МАНИПУЛЯЦИЯ № 122 «ТЕХНИКА ПРОМЫВАНИЯ ЖЕЛУДКА» — Студопедия
Цель: лечебная, диагностическая.
Показания: отравления — пищевые, лекарственные, подготовка к обследованию.
Противопоказания: язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки в период обострения, опухоли желудка, кровотечение из желудка, тяжелая сердечная патология.
Оснащение:стерильные: толстый желудочный зонд, резиновая трубка длиной 70 см и соединительная стеклянная трубка, стеклянная прозрачная воронка емкостью 1 л, лоток, резиновые перчатки, марлевые салфетки; кувшин емкостью 1 л. 2 клеенчатых фартука, маска, полотенце, емкость с кипяченой водой на 8-10 л, температуры 20оС, таз для промывных вод, емкости с дезинфицирующим средством.
Последовательность действий:
1. Успокоить пациента, объяснить ему как вести себя во время манипуляций.
2. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.
3. Собрать систему: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка.
4. Надеть фартуки на себя и пациента, усадить ею, вынуть зубные протезы, если они есть.
5. Измерить расстояние от резцов до пупка, сделать отметку на зонде.
6. Встать справа от пациента, емкость, с чистой водой поставить справа от себя, а таз для промывных вод — слева.
7. Взять зонд в правую руку и попросить пациента широко открыть рот и глубоко дышать через нос.
8. Намочить слепой конец зонда кипяченой водой.
9. Положить зонд на корень языка в момент вдоха и предложить пациенту сделать глотательные движения, продвигая зонд в пищевод и в желудок до нужной отметки. Делать это следует медленно, чтобы избежать закручивания зонда.
10. Присоединить к зонду воронку и опустить ее до уровня колен пациента, наклонив к себе.
11. Налить в нее 1 л воды.
12. Поднять воронку вверх и держать до тех пор, пока вода не дойдет до устья воронки.
13. Опустить воронку вниз — промывные воды начнут поступать из желудка в воронку.
14. Содержимое воронки вылить в таз, повторить действия до чистых промывных вод.
15. Отсоединить воронку, удалить зонд с помощью салфетки.
16. Провести дезинфекцию предметов ухода.
17. Снять перчатки, погрузить в емкость с дезинфицирующим средством, вымыть руки.
18. Уложить пациента в постель.
Примечание:
1- Если во время продвижения зонда больной закашлялся и посинел, необходимо извлечь зонд (так как он попал в дыхательные пути) и повторить введение через несколько минут.
2. Оставить промывные воды до прихода врача.
3. Если во время процедуры в промывных водах появилась кровь, необходимо прекратить промывание желудка и немедленно сообщить об этом врачу.
4. При необходимости собрать промывные воды в чистую стеклянную банку и отправить на исследование в лабораторию с направлением.
5. Оставшиеся промывные воды засыпать дезинфицирующим средством или залить дезинфицирующим средством, перемешать, через 1 час вылить в унитаз.
Алгоритм промывания желудка. — Студопедия
I. Подготовка к процедуре:
- Представиться пациенту, объяснить пациенту ход и суть предстоящей процедуры (если это возможно) и получить согласие пациента (письменное не требуется).
- Подготовить оснащение. Зонд желательно чтобы находился в морозильной камере не 1,5 часов до начала процедуры.
- Вымыть и осушить руки.
- Предложить или помочь пациенту сесть на стул, ближе к спинке. Если пациент не может занять положение «сидя на стуле», процедуру можно выполнить лежа на боку. При этом голова пациента расположена низко.
- Измерить АД пациенту, подсчитать частоту его пульса. Снять зубные протезы у пациента (если они имеются).
- Надеть фартук на пациента, дать в руки полотенце.
- Медицинскому работнику надеть перчатки, фартук.
- Поставить таз к ногам пациента или к головному концу кушетки, если положение пациента лежа.
- Определить расстояние, на которое следует ввести зонд, рост минус 100 или измерить шелковой нитью расстояние от резцов до пупка плюс ширина ладони пациента. Перенести метку на зонд, начиная от закругленного конца.
- Объяснить пациенту, что при введении зонда возможны тошнота и позывы на рвоту, которые можно подавить, если глубоко дышать через нос. Нельзя сдавливать просвет зонда зубами и выдергивать его.
II. Выполнение процедуры.
- Взять зонд в правую руку как «писчее перо» на расстоянии 10 см от закругленного конца. Встав сбоку пациента, предложить ему открыть рот, слегка запрокинуть голову назад. Смочить слепой конец зонда водой.
- Примечание: 1) при неадекватном поведении пациента (при введении зонда с целью промывания желудка) следует использовать средства фиксации для рук и ног; голову фиксировать рукой; 2) для удержания рта пациента открытым – использовать роторасширитель.
- Положить зонд на корень языка, попросить пациента сделать глотательные движения одновременно с продвижением зонда.
- Наклонить голову пациента вперед и вниз и продвигать зонд медленно и равномерно до метки. При этом пациент глубоко дышит через нос. Если встретится сопротивление – остановиться и извлечь зонд. Повторить п.9
- Убедиться, что зонд в желудке «воздушной пробой». Продвинуть зонд на 7-10 см.
- Присоединить к зонду воронку, опустить ее ниже уровня желудка пациента.
- Держа воронку слегка наклонно, заполнить ее водой.
- Медленно поднять воронку выше уровня желудка так, чтобы вода поступала из воронки в желудок. Как только вода достигнет устья воронки, быстро опустить воронку ниже уровня желудка, чтобы воронка полностью наполнилась содержимым желудка.
- При подозрении на отравление брать первую порцию промывных вод на исследование в стерильную емкость.
- Осторожно вылить содержимое воронки в таз для промывных вод.
- Повторить промывание несколько раз до чистых промывных вод.
III. Окончание процедуры.
- По окончании процедуры отсоединить воронку, пациента уложить на бок, конец зонда опустить в таз на 15-20 минут. Затем пациента усадить на кушетке, пережать зонд перед его ртом и извлечь зонд через салфетку, смоченную дезинфицирующим средством.
- Поместить зонд и воронку в контейнер с дезсредством, салфетку в контейнер с отходами класса Б.
- Снять фартуки, погрузить их в непромокаемую емкость.
- Помочь пациенту прополоскать рот, умыться, обтереть полотенцем, снять фартук, проводить в палату, тепло укрыть, наблюдать за состоянием.
- Снять перчатки, положить в ёмкость с дезраствором.
- Вымыть руки, обработать антисептиком или мылом, осушить их.
- Написать направление и отправить емкость с промывными водами в бак. лабораторию. Остальные промывные воды засыпать дезсредством, а затем вылить в канализацию.
- Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики.
Если пациент находится в бессознательном состоянии, промывание проводится с помощью шприца Жанэ.
При отсутствии зонда начать промывание «стаканным методом»: предлагается выпить 6-8 стаканов воды и вызвать рвоту раздражением корня языка.
Возможно промывание желудка тонким зондом (0,3-0,5 см) введенным интраназально, при этом в шприц Жанэ набирается вода в объеме 0,5 л, вводится в желудок и аспирируется обратно этим же шприцем.
При уремии промывание проводится 2-4% раствором натрия гидрокарбоната.
При наличии в промывных водах крови проведение процедуры остановить для коррекции последующих действий
Взятие крови из периферической вены
Функциональное назначение: диагностика, лечение
Условия выполнения: амбулаторно-поликлинические, стационарные
Алгоритм выполнения процедуры:
I. Подготовка к процедуре:
1. Убедиться в наличие у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. При отсутствии информированного согласия уточнить дальнейшую тактику у врача.
2. Вымыть (с использованием мыла или антисептика) и осушить руки.
3. Подготовить необходимое оснащение.
4. Предложить помочь пациенту занять удобное положение: сидя или лежа.
5. Выбрать и осмотреть/пропальпировать область предполагаемой венепункции во избежание возможных осложнений.
При выполнении венепункции в область локтевой ямки – предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего положить под локоть пациента клеенчатую подушечку.
6. Наложить жгут (на рубашку или пеленку) так, чтобы при этом пульс не ближайшей артерии пальпировался и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее.
При выполнении венепункции в область локтевой ямки – наложить жгут в средней трети плеча, пульс проверяем на лучевой артерии.
При наложении жгута женщине, не использовать руку на стороне мастэктомии.
7. Надеть перчатки
II. Выполнение процедуры:
8. Попросить пациента зажать кулак и обработать область венепункции салфеткой или ватным шариком с кожным антисептиком движениями в одном направлении, одновременно определяя наиболее наполненную вену. Если рука пациента сильно загрязнена, использовать столько салфеток / ватных шариков с антисептиком, сколько это необходимо. В условиях процедурного кабинета выбросить ватные шарики в педальное ведро, в других условиях поместить ватные шарики в непромокаемый пакет.
9. Взять шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю. Остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху.
10. Натянуть кожу в области венепункции, фиксируя вену. Держать иглу срезом вверх, параллельно коже, проколоть ее, затем ввести иглу в вену (не более чем на ½ иглы). При попадании иглы в вену, ощущается попадание «попадание в пустоту».
11. Убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя, при этом в шприц должна поступить кровь.
12. Набрать в шприц необходимое количество крови.
13. Развязать / ослабить жгут и попросить пациента разжать кулак.
III. Окончание процедуры:
14. Прижать к месту инъекции салфетку/ватный шарик с кожным антисептиком. Извлечь иглу, попросить пациента держать салфетку/ватный шарик в месте венепункции 5-7 минут, прижимая большим пальцем второй руки.
Время, которое пациент держит салфетку/ватный шарик 5-7 минут рекомендуемое.
15. Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет.
16. Вытеснить кровь в пробирку.
17. Сбросить шприц и использованный материал в емкость для дезинфекции.
18. Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции.
19. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).
20. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию и оформить направление.
21. Организовать доставку проб в лабораторию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики.
При взятии крови из периферической вены на исследование с использованием различных реагентов, соблюдать последовательность. Основное правило: вначале проводится взятие крови без антикоанулянтов, затем в пробирки с антикоагулянтами во избежание загрязнения ими.
По порядку забирается:
1. кровь для микробиологических исследований
2. Нативная кровь без антикоагулянтов для получения сыворотки (биохимия) вакутейнерами с гелем или ускорителями свертывания (гранулятом)
3. Цитратная кровь для коагулогических исследований
4. Кровь с ЭДТУК (ЭДТА, КЗА) для гематологических исследований.
5. Кровь с ингибиторами гликолиза (фториды) для исследования глюкозы.
6. Кровь с литиевым гепарином (LН) для газов и электролитов.
Сыворотка и плазма должны быть свободны от гемолиза.
Помните, что чрезмерно длительный стаз (больше 1 мин) способен вызвать изменение концентрации белков от 5% до 15%, газов крови, электролитов (К, Са), билирубина, показателей коагулограммы.
При слишком быстром всасывании крови в шприц вызывается частичный гемолиз как и использование игл слишком большого диаметра (завихрение в токе крови).
Применение закрытых резиновыми мембранами вакуумных пробирок со специальными обоюдными иглами заметно убыстряют процесс сбора крови.
Взятие крови из центрального венозного катетера должно осуществляться до проведения диагностических процедур, инфузий, переливания крови, растворов, пункций, инъекций, биопсий, пальпаций, эндоскопий, диализа. Перед взятием крови промойте канюлю физраствором объемом, соразмерным с объемом катетера. Удалите кровь в тройном объеме равному объему мертвого пространства системы катетера (3Хdхдлину катетера) – забирают отдельно в шприц (при невыполнении этих правил снижается достоверность анализа за счет разбавления крови). При введении через катетер гепарина (для промывания или с лечебной целью) забирать кровь на коагулограмму нельзя.
Выполнение технологии считается качественным, если она своевременна, пациент спокойно перенес процедуру, пробы на исследование доставлены вовремя в лабораторию, замечаний по оформлению направления нет.
Техника промывания желудка в домашних условиях
При попадании в больницу многим людям назначают в качестве подготовительных процедур перед началом лечения промывание желудка. Это способ очищения организма от токсинов и ядовитых веществ, которые тем или иным способом попали в организм человека. При помощи этой простой манипуляции иногда можно спасти жизнь человеку, который отравился каким-нибудь сложным веществом, не поддающимся распознаванию и лечению.
Когда необходимо очищение желудка
Очищение организма от вредных веществ не всегда проводят подобным способом. Существует ряд случаев, когда врачи решают это сделать. Если выявлена какая-либо угроза жизни, медики должны незамедлительно приступить к действиям по спасению пациента.
Показания к процедуре:
- Тяжелые отравления, вызванные пищей, спиртным или лекарственными препаратами.
- Расслабление мышц стенок желудка.
- Засорение кишечника.
- Попадание опасных для жизни веществ в желудок, например, мочевины.
В этих случаях необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, так как промедление может быть очень опасно.
Кроме показаний, существуют также противопоказания к проведению процедуры. К ним тоже нужно очень внимательно отнестись, это:
- Сужение пищевода.
- Острые кровотечения из пищевода или желудка.
- Ожоги слизистых кислотами.
- Нарушение мозгового кровообращения.
- Стенокардия и нарушения сердечного ритма.
- Бессознательное состояние.
- Сильные судороги.
Выбор способа промывания зависит от состояния пациента и ситуации.
Способы промывания
Существует несколько вариантов очищения организма в целом и желудка в частности. Это манипуляции, направленные на зондовую промывку желудка и удаление из него всех вредных веществ.
Методики промывания могут быть разные, например:
- Промывание без использования зонда.
- Промывание с применением толстого зонда.
- Промывание с применением тонкого зонда.
Все эти метода могут оказаться эффективными только в случае своевременного применения. У них есть некоторые сходства и различия в техниках промывания желудка, алгоритмах выполнения действий. Важно делать все по определенной схеме, это поможет добиться качественного результата.
Без использования зонда
Этот способ получил название «ресторанный» из-за некоторых особенностей. Первая из них — то, что очищение таким способом может проводиться в результате пищевых отравлений. Также особенностью этого метода является то, что больной может помочь себе самостоятельно в качестве доврачебной помощи. В современном мире почти каждый человек знает, как сделать промывание желудка в домашних условиях. Во многом это происходит благодаря интернету и его влиянию на людей.
Если отравившийся человек неспособен в данный момент проглотить зонд, необходимо пойти другим путем. Подразумевается самостоятельное очищение желудка. Это сложный процесс, требующий повышенного внимания. Нужно самостоятельно выпить большое количество воды и вызвать рвоту, вследствие чего желудок очистится. Важно помнить о том, что пить воду необходимо небольшими порциями, до полу-литра за один раз. После этого ждут появления рвоты или вызывают ее самостоятельно.
При применении этого метода важно помнить, что для качественного зондирования необходимо выпить около десяти литров воды.
Для догоспитального промывания подобным образом потребуются простые компоненты.
Необходимо будет сделать из них специальный раствор, в который войдут:
- Вода кипяченая комнатной температуры. Это очень важно, так как горячая вода приводит к расширению кровеносных сосудов и ускорению всасывания вредных веществ в организм. Это может вызвать спазмы, а также различны необратимые последствия.
- Солевой раствор.
- Светлый раствор марганцовки. Он оказывает мощное антисептическое действие на организм.
- Раствор соды.
Для проведения процедуры, как и в больнице, используют дополнительные приспособления. Это будут:
- Ведро или таз для опорожнения желудка.
- Средства защиты для тех, кто помогает больному — маска, фартук, перчатки.
Важно помнить, что при промывании желудка в домашних условиях необходимо собирать промывные воды в емкость. Это делается для того, чтобы при возникновении необходимости вызова скорой помощи иметь возможность показать медикам цвет вод. По их состоянию можно определить тяжесть отравления и правильно организовать дальнейшие действия.
Правильная последовательность выполнения всех манипуляций:
- Первое, что важно сделать — это положить больного на бок. Он должен лежать таким образом, чтобы голова находилась ниже туловища. В этом случае удастся избежать того, что рвотные массы каким-то образом попадут в дыхательные пути.
- После этого устанавливается емкость для сбора вод.
- Важно перед началом проведения процедуры тем, кто будет помогать больному, позаботиться о защите своего здоровья. Необходимо надеть фартук, перчатки, медицинскую маску.
- Больному дают выпить раствор, объем жидкости должен составлять около пятисот миллилитров.
- После приема жидкости каждый раз нужно помогать больному наклониться над емкостью для сбора вод и зафиксировать его голову в правильном положении.
- Процедуру повторяют до тех пор, пока не получат полностью прозрачные воды.
После проведения манипуляций важно дать пациенту немного отдохнуть. Позже необходимо обратиться к медикам для проведения полного обследования организма.
Применение толстого зонда
Для выполнения необходимых манипуляций понадобятся приспособления — зонд для промывания желудка, специально приготовленный раствор, небольшая воронка около 500мл, полотенце, перчатки и фартук, масло вазелиновое или глицерин.
Зонд — это мягкая трубка, которая вводится в пищевод. Длина ее варьируется от восьмидесяти сантиметров до ста двадцати. Толстый зонд имеет диаметр около десяти миллиметров, тонкий — пять-семь. Во время опорожнения желудка от содержимого один конец вводится внутрь, а второй опускается в воду.
Для приготовления водного раствора для очищения потребуется:
- Чистая кипяченая вода, не менее пяти литров. Она не должна быть больше двадцати градусов, иначе вредные вещества поступят в организм в повышенном объеме.
- Соленая вода, она останавливает всасывание и продвижение ядовитых токсинов по кровеносной системе человека.
- Раствор перманганата калия. Это вещество необходимо при любом отравлении. При приготовлении подобного раствора очень важно проследить за тем, чтобы все кристаллы растворились в воде, иначе могут возникнуть повреждения слизистой пищевода и желудка.
- Обыкновенный раствор соды.
Очень важно при подготовке к процедуре правильно рассчитать количество вливаний. Пропорция должна быть не более десяти миллилитров на каждый килограмм массы тела больного. Главное — избегать одноразового введения большого количества жидкости в организм, так как она сразу же из желудка начнет поступать в кишечник вместе с вредными веществами.
Как провести процедуру
Прежде всего необходимо убедиться, что больной находится в сознании. После этого ему придают правильное положение тела, лучше всего, если человек будет лежать на боку без подушки.
Медики определяют необходимую длину зонда. Для этого измеряют расстояние от губ до мочки уха, а потом вниз до нижнего края мечевидного отростка. Полученную длину отмечают на зонде. Это необходимо сделать для того, чтобы представлять, на сколько сантиметров будет необходимо ввести зонд в пищевод больного.
Необходимо подготовить пациента морально ко всем этапам проведения процедуры. Для этого необходимо подробно описать ему весь алгоритм промывания желудка через зонд.
Нужно встать с правой стороны от больного и подождать, пока он откроет рот, положить трубку закругленным концом на корень языка.
После этого необходимо во время медленных глотательных движений постепенно продвигать зонд в пищевод.
После введения трубки на необходимую глубину к ней прикрепляют воронку и вливают жидкость. Одноразово можно использовать от пятисот миллилитров до одного литра воды.
Затем воронку медленно поднимают до уровня лица пациента или выше. Как только вода дойдет до устья воронки, зонд вместе с воронкой опускают. Важно, чтобы была возможность опустить трубку ниже уровня желудка и направить в емкость для сбора вод.
Процедуру повторяют от пяти до десяти раз, пока выводимая вода не станет прозрачной.
Использование тонкого аппарата
Для того чтобы очистить желудок с использованием этого приспособления. потребуются некоторые вспомогательные компоненты. Это будут:
- Тонкий желудочный зонд диаметром не более девяти миллиметров.
- Вазелин или глицерин.
- Раствор для промывания.
- Стакан с водой.
- Шприц Жане.
- Лейкопластырь.
- Полотенце и салфетки.
- Перчатки.
- Емкость для сбора промывных вод.
Для процедуры необходимо приготовить стандартный водный раствор. Он состоит из таких компонентов:
- Кипяченая вода около двадцати пяти градусов.
- Солевой раствор — две большие ложки на пять литров воды.
- Светлый раствор марганца.
- Слабый раствор соды — в тех же пропорциях, что и солевой.
Последовательность выполнения процедуры:
- Объяснить пациенту ход всего процесса.
- Надеть средства защиты. После этого аккуратно ввести зонд в пищевод таким же способом, как и толстый зонд.
- В ряде случаев тонкий зонд вводят через нос. Для этого смазывают круглый конец зонда глицерином, запрокидывают голову больного назад и медленно вводят зонд в носовой проход на глубину около пятнадцати сантиметров. После этого наклоняют голову пациента вперед и продолжают продвигать зонд до нужной глубины.
- Как только зонд будет введен до конца, необходимо убедиться в том, что у пациента не возникает проблем с дыханием, и начинать непосредственное очищение желудка.
Для того чтобы быть точно уверенными, что зонд попал в желудок, применяют шприц Жане. С его помощи в зонд вводят около двадцати миллилитров воздуха и, используя фонендоскоп, прислоненный к брюшной стенке в месте нахождения желудка, выслушивают звуки, которые характерны для организма при скоплении воздуха.
Проведение процедуры у детей
Алгоритм введения зонда и очищения желудка от вредных веществ у детей почти не отличается от проведения тех же процедур у взрослых. Но стоит знать о небольших особенностях:
- Детей необходимо крепко фиксировать, так как они в большинстве случаев оказывают сопротивление, не понимая всей важности скорейшего проведения процедуры.
- Диаметр зонда подбирают исходя из возраста ребенка — чем он младше, тем тоньше должна быть трубка.
- Объем жидкости также должен определяться возрастом больного. Так, для новорожденных малышей это не более пятидесяти миллилитров, для полугодовалых — сто, для детей старше года — по сто миллилитров на каждый год.
Важно при отравлении организма любыми токсическими или ядовитыми веществами немедленно принять меры. Лучшим решением будет обратиться за помощью к медикам. Если по каким-то причинам это невозможно, то необходимо опорожнить желудок самостоятельно.
Главное — это правильное исполнение алгоритма действий и быстрота реакции. Если все будет выполнено правильно, по поводу жизни и здоровья пациента не будет никаких опасений.
Промывание желудка. Справочник неотложной помощи
Промывание желудка
При различных отравлениях, включая пищевые и химические (алкогольные, лекарственные и т. д.), одной из первых неотложных мер является промывание желудка. Данный вид неотложной помощи особенно важен на догоспитальном этапе, пока часть токсинов еще не успела всосаться через слизистую оболочку стенки желудка и (или) проникнуть в следующие отделы пищеварительного тракта. Наиболее эффективно проводят очищение желудка медработники «скорой медицинской помощи», так как имеют необходимое оснащение. Однако до их приезда нельзя медлить и следует приступить к промыванию желудка домашними методами. Если больной находится в сознании, то необходимо освободить его желудок от содержимого. Для чего ему следует нажать пальцами на корень языка, вызвав тем самым рвотный рефлекс. Перед этим пациенту желательно выпить как можно больше кипяченой воды. Процедуру следует повторить несколько раз. Для промывания желудка (особенно в бытовых условиях) рекомендуется использовать не просто чистую воду, а раствор пищевой соды (1 ст. л. на литр воды), причем ее следует хорошо размешать и подождать, пока выйдут пузырьки газа.
Для того чтобы полностью заполнить объем желудка, требуются 3–4 л жидкости. Самый большой объем желудка у мужчин, у женщин он чуть меньше (самый маленький соответственно у детей). При максимальном заполнении желудок несколько растягивается и раствор соды проникает даже в складки.
Небольшую часть желудочного содержимого следует сохранить для последующего исследования в лечебном учреждении. Нередко это позволяет существенно облегчить постановку диагноза, особенно если речь идет о химических отравлениях и пищевых токсикоинфекциях.
Медицинские работники промывают желудок с помощью резинового желудочного зонда диаметром 10–12 мм. Диаметр зонда при подборе проще определить по диаметру носовых ходов пациента. Понадобятся воронка (емкостью не менее литра и с просветом около 8 мм) и ковш для наливания воды в нее, таз для сбора промывных вод, клеенчатые фартуки (для пациента и медработника), перчатки и полотенце. Зонд, воронка и перчатки должны быть стерильными. Следует заранее приготовить достаточное количество кипяченой воды комнатной температуры. Необходимо помнить, что правильное введение зонда в желудок через пищевод может осуществить только медицинский работник, представляющий себе технику данной манипуляции и обладающий определенными знаниями в области человеческой анатомии. Нужно учитывать, что слизистая пищевода при отравлении химическими веществами может быть повреждена вследствие химического ожога!
Если есть основания подозревать, что часть токсических веществ уже миновала желудок (прошло более 2 ч с момента перорального отравления), промывание желудка следует сочетать с очистительной клизмой для более полного очищения желудочно-кишечного тракта.
Хотя промывание желудка относится к сестринским манипуляциям, рекомендуется выполнять его под контролем врача. Перед очищением желудка требуется удалить съемные зубные протезы (при наличии таковых). Если больной находится в коматозном состоянии, то ему во избежание попадания содержимого желудка в дыхательные пути следует предварительно ввести в трахею дыхательную трубку, уложить его на правый бок. Пациента в сознании нужно предупредить, чтобы он не сдавливал зонд зубами. Конец желудочного зонда, вводимый в пищевод, необходимо предварительно смазать вазелином или (при отсутствии вазелина) смочить водой. Если глоточный рефлекс у пострадавшего повышен, целесообразно предварительно ввести ему подкожно 0,25—1 мл 0,1 %-ного раствора атропина сульфата. Медицинская сестра располагается справа и немного сзади от пациента и быстрым уверенным движением вводит ему зонд в рот и далее за корень языка. Пострадавший должен при этом дышать носом и делать глотательные движения, во время которых зонд продвигают по пищеводу. Затем к зонду подсоединяют воронку, опускают ее вниз и она наполняется содержимым желудка, которое сливают в таз. Потом воронку поднимают выше уровня тела пострадавшего и наполняют водой, которая проходит в желудок. Нужно следить за тем, чтобы она поступала в желудок медленно. После чего воронку снова опускают вниз и промывные воды через нее сливают в таз. Действия повторяют до появления чистых промывных вод. Как правило, на одно промывание желудка требуются 10–20 л воды.
Также рекомендуется в завершение промывания желудка введение через зонд энтеросорбента (активированного угля) и слабительного средства (чаще используют вазелиновое масло или натрия сульфат). Применение слабительных средств допустимо не во всех случаях – оно противопоказано при отравлении прижигающими жидкостями.
После окончания процедуры желудочный зонд и прочие вспомогательные инструменты утилизируют или дезинфицируют и стерилизуют. Промывные воды также подлежат дезинфекции.
Возможными осложнениями промывания желудка через зонд являются повреждения голосовых связок (пациент начинает синеть и кашлять) и попадание промывных вод в дыхательные пути – это может привести к развитию острой дыхательной недостаточности и смертельному исходу. При введении дыхательной трубки в трахею не исключены также травмы языка, глотки или пищевода, что способно стать причиной попадания в дыхательные пути собственной крови.
Промывание желудка противопоказано при стенозах пищевода и глотки, судорогах, недостаточности дыхания и (или) кровообращения в стадии декомпенсации, отсутствии сознания, а также возбужденном состоянии пострадавшего, при котором он активно сопротивляется (насильственное введение зонда приведет только к травмам).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Методическая разработка: Промывание желудка | Образовательная социальная сеть
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
Калугина Л,В.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для практических занятий
« Промывание желудка »
ПМ.04. ПМ 07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(Младшая медицинская сестра по уходу за больными)
МДК.07.03 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг
специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело
Москва
2019
Утверждено Составлено на основе
Методическим советом Федерального
Протокол № Государственного образовательного
от « » 2019 г. стандарта профессионального
Председатель образования
_______________/_______ по специальности
ФИО подпись 34.02.01 Сестринское дело,
31.02.01 Лечебное дело
Одобрено
ЦМК №
Протокол №
от « » 2019 г.
Председатель ЦМК
_____________/ _______________
ФИО подпись
Согласовано
с методистом
____________/________________
ФИО подпись
Автор: Калугина Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» |
Содержание
Аннотация стр. 4 |
Введение стр. 5 |
Технологическая карта занятия 16 Технологическая карта занятия 17 Технологическая карта занятий 18 стр. 6-37 |
Глоссарий стр. 38-39 |
Опорный конспект « Промывание желудка» стр. 40-50 |
Приложение 1. Контролирующий материал к теме16 Тесты Ситуационные задачи Вопросы для фронтального опроса стр. 51-67 |
Приложение 2. Контролирующий материал к теме17 Терминологический диктант Ситуационные задания Таблица для заполнения стр. 67-75 |
Приложение 3. Контролирующий материал к теме18 Вопросы для фронтального опроса Пустографы алгоритмов практических манипуляций Трехуровневые тестовые задания стр. 75-86 |
Приложение 4. Алгоритмы выполнения манипуляций стр. 87-110 |
Аннотация
Данное методическое пособие «Промывание желудка» предназначено для проведения практических доклинических занятий по темам профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.03. ПМ 07. МДК 07.03::
Промывание желудка толстым зондом.
Промывание желудка тонким зондом.
Уход при рвоте.
Занятие рассчитано на 2 часа:
занятие 16. Промывание желудка толстым зондом -2 часа
занятие 17. Промывание желудка тонким зондом -2 часа
занятие 18. Помощь при рвоте -2 часа
Методическое пособие может быть использовано обучающимся для подготовки к квалификационному экзамену, по профессиональным модулям
ПМ 04. МДК 04.03,ПМ 07. МДК 07.03
Введение
Данное методическое пособие по теме: «Промывание желудка» разработано в помощь преподавателям при проведении занятий по профессиональным модулям
ПМ.04. ПМ 07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)
МДК.07.03 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг
Раздел 7. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело.
В настоящее время при проведении реформ здравоохранения большое внимание уделяется статусу медицинской сестры, престижу ее профессии. Медсестре необходимо быть лидером, руководителем, все это требует высокого профессионального уровня не только в плане проведения технических манипуляций, но и в сфере общения и обучения с больным. Правильно проведенная психологическая подготовка к манипуляции обеспечивает сознательное активное участие в ней больного, облегчает работу врача и предотвращает возможную стрессовую ситуацию.
Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям
ПМ 04. специальности 34.02.01. Сестринское дело.
ПМ 07. специальности 31.02.01. Лечебное дело.
Технологическая карта практического занятия№16
1. ПМ.04.ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки,31.02.01 Лечебное дело.
2. МДК 04.03.МДК 07.03
Раздел 7. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации.
3. Тема 7.7 Промывание желудка
4. Занятие №16: Промывание желудка толстым зондом
5. Тип занятия: применение новых знаний и формирование умений, навыков.
6. Форма проведения: практическое занятие
7. Время проведения: 2 ч. (90 мин)
8. Место проведения: кабинет доклинической практики
9. Цели: овладения видом деятельности выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными и соответствующими профессиональными компетенциями
Знать:
- технологии выполнения медицинских услуг
- принципы оказания сестринской помощи пациенту при выполнении зондовых процедур
- медицинскую документацию
Уметь:
- выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий
- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям
Иметь практический опыт: эффективно общаться с пациентом, организовать оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий
10.Уровень освоения
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством
11.Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих
компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Проведение продуктивного общения с пациентом и организация оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий через выполнение алгоритма и решение ситуационных задач |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 4.1. ПК 7.1 | Эффективно общаться с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности | Соблюдение правил этики и деонтологии применение правил эффективного общения |
ПК 4.3. ПК 7.3 | Оформлять медицинскую документацию. | Заполнение медицинской документвции |
ПК 4.4. ПК 7.4. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. | Проведение сестринских вмешательств через решение ситуационных задач и выполнение алгоритма манипуляции |
ПК 4.5. ПК 7.5. | Обеспечивать инфекционную безопасность безопасную больничную среду для пациентов и персонала. | Проведение сестринских вмешательств через решение ситуационных задач и выполнение алгоритма манипуляции |
Оборудование к занятию:
- технические средства обучения (ТСО) (компьютер), мультимедийная установка
- дидактические материалы
- контролирующие материалы; тесты, ситуационные задачи
- программное обеспечение: рабочая программа.
Учебная литература:
- Мухина С. А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие / — 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 512 с.
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 766 с. (Медицина для вас).
Интернет- ресурсы
- www.rosmedlib.ru– медицинская, студенческая библиотека
- http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 2 | — | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. |
2. | Актуализация опорных знаний | 15 | Комбинированный: программированный тестовый | Инструктирует студентов, раздает тесты, затем проводит анализ результатов для оценки исходного уровня знаний Организует обсуждение результатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по тестам. | Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3. | Мотивация учебной деятельности | 3 | Объяснительно-побуждающий | Мотивирует студентов к формированию практических умений на данном занятии | Воспринимают информацию |
4. | Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях, практическая самостоятельная работа студентов. | 35 | Инструктивно-практический | Преподаватель инструктирует студентов по закреплению теоретического материала путем изучения опорного конспекта и выполнения алгоритма манипуляции. Контролирует выполнение практического задания. | Слушают пояснения преподавателя, изучают конспект выполняют практическую манипуляцию по алгоритму |
5. | Рубежный контроль | 20 | Практический | Осуществляет контроль по оценочным листам выполненных заданий, в виде решения ситуационных задач | Студенты демонстрируют применение полученных знаний и навыков в виде решения ситуационных задач |
6. | Рефлексия | 10 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученный материал на занятии, ответить на вопросы, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | Обобщают изученный материал на занятии, отвечают на вопросы, анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений, оценивают индивидуальную степень достижения целей |
7. | Итоги занятия | 5 | — | Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом. | Записывают задание для самостоятельной внеаудиторной работы |
Общее время занятия (мин) | 90 |
Критерий итоговой оценки за занятие.
Контроль исходного уровня | Рубежный контроль | Контроль итогового уровня | Итоговая оценка за занятие |
Тесты | Выполнения алгоритма задания по оценочным листам в виде решения ситуационных задач | Проведение фронтального опроса | |
Критерий по тестовому заданию
Один неправильный ответ или все ответы верны — «5»
Два неправильных ответа- «4»
Три неправильных ответа- «3»
Более трех неправильных ответов задание считается не выполненным
Критерии выполнения алгоритма манипуляции ситуационных задач по оценочным листам указаны индивидуально в каждом алгоритме практической манипуляции, согласно оценочной таблицы.
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
% % | 0 — 59 | 60 — 80 | 81 — 90 | 91 — 100 |
Критерии оценки фронтального опроса
«5»(отлично) — студент не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы. Свободно применяет полученные знания на практике.
«4»(хорошо) — студент отвечает без особых затруднений на вопросы, серьезных ошибок не допускает, но допускает неточности.
«3» (.удовлетворительно) — студент испытывает затруднения при ответе. Требует дополнительных вопросов преподавателя.
«2» (неудовлетворительно) — студент имеет отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена.
Если студент за все три контролирующих блока получил «5» или по одному из них «4»итоговая оценка выставляется «5», далее при наличии «4» или «3»выставляется среднеарифметическая оценка.
Этапы занятия
1 этап занятия – Организационный момент (2 мин.).
Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.
Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.
2 этап занятия — Актуализация опорных знаний (15мин).
Преподаватель акцентирует внимание студентов на важности повторяемых понятий, на внутримодульной связи темы занятия. Инструктирует студентов, раздает тесты
(см. Приложение 1)Организует обсуждение результатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по тестам.
Основная цель 2 этапа это
- актуализация обучающихся на изучение темы. Определение важности и значимости ее в практической деятельности медицинской сестры.
- возможность определить объем и знания, которые имеются у обучающихся по данной теме.
Актуализация темы
Медицинская сестра – должна обладать коммуникативными способностями, навыками сбора и обработки информации, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные.
Знать технологии выполнения медицинских услуг, медицинскую документацию, принципы оказания сестринской помощи пациенту при выполнении зондовых процедур.
Она должна уметь выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий и
оказывать помощь в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям.
Хорошо проведенная психологическая подготовка к манипуляции обеспечивает сознательное активное участие в ней больного, облегчает работу врача и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания (см. Приложение 1)
У преподавателя появляется возможность:
• проверить насколько понял и разобрался обучающийся с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки
• оценить исходный уровень знаний обучающихся по результатам их самостоятельной подготовки
Такая форма проверки позволит выявить основные пробелы в знаниях обучающихся и построить дальнейшую работу на их устранение
3 этап занятия -Мотивация учебной деятельности (3мин)
Мотивирует студентов к формированию практических умений на данном занятии
В настоящее время при проведении реформ здравоохранения большое внимание уделяется статусу медицинской сестры -это требует высокого профессионального уровня в плане проведения технических манипуляций
Знание и применение сестринской помощи в проведении различных диагностических манипуляций имеет большое значение в практической деятельности среднего медицинского работника. Лабораторные исследования являются дополнительным методом одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев их данные оказывают решающее значение при постановке диагноза, оценке состояния и контроле за проводимым лечением. Результаты лабораторного исследования во многом зависят от техники сбора биологического материала, подлежащего исследованию.
Данное практическое занятие направляет на знание алгоритма проведения зондовых манипуляций и оказания сестринской помощи при различных осложнениях.
4 этап занятия- Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях, практическая самостоятельная работа студентов (35мин)
Преподаватель инструктирует студентов по закреплению теоретического материала путем изучения опорного конспекта, затем выполнения алгоритма манипуляции. Контролирует выполнение практического задания. (см. Приложение 4)
Контролирует выполнение практического задания
5 этап занятия – Рубежный контроль (20 мин ) Осуществляет контроль по оценочным листам выполненных заданий, в виде решения ситуационных задач (Приложение1)
6 этап занятия-Рефлексия (10 мин) Преподаватель предлагает студентам обобщить изученное на занятии, ответить на вопросы (Приложение1) и проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
7 этап занятия -Итоги занятия (5мин) Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие в сводную таблицу, комментирует их, дает задание на дом.
Технологическая карта практического занятия№17
1. ПМ.04.ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки,31.02.01 Лечебное дело.
2. МДК 04.03.МДК 07.03
Раздел 7. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации.
3. Тема 7.7 Промывание желудка
4. Занятие №17: Промывание желудка тонким зондом
5. Тип занятия: применение новых знаний и формирование умений, навыков.
6. Форма проведения: практическое занятие
7. Время проведения: 2 ч. (90 мин)
8. Место проведения: кабинет доклинической практики
9. Цели: овладения видом деятельности выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными и соответствующими профессиональными компетенциями
Знать:
- технологии выполнения медицинских услуг
- принципы оказания сестринской помощи пациенту при выполнении зондовых процедур
- медицинскую документацию
Уметь:
- выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий
- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям
Иметь практический опыт: эффективно общаться с пациентом, организовать оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий
10.Уровень освоения
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством
11.Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих
компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Проведение продуктивного общения с пациентом и организация оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий через выполнение алгоритма и решение ситуационных задач |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 4.1. ПК 7.1. | Эффективно общаться с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности | Соблюдение правил этики и деонтологии применение правил эффективного общения |
ПК 4.3. ПК 7.3 | Оформлять медицинскую документацию. | Заполнение медицинской документвции |
ПК 4.4. ПК 7.4. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. | Проведение сестринских вмешательств через решение ситуационных задач и выполнение алгоритма манипуляции |
ПК 4.5. ПК 7.5. | Обеспечивать инфекционную безопасность безопасную больничную среду для пациентов и персонала. | Проведение сестринских вмешательств через решение ситуационных задач и выполнение алгоритма манипуляции |
Оборудование к занятию:
- технические средства обучения (ТСО) (компьютер), мультимедийная установка
- дидактические материалы
- контролирующие материалы; тесты, ситуационные задачи
- программное обеспечение: рабочая программа.
Учебная литература:
- Мухина С. А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие / — 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 512 с.
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 766 с. (Медицина для вас).
Интернет- ресурсы
- www.rosmedlib.ru– медицинская, студенческая библиотека
- http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 2 | — | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. |
2. | Актуализация опорных знаний | 15 | Комбинированный: программированный | Инструктирует студентов, раздает терминологический диктант, затем проводит анализ результатов для оценки исходного уровня знаний Организует обсуждение результатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по терминологическому диктанту. | Пишут терминологический диктант, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3. | Мотивация учебной деятельности | 3 | Объяснительно-побуждающий | Мотивирует студентов к формированию практических умений на данном занятии | Воспринимают информацию |
4. | Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях, практическая самостоятельная работа студентов. | 35 | Инструктивно-практический | Преподаватель инструктирует студентов по закреплению теоретического материала путем изучения опорного конспекта и выполнения алгоритма манипуляции. Контролирует выполнение практического задания. | Слушают пояснения преподавателя, изучают конспект и выполняют практическую манипуляцию по алгоритму |
5. | Рубежный контроль | 20 | Практический | Преподаватель осуществляет контроль выполненных заданий, в виде решения ситуационных заданий | Студенты демонстрируют применение полученных знаний и навыков при решении ситуационных заданий |
6. | Рефлексия | 10 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии заполнить таблицу проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | Студенты обобщают изученное на занятии, заполняют таблицу, анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений, оценивают индивидуальную степень достижения целей |
7. | Итоги занятия | 5 | — | Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом. | Записывают задание для самостоятельной внеаудиторной работы |
Общее время занятия (мин) | 90 |
Критерий итоговой оценки за занятие.
Контроль исходного уровня | Текущий контроль | Контроль итогового уровня | Итоговая оценка за занятие |
Терминологический диктант | Выполнения ситуационных заданий | Заполнение таблицы |
Критерий оценки к терминологическому диктанту
Один неправильный ответ или все ответы верны — «5»
Два неправильных ответа-
Как проходит промывание желудка зондовым методом в больнице?
Когда в организм попало вредное вещество или возникло химическое отравление, необходимо промыть желудочно-кишечный тракт. Это поможет уменьшить повреждающее действие на слизистую и всасывание токсина в кровь.
В больничных условиях очищение проводится с помощью зондового метода, который занимает немного времени и показывает высокую эффективность. Отношение самих пациентов к зонду скорее негативное, так как процедура доставляет крайне неприятные ощущения. Как происходит промывание желудка через зонд, и через сколько наступает улучшение состояния?
Суть процедуры зондирования
Пациенты, которые поступают в стационар после отравления, чаще находятся в достаточно тяжелых состояниях. Быстро прочистить ЖКТ поможет зондирование. Для этого используется особая длинная трубка, которая вводится пациенту в желудок через рот, а затем в орган вливается жидкость. После совершения врачами определенных манипуляций (детали , ниже) вода выходит обратно вместе с содержимым желудка.
Алгоритм промывки состоит из определенных этапов, поэтому очищение с помощью зонда должны проводить только врачи.
Промывание особо эффективно, когда после отравления прошло не больше 2 часов и есть вероятность, что основная часть яда пока еще находится в желудке. Хорошим сочетанием считается проведение зондового промывания и последующее назначение сорбентов.
В отличие от самостоятельного стимулирования рвоты в домашних условиях, зондовое промывание желудка имеет несколько преимуществ:
- возможность проведения процедуры у человека в бессознательном состоянии,
- выход токсической жидкости через трубку зонда исключает ожог пищевода и слизистой ротовой полости, что важно при отравлении бытовой химией или концентрированными растворами,
- неприятное ощущение доставляет только введение и выведение трубки, а само промывание пациентом может практически не ощущаться,
- процедура высокоэффективна и дает быстрый результат.
Если отравляющее вещество успело попасть в системный кровоток, его действие может продолжаться в течение долгого времени. Это актуально для длительно метаболизирующихся (разлагающихся) ядов. В этом случае делать промывание желудка нужно многократно, с повторением через несколько часов. При интоксикациях наркотическими веществами, этиленгликолем, метиловым спиртом и другими подобными медленно разлагающимися соединениями, очищение проводят в течение 23 суток 3-4 раза в день.
Повторное поступление ядов в желудок объясняется их выделением из крови, а также забросом из нижних отделов желудочно-кишечного тракта в результате обратной перистальтики.
Как врачи делают промывание в больнице?
Техника предполагает последовательное выполнение следующих этапов:
- Пациента размещают в правильном положении , сидя или лежа на боку. На грудную клетку кладут пеленку или полотенце: манипуляция будет сопровождаться обильным выделением слюны и подтеканием жидкости с трубки.
- Доктор подбирают трубку зонда. Для проведения процедуры промывания может использоваться резиновая пластиковая трубка толстого или тонкого зонда. Тонкий резиновый шланг применяют в отдельных случаях, когда необходимо ввести прибор через нос или же промыть желудок у детей. Диаметр самого тонкого прибора достигает всего 2 миллиметров. У взрослых используют толстый зонд (начиная с 5 мм).
- Измеряется необходимая длина трубки и глубина введения.
- Конец трубки смазывается вазелиновым маслом, укладывается на корень языка пациента и постепенно вводится по пищеводу до желудка. Опускание зонда осуществляется одновременно с глотательными движениями, которые просят делать пациента.
- Когда трубку опускают в желудок, врач присоединяет к другому ее концу воронку, в которую заливается чистая вода, объемом 0,5-1 л.
- Доктор начинает медленно поднимать воронку на уровень лица, и жидкость переливается по трубке и поступать в полость желудка. После этого воронку медленно опускают обратно до уровня пупка, что приводит к выходу жидкости уже из желудка в воронку вместе с содержимым. Первую порцию промывных вод в случае необходимости отправляют на анализы.
Манипуляцию повторяют, пока не получат на выходе чистую воду. В конце процедуры воронку отсоединяют, и зонд для промывания желудка вынимают.
Процедура может сопровождаться применением анестезии. При сильном рвотном рефлексе зонд смазывается лидокаиновым гелем, а затем опускается в ноздрю или пищевод. Возможно также закапывание носовой полости пипеткой с раствором новокаина. Такое местное обезболивание помогает устранить рвотный рефлекс и облегчить процедуру для пациента.
Беззондовое промывание желудка в условиях больницы не используется, так как оно менее эффективно и бывает достаточно опасно. Например, провокация рвоты при отравлении химическими веществами может вызвать ожог пищевода и слизистой ротовой полости.
Противопоказания к промыванию
Несмотря на тяжелое состояние пациента, которое может возникнуть при отравлении, зондовое промывание имеет некоторые противопоказания:
- наличие крупных дивертикулов (выпячивание стенки) или сужения пищевода,
- многочасовой перерыв после отравления концентрированными кислотами и щелочами из-за возможной перфорации пищевода,
- судорожные припадки.
А если человек без сознания?
Состояние пациента без сознания не является противопоказанием для зондового промывания. Промывание желудка в бессознательном состоянии практически не отличается от вышеописанной техники.
В этом случае главное , не забывать о вероятности удушья. Для предупреждения такой опасной ситуации сначала проводится интубация трахеи (в области шеи выполняется прямое отверстие в трахею), а затем медсестры приступают к промыванию желудка. Если врача, который может сделать интубацию, нет, то перед началом процедуры следует:
- Придать больному положение лежа на левом боку без подушки, которое уменьшает вероятность подавиться.
- Убедиться в правильности расположения зонда. Для этого после введения трубки в желудок можно вдуть в него воздух и проверить, надулась ли эпигастральная область.
Зная, как в больнице промывают желудок, пациент может быть психологически готовым к процедуре и сохранить спокойствие, что достаточно важно при тяжелых отравлениях. Подготовкой пациента и осуществлением зондирования занимаются медсестры. Промывание другими способами в условиях стационара не проводится.
Беззондовое промывание, например, солевыми растворами и большим объемом жидкости, может быть опасным в случае, если врач не знает, чем отравился пациент. Зондирование , быстрая, эффективная и безопасная процедура, которая практически не имеет недостатков и может проводиться пациентам любого возраста. При легких острых интоксикациях больной почувствует себя лучше уже через несколько часов после очищения желудка.
Не так страшен черт:
техника, алгоритм. Методика промывания желудка
Каждый может оказаться в ряде ситуаций, когда знания о том, как проводить промывание желудка, техники, алгоритма выполнения и техники выполнения этого несложного действия, могут спасти жизнь. Как не потеряться в сложной ситуации? А в каких случаях без полоскания не обойтись?
Что такое желудок для человека
Желудок — тело, состоящее из мышц, полых внутри. Он — одна из важных частей пищеварительной системы.Это орган между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой кишечника. Объем пустого тела взрослого человека — около пинты. После еды объем увеличивается до 1 л, а сверх обычных порций — до 3,5-4 л.
Промывание желудка, методика (алгоритм), которая будет описана в этой статье, может потребоваться, если орган получил пищу, воспринимаемую как угрозу. В этом случае кусок пищи, задержанный в желудочном резервуаре, не продвигается в кишечник, где усиливается всасывание в кровь опасных веществ.Тошнота, рвота, боль.
При промывании желудка
Показаний к промыванию желудка много:
- Употребление в пищу испорченной пищи или ядовитых грибов приводит к острому пищевому отравлению.
- Отравление в результате превышения допустимых доз алкоголя.
- Отравление химическими, ядовитыми веществами, бытовой химией и фармацевтическими препаратами.
- Проблемы с пищеварительной системой.
- Атония мышечной ткани стенки желудка.
- Переедание.
- Лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта и других систем органов.
Основной поток токсинов всасывается в кровь в течение первых 2 часов после отравления. Это значит, что проводить очищение желудка желательно после первых симптомов интоксикации.
Три способа мытья
В зависимости от состояния пациента и тяжести воздействия промывание желудка может проводиться различными методами.Методы промывания желудка:
- «Ресторанный метод», то есть без введения зонда.
- Промывание толстым зондом.
- С помощью тонкого щупа.
Эвакуация содержимого желудка с помощью зондов проводится только медицинским персоналом.
Рекомендуется
Что делать, если у вас потрескалась кожа на руках?
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивается с небольшой, но очень, при этом, потрескавшейся кожей на руках.В это время появляются ранки разного размера, которые болят и доставляют неудобства, особенно при контакте с водой или моющими средствами. …
Противопоказания
Есть несколько условий, при которых промывание желудка невозможно. Методика (алгоритм) в этом случае роли не играет, поскольку процедура противопоказана в целом. К таким состояниям относятся:
- Внутреннее кровотечение.
- Получите кислотные или щелочные ожоги гортани или желудочно-кишечного тракта.
- Проблемы с мозговым кровообращением.
- Потеря сознания
- Нарушение рефлексов, судороги.
- Органическое сужение пищевода.
- Нестабильность сердечного ритма, инфаркт миокарда, стенокардия.
В сложных случаях любые манипуляции с пациентом проводят только после стабилизации его состояния.
Самостоятельное промывание желудка на дому
Понимание того, как промыть желудок в домашних условиях, может значительно улучшить симптомы пищевого или алкогольного отравления.Пострадавший должен выпить большое количество воды и вызвать рвоту. Ранее проводила некоторую подготовку к манипуляциям. Сделайте раствор для промывания, поставьте рядом с емкостью (тазой или ведром) для содержимого желудка. Теперь можно проводить промывание желудка при отравлении.
Всего надо маленькими порциями выпить 5 литров жидкости. За один прогон использовали 2 стакана, после этого должен сработать рвотный рефлекс. Если это не удается, это стимулирует давление на язык. Это можно сделать с помощью тампона медицинского шпателя или просто зажать пальцами рот.Важно не пытаться выпить всю жидкость сразу. Очищать желудок придется неоднократно, иначе желаемого эффекта добиться не удастся.
Тот же метод, который используется в больнице, если пациент по какой-либо причине не может проглотить зонд. Важная деталь — это здорово, и того, что многократное количество претендентов в желудочной жидкости, просто вызвать рвоту, засунув пальцы в рот, недостаточно. В некоторых случаях, например, когда пострадавший выпил крепкий кислотный или щелочной раствор, не может вызвать рвоту, так как произойдет повторный ожог пищевода.Промывание возможно только через зонд.
Растворы для промывания
Промыть желудок можно простой кипяченой водой, но лучше делать для этих целей специальный раствор. Правильная подготовка повысит эффективность процедуры. Жидкость для промывания желудка должна быть слегка теплой. Оптимальная температура — 25-28 ° С. более горячий раствор увеличит скорость проникновения токсинов через расширенные сосуды. Холодный раствор может вызвать спазм.
Для промывки можно использовать следующие составы:
- Слабый солевой раствор.В 5 литрах теплой воды растворите 2 столовые ложки соли. Этот состав усиливает сокращение сфинктера, препятствуя проникновению токсинов в кишечник.
- Розовый раствор перманганата калия. Раствор должен быть светлым, слегка розоватого цвета. Перед использованием его фильтруют, чтобы не было нерастворимых частиц. Состав обладает антисептическими и антимикробными свойствами.
- Раствор пищевой соды. В этом случае на 5 литров кипяченой воды берут 2 полных столовых ложки пищевой соды.
Подготовить эти составы к промыванию несложно, а если человек умеет промывать желудок в домашних условиях, то это нужно делать до приезда скорой помощи. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее пациенту станет лучше. Так что если есть возможность самостоятельно провести процедуру очищения желудка, нужно использовать этот шанс.
Промывание желудка в медицинском учреждении. Толстая трубка
Введение желудочного зонда для промывания желудка осуществляется только квалифицированным персоналом.Толстая трубка-резиновая трубка длиной около 120 см и диаметром 1 см. Устройство вводится через рот и пищевод в желудок, затем к свободному концу прикрепляется воронка и выливается жидкость. Количество ирригационного раствора рассчитывается от веса пациента. После введения на килограмм веса 5-7 мл жидкости.
Во время введения жидкости врач держит воронку над лицом, а когда раствор достигает устья воронки, опускается в емкость для умывания.Манипуляция повторяется для получения чистой воды. Содержимое первой порции промывки отправляют на анализ.
Хирургический зонд
Тонкий зонд имеет 2 разновидности: для введения через рот для введения через нос. Это средство для мытья часто используют при отравлениях детей. Детям в возрасте до 4 месяцев промывание делают только тонким зондом через нос. Раствор вводится специальным шприцем Джанет.
При введении зонда через нос пациент может говорить.Главное, чтобы зонд находился в желудке, а не в гортани.
Особенности у детей
Ребенок не в состоянии понять, что хирургическая обработка раны необходима для облегчения состояния или спасения жизни. Младенец дергается и нянчке не мешает, его плотно пеленают или держат. Для процедуры требуется помощник.
Количество жидкости для ребенка намного меньше. Разовая доза жидкости для новорожденного — около 50 мл, для шестимесячного ребенка — 100 мл, для годовалого ребенка — 200 мл.
Исправленные ошибки
И дома, и в стационарных условиях метод (алгоритм) промывания желудка, который очень прост, может выполняться со следующими ошибками:
- Дайте жертве на мгновение большой объем жидкости, обнажая ввод сфинктера желудка и проникновение токсинов в двенадцатиперстную кишку.
- Проверьте введенное число и извлеченный раствор.
- Составы для стирки приготовлены с нарушениями. Растворы более концентрированные, чем допустимо, перманганат калия не процеживается, температура нестандартная.
Эти ошибки могут ухудшить состояние пациента, поэтому к процедуре следует относиться ответственно.
В опасной ситуации важно не паниковать, действовать быстро и уверенно. При необходимости взрослому человеку следует начать промывание желудка дома еще до приезда медиков. Маленького ребенка желательно как можно быстрее в больницу, уход в домашних условиях с промыванием невозможен.
.
Промывание желудка
Промывание желудка , также обычно называемое Желудочный насос или Промывание желудка , представляет собой процесс очистки содержимого желудка. Его использовали более 200 лет как средство вывода ядов из желудка. Такие устройства обычно используются в отношении человека, который проглотил яд или принял передозировку лекарства. Их также можно использовать перед операцией, чтобы очистить желудочно-кишечный тракт перед его вскрытием.
Методика
Промывание желудка включает прохождение трубки через рот или нос вниз в желудок с последующим последовательным введением и удалением небольших объемов жидкости.Размещение зонда в желудке должно быть подтверждено либо инсуффляцией воздуха при прослушивании желудка, либо тестированием pH небольшого количества аспирированного содержимого желудка, либо рентгеном. Это необходимо для того, чтобы трубка не попала в легкие. Взрослым вводят небольшое количество теплой воды или физиологического раствора и снова удаляют через сифон. У детей используется физиологический раствор, так как дети более подвержены риску развития гипонатриемии при промывании водой. Из-за возможности рвоты всегда под рукой отсасывающее устройство на случай легочной аспирации содержимого желудка.Промывание повторяют до тех пор, пока возвращающаяся жидкость не перестанет показывать содержимое желудка. Если пациент находится без сознания или не может защитить свои дыхательные пути, его следует интубировать перед выполнением лаважа.
Показания
Промывание желудка нечасто используется при современных отравлениях, и некоторые авторитетные источники предложили не использовать его регулярно, если вообще когда-либо, в ситуациях отравления.), Углеводородами () или для ядов, у которых есть эффективное противоядие.
Альтернативы
Альтернативой промыванию желудка обычно является потребление древесного угля, который смешивает и блокирует проникновение яда или лекарств дальше в желудок.
Осложнения
Сообщалось о многих осложнениях, хотя серьезные осложнения возникают редко. Наиболее опасным риском является аспирационная пневмония, которая с большей вероятностью может возникнуть при проглатывании углеводородов или у пациентов без защищенных дыхательных путей. Другие осложнения включают ларингоспазм, гипоксию, брадикардию, носовое кровотечение, гипонатриемию, гипохлоремию, водную интоксикацию или механическое повреждение желудка.
ee также
* Poisoning
Ссылки
Внешние ссылки
* [ http: // www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/003882.htm NIH / Medline ]
* [ http://www.fpnotebook.com/ER70.htm FP Notebook ]
* [ http : //www.npis.org/Position_Statements/Gastric%20Lavage.htm NPIS ]
Фонд Викимедиа.
2010.
.