Доказательная фармакотерапия —
A. Li Wan Po
Университет Ноттингема, Великобритания
Evidence-Based Pharmacotherapy (дословно – фармакотерапия, основанная на доказательствах) обеспечивает наиболее эффективное и экономичное лечение, основанное на лучших доступных данных. Такая фармакотерапия является разделом медицины, основанной на доказательствах (Evidence-Based Medicine), и предполагает поиск, сравнение, обобщение и распространение полученных доказательств с целью их использования на пользу больных [1]. Даже в новых руководствах часто приводятся устаревшие сведения, а рекомендации экспертов в учебниках и описательных обзорах не подтверждаются доказательствами [2,3]. В настоящее время издается около 40000 биомедицинских журналов, публикующих примерно 2 миллиона статей ежегодно [4]. Практические врачи и руководители здравоохранения остро нуждаются в критической оценке огромной информации, что и послужило основанием для появления концепции доказательной медицины.
Определение доказательства
В фармакотерапии доказательства получают из различных источников, включая результаты клинических испытаний, описания случаев заболевания и клинический опыт. По мнению Шведского совета по технологии оценки в здравоохранении, качество доказательств из этих источников различается по достоверности и убывает в следующем порядке: 1) рандомизированное контролируемое испытание; 2) нерандомизированное испытание с одновременным контролем; 3) нерандомизированное испытание с историческим контролем; 4) когортное исследование; 5) исследование типа “случай-контроль”; 6) перекрестное испытание; 7) результаты наблюдений;
описание отдельных случаев.
До внедрения контролируемых клинических испытаний фармакотерапия основывалась главным образом на личных рекомендациях специалистов. Личный опыт важен для формирования гипотез, но мало полезен для количественного анализа из-за пристрастности и высокой вероятности искажения оценок.
Сопоставление доказательств
Сведения о фармакотерапии обычно суммируются в описательных обзорах, главным недостатком которых является возможность формирования неадекватных представлений о достоинствах и недостатках того или иного метода лечения. Чтобы свести до минимума подобные искажения, используют научно-систематизированный подход, названный мета-анализом [5]. Мощное развитие он получил в работах Ассоциации Кокрена [6]. Мета-анализ включает в себя 6 этапов, фиксирующихся в протоколе, как и в любом научном исследовании: определение основной цели анализа; выбор способов оценки результатов; систематизированный поиск информации; обобщение количественной информации; анализ ее с помощью статистических методов; интерпретация результатов.
Цель систематизированного обзора должна быть ясно определена, например, останавливает ли мазь ацикловира развитие герпетических повреждений? Второстепенными вопросами могут быть следующие: уменьшает ли мазь продолжительность сохранения герпетической сыпи или опасность инфицирования? Хотя в целом эффективность ацикловира при герпетических инфекциях не вызывает сомнений, однако однозначно ответить на поставленные вопросы по отдельности сложно. Конечно, при мета-анализе могут быть поставлена не только основная, но и несколько второстепенных (вторичных) целей.
Определение меры клинического результата – одна из наиболее трудных задач при планировании мета-анализа. Что, например, понимать под тяжестью герпетической инфекции при лечении мазью с ацикловиром? Следует ли оценивать ее по объективным (площадь поражений) или субъективным (зуд, боль) параметрам? Как они соотносятся с общей оценкой? Лучше ли выбрать одну общую оценку? В дерматологии предпочтение обычно отдают мнению самого больного [7], хотя в некоторых исследованиях выраженность зуда оценивалась врачом. При анализе результатов лечения хронических заболеваний важно пренебречь непосредственным эффектом и попытаться оценить менее заметные но, вероятно, более важные аспекты терапии, в частности ее влияние на качество жизни больных. Причем необходимо проверить информативность методов оценки качества жизни. Этот процесс трудоемкий и дорогой, но результаты, полученные с помощью непроверенных методов, вряд ли, будут иметь практическое значение.
В некоторых случаях достоверно оценить результат фармакотерапии сложно. К примеру, чтобы выявить снижение частоты костных переломов у больных остеопорозом, необходимы длительные исследования профилактических лекарственных средств. В подобной ситуации возникает искушение использовать т.н. “суррогатные” критерии эффективности, например, показатели обмена или плотности костной ткани. Но считать их динамику показателем эффективности лечения можно лишь в том случае, если она позволяет надежно прогнозировать реальные клинические результаты лечения.
Поиск информации для мета-анализа требует опыта. При отсутствии систематизированного подхода многие важные исследования могут быть пропущены. Даже при тщательном компьютерном поиске не всегда удается обнаружить нужные исследования из-за плохого индексирования [8]. По этой причине компьютерный отбор следует дополнять “ручным” поиском испытаний, изучением списков литературы в статьях и запросами исследователей и производителей лекарственных веществ, работающих в соответствующей области.
Высший уровень достоверности обеспечивают рандомизированные контролируемые исследования, но в определенных случаях, например, при анализе нежелательных эффектов более информативны ретроспективные (случай-контроль) или проспективные (когортные) наблюдательные исследования. Тем не менее, многие мета-аналитики считают, что в качестве доказательств можно использовать только результаты рандомизированных контролируемых исследований [9]. В любом случае решение о включении статьи в мета-анализ принимают только на основании заранее определенных критериев [10]. Следует отметить, что недавние противоречивые заявления об опасности применения комбинированных контрацептивов основывались только на результатах исследований “случай-контроль”, но чисто технически c помощью рандомизированных контролируемых исследований очень трудно установить причину таких редких нежелательных явлений, как венозные тромбозы и эмболии у молодых женщин.
Протокол исследования и критерии оценки результатов лечения определяют характер получаемой количественной информации. При мета-анализе могут возникнуть проблемы, связанные с необходимостью повторной оценки результатов. Например, может быть принято решение включать в анализ исследования длительностью 6 мес, а в отчетах об испытаниях срок их указывается как “более 3 мес”.
Обобщение данных должно всегда включать в себя критическую оценку сравниваемых исследований. Иногда обобщение результатов оказывается невозможным из-за малочисленности исследований, их несопоставимости друг с другом или плохого изложения. Невозможно, например, объединить исследования псориаза, в которых использованы объективные (индекс тяжести заболевания и площадь поражения) и субъективные (аналоговая шкала) показатели тяжести болезни. В некоторых случаях отдельные достаточно надежные испытания могут качественно отличаться от множества других, что также не позволяет объединить их результаты для статистического анализа. В этой ситуации разумной альтернативой мета-анализу может быть “синтез лучшего доказательства” [11], который используют также при отсутствии надежных исследований. В таких случаях проводят тщательный анализ доступных исследований и определяют, достаточно ли неискаженной информации для приемлемых заключений. В последующем сделанные выводы должны быть проверены в рандомизированном контролируемом исследовании.
При наличии достаточно однородных исследований их статистическое объединение оправдано и позволяет лучше оценить эффект. Существуют тесты на однородность, в основном не очень высокой статистической мощности. Если тесты свидетельствуют об отсутствии однородности, то результаты исследований используют как случайные величины [12]. Иными словами, не рассматривают каждый результат исследований как проявление общего эффекта, а предполагают, что в исследованиях изучаются несколько различающихся эффектов. Неоднородность может быть обусловлена различиями критериев отбора, протоколов и т.д. Необходимо установить причину выраженных различий между отдельными испытаниями. Статистические методы объединения данных многочисленны и разнообразны, а их выбор зависит от характеристик доступных показателей (дихотомические, порядковые или непрерывные) [12]. Существуют методы объединения данных о выживаемости [13], зависимости доза-эффект [14], информативности диагностических тестов [15].
Мета-анализ проводят для того, чтобы обобщить имеющуются информацию и распространить ее в понятном для читателей виде. К сожалению, часто приходится использовать довольно трудные для интерпретации статистические показатели типа отношения шансов или риска (odds ratio). В таких случаях на помощь приходят графические изображения [16]. Существуют альтернативные подходы к интерпретации данных; одним из наиболее полезных критериев является число больных, которых необходимо пролечить, чтобы получить один благоприятный результат или предупредить один неблагоприятный исход. Его вычисляют как частное 1 и абсолютного снижения риска [17]. Например, в клиническом исследовании лечение А привело к выздоровлению у 30% больных, а лечение Б – у 10%. Следовательно, абсолютное снижение риска составляет 30 – 10 = 20% (или 0,2), а указанный показатель равняется 1/0,2 = 5. Иными словами, чтобы вылечить еще одного больного (в сравнении с лечением Б), лечение А должно быть проведено еще у 5 больных.
Некоторые недавние разработки
Кумулятивный мета-анализ. Позволяет построить кумулятивную кривую накопления оценок при появлении новых данных. Используя этот метод, J.Lau и соавт. [18] показали, что иногда крупные исследования незначительно дополняют представления об эффективности, которая доказана в предыдущих небольших испытаниях. Например, уже к 1977 г. было накоплено достаточно данных, подтверждающих эффективность стрептокиназы при остром инфаркте миокарда.
Проспективный мета-анализ. До сих пор акцент делался на объединении результатов уже проведенных исследований. Заслуживает похвалы попытка разработки мета-анализа планируемых испытаний, который можно было бы назвать проспективным мета-анализом [19]. Такой подход может оказаться осуществимым в областях медицины, где уже существует сложившаяся сеть обмена информацией и совместных программ. На практике вместо проспективного мета-анализа часто применяют проспективно-ретроспективный мета-анализ, объединяя новые результаты с ранее опубликованными.
Мета-анализ индивидуальных данных. Описание клинических испытаний чаще всего проводится недостаточно тщательно, поэтому изучение индивидуальных данных перед мета-анализом могло бы, по-видимому, обеспечить неискаженную окончательную оценку. Мета-анализ, основанный на изучении результатов лечения отдельных больных, называют мета-анализом индивидуальных данных [20]. Подобный подход, описанный в 1971 году в области образования [21], доступен только для участников группы клинических исследований, имеющих доступ к историям болезни. В ближайшем будущем мета-анализ индивидуальных данных, скорее всего, будет ограничиваться основными заболеваниями, лечение которых требует крупномасштабных централизованных капиталовложений.
Преимущества мета-анализа
Мета-анализ позволяет обобщить информацию, полученную из различных источников, научно-обоснованным и воспроизводимым способом, что дает ему ряд преимуществ. В частности, объединение исследований, данные которых оказались статистически недостоверными, может обеспечить достоверный суммарный результат. В ходе обобщения может проявиться неоднородность результатов, изучение причин которой позволяет вскрыть неожиданные клинические проблемы. Например, эффективность конкретного лечения может зависеть от индивидуальных особенностей организма. Соответственно, можно прогнозировать результаты терапии у отдельных групп больных, обладающих этими особенностями, и проверить эту гипотезу в будущих исследованиях. Во время мета-анализа авторы постоянно общаются со своими коллегами, проводившими исследования, с целью выяснения тех или иных аспектов опубликованных ими сообщениий или поиска других испытаний. В результате формируются информационные сети, которые в будущем облегчат проведение индивидуального и проспективного мета-анализа.
Проблемы мета-анализа
Искаженные оценки. Существует несколько причин искажения оценок при мета-анализе. В частности оно связано со стремлением авторов публиковать положительные, а не отрицательные результаты. Предложен статистический метод, позволяющий выявить подобное искажение и устранить его при анализе [22]. Более того, при анализе чувствительности суммарной оценки принято оценивать число испытаний с отрицательным результатом (индекс надежности), которые потребовались бы для предотвращения любого наблюдаемого положительного результата. Другими возможными причинами искажений могут быть следующие: (1) незаконченность информационного поиска; (2) неудачные критерии отбора источников; (3) небрежности изложения в оригинальных сообщениях. При традиционном описательном анализе причин для ошибок значительно больше.
Объединение разнородных исследований. Критики мета-анализа полагают, что в нем “яблоки смешиваются с апельсинами”, а интерпретация результатов невозможна [23]. Однако грамотно выполненный мета-анализ далек от подобных критических замечаний, поскольку он предполагает наличие строгих критериев отбора исследований и тщательный анализ имеющейся неоднородности. Смешивание же “слегка различающихся фруктов” может улучшить однородность выборки с помощью различных статистических методов.
Включение неопубликованных данных. При мета-анализе авторы пытаются выявить все исследования в определенной области – опубликованные или неопубликованные. Хотя последние могут быть методологически слабыми, однако тщательная оценка качества исследований перед включением в мета-анализ устраняет этот недостаток [24]
“Золотой стандарт”. Таким стандаром обычно считают хорошо проведенное клиническое исследование, имеющее адекватный дизайн и размер выборки. При наличии нескольких подобных исследований мета-анализ позволяет получить неоспоримые факты. Проблемы возникают при расхождении результатов одного крупного и нескольких небольших исследований. Причины расхождения необходимо детально выяснить, не поддаваясь искушению ориентироваться на результаты крупного исследования. Примером подобного расхождения могут служить сведения о динамике выживаемости больных острым инфарктом миокарда в результате внутривенного введения сульфата магния [25]. Результаты двух мета-анализов свидетельствовали о снижении смертности больных, поэтому сульфат магния был разрекламирован как эффективное, безопасное и дешевое средство лечения инфаркта миокарда. Но последующее исследование у 58000 больных (ISIS-4) не подтвердило эффективность сульфата магния. Одни авторы использовали этот случай как повод для отказа от мета-анализа, другие обращали внимание на преимущества крупномасштабных рандомизированных исследований, третьи подвергали сомнению соответствие крупных испытаний “золотому стандарту”. Другими словами, большая тщательность требуется даже при использовании “золотого стандарта”. Не существует общего “золотого стандарта”, может быть только специфический.
Оценки качества. Предложены различные методы оценки отдельных испытаний. Некоторые из них исключительно сложны и предполагают использование более 30 критериев, что делает неоднозначной полезность таких методов. По моему мнению, необходимо проверять зависимость оценки результатов мета-анализа от качественных компонентов [26]. При наличии какой-либо зависимости требуется ее интепретация.
Ассоциация Кокрена
Составление систематизированных обзоров – весьма трудоемкая работа, которая требует объединенных усилий различных специалистов. В 1992 году J.Chalmers основал Ассоциацию Кокрена, которая является наиболее активной организацией, работающей в этой области [27], и сегодня насчитывает около 3000 членов. Ассоциация представляет собой сеть связанных друг с другом центров в различных странах. В рамках ассоциации существуют группы, занимающиеся анализом и обобщением информации из различных клинических разделов (например, шизофрения, инсульт или менструальные расстройства) и областей (например, общая практика) или методических подходов (статистические методы, данные по отдельным больным, информатика). Ассоциация приглашает к сотрудничеству всех желающих. Цель ассоциации – иметь исчерпывающий регистр всех рандомизированных клинических исследований, необходимых для составления систематизированных обзоров, которые включаются в базу данных и распространяются на компакт-дисках [28].
Выводы
Традиционный описательный анализ медицинской информации часто приводит к искаженной оценке результатов. Альтернативным подходом, который приобретает все большую популярность, является систематизированный анализ со статистическим обобщением данных (мета-анализ). Чтобы сделать надежные выводы, необходима особая тщательность анализа. Особое внимание следует уделить выбору и критической оценке клинических данных. Основой фармакотерапии являются высококачественные обобщения, полученные из тщательно составленных систематизированных обзоров.
Исследования центра EBM в Ноттингеме
Флюоксетин и самоубийства. Многие исследователи отмечали более высокую частоту самоубийств при лечении флюоксетином. Результаты мета-анализа, представленные производителем, свидетельствовали об отсутствии различий частоты суицидальных попыток при применении флюоксетина и плацебо, однако мы показали, что этот результат недостаточно достоверен и не позволяет сделать окончательный вывод [29].
Никотиновые пластыри. Показано, что пластыри, содержащие никотин, помогают пациентам бросить курить. Механизм высвобождения никотина не влияет на их эффективность [30].
Предменструальный синдром. Критический анализ клинических исследований эффективности лечения предменструального синдрома показал неадекватность их планирования и использование несопоставимых методов оценки результатов [31].
Психометрическое тестирование пожилых людей. Показана возможность использования более краткой шкалы психометрического тестирования, что облегчает процедуру обследования для пациента и врача [33].
Статья переведена на русский язык в Московском центре доказательной медицины при факультете фундаментальной медицины МГУ. Редакторы перевода: проф. О.С.Медведев и проф. В.А.Горьков. Московский центр создан при поддержке EU Tacis Programme и Merck Foundation.
1. Evidence-based medicine. JAMA, 1992, 268, 2420-2425.
2. Collins R., Gray R., Godwin J., Peto R. Avoidance of large biases in the assessment of moderate treatment effects – the need for systematic overviews. Stat. Med., 1987, 6, 245-250.
3. Amman Е., Lau J., Kupelnick B. et al. A comparison of results of meta-analyses of randomized controlled irials and recommendations of clinical experts. JAMA, 1992, 268, 240-248.
4. Oxman A., Guyall G. Guidelines for reading literature reviews. Can. Med. Assoc. J., 1988, 138, 697-703.
5. Glass G. Primary, secondary and meta-analysis of research. Educ. Res., 1976, 5, 3-9.
6. Herxhcimer A. Systematic reviews of RCTs: how pharmaceutical physicians and colleagues can contribute. Pharm. Med., 1994, 8, 43-48.
7. Fredriksson T., Pettersson U. Severe psoriasis – oral therapy with a new retinoid. Dermatoclinica, 1978, 157, 238-244.
8. Hetherington T., Chalmers I., Dickersin К., Meinert С. Retrospective and prospective identification of controlled trials: lessons from a survey of obstetricians and paediatricians. Pediatrics, 1989, 84, 374-380.
9. Shapiro S. Meta-analysis/meta-analysis point/counterpoint: meta-analysis of observational studies. Am. J. Epidemiol., 1994, 140, 771-778.
10. Chalmers J. Improving the quality and dissemination of reviews of clinical research. In: Lock S. (editor). The future of medical journals. London: BMA, 1991, 127-146.
11. Slavin R. Best evidence synthesis: an intelligent alternative to meta-analysis. J. Clin. Epidemiol., 1995, 48, 9-18.
12. Der Simonian R., Laird N. Meta-analysis ol clinical trials. Controlled Clinical Trials, 1986, 7, 177-188.
13. Dear K. Iterative generalized least-squares for meta-analysis of survival data at multiple times. Biometrics, 1994, 50, 989-1002.
14. Tweedie R., Rengersen K. Meta-analytic approaches to dose-response relationships. Stat. Med., 1995, 14, 545-569.
15. Irwig L., MaCaskill P., Glasziou P., Fahey M. Meta-analytic methods for diagnostic test-accuracy. J. Clin. Epidemiol., 1995, 48, 119-130.
16. Zhang W., Li Wan Po A. The effectiveness of topically applied capsaicin. A meta-analysis. Eur. J. Clin. Pharmacol., 1994, 46, 517-522.
17. Cook R., Sackett D. The number needed to treat: a clinically useful measure of treat-ment effect. Br. Med. J., 1995, 310, 452-454.
18. Lau J., Amman E., Jimenez-Silva J. et al. Cumulative meta-analysis of therapeutic irials for myocardial infarction. N. Engl. J. Med., 1992, 327, 248-254. •
19. Margitic S., Morgan T., Sager M., Eurberg C. Lessons learned from a prospective meta-analysis. J. Am. Geriatr. Soc., 1995, 43, 435-439.
20. Stewart L., Parmar M. Meta-analysis of the literature or of individual patient data: is there a difference. Lancet, 1993, 341, 418-422.
21. Light R., Smith P. Accumulating evidence: procedures for resolving contradictions among different research studies. Harvard Ed. Rev., 1971, 4, 429-471.
22. Lyengar S., Greenhouse J. Selection models and the file drawer problem. Stat. Sci., 1988, 3, 109-135.
23. Eysenck H. Meta-analysis and its problems. Br. Med. J., 1994, 309, 789-792.
24. Cook D., Guyatt G., Ryan G. et al. Should unpublished data be included in meia-analyses? JAMA, 1993, 269, 2749-2753.
25. Egger M., Smith G. Misleading meta-analysis. Lessons from “an effective, safe, simple” intervention that wasn’t. Br. Med. J., 1995, 310, 372-374.
26. Greenland S. Can meta-analysis be salvaged? Am. J. Epidemiol., 1994, 140, 783-787.
27. Chalmers J., Dickersin K., Chalmers T. Getting to grips with Archie Cochrane’s agenda. Br. Med. J., 1994, 305, 786-788.
28. The Cochrane database of systematic reviews. London: BMJ Publishing Group and Update Software, 1995.
29. Li Wan Po A. Fluoxetine and suicide: meta analysis and Monte Carlo simulations. Pharmacoepidemiol. Drug Safety, 1993, 2, 79-84.
30. Li Wan Po A. Transdermal nicotine in smoking cessation: A meta-analysis. Eur. J. Clin. Pharmacol., 1993, 45, 519-528.
31. Budeiri D., Li Wan Po A., Dornan J. Clinical trials of treatments of premenstrual syndrome: entry criteria and scales for measuring treatment outcomes. Br. J. Obstet. Gynaecol., 1994, 101, 689-695.
32. Delargy P., Li Wan Po A. Are terfenadine and astemizole non-sedative antihislamine compounds? A meta-analysis. Pharmacoepidemiol. Drug Safety, 1992, 1, 299-319.
33. Johnston B., Scott N., Li Wan Po A. et al. Psychometric profiling of the elderly using the Cambridge Cognitive Examination. Ann. Pharmacother., 1995, 29, 982-987.
(Visited 161 times, 1 visits today)
Виды фармакотерапии.
Нужна помощь в написании работы?
ЭТИОТРОПНАЯ — идеальный вид фармакотерапии. Этот вид ФТ направлен на устранение причины болезни. Примерами этиотропной ФТ могут быть лечение противомикробными средствами инфекционных больных (бензилпенициллин при стрептококковой пневмонии), применение антидотов при лечении больных с отравлениями токсическими веществами
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ — направлена на устранение или подавление механизмов развития болезни. Большинство применяемых в настоящее время лекарств относится именно к группе препаратов патогенетической ФТ. Антигипертензивные средства, сердечные гликозиды, антиаритмические, противовоспалительные, психотропные и многие другие лекарственные препараты оказывают терапевтическое действие путем подавления соответствующих механизмов развития заболевания
СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ — направлена на устранение или ограничение отдельных проявлений болезни. К симптоматическим лекарственным средствам можно отнести обезболивающие препараты, не влияющие на причину или механизм развития болезни. Противокашлевые средства — также хороший пример симптоматических средств.
ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ используется при дефиците естественных биогенных веществ. К средствам заместительной терапии относятся ферментные препараты (панкреатин, панзинорм и т. д. ), гормональные лекарственные средства (инсулин при сахарном диабете, тиреоидин при микседеме), препараты витаминов (витамин Д, например, при рахите). Препараты заместительной терапии, не устраняя причины заболевания, могут обеспечивать нормальное существование организма в течение многих лет.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ проводится с целью предупреждения заболеваний. К профилактическим относятся некоторые противовирусные средства (например, при эпидемии гриппа — ремантадин), дезинфицирующие препараты и ряд других.. Хорошим примером проведения профилактической терапии является использование вакцин
15.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
Фармакотерапия — Википедия. Что такое Фармакотерапия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фармакотерапия (от др.-греч. φάρμακον — лекарство) — лечение лекарственными средствами, или иначе, фармакологическими агентами, относится к консервативным (неинвазивным) методам лечения.
Сходное понятие «химиотерапия» обозначает фармакотерапию в применении к онкологии и лечению инфекционных (и паразитарных) заболеваний.
Фармакотерапией также называется раздел фармакологии, изучающий терапию лекарственными препаратами.
Виды фармакотерапии
Различают следующие виды фармакотерапии:
- Этиотропная терапия (др.-греч. αἰτία — причина и τρόπος — направление) — идеальный вид фармакотерапии. Этот вид ФТ направлен на устранение причины болезни. Примерами этиотропной ФТ могут быть лечение противомикробными средствами инфекционных больных (бензилпенициллин при стрептококковой пневмонии), применение антидотов при лечении больных с отравлениями токсическими веществами.
- Патогенетическая терапия — направлена на устранение или подавление механизмов развития болезни. Большинство применяемых в настоящее время лекарств относится именно к группе препаратов патогенетической ФТ. Антигипертензивные средства, сердечные гликозиды, антиаритмические, противовоспалительные, психотропные и многие другие лекарственные препараты оказывают терапевтическое действие путём подавления соответствующих механизмов развития заболевания.
- Симптоматическая терапия — направлена на устранение или ограничение отдельных проявлений болезни. К симптоматическим лекарственным средствам можно отнести обезболивающие препараты, не влияющие на причину или механизм развития болезни. Противокашлевые средства — также хороший пример симптоматических средств. Иногда эти средства (устранение болевого синдрома при инфаркте миокарда) могут оказывать существенное влияние на течение основного патологического процесса и при этом играть роль средств патогенетической терапии.
- Заместительная терапия — используется при дефиците естественных биогенных веществ. К средствам заместительной терапии относятся ферментные препараты (панкреатин, панзинорм и т. д.), гормональные лекарственные средства (инсулин при сахарном диабете, тиреоидин при микседеме), препараты витаминов (витамин Д, например, при рахите). Препараты заместительной терапии, не устраняя причины заболевания, могут обеспечивать нормальное существование организма в течение многих лет. Не случайно такая тяжёлая патология как сахарный диабет — считается особым стилем жизни у американцев.
- Профилактическая терапия — проводится с целью предупреждения заболеваний. К профилактическим относятся некоторые противовирусные средства (например, при эпидемии гриппа — римантадин), дезинфицирующие препараты и ряд других. Применение противотуберкулезных препаратов типа изониазида также можно считать профилактической ФТ. Хорошим примером проведения профилактической терапии является использование вакцин.
1. Общие вопросы клинической фармакологии. Предмет и задачи клинической фармакологии. Понятия «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними. Фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, их содержание и значение. Федеральный Закон о Лекарственных средствах. Типы названий препаратов. Понятие о формулярной системе. Принципы клинических испытаний новых ЛС, современные методы проведения клинических испытаний, понятие о контролируемых клинических исследованиях. Понятие и основные положения концепции медицины, основанной на доказательствах. Деонтология в клинической фармакологии. Фармакодинамика ЛС. Определение понятий, рецепторы, механизм действия, селективность, полные и частичные агонисты и антогонисты. терапевтический индекс, клинический эффект, НЛР. Особенности фармакодинамики ЛС в различные периоды жизни человека (дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди). Фармакокинетика ЛС: путь введения, всасываемость, биодоступность, биоэквивалентность, связь с белками, объем распределения, метаболизм, период полувыведения, клиренс, пути и скорость выведения. Значение фармакокинетики для выбора определения режима дозирования ЛС. Особенности фармакокинетики ЛС в различные возрастные периоды (дети, пожилые люди), а также у беременных и лактирующих женщин. Особенности фармакокинетики ЛС при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровообращения, печени и почек. Взаимосвязь между фармакодинамикой и фармакокинетикой ЛС. Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (дозы — разовая, суточная, курсовая; кратность применения). Значение мониторного наблюдения за действием ЛС. Взаимодействие ЛС, их характер (фармацевтическое, фармакокинетическое, фармако-динамическое). Клиническая характеристика проявлений взаимодействия ЛС. Принципы выбора рационального комбинирования ЛС. Нежелательные лекарственные реакции. Методы их выявления, прогнозирования, профилактики и коррекции. Клинические виды нежелательных лекарственных реакций. Зависимость нежелательных лекарственных реакций от показаний к применению ЛС, от пути введения, от дозы, длительности их применения, от возраста больных. Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения ЛС у пациентов, включая оценку качества жизни. Значение клинических и лабораторно-инструментальных методов оценки эффективности и безопасности применения ЛС. Особенности проявления нежелательных лекарственных реакций в стоматологии. Проявление системных нежелательных лекарственных реакций в полости рта (гиповитаминозы, инфекции, кровоточивость). Нежелательные лекарственные реакции со стороны слюнных желез (сиалоз, сиалгия, птиализм, ксеростомия), зубов (декальцификация, деструкция, дисколорация), слизистой полости рта (десквамация, дисколорация, афтозный и лихеноидный стоматит), изменение вкуса, чувствительности. Меры профилактики и коррекции. |
Статья о фармакотерапии по The Free Dictionary
(или медикаментозная терапия), лечение болезней лекарствами.
В этиотропной фармакотерапии применяемый препарат воздействует на причину заболевания; Примером этиотропной терапии является лечение инфекций антибиотиками или лечение отравлений специфическими антидотами. К этиотропной фармакотерапии относится заместительная фармакотерапия, при которой вводимые в организм лекарства замещают дефицитные физиологически активные вещества; примерами являются использование гормонов при недостаточной функции эндокринных желез и использование витамина B 12 при злокачественной анемии.Фармакотерапия является патогенетической, если лекарственное средство воздействует на механизм развития или патогенез заболевания; например, применение сердечных гликозидов при сердечной недостаточности, нитроглицерина при стенокардии и адреналина при бронхиальной астме является патогенетической терапией. Если препараты облегчают только симптомы заболевания, как при использовании анальгетиков или средств от кашля, фармакотерапия называется симптоматической терапией.
Фармакотерапию часто сочетают с другими методами лечения, такими как физиотерапия и диетотерапия.Наркотики часто используются в различных комбинациях. Выбор конкретного лекарства определяется такими факторами, как природа заболевания, течение болезни и переносимость лекарства пациентом; препарат должен обладать максимальной эффективностью и вызывать минимальные побочные эффекты.
Отдельным направлением фармакотерапии является химиотерапия инфекционных заболеваний и опухолей. Химиотерапевтические агенты обладают избирательным и специфическим действием на возбудителей (простейшие, микробы и вирусы) или на субстрат (опухолевые клетки) заболевания.Это избирательное терапевтическое действие зависит от конкретных физиологических, биохимических и других характеристик инфекционного агента или опухолевой клетки. Например, пенициллин избирательно повреждает поверхностную мембрану бактерии, в результате чего чрезмерное количество воды проникает в микроорганизм и убивает его (бактерицидное действие). Сульфаниламиды нарушают синтез белка и тем самым замедляют размножение микроорганизмов (бактериостатическое действие). Важным принципом химиотерапии является то, что доза лекарства должна быть достаточной силы и должна вводиться через соответствующие интервалы для поддержания необходимой концентрации лекарства в крови и тканях.Об эффективности антимикробной терапии судят по динамике симптомов заболевания (например, по снижению температуры тела и нормализации состава крови), а об эффективности противоопухолевой терапии — по исчезновению опухолевых клеток.
Терапевтический эффект препарата зависит от способа введения и способности препарата преодолевать тканевые барьеры и накапливаться в пораженных областях. Поскольку в процессе терапии некоторые микроорганизмы или опухолевые клетки могут стать устойчивыми к данному лекарству и могут размножаться, для достижения более полного противомикробного или противоопухолевого эффекта часто используются комбинации нескольких препаратов; например, пенициллин можно комбинировать со стрептомицином, или комбинация цитостатических агентов может быть направлена против опухолевых тканей, которые различаются по метаболизму и скорости деления.Использование антибиотиков и сульфаниламидов помогает бороться с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулез, пневмония и скарлатина. Современные комбинации цитостатических агентов могут резко увеличить продолжительность жизни пациентов с болезнью Ходжкина или с некоторыми другими видами рака, а иногда могут привести к виртуальному излечению. Ведутся интенсивные исследования по разработке противовирусных химических препаратов.
Фармакотерапевтические средства могут вызывать нежелательные побочные эффекты.Побочные эффекты могут быть в некоторых случаях вызваны непереносимостью пациентом препарата или аллергическими реакциями; в других случаях они могут быть связаны с токсическим действием больших доз препаратов, как при цитотоксическом заболевании. Современная фармакотерапия, включающая использование психотропных, химиотерапевтических и гормональных препаратов, а также многих других эффективных лекарств, позволяет врачу вмешиваться в течение болезни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вотчал, Б.Е. Очки клинической фармакологии , 2-е изд.М., 1965.
Кассирский И.А., Ю. Л. Милевская. Очки современной клинической терапии , 2-е изд. Ташкент, 1970.
Машковский, М. Д. Лекарственные средства , 7 изд., Ч. 1–2. М., 1972.
Тринус, Ф.П. Фармакотерапевтический справочник . Киев, 1972.
Лечебная болезнь . София, 1973. (Пер. С болгар.)
М. Д. М АШКОВСКИЙ и А. И. В ОРОБЬЕВ
Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970-1979).© 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Программа стажировки в аптеке: Фармакотерапия
Тип программы: Двухлетняя резидентура, аккредитованная ASHP (PGY 1 и PGY 2)
Номер соответствия ASHP: 141419
Цель: Эта специализированная резиденция по фармакотерапии является двойной годовая резидентура, предназначенная для подготовки фармацевтов к практике на уровне специалиста по фармакотерапии. Благодаря опыту оказания стационарной и амбулаторной помощи он способствует повышению знаний и совершенствованию клинических навыков во всех областях фармакотерапии.Выпускниками этой программы будут высококвалифицированные независимые практикующие врачи, обладающие продвинутым уровнем знаний и опыта в предоставлении фармацевтической помощи различным группам пациентов. Кроме того, можно ожидать, что фармацевты, окончившие эту программу, успешно пройдут сертификацию совета (BCPS), проведут исследования, связанные с практикой, и будут служить пациентам, поставщикам медицинских услуг и учреждениям в качестве авторитетного источника по вопросам фармакотерапии в качестве клинического специалиста по фармацевтике в академической или академической среде. общественная больница или клинический факультет колледжа или университета.
Обзор программы: :
Резидентура по фармакотерапии включает в себя ротацию основных и продольных опытов, выбранных для создания прочной клинической базы в различных областях лечения пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Конкретная программа для каждого жителя может различаться по структуре и направлениям в зависимости от начального уровня знаний, навыков и интересов жителя. У резидента есть возможность получить дополнительный опыт помимо основных ротаций посредством факультативов по своему выбору.У резидента-фармакотерапевта есть возможности подбора персонала в аптеке в течение первого года обучения и в хирургической или детской аптеке в течение второго года обучения.
Во время программы резидент должен выполнить самостоятельный исследовательский проект, чтобы продемонстрировать свои умения в клинических исследованиях. Объем, масштаб и тип проекта могут варьироваться в зависимости от индивидуальных интересов, но должны быть выполнены таким образом, чтобы это подходило для презентации и публикации рукописи.Резидент также получит компетентность в преподавании благодаря нашему участию в Фармацевтической школе Университета Мэриленда. Доступны как дидактические, так и обучающие возможности
Опыт обучения:
- Развитие навыков ухода за пациентами
- Присутствует на профессиональных встречах
- Опыт преподавания, как дидактических, так и обучающих возможностей студентов, через членство в Университете Мэриленда Фармацевтический факультет
- Завершение оценки использования лекарственных средств и публикация медицинской литературы
- Поликлиники длительного лечения
- Участвуйте в междисциплинарных комитетах и обсуждениях тем фармакотерапии
Ротации:
- Основные ротации:
- Внутренний Медицина
- Ротация интегрированной практики
- Медицина неотложной помощи
- Инфекционные заболевания
- Лечение боли
- Онкология (медицинская онкология или злокачественные опухоли грыжи)
- Психиатрия
- Трансплантация ция
- Исследование результатов
- Управление практикой / Безопасность лекарств / Информация о лекарствах
- Управление клинической практикой / Политика в отношении лекарств
- Общая педиатрия
- Детская интенсивная терапия
- Неонатальная интенсивная терапия
- Отделение интенсивной терапии (CCU, MICU, SICU, CSICU , NCCU)
- Плановые ротации:
- Сердечная реанимация (CCU) **
- Управление клинической практикой / Политика в области лекарственных средств **
- Скорая медицинская помощь **
- Гематологические злокачественные новообразования **
- Инфекционные заболевания / Антимикробное лечение **
- Внутренняя медицина **
- Медицинская интенсивная терапия (MICU) **
- Медицинская онкология **
- Neuro Critical Care (NCCU) **
- Исследование результатов **
- Лечение боли **
- Общая педиатрия **
- Детская интенсивная терапия (PICU / NICU) **
- Абдоминальная трансплантация **
- Ad расширенная сердечная недостаточность и трансплантация сердца **
- Легочная гипертензия и трансплантация легких **
- Хирургическая интенсивная терапия (SICU) **
- Кардиохирургия ICU (CSICU) **
** Хотя эти факультативные ротации соответствуют требуемым основным ротациям, резидент может повторить ротацию, если это одобрено директором программы.
Преимущества: Щелкните здесь
Персонал: Щелкните здесь
Дежурный: Щелкните здесь
Информация о приложении:
Все заявки будут приниматься через PHORCAS Щелкните здесь
Директор программы
Ви Гилмор, PharmD, BCPS
Должность: Специалист по клинической фармации, внутренняя медицина
Директор программы, ординатура по фармакотерапии
600 N.Wolfe Street, Carnegie 180
Baltimore, MD 21287-6180
Телефон: 443-287-0167
Факс: 410-955-0287
Доктор Гилмор — специалист по клинической аптеке по внутренним болезням в больнице Джонса Хопкинса. Она также является директором программы ординатуры по фармакотерапии PGY 1 и 2 в Johns Hopkins и работает доцентом в Фармацевтической школе Университета Мэриленда. Доктор Гилмор получила степень доктора фармацевтики в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл и закончила резидентуру по фармацевтической практике и внутренней медицине в Системе здравоохранения Университета Содружества Вирджинии в Ричмонде, Вирджиния.
Доктор Гилмор является членом Американского общества фармацевтов систем здравоохранения, Американского колледжа клинической фармации и Общества фармации систем здравоохранения штата Мэриленд. Доктор Гилмор имеет практические и исследовательские интересы в области антикоагулянтной терапии и смены лечения.
Содержание02 Кислотность
04 Кислоты
06 Мука смесь
07 Амино |
к.т.н. Прием на курсы фармакологии, право на участие, стоимость 2021-2022 гг.
PhD Pharmacology или Doctorate in Pharmacology — это основанный на исследованиях докторский курс по фармакологии продолжительностью не менее 3 лет, но его можно продлить до 5 лет.Для того, чтобы продвинуться дальше первого года обучения, требуется успеваемость на достаточном уровне, который определяет продолжительность курса. Он анализирует, как лекарство влияет на биологическую систему и реакцию организма на лекарство.
Посмотрите полный список лучших фармакологических колледжей в Индии.
Кандидаты со степенью магистра фармакологии с минимальной суммой баллов в 55% имеют право на зачисление на курс. Однако они должны будут пройти вступительный тест национального или университетского уровня.
Основные направления PhD по фармакологии
- Полная форма : Доктор философских наук по фармакологии
- Продолжительность : Минимум 3 года, может быть увеличен до 5 лет (в зависимости от продолжительности исследования)
- Минимальное право на участие: степень магистра фармакологии, а также 55% баллов.
- Процесс приема : Вступительный экзамен с последующим собеседованием.
- Верхний вступительный экзамен : UGC-NET, UGC-CSIR-NET.
- Лучшие колледжи : Джамия Хамдард, NIPER, Институт химической технологии, Университет Аннамалай.
- Средние годовые сборы : от 2 00 000 до 4 00 000 индийских рупий.
- Лучшие карьерные перспективы : химик-аналитик, ученый-биомедик, ученый-медик, клинический фармаколог, научный сотрудник, судебно-медицинский эксперт и т. Д.
- Средняя годовая зарплата : от 4 до 15 лакхов
Вступительные экзамены национального уровня, такие как поскольку UGC NET, UGC CSIR NET, GATE и т. д. необходимы для получения места в программе PhD по фармакологии.Прием будет основан на результатах кандидатов на вступительном экзамене и последующем личном собеседовании.
Программа PhD по фармакологии охватывает такие темы, как происхождение лекарств, добавки, биологические эффекты и медицинские применения. Он предназначен для студентов, желающих изучить действие наркотиков или лекарств и связанные с ними предметы на продвинутом уровне. Студенты должны будут подать свои исследовательские работы или тезисы в конце курса.
Средняя плата за докторскую фармакологию колеблется от 2 000 000 до 4 000 000 индийских рупий, в зависимости от типа института.
Согласно рейтингу NIRF 2020, ведущие фармацевтические колледжи в Индии, предлагающие курс PhD по фармакологии:
Рейтинг NIRF 2020 | Название института | Город | Процесс приема | Средняя стоимость курса | Средняя стоимость обучения | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Джамия Хамдард | Нью-Дели | Письменный тест + PI | INR 1,27,000 | INR 3,50,000 | |
3 | Национальный институт фармацевтического образования и исследований3 (NIPER3) и исследований 9150 (NIPER3) Mohali | NIPER JEE + PI | INR 1,10,000 | INR 3,60,000 | ||
4 | Институт химических технологий | Mumbai | Письменный тест + PI 9150,000 | INR 64500 INR | ||
12 | Annamalai University | Chidambaram | Письменный тест + PI | 51 510 индийских рупий | 1 10 000 индийских рупий | |
17 | Университет Нирмы | Ахмедабад | Письменный тест + PI | 40000 индийских рупий | 4 50 000 индийских рупий |
Производство лекарственных препаратов
Компании, учреждения общественного здравоохранения, службы крови, промышленные лаборатории, научно-исследовательские институты рака и т. Д.
Предлагаемая средняя заработная плата находится в диапазоне от 4 000 000 до 15 000 000 индийских рупий, увеличиваясь в зависимости от опыта и навыков кандидата.
После получения докторской степени по фармакологии кандидат может проводить дальнейшие исследования в этой области и публиковать свои собственные исследовательские работы. Примерно через 4-5 лет исследований они могут продолжить получать степень доктора наук в соответствующей области.
Кандидат фармакологии Процесс приема
- Докторантура поступает в основном через вступительный тест с последующим личным собеседованием, проводимым соответствующим институтом / университетом.
- Кандидаты, прошедшие вступительный тест национального уровня, например NET JRF / NET LS, освобождаются от вступительных экзаменов университетского уровня, но должны будут пройти личное собеседование, прежде чем получить место в программе.
- Заявки на поступление в докторантуру обычно принимаются в течение января и июня.
- К кандидатам SC / ST / EWS / OBC NCL / PwD применяются оговорки в соответствии с Правительством. правил Индии.
Студент, желающий поступить в программу PhD, должен подать форму заявки вместе с:
- Дата доказательства рождения
- Степень или свидетельство о сдаче квалификационного экзамена
- Миграционное свидетельство / свидетельство об отсутствии возражений от университета / работодателя последняя присутствовал
- Сертификат пробела, если применимо.
- Контрольная карточка вступительного экзамена
- Исследовательское предложение: Исследовательское предложение написано студентом в сотрудничестве с предложенным им руководством и подписано всеми сторонами. Предлагаемое название докторской диссертации должно быть таким, чтобы исследования подобного характера не проводились и не будут завершены.
Подробно ознакомьтесь с процессом приема в NIPER.
PhD Фармакология Прием на основе приема
- Шаг 1 : Кандидатам необходимо зарегистрироваться на официальном веб-сайте, указав свой адрес электронной почты, номер мобильного телефона и пароль.
- Шаг 2 : После подачи заявки и формы загрузите форму для использования в будущем.
- Шаг 3 : Допускные карточки будут выдаваться подходящим студентам на основе информации, предоставленной кандидатами.
- Шаг 4 : При объявлении результатов, на основании оценок, полученных студентами и отсеченными институтами, распределяются места и академическая успеваемость мест кандидата.
Кандидат фармакологии Прием на основе заслуг
- Шаг 1: Отборочная комиссия вызовет подходящих кандидатов, обладающих минимальным уровнем образования, для собеседования.
- Шаг 2 : На основании академической успеваемости и успеваемости кандидатов на собеседовании будут приняты кандидаты, признанные подходящими для поступления.
Критерии отбора кандидатов наук по фармакологии
Кандидаты, планирующие получить степень доктора фармакологии, должны соответствовать минимальным критериям отбора, указанным ниже:
- Кандидаты должны иметь степень магистра фармакологии, биологии, фармации или биотехнологии признанного университета или учреждения .
- MSc, MTech, MD, M Pharma или эквивалентные степени также разрешены.
- Минимальная сумма баллов 55% или эквивалентный балл B по 7-балльной шкале UGC или эквивалент в степени магистра необходим для приема.
- В случае зарезервированных категорий кандидатам дается снижение оценок на 5% или эквивалентная оценка в соответствии с руководящими принципами UGC.
- Кандидаты с NET JRF / NET LS освобождаются от участия в письменных экзаменах, проводимых университетом, но должны присутствовать на раунде личного собеседования.
- Нет ограничений по возрасту для подачи заявки на курс.
Вступительные экзамены по фармакологии на PhD
Кандидатам необходимо пройти вступительный экзамен, проводимый UGC, государством или университетом, чтобы получить место в программе PhD. Ниже приведен список некоторых применимых вступительных экзаменов национального уровня:
UGC NET
- Тест для определения права на должность доцента и / или получение стипендии для младших научных сотрудников в индийских университетах и колледжах.
- Оценка UGC NET действительна в течение 3 лет в случае JRF, пожизненное время для доцента, без ограничений на количество попыток.
- Он доступен по 84 предметам в 91 выбранном городе.
- Он проводится в Интернете и состоит из двух статей по 100 баллов каждая, в основном на хинди и английском языках.
- Кандидатам нужно будет ответить в общей сложности (на документы 1 и 2) 150 вопросов за три часа.
- Проводится два раза в год в июне и декабре.
UGC CSIR NET
- Экзамен национального уровня, проводимый Национальным агентством по тестированию (NTA) для отбора кандидатов на получение стипендии для младших исследователей (JRF) и определения их права на назначение в качестве преподавателей в индийских университетах и колледжах .
- Это только компьютерный тестовый режим.
- Только добросовестные граждане Индии могут пройти тест. CSIR UGC NET Fellowship действует в Индии.
- Стипендии CSIR UGC NET доступны в университетах / ИИТ / аспирантурах / правительстве.
- Онлайн-заявки приглашаются дважды в год по всей Индии через уведомление для прессы.
GATE
- Экзамен в основном проверяет глубокое понимание инженерных и естественных наук по различным предметам бакалавриата.
- Срок действия оценки — 3 года. Проводится раз в год в феврале.
- Кандидаты могут подать заявку только на одну из 25 перечисленных работ, общая тема всех работ GATE — General Aptitude. Другой предмет будет по выбору кандидатов.
- Документ GATE состоит из вопросов MCQ и вопросов, основанных на числах. MCQ будет иметь отрицательную маркировку.
Кроме того, существуют вступительные экзамены государственного уровня. Один из них — SLET.
SLET
- Тест на соответствие требованиям штата проводится на английском языке во всех штатах Индии и в некоторых университетах только для чтения лекций.
- Соответственно, проверка на приемлемость была проведена Комиссией по университетским грантам. Профессор по предметам, охватывающим предметы, связанные с гуманитарными и социальными науками, и в ответ на это несколько штатов решили провести свой собственный тест, например, тест на соответствие государственному уровню (SLET) на должность доцента.
Ниже перечислены несколько вступительных экзаменов национального уровня с указанием даты подачи заявления, органа проведения, даты экзамена и т. Д.
Название экзамена | Проведено | Дата подачи заявки | Дата экзамена | Тип экзамена |
---|---|---|---|---|
UGC NET | UGC | Онлайн 16 марта — 30 июня 2020 г. По состоянию на | ||
CSIR UGC NET | UGC CSIR | 16 марта — 30 июня 2020 г. | Будет объявлено дополнительно | В сети |
GATE | IISc и IITs | август 2020 г. |
Обновления, связанные с COVID-19
- Большинство вступительных экзаменов было отложено из-за COVID-19.Даты вступительных экзаменов будут опубликованы на официальном сайте.
- Даты консультации GATE COAP 2020 для 4 и 5 раундов были снова изменены. Пересмотренная дата раунда 4 — 7–8 июля 2020 г. Проверьте последние даты GATE 2020.
- Большинство университетов / институтов выбирают режим видеоконференцсвязи для личного интервью.
Как подготовиться к вступительному экзамену по фармакологии?
- Кандидаты должны знать основы тем, охватываемых фармакологией, и тщательно изучать предметы в аспирантуре.
- Понять и пересмотреть механизм действия препарата и его воздействия на человека.
- Основываясь на работе предыдущего года, составьте учебный план, который позволит вам охватить программу, а также эффективно ее пересмотреть.
- Лист вопросов для вступительного испытания по фармакологии разделен на вопросы объективного типа (вопросы с несколькими вариантами ответов) и вопросы субъективного типа, а продолжительность экзамена составляет два часа, а в некоторых случаях — три часа.
- Практика образцов вопросов и типовых тестов, безусловно, дает студентам преимущество, потому что они могут заранее изучить стиль и схему экзамена.
- Запишите все важные темы из документов предыдущего года и уделите достаточно времени каждой важной теме.
Как поступить в высший фармакологический колледж PhD?
- Чтобы получить место в хорошем колледже для получения степени доктора фармакологии, кандидаты должны иметь исключительную академическую успеваемость.
- Отдельный ученик должен набрать большее количество кредитов в зависимости от своего образования и уровня подготовки.
- Кандидаты должны явиться на национальные вступительные испытания и набрать высокие баллы, чтобы получить место в хорошем колледже.
- Квалификационные отсеиваемые баллы UGC NET для общей категории составляют 40% в Документах 1 и 2, в то время как квалификационные баллы для категорий SC, ST, OBC-NCL, PwD и Трансгендеры составляют 35% в Документах 1 и 2.
- Кандидаты должны потратить свое время и силы на вступительные испытания, а также подготовиться к раунду личного собеседования.
- Обратите внимание на соответствие критериям, ограничения, критерии отбора, процесс приема, процедуру подачи заявления и другие обновления, которые помогут вам лучше подготовиться.
Проверьте пороговые значения GATE 2020 для лучших колледжей.