-за неспособности различать симптомы психического заболевания и проявления умственной отсталости и / или расстройств аутистического спектра, может привести к: — постоянному психологическому ущербу для пациента — опасному поведению пациента, и / или — в некоторых случаях необратимое соматическое повреждение пациента.18

19 DDS Services DDS Waiver and Human Development Centres 19

20 Прием и направление Социальные работники Службы DDS служат в качестве источника приема и направления для заявок на участие в программе DDS Waiver и Центре человеческого развития (HDC). Служба DDS для детей помогает с подачей заявлений детям и подросткам в возрасте до 21 года, которые еще учатся в школе или не завершили школьную программу. DDS Services предоставляет приложения для родителей / опекунов и работает с ними, чтобы получить полное заявление и всю дополнительную информацию, необходимую для определения права на участие. Социальные работники подписывают заявление и передают его в соответствующее подразделение для обработки заявления. Затем социальные работники помогают родителю / опекуну следить за ходом рассмотрения заявления.20

21 DDS Категориальная квалификация Категории соответствия критериям Церебральный паралич Аутизм Эпилепсия Интеллектуальная инвалидность Синдром Дауна Bifida Spina Другое: любое другое неврологическое / физическое состояние, которое заставляет человека функционировать так, как будто у него есть умственная инвалидность, за исключением психического заболевания. (Нарушение порока развития должно было произойти до 22 лет и вызывало значительные нарушения.) 21

22 Средство промежуточного ухода Уровень обслуживания В дополнение к категориально квалифицируемому диагнозу, заявление лица рассматривается, чтобы определить, соответствуют ли они критериям ICF LOC. Рассматриваются следующие области: Самопомощь Понимание и использование языковых навыков Мобильность Самостоятельная жизнь Способность к самостоятельной жизни 22

23 Медицинское право Итак, человек может иметь категориальный диагноз для DDS и не иметь права на отказ от DDS или допуск в HDC, если они не функционируют на уровне ICF в трех из этих областей, что измеряется тестированием адаптивного поведения.23

24 Проверка документации Психологическая группа рассматривает психологическое тестирование: тестирование IQ и адаптивного поведения, проводимое от рождения до 5 лет: в течение года (может быть оценка развития, а не IQ / адаптивность. От 5 до 18 лет (школьный возраст) : В течение 3 лет Школьные формы: Форма решения конференции по оценке / программированию и обзор существующих данных Взрослые, не посещающие школу: В течение 5 лет 24

25 Другие области обязательной информации Форма потребности Это возможность родителя / опекуна объяснить, как функции соискателя по сравнению с другими людьми своего возраста. Социальный анамнез Медицинский диагноз и дополнительные отчеты по мере необходимости 25

26 DDS Waiver Официальное название — Alternative Community Services Home and Community Based Waiver. Обычно известна как DDS Waiver 26

27 Ограничения на участие В программе Arkansas DDS Waiver в настоящее время могут участвовать только 3 988 человек. Лимит устанавливается размером государственного финансирования, выделенного DDS для финансирования государственной части отказа.Невозможно увеличить число лиц, обслуживаемых в рамках отказа DDS, без увеличения государственных долларов, выделенных для этой цели. 27

28 Текущее состояние В настоящее время DDS Waiver заполнен списком ожидания, насчитывающим более 1800 человек. Единственный метод получения слота для отказа — это истощение. Это означает, что кто-то должен отказаться от своего слота для отказа. 28

29 Категории приоритета для отказа Соответствующие требованиям лица, которые переходят из учреждения ICF / MR, ASH или дома престарелых Соответствующие требованиям лица, находящиеся под опекой штата (DCFS или DHS для взрослых). Соответствующие требованиям лица старше 18 лет, выполнившие получили образование в государственной школе и были приняты для проживания в групповом доме или в отдельной квартире.29

30 Право на участие в программе Medicaid по категории отказа DDS Первоначальный пакет заявления об отказе включает в себя формы только для определения соответствия требованиям по медицинскому страхованию. Право на участие в программе Medicaid устанавливается в то время, когда для человека становится доступным место для отказа от прав. Право на участие в программе Medicaid зависит только от дохода и ресурсов заявителя. Доходы и ресурсы родителя / опекуна не учитываются. 30

31 Центр человеческого развития (HDC) DDS в настоящее время управляет 5 HDC в Аркадельфия Бунвилль Конвей Джонсборо Уоррен (Юго-Восточная Арктика) 31

32 Центр человеческого развития Конвей Конвей HDC является единственным из 5 учреждений, обслуживающих детей и молодежь, потому что CHDC — единственный HDC, предоставляющий образовательные услуги. Были составлены долгосрочные планы по переводу детей и молодежи из Conway HDC в условия сообщества, такие как дома или небольшие частные программы ICF. 32

33 Кампус Conway HDC Существует список ожидания приема в Conway HDC. Это не обычный лист ожидания. Жители Conway HDC живут в коттеджах, которые заполняются в зависимости от пола, возраста и уровня необходимого ухода. Эти критерии соблюдаются, когда вакансия в коттедже позволяет кому-то выйти из очереди.33

34 34

35 Контактная информация Административный персонал программы Дети: Нэнси Холдер, администратор программы Ирис Фер, руководитель медсестер Телефон: бесплатный: доб. Взрослые: Марта Смит, администратор программы

36 36 AAIDD: Американская ассоциация интеллектуалов и развития Инвалиды AAMR: Американская ассоциация умственной отсталости Ассоциация науки в области лечения аутизма Аутизм говорит об интерактивной сетевой организации помощи по аутизму: Autism, Aspergers, PDD Fact Sheets Baird G., Simonoff E. , Pickles A. и др .: «Эпидемиология аутистического расстройства и других распространенных нарушений развития. Journal of Clinical Psychiatry 66 (Suppl 10): 3 8. (2006). Byrd RS, Sage AC, Keyzer J et al. др .: Коморбидная психопатология с расстройством аутистического спектра у детей: обзор. Журнал нарушений развития в жилых помещениях 28 (4): (2005) .. Чакрабарти С., Распространенные нарушения развития у детей дошкольного возраста. Журнал Американской медицинской ассоциации 285 (24 ): (2010). Борьба с аутизмом.org Fombonne E .: Эпидемиология расстройств аутистического спектра: растет ли распространенность ?. Умственная отсталость и нарушения развития 8 (3): (2008). GRASP: Глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера Национальное аутистическое общество Национальный институт неврологических расстройств Источники и ресурсы Раттер Р.М .: Заболеваемость расстройствами аутистического спектра: изменения с течением времени и их значение Институт психиатрии, Королевский колледж, Лондон, Великобритания. Янв; 94 (1): 2-15. Национальная медицинская библиотека США, Национальные институты здравоохранения.(2009). Шаттак П. Т. Вклад диагностической замены в растущую административную распространенность аутизма в специальном образовании США. Педиатрия 117 (4): (2006). Зафейриу Д. И., Вервери А. и Варджами Е. Детский аутизм и сопутствующие заболевания. Развитие мозга. 29 (5): (2009).

37 37 Вопросы и ответы

38 Спасибо! 38

Умственная отсталость у детей

Это нарушение развития, характеризующееся уровнем интеллекта значительно ниже среднего (коэффициент интеллекта [IQ] ниже 70) и неспособностью функционировать и адаптироваться к повседневной жизни без посторонней помощи.

Умственная отсталость у детей (также называемая когнитивной инвалидностью или умственной отсталостью)
Это нарушение развития, характеризующееся значительно более низким уровнем интеллекта (коэффициент интеллекта [IQ] ниже 70) и неспособностью функционировать и адаптироваться к повседневной жизни без посторонней помощи.
Умственная отсталость означает, что кто-то имеет интеллект ниже среднего.

Что вызывает умственную отсталость?

  • Умственная отсталость сама по себе не болезнь. Это происходит, когда что-то травмирует мозг или проблема препятствует нормальному развитию мозга.
  • Некоторые лекарства, принимаемые во время беременности, могут вызывать умственную отсталость.
  • Употребление алкоголя во время беременности.
  • Инфекции матери при беременности типа краснухи, ветряной оспы.
  • Генетические причины, такие как синдром Дауна.
  • Снижение поступления кислорода в мозг во время родов.
  • Инфекции новорожденных типа менингита, кори.
  • Тяжелые травмы головы, например, травма головы, синдром тряски младенца.

Симптомы и признаки умственной отсталости

Дети с задержкой умственного развития обычно плохо обучаются. Они развивают многие навыки и достигают многих вех в развитии в более позднем возрасте, чем другие дети. У этих детей могут быть проблемы с обучением в школе, особенно с трудностями при решении задач или логическом мышлении.Например, они часто сидят, ползают или ходят в более старшем возрасте или развивают социальные навыки (например, понимание социальных правил и последствий своих действий), навыки самообслуживания (например, одевание и прием пищи без посторонней помощи) и речь. и языковые навыки позже.

  • У детей с умственной отсталостью могут быть проблемы с обучением в школе (например, трудности с решением проблем или логическим мышлением).
  • У детей с умственной отсталостью могут быть проблемы с обучением в школе (например,g., трудности с решением проблем или логическим мышлением).
  • Низкий коэффициент интеллекта ниже 70.

Тяжесть умственной отсталости чаще всего измеряется коэффициентом интеллекта пациента (IQ). Средний IQ составляет 100, а «нормальный» интеллект колеблется от IQ от 90 до 110. Люди с IQ примерно от 70 до 89 считаются ниже среднего, но не умственно отсталыми. По степени тяжести умственная отсталость делится на пять категорий:

  • Легкая отсталость.IQ колеблется от 50-55 до примерно 70.
  • Умеренная задержка развития. IQ от 35 до 40, от 50 до 55.
  • Сильная умственная отсталость. IQ колеблется от 20 до 25 до от 35 до 40.
  • Глубокая отсталость. IQ ниже 20 или 25.
  • Не указано. IQ нельзя проверить, но предполагается, что он низкий.

Диагностика

Лечение умственной отсталости

Детям с умственной отсталостью требуется терапия и специальная подготовка для приобретения навыков.Он включает логопедию, физиотерапию и специальную терапию для улучшения социальных навыков и рабочих навыков.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *