Особенности речевого развития детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет — важный период в речевом развитии ребенка. В это время активно формируются и совершенствуются многие речевые навыки:
- Значительно расширяется словарный запас
- Улучшается грамматический строй речи
- Развивается связная речь
- Совершенствуется звукопроизношение
- Формируется фонематический слух
- Развивается языковое чутье
Рассмотрим подробнее основные аспекты речевого развития детей этого возраста.
Словарный запас ребенка 5-6 лет
Какой словарный запас должен быть у ребенка 5-6 лет? В норме словарь дошкольника этого возраста составляет 3000-7000 слов. При этом активный словарь (те слова, которые ребенок употребляет сам) включает примерно 2500-3000 слов.
В речи ребенка появляется все больше:
- Существительных, обозначающих профессии, орудия труда, технику
- Прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов
- Наречий, обозначающих временные и пространственные отношения
- Слов, связанных с учебной деятельностью
Ребенок начинает активно использовать синонимы и антонимы, понимать многозначность слов. Формируется лексическая системность — умение группировать слова по различным признакам.
Грамматический строй речи в 5-6 лет
К 5-6 годам ребенок в целом овладевает грамматической системой языка. Он правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, использует различные грамматические формы и категории:
- Употребляет разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные)
- Правильно согласует существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже
- Употребляет существительные в родительном падеже множественного числа
- Образует формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
- Использует несклоняемые существительные
- Образует степени сравнения прилагательных, глаголы с приставками
Однако в речи еще могут встречаться грамматические ошибки, особенно в сложных случаях словоизменения (родительный падеж множественного числа некоторых существительных, согласование с числительными и др.).
Развитие связной речи у детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте активно развивается связная речь — умение последовательно и логично излагать свои мысли. Дети учатся:
- Составлять описательные рассказы о предметах, используя разные типы высказываний: описание, повествование, рассуждение
- Составлять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам
- Пересказывать литературные тексты, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги персонажей
- Сочинять сказки, рассказы, загадки
Важно развивать у ребенка умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы без помощи взрослого, а также самостоятельно составлять рассказ по картинке.
Звукопроизношение и фонематический слух
В 5-6 лет большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. Однако у некоторых еще могут сохраняться недостатки в произношении некоторых сложных звуков (шипящих, свистящих, сонорных). К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков.
Активно развивается фонематический слух — способность воспринимать и различать звуки речи. Дети учатся:
- Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
- Выделять ударный слог
- Подбирать слова на заданный звук
- Делить слова на слоги
- Различать твердые и мягкие согласные
Эти умения крайне важны для последующего обучения грамоте.
Как развивать речь ребенка 5-6 лет
Родители могут значительно способствовать речевому развитию дошкольника. Вот несколько рекомендаций:
- Много общайтесь с ребенком, поощряйте его рассказывать о своих впечатлениях
- Читайте книги, обсуждайте прочитанное
- Играйте в словесные игры (подбор рифм, антонимов, синонимов)
- Учите стихи, скороговорки, загадки
- Развивайте мелкую моторику (лепка, рисование, аппликация)
- Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, но делайте это тактично
- Расширяйте кругозор ребенка, знакомьте с новыми предметами и явлениями
Регулярные занятия помогут ребенку достичь хорошего уровня речевого развития к началу школьного обучения.
Когда нужна помощь специалиста
В некоторых случаях может потребоваться консультация логопеда. Обратитесь к специалисту, если у ребенка в 5-6 лет:
- Нарушено звукопроизношение (пропуски, искажения звуков)
- Бедный словарный запас
- Трудности в построении фраз, согласовании слов
- Непонимание обращенной речи
- Трудности в пересказе, составлении рассказов
- Нарушение слоговой структуры слов
Своевременное обращение к специалисту поможет скорректировать имеющиеся нарушения и подготовить ребенка к школе.
Заключение
Возраст 5-6 лет — важный этап в речевом развитии ребенка. В этот период активно формируются и совершенствуются все стороны речи: расширяется словарь, улучшается грамматический строй, развивается связная речь, фонематический слух. Правильно организованная речевая среда и целенаправленные занятия помогут ребенку достичь хорошего уровня развития речи к началу школьного обучения.