Сенсорная стимуляция это: Доман. Программа сенсорного стимулирования | Ассоциация специалистов сенсорной интеграции

Содержание

Доман. Программа сенсорного стимулирования | Ассоциация специалистов сенсорной интеграции

Итак, всё, чем мы занимаемся в  своих Институтах, можно выразить очень кратко: мы стимулируем  детей визуально, аудиально  и тактильно к познанию, одновременно изучая степень роста мозговой активности.

Наша задача — научить родителей заниматься с детьми по нашей методике.

¨      Именно это заставляет парализованных  ходить.

¨      Именно это делает умственно отсталых образованными.

¨      Именно это помогает слепым  видеть, а глухим — слышать.

¨      Именно это  позволяет привести в сознание коматозных детей.

¨      Именно это даёт возможность детям с потерей чувствительности восстановить её.

 

Программа сенсорного стимулирования предназначена для создания первых трех стадий развития визуальной, слуховой и тактильной компетенции  и   для  усовершенствования тех стадий, которые все еще не совершенны.

Основываясь на детской оценке, акцент должен  быть сделан на укрепление тех начальных стадий, которые существуют,  и   на  обеспечение стимулирования  для  создания  следующей  стадии  развития  в  каждой области.

Вопрос первостепенной важности заключается в том, чтобы строго придерживаться руководящих  принципов  здравого смысла и безопасности в выполнении  Программы  сенсорного  стимулирования. Хотя важно достичь надлежащей интенсивности в стимулировании сенсорных путей,  также  важно  делать это так, чтобы  не причинить  вреда  ребенку.  При  отборе возможных материалов, всегда  сначала экспериментируйте  с  этими  материалами  на себе перед тем, как  применить их  для  вашего ребенка.  Фонарь не должен быть настолько ярким, чтобы причинить боль вашим  глазам, свисток не должен использоваться так близко, чтобы причинить боль  вашим ушам, а  твердая  щетка  не должна  вызвать волдыри на вашей коже или  кровотечение. Если ваши материалы безопасны  в применении  к вам,  они должны также быть безопасны для  вашего  ребенка.

Цель Программы  сенсорного  стимулирования заключается  в том, чтобы облегчить ребенку зрение, слух  и  ощущение. Наилучшее, что вы можете сделать, чтоб помочь ребенку в этом, — это применять  яркий контраст  во время  каждой процедуры. Например, стимуляция  рефлекса на свет должна  всегда  проводиться   в  совершенно  темной  комнате, чтобы акцентировать контраст  светлого и темного. Каждый звук, используемый для программы слухового стимулирования, должна  предшествовать  и  затем  следовать  полная тишина. За стимулированием кожи твердой щеткой,  должна следовать стимуляция мягкой щеткой, а  бутылка горячей воды  должна сменяться пакетиком льда. Создавая контраст, вы облегчаете процессы  зрения, слуха и ощущения.

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Первый уровень

Цель: Создать  или улучшить световой рефлекс

Программа:   Стимулирование  Светового  Рефлекса

Частота:  Минимум 30 раз в день

Интенсивность:        Домашний  фонарь

Продолжительность: 1 сек. воздействия,5 сек. отдыха,закрывая и стимулируя один  глаз  поочередно – в течение 1 минуты каждый  раз

 Стимуляция должна проводиться в совершенно темной комнате

Второй  уровень

Цель: Создать  или улучшить восприятие контуров

Программа:  

Контрастная Среда

Сделайте  черно- белую клетчатую    доску, по крайней мере, на одной стене  в  спальне  и  на  рабочем месте. Интенсивно  осветить её, так чтоб на полу  или  наклонном  треке  образовались  черно- белые полосы.

Черно-белые Слайды

В совершенно темной комнате, направьте  проектор с черно-белыми слайдами  на широкую стену или потолок. Устройте вашего ребенка поудобней, так , чтоб ему было легко смотреть на слайды. Представляя каждый слайд, четко и громко объявите его название. Подождите, пока ребенок не увидит  слайд, и  снова повторите его название.

Частота:  Минимум  10 раз в день

Интенсивность:        3 слайда ежедневно (выбирайте, по возможности, такие слайды, которые  сильно отличаются друг от друга)

Продолжительность: 1 –3 слайда  каждый раз

Выбирайте  3  новых слайда каждый день в течение одной недели, потребуется 21 слайд   в общем. В конце недели начинайте снова с тех 3 слайдов, с которых вы начинали неделю назад. Продолжайте цикл с этими 21 слайдами, пока ваш ребенок не будет способен их различать. Используйте  ряд    21  «белого на черном»   слайдов , после того как ряд «черного на белом»  слайдов  завершен.

Черно- белые   Биты   Интеллектуальных Карточек 

В дополнение к  21 черно-белым слайдам, сделайте  ряд соответствующих черных фигур на белых картонных  квадратах. Представьте их вашему ребенку, используя те же руководящие принципы, о которых было сказано раньше применительно к слайдам, используя те же слайды и соответствующие карточки каждый день. Показывайте карточки  в темной комнате, освещая  их  фонарем.

Каждый раз держите    2   карточки  под фонарем в темноте или   в хорошо освещенной комнате  и  спрашивайте: «Где звезда?»

Подождите  и  дайте  вашему  ребенку  возможность посмотреть на одну из карточек.

Третий   уровень

Цель: Создать  или улучшить  способность  видеть детали

Программа:              

Окружающая  обстановка:

Вернитесь  к   обстановке, созданной  с    клетчатой   доской,  и  добавьте детали, поместив  цветные  фигуры в каждый квадрат.

Например:  красный треугольник в  черный квадрат;

зеленый квадрат в белый квадрат

желтый кружок в черный квадрат.

Нарисуйте на Битах  детали

Вернитесь к черно-белым фигурам на карточках и начните добавлять  цвет и детали, и сделайте новые карточки.

Например: Лица — счастливые, грустные, удивленные

Фрукты — апельсин, яблоко, банан

Фон должен быть черным,  в том случае, если  он визуально усовершенствует Бит.

Сделайте 3 Бита.

Цикл  — 10 раз в  день.

 

СЛУХОВАЯ          КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Первый уровень

Цель: Создать  или улучшить рефлекс испуга  

Программа: Стимулирование  рефлекса испуга

Частота: Минимум  30 раз в день

Интенсивность: В тихой комнате, ударьте двумя деревянными досками друг об друга  внезапно  и без предупреждения. Держите доски  на безопасном расстоянии, используя себя в качестве барометра для измерения безопасности.

Продолжительность: Секунды

 

Второй  уровень

Цель: Создать  или  улучшить  жизненную реакцию на         пугающие звуки       

Программа:   Стимулирование жизненно важной   реакции

Частота: Минимум  30 раз в день

Интенсивность: Свистните   в   свисток  на  безопасном расстоянии от ушей ребенка. Делайте это  непредсказуемо  в течение дня  в  не особенно   тихой  комнате.

Продолжительность: Секунды. Однако  вы можете  каждый раз

экспериментировать с продолжительностью и частотой – иногда пытайтесь произвести сразу две стимуляции  одну за другой, чтоб посмотреть, не создает ли это более подходящей реакции. И если это так, то производите более одной стимуляции.

 

Третий  уровень

Цель: Создать  или  улучшить способность слышать значащие звуки

Программа:  

Окружающая обстановка: Устраните слуховой  хаос  и  посторонний шум.  Выключите телевизор, радио, музыку и т.д.

Создайте атмосферу, при которой можно услышать и легко различить один звук  каждый раз, а также  можно легко услышать и понять произносимую речь.  Говорите громко и  четко.  Будет полезно, если вы будете говорить непосредственно  на   уши  вашему ребенку.  Используйте значащий звук, сделайте ваш голос музыкальным.

Стимуляция значащих звуков

Частота: Минимум  30 раз в день

Интенсивность: 3 звука ежедневно, используя звуки, которые отличаются друг от  друга, на сколько это возможно. Выберите из коллекции звуков колокольчики, свистки, тарелки, зуммер, треугольник, горшки, камушки в жестяной банке и т.д. А также используйте  такие  ежедневные звуки, как телефонный звонок, звонок в дверь, водопровод, шаги и т.д.

Представляйте каждый звук в тихой комнате.

Продолжительность: Используйте 3 звука в минуту. Скажите вашему ребенку, что каждый звук громкий и ясный. Время от времени переносите место действия звука и  давайте ребенку возможность самому определить, откуда исходит звук.

Иногда производите звук и  спрашивайте вашего ребенка, какой это был звук(попытайтесь визуально указать на предмет, издающий звук, или применить тактильное прикосновение).Также попытайтесь говорить сердитым или успокаивающим голосом, чтоб увидеть, подобающим  ли образом  реагирует  ребенок.

 

ТАКТИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Второй  уровень

Цель: Создать  или  улучшить  жизненное  ощущение            

Программа:              

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность:

Чередовать следующим:

Горячее/холодное

Твердая щетка

Щетка для посуды

Покалывание  булавками (стерилизованными)

Стимуляция  ногтями

Продолжительность: 1 минута. Использовать только что-то одно из выше перечисленного  каждый  раз.

Не делайте ничего, что вызовет на коже ссадины. Продолжайте стимуляцию, пока у вашего ребенка не появится  немедленная, подобающая реакция на стимуляцию  жизненного ощущения всего его или её тела. Оценивайте реакцию вашего ребенка каждый день. Если ваш ребенок начнет сильно  возражать против этого, это нормальная реакция, указывающая на то, что началось важное неврологическое улучшение. Вы можете прекратить  сильную стимуляцию тех областей, на которые у ребенка немедленная, нормальная реакция.

 

Третий  уровень

Цель: Создать  или  улучшить гностическое ощущение

Программа:     

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: Используйте пару контрастных ощущений

Например: мягкая щетка — твердая щетка

вельвет — наждачная бумага

Продолжительность: 1 минута.

Применяйте одну пару каждый раз ( 30секунд на одно ощущение )

 

Каждый день оценивайте реакцию. Пока реакция не станет нормальной, делайте акцент на те участки, которые  наиболее  и  наименее чувствительные.

 

Как остановить самостимулирующее поведение? — Помощь детям с РАС и их семьям|Центр прикладного анализа поведения

ссылка на оригинальную статью

Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.

Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения являются одним из клинических диагностических критериев расстройств аутистического спектра. Самостимулирующее поведение является примером повторяющегося поведения, которое грубо можно разделить на три типа:

  • Использование частей лица и тела для получения сенсорной стимуляции, такое как: раскачивание тела, вращение вокруг своей оси, хлопание и махание руками, рисование пальцами в воздухе и т.д. Помимо выше перечисленного, когда ребенок подолгу смотрит на предметы, например, на линии на полу, это также является часто встречающимся поведением самостимуляции.
  • Использование объектов для стимуляции чувств. Например, ребенок непрерывно вращает контейнеры, игрушки, колёса автомобилей и т.д.
  • Проявление навязчивых привычек, таких как: настаивать на ношении одежды только определённого цвета, держать предметы только одним способом, расставлять их определённым образом, придерживаться ритуалов (и настаивать на том, чтобы выполнять каждое действие самому), говорить всё время на одну и ту же тему и т.д.

Мы часто слышим от родителей, что они, ежедневно сталкиваясь с самостимулирующим поведением, ругают детей, игнорируют их, наказывают и так далее. И эти действия не позволяют эффективно останавливать данное поведение, а в некоторых случаях, это приводит к тому, что поведение появляется более часто, и ситуация становится ещё хуже. Причина проста: целью всех этих действий является сенсорная стимуляции, и поощрение, которое ребенок получает, когда ему удается эти действия выполнить, слишком сильное. Поэтому использование неэффективных стратегий только способствует проявлению данных неприемлемых форм поведения.

Наш директор, Тоби Маунтджой, поделился с родителями как учить ребенка замещающему поведению и перенаправлять поведение самостимуляции (проактивный план). В перспективе, обучение альтернативным навыкам – эффективный способ решить проблему. Тем не менее, если у ребенка поведение самостимуляции происходит очень часто, возможно, будет очень сложно начать его учить любым другим навыкам. Поэтому есть несколько способов прерывания самостимулирующего поведения (реактивный план).

Во-первых, вы должны понимать, что ребенок не может избавиться от самостимуляций сразу, особенно на ранних стадиях вмешательства. Поэтому будет правильно, если вы будете каждый день выделять некоторое время (например, на 15-20 минут) для того, чтобы поработать над поведением самостимуляции.

Шаг1: Когда ребенок занимается самостимуляцией, от вас может потребоваться дотронуться до части тела ребенка или даже блокировать его тело целиком, чтобы прервать поведение (например, осторожно опустить руки ребенка, если он хлопает и машет руками). Цель состоит в том, чтобы немедленно убрать сенсорное удовольствие, которое ребенок получает благодаря этим действиям. Чем раньше поведение прекращается, тем меньше времени ребенок получает удовольствия. Если это возможно, родители должны использовать наименьшее количество физических действий / помощи, чтобы остановить поведение, потому что мы хотим, чтобы ребенок постепенно учился контролировать своё поведение самостоятельно. Таким образом, в будущем, прерывание поведения может стать относительно более быстрым и легким. Если ребенок использует объект для получения сенсорной стимуляции (например, вращение чашки), просто уберите объект.

Шаг2: Используйте поощрения, чтобы побудить вашего ребенка проявлять сдержанность. Родители, знакомые с использованием жетонов, могут со своими детьми использовать жетоны для обмена на поощрение. Или же родители могут обеспечить прямое подкрепление (например, любимое лакомство, планшет и т.д.). Как правило, на ранних этапах вмешательства, количество времени, в течение которого ребенок может проявлять сдержанность, очень короткое. Поэтому родителям приходится ловить правильный момент для быстрого и прямого поощрения. Во время выдачи подкрепления, также хвалите ребенка простым и лаконичным языком, чтобы ребенок понимал, что от него хотят, и как себя вести, например: «Хорошие ручки, спокойные». Это поможет ребенку понять разницу между самоконтролем и проявлением самостимулирующего поведения, а также связь с получением поощрения.

Шаг3: По мере того, как ребенок начнёт учиться контролировать свое поведение, Вы можете постепенно подключать обучение альтернативным навыкам или другим занятиям. Предположим, что Вы хотите научить ребенка собирать паззлы, чтобы занять его руки. И Вы постепенно будете объединять обучение играть с паззлом с тренировкой самоконтроля. Например, ребенок должен собрать шесть жетонов для того, чтобы получить поощрение, поэтому для получения первых 3-4 жетонов ему будет предоставлена возможность продемонстрировать самоконтроль (т.е. воздержаться от самостимуляции). А затем, на оставшиеся жетоны, ему дают паззл, чтобы он мог продемонстрировать соответствующие навыки игры с головоломкой. Жетоны даются, когда ребенок выполняет инструкцию собрать паззл и одновременно демонстрирует сдержанность.
Родители могут менять количество жетонов в зависимости результатов ребенка. Собирание паззла становится навыком, заменяющим хлопание и махание руками.

Когда дети понимают, какое поведение им необходимо контролировать, время, в течение которого они воздерживаются от самостимулирующего поведения, увеличивается. А следовательно, количество времени, в течение которого родители могут заниматься с ребенком, и надежды на освоение соответствующих навыков также заметно возрастают.

Информация предоставлена Кристи Лэй, Старшим поведенческим аналитиком АР.

Как сенсорная стимуляция помогает бороться с нейродегенерацией

Прим. ред. Альманаха Просветления: Тема «на грани фантастики». Напрямую соприкасается с затрагиваемой на сайте темой ритмов головного мозга и их зависимости от медитативности. Дополнительно смотрите статью «Ритмы мозговой активности и их стимуляция. Теория» и далее ссылки и теги в ней.

В мозге есть разные типы осцилляций, вы наверняка о них слышали как о ритмах мозговой активности, которые регистрируются на ЭЭГ — бета, альфа, тд. Гамма осцилляции — самые высокочастотные, их диапазон — 30-100 гц, функция до сих пор непонятна. Все еще есть люди, считающие их эпифеноменом, но они, скорее всего, неправы.

Есть некоторые закономерности в том, когда проявляются какие волны. Низкие частоты — тета и альфа — самые высокие по амплитуде и требуют синхронизации нейронного ансамбля — такая активность обычно характерна для сна и спокойного бодрствования.

В активном бодрствовании, а тем более в когнитивных задачах, нейроны должны активно работать и кодировать как можно больше информации — для этого они рассинхронизовываются по максимуму и в итоге группа нейронов генерирует осцилляции бета или гамма частоты. Это конечно далеко не полная картина.

Гамма часто встречается при сенсорной стимуляции, особенно в первичных сенсорных отделах — таких как первичная зрительная, слуховая и тд кора, куда информация о стимуле попадает раньше всего. Если разные стимулы нужно интегрировать, то гамму можно встретить практически по всей коре мозга. Важно то, что это соблюдается и на людях, и на грызунах. В первичной зрительной коре гамму можно индуцировать визуальными стимулами с высоким контрастом, которые сменяются с высокой частотой (около 40-60 гц). Типичные — это быстро мигающий экран или черно-белые полоски.

Механизмы разных осцилляций до сих пор точно не объяснены, ясно только одно — это эмерджентный феномен, так как осцилляции отражают групповую активность нейронов. Самая известная гипотеза механизма гаммы — PING — это баланс возбуждения и ингибирования в мозге, который мотается туда-сюда как шарик для пинпонга и генерирует осцилляции.

В какой-то момент начали выходить статьи, утверждающие, что сенсорная стимуляция, индуцирующая гамма осцилляции в коре, ведет к тому, что к этой области мозга усиливается приток крови, начинают рассасываться амилоиды и тау-бляшки (характерные признаки Альцгеймера) и меньше умирают нейроны, и это все очень хорошо. Почти все, кроме притока крови к месту гамма-осцилляций, пока показано только на мышах. Я сначала офигела. Но потом обзор на эту тему всплыл у нас на журнальном клубе, а потом я добралась до обзора. И когда начинаешь размышлять, все на самом деле имеет смысл.

Тут надо сказать в первую очередь, что гамма осцилляции — это довольно энергозатратный процесс — нейроны (и возбуждающие, и ингибирующие) строчат как из пулемета и расходуют свои запасы. Если такая активность продолжается слишком долго, она может стать похожей на эпилептическую (не равно эпилептическому приступу), а значит после это все надо восстанавливать. Запасы нужно пополнять, а сами нейроны делать этого не могут — подключается глия, в первую очередь астроциты, которые своими лапками касаются сосудов в мозге и могут индуцировать приток кислорода к себе — ничего мистического.

Все остальные процессы выглядят гораздо сложнее биохимически (особенно учитывая то, как давно я позабыла биохимию), но по сути тоже происходят через активацию астроцитов и микроглии — последняя, по сути, это резидентные макрофаги мозга, и расщепление амилоидов и бляшек скорее всего опосредовано ими. Похоже, что на сами бляшки осцилляции не влияют никак, но повышенная активность принудительно запускает механизмы регенерации и репарации в мозге, которые там натыкаются на бляшки и начинают ими заниматься. Это подтверждается еще и тем, что у здоровых мышей особенно драматических улучшений не происходит.

Еще раз повторю, что на людях пока ничего не доказано, но учитывая то, что стимуляция полностью неинвазивная и безопасная, — например, совмещенные визуальные и слуховые стимулы высокой частоты — начать испытания на людях с нейродегенеративными заболеваниями почти ничего не стоит.

 

Обзор

via

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами Л. А. Хоекман: 1 ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; 2 ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.

Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Т. о., дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения.

Общая характеристика метода сенсорной интеграции

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух направлениях:

1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции. Во-первых, следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему выбор широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы. Ребенок с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему ношением определённого предмета в кармане это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка. Когда ему будет нужна помощь в концентрации или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может опустить руку в свой карман. По аналогии ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуется всегда иметь при себе специальный ароматизированный предмет. Ребёнку с гипофункцией слуховой системы могут предлагаться наушники для прослушивания музыки. Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям может помочь тяжелая одежда, утяжелители на руки и или ноги. Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь раскачивание в гамаке, на качелях, вращение на каруселях. Во-вторых, зная, что ребенок с ТМНР может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется устранить болезненные раздражители или научить ребёнка приспосабливаться к ним. Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у воспитанника наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания. Для прикасаний могут использоваться также различные материалы например, махровым платком или шерстью, которые зачастую более нейтральны, чем прикасания рукой. Полезным является непрерывный поток прикасаний руки не убираются с тела, а остаются на нём. Если ребенок не может заниматься в шумной обстановке, ему следует помочь найти тихое место или рекомендовать использовать наушники для блокировки лишнего звука. Ребёнку с повышенной зрительной чувствительностью предлагаются специальные очки с защитными фильтрами.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств. Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,

2 тактильная — слуховая — зрительная,

3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР. Коррекционно-развивающую работу в данном направлении можно проиллюстрировать следующим комплексом специальных игр и упражнений. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. В выполнении данных упражнений ребёнку отводится активная роль, в отличие от метода базальной стимуляции.

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Вращение по кругу

Раскачивание на качелях или в гамаке

Перекатывание со спины на живот

Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги

Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий

Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом

Растягивание эластичных лент

Балансирование на гимнастических мячах

Катание на животе на роликовой доске

Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности

Лазание по тренажёрным стенкам

Перетягивание каната

Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку

Прыжки с маракасами в руках

Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки

Имитация движений животных

Движения под музыку, пение песен с движениями

Подражание позам и очерёдности движений

Футбол бумажным пакетом

Броски в цель бумажных снежков

Игры с мыльными пузырями

Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек

Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами

Организация сенсорной комнаты для детей с ТМН

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая Сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях Сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции. Комплектация Сенсорной комнаты содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.

Степень эффективности Сенсорной комнаты можно значительно усилить, применяядополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов:

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Сенсорная комната проектируется индивидуально в соответствии с размерами комнаты, задачами по её использованию, возрастом детей, финансовыми возможностями учреждения образования. Как известно, в специальных образовательных учреждениях по проекту не предусмотрено создание Сенсорной комнаты, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило, адаптации. Рекомендуется: — обеспечить максимальную территориальную и звуковую изоляцию Сенсорная комната не должна быть проходной или смежной с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы, при необходимости Сенсорная комната оборудуется двойной дверью; — закрыть окна светонепроницаемым материалом — окрасить стены Сенсорной комнаты в спокойные пастельные тона белый, кремовый и т.д., Цвет пола, мебели, портьер подобрать спокойных и нейтральных тонов голубой, зеленый — установить регулируемую в широком диапазоне интенсивность освещения от яркого освещения до полного затемнения — положить на пол мягкое покрытие — соблюдать температурный режим помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с ТМНР синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать поведение.

НПО «Альтернатива» — 1.3. СЕНСОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Человек воспринимает мир с помощью органов чувств, каждый из которых устроен так, что реагирует на внешний раздражитель и передает определенную информацию в центральную нервную систему человека.

Каждый орган чувств обеспечивает сенсорные впечатления, которые варьируются по интенсивности. Комплекс сенсорных впечатлений, обеспеченный конкретным органом, называется чувством.

Традиционно считается, что человек обладает пятью органами чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. Однако данный ряд не учитывает множество менее определенных, но все же имеющихся особенностей: так, кожа кроме осязательных ощущений, может воспринимать боль, вибрацию, холод.

Кроме внешних факторов наше тело может оценивать и собственное внутреннее состояние: например, собственное чувство равновесия, чувство сытости/голода, содержание диоксида угле рода в крови (одышка). Когда на конкретный сенсорный орган воз действует фактор внешней среды, возбуждается сенсорное впечатление. Так, человек чувствует запах, когда есть источник запаха. Факторы, возбуждающие сенсорное впечатление называются сен сорными стимулами. Органы чувств располагаются в месте действия специфического стимула: вкусовые рецепторы находятся на языке, обонятельные – на слизистой носа.

Под сенсорным впечатлением следует понимать элементы сен сорного опыта. Кислый вкус, черный цвет – это сенсорное впечатление. Человек не только воспринимает сенсорное впечатление, но так же анализирует его (приятное/неприятное, полезное/бесполезное и т.д.). Этот анализ сенсорного впечатления и является Личным восприятием человека.

Различные типы рецепторов имеют различные свойства, максимально активируемые специфическим стимулом. Интенсивность сенсорного стимула, или его «количество», соответствует силе стимула. Минимальная величина стимула, которая едва способна вызвать сенсорную реакцию, называется порогом стимула.

Сенсорные впечатления также могут возникать в определенное время и определенном месте. Человек не воспринимает только красный, черный или зеленый цвета по отдельности, а воспринимает определенную цветовую картину события, которую может вспомнить при возникновении наталкивающей ассоциации. Рас смотрим каждый из органов чувств подробнее.

 

1.3.1. Зрение

Зрение – один из важнейших инструментов человека, осуществляющих его связь с внешним миром. Благодаря зрению человек может оценить целостность изделия, его форму, степень пропеченности, цвет, возраст вина и степень его окисленности и т.д. Зрение дает огромное количество информации для оценки качества продукта.

Человек воспринимает окружающую его действительность в виде трехмерных объектов. Данные объекты могут иметь раз личную форму, яркость, цвет, светлость, насыщенность, окраску, величину. Восприятие объектов может быть окрашено эмоционально и тогда человек фиксирует свое внимание на нем или быть безразличным, не создающим никакой реакции. Зрительное восприятие человека напрямую зависит от его зрения.

Человеческий глаз – сложная оптическая система. Глаз чело века может отклоняться на 60% в обе стороны от центрального положения и на 40 градусов вверх-вниз. Упрощенное схематическое изображение глаза человека в продольном разрезе приведено на рис. 1.1 и состоит из коньюктивы, роговицы, радужной оболочки, зрачка.

Радужная оболочка может быть карего, серого, зеленого, синего и другого цветов в зависимости от красящего пигмента. Размеры зрачка могут изменяться наподобие объектива фотокамеры: на свету зрачок сужается, в темноте – расширяется.

Роговица и коньюктива покрыты тонкой пленкой слезной жид кости, которая образуется в слезных железах, расположенных в на ружной части глазницы. Слезная жидкость содержит ферменты, которые разрушают бактерии, защищая тем самым глаза от инфекции.

 

Рис. 1.1.

Схематическое изображение глазного яблока:
1 – склера; 2 – собственно сосудистая оболочка; 3 – сетчатка; 4 – короткая задняя ресничная артерия;
5 – зрительный нерв; 6 – длинная задняя ресничная артерия; 7 – вортикозная вена; 8 – нижняя прямая мышца;
9 – большой артериальный круг радужки; 10 – радужка; 11 – роговица; 12 – конъюнктива; 13 – хрусталик;
14 – ресничное тело; 15 – верхняя прямая мышца

 

Роговица, передняя камера и радужная оболочка составляют переднюю часть диоптрического аппарата. Непосредственно за радужкой расположена задняя камера глаза и двояковыпуклая линза – хрусталик. Пространство позади хрусталика заполнено стекловидным телом. Задняя внутренняя поверхность выстлана сетчаткой, которая состоит из слоя пигментных клеток, рецепторов и нервных клеток.

Сетчатка состоит из фоторецепторов, четырех видов нервных клеток, глиальных клеток и пигментных клеток. Светочувствительная часть клетчатки представлена слоем фоторецепторов, которые морфологически различаются: палочки (около 120 млн) и колбочки (около 6 млн). Колбочки отвечают за зрение человека днем (фотопическое зрение), а палочки служат в темное время суток. В области наиболее ясного видения сетчатка содержит только колбочки. Сигнал от фоторецепторов через биполярные и ганглиозные клетки передается в центральную нервную систему.

Если человек долгое время находится в абсолютно темной ком нате, то он начинает видеть некое «туманное пятно», которое может включать и цветные точки. По мнению ученых, это может быть «собственный свет сетчатки», возникающий от спонтанной активности клеток сетчатки.

На рис. 1.2 приведен пример, из которого четко видно, что серый круг на белом фоне воспринимается более темным, чем на черном. То есть цвет фона влияет на восприятие объекта. При дневном свете острота зрения человека максимальна и напрямую зависит от степени освещения. Человек обладает темновой и световой адаптацией во времени: все мы замечали, что, выходя из темного кинотеатра, сначала слепнем от яркого света или, наоборот, выходя вечером из освещенной комнаты на темную улицы, практически ничего не видим первое время.

 

Рис. 1.2

Пример одновременного контраста

 

Органы зрения являются анализаторами, которые возбуждаются волнами световых лучей в видимой части спектра (380–760 нм). Ультрафиолетовое (менее 380 нм), инфракрасное (более 760 нм) из лучения не видимы человеком. Каждому цвету, воспринимаемому человеком, соответствует определенная длина волны (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Цвет в зависимости от длины волны

 

Зрительное ощущение возникает при раздражении продуктов распада светочувствительного вещества, находящегося в сетчатке глаза. Если свет отражается не менее чем на 90%, то продукт воспринимается белым. При поглощении объектом практически всех лучей видимой части спектра возникает ощущение черного цвета.

Все цвета можно разделить на окрашенные (хроматические) и неокрашенные (ахроматические). Не существует природных веществ, цвет которых соответствовал бы лишь узкому участку спектра. Воспринимаемая человеком окраска поверхностей предметов может характеризоваться цветовым тоном (длиной световой волны), насыщенностью (бледностью) и яркостью (способностью отражать или передавать свет). Все существующие цвета или соответствуют конкретному цвету в спектре видимого солнечного цвета или создаются смешением нескольких цветов (оранжевый – желтым и красным, голубой – белым и синим и т.д.).

Наиболее известными примерами неправильного цветовосприятия являеются ахроматопсия – цветовая слепота или полная не способность различать цвета и дальтонизм – частичная неспособность к различению цвета, в основном красного. Такие аномалии встречаются достаточно редко: дальтонизм – у 5-7% мужчин и 0,5% женщин, ахромотопсия – у единиц, так как это наследственное генетическое заболевание.

Индивидуальное восприятие цвета определяется не только его спектральным составом, но и особенностями устройства человече ского глаза и психики.

Кроме того, восприятие цвета у нас различается вследствие культурных особенностей и традиции понимания.

Так, в некоторых языках многие известные нам цвета просто не имеют названия. В русском, например, есть два разных слова «голубой» и «синий», в то время как в английском для обозначения и синего и голубого используется лишь одно слово – blue. У эскимосов же наоборот: в словаре имеется около 20 понятий, обозначающих различные оттенки снега, в то время как слова «белый» нет.

Кроме того способность к цветовосприятию меняется с возрастом: в хрусталике и сетчатке глаза накапливается желтый пигмент, что приводит к постепенному ослаблению восприятия синего.

Цветовосприятие так же может зависеть и от других факторов: окружающей среды, квалификации и опыта дегустатора, освещения, типа поверхности оцениваемого объекта и др. Правильная подготовка дегустации и образцов исключает возможность субъективных оценок.

Показатели качества, оцениваемые при помощи зрения включают в себя: внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность, структуру поверхности. При помощи зрения можно выявлять следующие дефекты: пригорелость, окисленность, мутность, осадок и посторонние вкрапления, тусклость изделий. Чувствительность зри тельных впечатлений дегустатора возрастает при соблюдении условий дегустации, правильной подготовке проб и дегустационной посуды: верно оценить цвет вареной колбасы на темной тарелке при освещении лампой накаливания вряд ли сможет даже опытный квалифицированный дегустатор.

Огромное значение имеет для дегустатора и владение номенклатурой цветов. На протяжении длительного времени учеными про водилась систематизация цветовой линейки, ни одна из них, к сожалению, не стала универсальным практическим руководством для дегустаторов. Так, цветовая шкала Мансела слишком дорога и при меняется в основном в США, существующая «библия цветов» CMYK в основном применяется в типографиях. Наибольшую популярность имеет система Ньютона, располагающая цвета в виде радуги. Дегустаторы используют либо специфические названия цветов и их сочетаний – красный, зеленый, желтый, белый, красно-коричневый, желто-зеленый, либо свои ассоциации с ка- кими-либо сложившимися впечатлениями от предметов окружа ющего мира: бирюзовый, изумрудный, вишневый, малиновый, не бесно-синий. Ассоциативные термины могут иметь различное значение для дегустаторов, так морковный цвет для одного – чисто оранжевый, для другого – оранжево-желтый, для третьего дегустатора – оранжево-красный. Поэтому в нормативной документации, дегустационных листах и экспертных заключениях принято указывать однозначно понимаемые специальные цветовые термины.

При проведении дегустации следует учитывать, что цвет продукта влияет не только на общее восприятие качества, но и на восприятие вкуса. Интенсивно окрашенные красные вина могут восприниматься дегустатором как имеющие интенсивный насыщенный букет, а бледно окрашенные с зеленоватым оттенком – как водянистые, разбавленные.

 

1.3.2. Вкус и обоняние

Невозможно говорить о вкусе обособленно от обоняния. Между вкусовыми и обонятельными ощущениями существует функциональная связь. Эти два главенствующих чувства дополняют друг друга и вместе они являются источником единого сенсорного впечатления.

 

ВКУС

Общепризнанной теории вкуса не существует до сих пор. Еще в 1752 г. М.В. Ломоносов предложил одну из первых классификаций вкуса. Он писал: «Главные из более отчетливых вкусовых ощущений такие: 1) вкус кислый, как в уксусе; 2) едкий, как в винном спирте; 3) сладкий, как в меде; 4) горький, как в смоле; 5) соленый, как в соли; 6) острый, как в дикой редьке; 7) кисловатый, как в незрелых плодах. Которые из них простые, которые сложные, можно будет объяснить не раньше, чем когда известна будет природа начал».

Попытки раскрыть физико-химические механизмы вкуса были сделаны немецким физиологом Д.Ж. Ренквистом в 1919 г. и академиком П.П. Лазаревым в 1922 г. Теории П.П. Лазарева и Д.Ж. Ренквиста не объясняют полностью всех особенностей вкусовых ощущений. Главное их достоинство заключается в том, что они пытались выявить физико-химические процессы, которые лежат в основе развития возбуждения вкусовых рецепторов, коренным же недостатком – то, что они ограничивались изучением только этих процессов, не затрагивая толкования разнообразных вкусовых ощущений.

В 1954 г. Байдлер предложил уравнение, связывающее уровень возбуждения вкусовых рецепторов с концентрацией вкусовых веществ. Наиболее современная теория вкуса предполагает, что рецепторные участки вкусовых клеток достаточно специфичны к раз личным типам вкусовых стимулов, причем каждая вкусовая клетка может иметь несколько типов рецепторных участков.

Несмотря на многочисленные исследования ученых, до сих пор не ясен механизм возникновении вкусовых ощущений, имеется огромное количество вопросов, на которые пока нет ясных ответов. Почему вещества различной природы могут вызывать одинаковый вкус? Например, фруктоза и аспартам, стевия и сахароза, у которых различные молекулярные формулы, имеют сладкий вкус. Почему вещества похожей природы или даже оптические изомеры имеют различный вкус: раствор поваренной соли в очень малой концентрации имеет сладковатый привкус; сахарин в высокой концентрации имеет горький вкус; некоторые аминокислоты в L-форме имеют сладкий вкус, а в D-форме – горький.

При изучении вкусовой чувствительности первостепенным является рассмотрение строения органов вкуса и их связи с центральной нервной системой.

Вся внутренняя поверхность ротовой полости, мягкое небо, глотка в разной степени локализации покрыты вкусовыми почками. Самое большое их количество находится на языке. Поверхность языка человека покрыта слизистой оболочкой, на которой хаотично расположены сосочки четырех разных форм: нитевидных, желобоватых, листовидных и грибовидных. Эти четыре типа со сочков распределены по поверхности языка по-разному: грибовидные рассеяны по всей поверхности, желобоватые сконцентрированы у корня языка, листовидные расположены вдоль краев языка, нитевидные сосочки расположены в центре языка, они единственные не имеют вкусовых почек, поэтому центр языка до статочно аморфен к идентификации вкусов. Грибовидные сосочки занимают почти всю поверхность передних 2/3 языка, за ними рас полагаются желобовидные, а еще дальше, на боковых кромках языка, у самого его корня, помещаются листовидные.

Сосочки содержат вкусовые почки, число которых достигает 2000 у здорового человека. По данным X. Шиффмана их количество постигает 9000–10 000. На рис. 1.3 на левой стороне языка линиями обозначены зоны восприятия вкусовых раздражителей (горизонтальными белыми линиями показана: зона восприятия горького, горизонтальными черными – сладкого, косыми темными – соленого, косыми светлыми – кислого).

 

Рис. 1.3

«Карта языка»:
1 – нитевидные сосочки; 2 – грибовидные сосочки; 3 – желобоватые сосочки;
4 – листовидные сосочки; 5 – пограничная борозда

 

Внутри вкусовой почки (рис. 1.4) находятся сенсорные, базальные и опорные клетки. Количество сенсорных клеток в каждой отдельной вкусовой почке колеблется от 2 до 6. От опорных клеток они отличаются более плотным содержимым и наличием на свободных концах микроворсинок, выдающихся в полость вкусовой поры. На эти микроворсинки длиной от 0,5 до 2 и шириной 0,1- 0,2 микрона непосредственно действуют растворы веществ, вызывающих вкусовые ощущения.

 

Рис. 1.4

Строение вкусовой почки:
1 – вкусовая клетка; 2 – опорные клетки; 3 – базальные клетки; 4 – микроворсинки;
5 – адсорбент; 6 – вкусовая пора; 7 – нервные окончания

 

Вкусовое вещество, растворяясь в слюне, через вкусовую пору попадает в сенсорную клетку, откуда сигнал о химическом раздражении посредством нервных импульсов через нервные окончания передается в человеческий мозг. Продолжительность жизни сен сорных клеток не велика – 10-14 дней, далее происходит замена новой клеткой, образующейся из базальной. Взаимодействие молекул вкусовой клетки приводит к ее деполяризации, что связано, с изменением проницаемости участков мембраны, на которой рас положены вкусовые рецепторы.

В слизистой оболочке рта, кроме вкусовых рецепторов, также расположены терморецепторы, механорецепторы и болевые волокна. Само понятие «вкус» не обусловлено одним конкретным ощущением, на него накладываются обонятельные реакции чело века, ощущения тепла и холода, давления, боли и т. д. Большинство вкусовых волокон «настроено» на различные вкусовые ощущения и чувствительно к воздействию всех четырех первичных вкусов, но наибольшую активность проявляют при воздействии конкретного вкусового стимула.

А.И. Бронштейн в качестве примера приводит три градации ощущений в полости рта, как таковые не связанные с раздражением вкусовых рецепторов человека: мясо не вкусно, если оно жесткое (тактильные ощущения), если оно остыло (температурные ощущения), если оно сильно острое (болевые ощущения).

Традиционно считается, что человек способен распознать 4 основных вкуса и несколько второстепенных. К основным вкусам относятся: горький, сладкий, кислый, соленый. К второстепенным: щелочной, металлический и «умами». Горький вкус в основном дают алкалоиды, сладкий – сахара (фруктоза, глюкоза, сахароза), кислый – различные кислоты (лимонная, винная, молочная кис лота), соленый – только хлорид натрия (поваренная соль). Типичными примерами различных вкусов принято считать раствор сахарозы – сладкий, раствор хлорида натрия – соленый, раствор кофеина – горький, раствор лимонной кислоты – кислый.

Существует множество оттенков одного и тоже вкуса, даже если вкусовые вещества взяты в одинаковой концентрации. Например, профиль кислости у различных кислот отличается: у яблочной кислоты он резкий, грубый; у молочный – мягкий, продолжительный, обволакивающий; у лимонной – агрессивный и короткий. Дегустаторы различают профиль горечи – хининная, хмелевая, чистая, косточковая и т.д. Из примеров видно, что даже один вкус состоит и з нескольких модальностей, нескольких вкусовых оттенков. Не существует зависимости между строением вещества и вызываемым им ощущением.

Второстепенные вкусы, по сути, являются лишь вкусовыми нюансами в силу своей индивидуальности выделяющиеся из общей массы. Примером щелочного вкуса может служить раствор питьевой соды («мыльный» привкус), металлического – это скорее физическое ощущение на языке, ассоциируемое с железом, ржавчиной и т.д. (дегустаторы часто применяют понятие «минеральность» в белом вине, по мнению автора, «минеральность» имеет слегка металлический оттенок во вкусе). «Умами» (umami) – полный обволакивающий вкус, вызываемый сложными нуклеотидами, например, глутаматом натрия. Слово «умами» в переводе с японского обозначает нечто среднее между «восхитительный вкус» и «пикантность». Данные вещества часто используются в качестве усилителей вкуса.

При дегустации айвы, чая, вин часто говорят о понятии «терпкость» как об источнике вяжущего вкуса. На самом деле ощущение вяжущего вкуса в полости рта наступает из-за поражения слизи стой оболочки вследствие свертывания белка веществами, содержащимися в данных продуктах. При этих повреждениях возбуждаются окончания чувствительных нервов, реагирующих на прикосновение. Таким образом, вяжущее ощущение не является вкусовым, а носит тактильный характер. К тактильным можно отнести и жгучий вкус этилового спирта, который, в принципе, в больше степени относится к болевым ощущениям, чем к вкусовым.

Все остальные вкусы: яблока, ус

Сенсорные стимулы улучшают состояние мозга преждевременно рожденных мышей

Ученые доказали, что тактильные и проприоцептивные стимулы улучшают состояние головного мозга с перинатальной травмой, — пишет eurekalert. org со ссылкой на Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Ученые доказали, что тактильные и проприоцептивные
стимулы улучшают состояние головного мозга с перинатальной
травмой, — пишет eurekalert.org со ссылкой на

Frontiers in
Behavioral
Neuroscience.

Было выяснено, что одно и то же перинатальное повреждение
головного мозга, вызванное гипоксией и ишемией, оказывает
дифференцированное воздействие на каждый пол, но и для мальчиков,
и для девочек состояние может быть улучшено с помощью тактильных
и проприоцептивных стимулов. Ласки и массирование мышей на первых
этапах их жизни обеспечивали неврологическую защиту во взрослой
жизни, особенно у самцов мышей, у которых степень повреждения
снижалась вдвое.

Перинатальные травмы головного мозга сказываются на качестве
жизни, вызывая проблемы разной степени сложности: от нарушения
мелкой моторики до серьезных когнитивных расстройств. В то же
время доступные в настоящее время методы лечения очень
ограничены. Поэтому изучаются другие виды вмешательств.

Теперь новое исследование, проведенное учеными из Института
неврологии Университета Барселоны (INc-UAB) под руководством д-ра
Лидии Хименес-Ллорт, демонстрирует, что тактильные и
проприоцептивные стимулы -связанные с тактильным восприятием и
осознанием тела в пространстве, чувством баланса, координацией
движений – уменьшают симптомы перинатальных гипоксических и
ишемических повреждений головного мозга на протяжении всей жизни
мышей.

Исследование было проведено на мышах с моделированием ситуации
преждевременных родов. «В настоящее время мы знаем, что незрелый
мозг недоношенных детей, эквивалентный таковому у мышей при
рождении, подвергается большему риску гипоксически-ишемического
повреждения, а новорожденные мужчины более восприимчивы и хуже
реагируют на защитные и терапевтические вмешательства», —
объясняет соавтор исследования Мирея Рекасенс.

Сенсорная стимуляция применялась с момента, когда травма
произошла, до последних стадий младенчества: то есть с периода
рождения, как правило, на 7 месяце – и до двух лет. Манипуляция
заключалась в тактильном и пропиоацептивном поглаживании и
массаже мышей три раза в течение восьмиминутного периода два раза
в день.

Результаты показали, что это вмешательство имело заметную
неврологическую защиту для обоих полов на протяжении всей их
жизни, но исследователи подчеркивают, что эффекты были особенно
положительными среди мужских особей. Гистопатологический анализ у
самцов показал на 50% меньшее повреждение мозга по сравнению с
нестимулированными мышами. У самок мышей наблюдалось снижение на
30%. Неврологическая защита у обоих полов коррелировала с
улучшением функциональных возможностей, рефлексов и улучшением
результатов памяти.

Что касается областей головного мозга, то наибольшее улучшение
(80%) замечено у самцов в хвостатом ядре, связанном с моторикой,
обучением и памятью. У самок на 66% уменьшилась атрофия
мозолистого тела — нервного тракта, соединяющего левое и правое
полушария головного мозга. «Исследование иллюстрирует
профилактический и терапевтический потенциал этих видов
стимуляции у новорожденных с повреждениями головного мозга в
короткий, но очень интенсивный период на уровне развития и
пластичности мозга. Оно также поддерживает различные научные
подходы, выступающие за преодоление перинатального состояния — от
сенсорной стимуляции до контакта с матерью и теплой и защитной
среды», подчеркивает д-р Жименец Лорт.

Степень воздействия травмы на мозг зависит от
пола

Исследование также впервые продемонстрировало, что, хотя
существует одинаковая степень невропатологической степени
тяжести, повреждение по-разному влияет на функциональные,
неврологические, когнитивные и эмоциональные способности каждого
пола в зависимости от стадии жизни и выполняемой задачи.

«В младенчестве повреждение влияет на равновесие, особенно у
самок, и на сообразительность у самцов, но оба аспекта улучшаются
по мере роста, и только рефлексы остаются поврежденными. У самцов
мышей обнаружена младенческая гиперактивность, которая
нормализуется, когда они становятся взрослыми. Тревожность и
эмоциональность, связанные с травмами, сохранялись на протяжении
всей жизни. Оба пола демонстрировали худшие процессы обучения в
короткие и длительные сроки, но у мужчин было больше вреда для
памяти», — объясняет Аида Мунцант — аспирант INC-UAB и Первый
автор статьи. Функциональные оценки были соотнесены со степенью
тяжести пораженных участков мозга: гиппокампа, хвостатого ядра,
таламуса, новой коры и мозолистого тела.

Цели реабилитации

«В целом, исследование показывает различные нейрональные
субстраты, необходимые для удовлетворения функциональных
потребностей, и указывает на наиболее устойчивые
нейроанатомические мишени для восстановления этих функций с
помощью постнатальной стимуляции», — отмечает д-р Калпана
Ширвастава — специалист по нейроиммунологии и соавтор статьи.

«Несмотря на очевидные различия между грызунами и людьми,
исследование показывает сложные взаимосвязи между различными
областями мозга, факторами риска, уязвимостью и
сопротивляемостью, а также демонстрирует зависимость выраженности
последствий травмы от пола и возраста. Оно также предоставляет
новые данные о поведенческой неврологии в области неонатологии и
педиатрической функциональной реабилитации, определяющие
трансляционный сценарий, в котором изучаются основные механизмы
функциональных и обнаруженных нейропатологических коррелятов», —
заключает д-р Лидия Хименес-Ллорт.


Фото: Sergey Nivens: ru.123rf.com

сенсорная стимуляция — это … Что такое сенсорная стимуляция?

  • Дисфункция сенсорной интеграции — (SID, также называемое расстройством обработки сенсорной информации) — это неврологическое расстройство, вызывающее трудности с обработкой информации от пяти классических органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус), чувства движения ( вестибулярный аппарат),…… Википедия

  • Терапия сенсорной интеграции — или сенсорная интегративная терапия пытается лечить дисфункцию сенсорной интеграции.[cite web | title = Сенсорная интегративная терапия | url = http: //www. researchautism.net/interventionitem.ikml? print ra = 28 infolevel = 4 | accessdate = 2007 10 08 | publisher =…… Википедия

  • Сенсорная защита — это состояние, определяемое как склонность к негативной или тревожной реакции на сенсорный ввод, который обычно считается безвредным или не раздражающим для нейротипичных людей. [Уилбаргер, Патрисия и Уилбаргер, Джулия. (1991). Сенсорное…… Википедия

  • Эксперименты по сенсорной депривации и галлюцинации — Эксперименты по сенсорной депривации также известны как эксперименты по изоляции.Оба термина используются для обозначения экспериментального исследования, в котором испытуемый подвергается резко сокращенному и измененному сенсорному вводу. Отчеты о биомедицинских случаях… Словарь галлюцинаций

  • Сенсорная — Относится к ощущениям, к восприятию стимула и перемещению входящих (афферентных) нервных импульсов от органов чувств к нервным центрам. Сенсорное также иногда используется для обозначения самих чувств. Сенсорность произошла из…… Медицинского словаря

  • сенсорный — прилагательное Дата: 1749 г. 1.или относящиеся к ощущениям или чувствам 2. передача нервных импульсов от органов чувств к нервным центрам; афферент… Новый энциклопедический словарь

  • Сенсорная замена — означает преобразование характеристик одной сенсорной модальности в стимулы другой сенсорной модальности. Есть надежда, что системы сенсорной замены могут помочь людям с ограниченными возможностями, восстановив их способность воспринимать определенные дефектные сенсорные функции…… Wikipedia

  • Сенсорная депривация — или перцепционная изоляция [1] — это преднамеренное ослабление или устранение стимулов от одного или нескольких органов чувств.Простые устройства, такие как повязки на глаза или капюшоны и наушники, могут отключать зрение и слух соответственно, в то время как более сложные устройства также могут…… Wikipedia

  • Сенсорный нейрон — Сенсорные нейроны — это нейроны, которые активируются сенсорным входом (зрение, осязание, слух и т. Д.) И посылают проекции в центральную нервную систему, которые передают сенсорную информацию в головной или спинной мозг. В отличие от нейронов центрального…… Wikipedia

  • Стимуляция — Стимуляция, n.[Л. стимуляция: ср. F. стимуляция.] 1. Акт стимуляции или состояние возбуждения. [1913 Webster] 2. (Physiol.) Раздражающее действие различных агентов (стимулов) на мышцы, нервы или сенсорный конечный орган,…… The Collaborative International Dictionary of English

  • сенсорная рецепция, человеческая — Введение означает, что люди реагируют на изменения во внешней и внутренней среде. Древние философы называли человеческие чувства «окнами души», а Аристотель описал по крайней мере пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и…… Universalium

  • Сенсорная стимуляция при болезни Альцгеймера и деменции

    Сопутствующие исследования: Сенсорная стимуляция при болезни Альцгеймера

    Существует общее мнение, что сенсорная стимуляция приносит пользу людям с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции. Это не лечение болезни. Это лечение для человека. Эксперты, изучающие влияние сенсорной стимуляции на людей с деменцией и пропагандирующие ее использование при лечении, подчеркивают качество жизни. М. Лоутон в статье, опубликованной в «Геронтологе», предлагает модель «хорошей жизни» для пожилых людей, которая зависит от четырех взаимосвязанных факторов:

    • поведенческая компетентность
    • психологическое благополучие
    • воспринимаемое качество жизни
    • объективная среда

    В соответствующем исследовании, опубликованном в Американском журнале болезни Альцгеймера и других деменций, Джанет М.Witucki и Renee Samples Twibell сообщили о снижении уровня психологического дискомфорта у субъектов, которые находились на поздних стадиях болезни Альцгеймера.
    Участниками были пятнадцать пациентов учреждений длительного ухода, которые выполняли три упражнения по сенсорной стимуляции. Записанная музыка, которая, как известно, нравилась каждому испытуемому, использовалась в качестве слуховой стимуляции. Массаж рук с использованием лосьона обеспечивал тактильную стимуляцию, а обоняние стимулировалось ароматами кофе, апельсина, корицы, шоколада и цветов, каждый из которых проявлялся индивидуально.
    Психологический дискомфорт измерялся до и после каждой сенсорной стимуляции с использованием шкалы дискомфорта для деменции типа Альцгеймера (DS-DAT), и результаты сравнивались. По словам авторов исследования: «Однако можно сделать вывод, что все три вида сенсорной стимуляции, представленные в социальном взаимодействии, снижали уровни DS-DAT в одинаковой степени, что указывает на повышение психологического благополучия участников во время деятельность.»

    Большинство исследователей разделяют два важных наблюдения.Сенсорная стимуляция при болезни Альцгеймера — эффективное лечение тревожности, депрессии и других поведенческих симптомов, связанных с деменцией. Во-вторых, сенсорная стимуляция не имеет побочных эффектов, которые почти всегда сопровождают лекарства, часто назначаемые для лечения

    Центр терапии и сенсорной стимуляции

    Проект

    В диссертации исследуется и исследуется, как архитектура посредством стимуляции чувств может влиять на психическое и физическое состояние пользователей, дополнительно оптимизируя процесс исцеления. Избыточные сенсорные раздражители, присутствующие в окружающей человека среде, приводят к избирательному восприятию и когнитивному дискомфорту.

    Проект представляет собой гармоничную среду, цель которой — пробудить наши чувства без излишней стимуляции. Пространства стремятся использовать окружающую среду в полной мере, интегрируя архитектуру с ее непосредственным природным контекстом как средство познакомить пользователей с терапевтическим лечением. Архитектура развивается как серия разнообразных сред, артикулированных с помощью различных цветов и текстур бетона в сочетании с деревом. Эти материалы широко используются в интерьерах как средства ссылки на естественную среду леса.Минималистичная форма в центре вместе с его монохромными интерьерами призвана стимулировать творчество и воображение молодых пациентов, обеспечивая при этом пространство, которое можно легко трансформировать и использовать. Здесь свет играет решающую роль как в своей способности трансформировать фасады, так и в интерьере и играть с ними.

    Проект является примером того, как небольшое количество элементов и вмешательств может создать Пространство, богатое сенсорным опытом.

    Интервью

    Что побудило проект?

    Причиной обсуждения этой темы был личный интерес к границе между архитектурой, чувствами и сенсорным дизайном.В этом тезисе я хотел обратиться к проблеме, которая потребовала обширного исследования, одновременно привлекая внимание к взаимосвязи между архитектурой и чувствами, что, как я считаю, сведено к минимуму в современном модерне, в гуманизированном мире. В рамках проекта я стремился сделать архитектуру активным участником процесса медицинского исцеления.

    Какие примеры из практики вы искали для вдохновения и почему?

    С теоретической и исследовательской точки зрения величайшим источником вдохновения были книги Питера Цумтора, в которых он волшебным образом описывает атмосферу космоса и то, как мы ее воспринимаем. Точно так же «Глаза кожи» Юхани Паласмы также очень вдохновили и помогли мне заложить теоретическую основу для проекта.
    С архитектурной точки зрения я рассматривал такие проекты, как Therme Vals в Швейцарии Петера Цумтора, а также работы Карло Скарпа и Эдуардо Соуто де Моура, а также то, как эти архитекторы использовали природные материалы и бетон необычным и очень чувственным образом. Во всех этих проектах естественный свет должен создать в интерьере атмосферу гармонии, симметрии и символизма.
    Другая важная часть моих исследований и вдохновения была сосредоточена на научно-обоснованном дизайне и медицинской архитектуре, здоровой окружающей среде, поддерживающей процесс исцеления. Первым упоминанием был «Санаторий Паймио» Алвара Аалто с точки зрения чрезвычайного внимания к деталям как средства удовлетворения всех потребностей пациента. Другими примерами зданий, которые подчиняются своим пользователям и в то же время поддерживают нарушения чувств, являются Центр для слепых и слабовидящих, созданный Таллером де Арквитектура-Маурисио Роча, Реабилитационный центр Грут Климмендаал Коен ван Велсена и Якорный центр для слепых. Дети от Davis Partnership Architects.

    Что повлияло на использование бетона в качестве основного материала?

    В этом проекте бетон является одновременно структурным элементом и эстетическим компонентом. Контекст был важен для определения выбора этого материала, участок, на котором расположен центр, представляет собой лес, и предполагалось, что форма будет контрастировать с темными цветами стволов деревьев и каким-то образом выделяться среди них.Бетон чрезвычайно гибок в том смысле, что ему можно придать множество форм, а также текстур и цветов.

    Как вы разработали и спроектировали множество пространств и маршрут между ними?

    Проект состоит из двух корпусов.

    Первый предназначен для терапии и выполняет медицинские функции, в нем есть; помещения для медицинских консультаций, залы ожидания, кафе, зона, где пациенты, проходящие длительную терапию, могут остаться на пару дней, и терапевтическая часть с различными типами комнат.Все эти пространства были разработаны для облегчения навигации и ориентации, сохраняя при этом ощущение комфорта и необходимой интимности. Гибкость плана также была очень важна при проектировании пространства для детей, которые будут оставаться в центре в течение более длительных периодов времени. Циркуляция была основана на идее максимального увеличения внутреннего воздействия на окружающую зелень. Таким образом, отдельные функциональные зоны окружают внутренний двор, в котором растут деревья, и каждая зона должна быть окружена лесом.

    Второе здание служит местом для стимуляции чувств и чувственного опыта. Помещения здесь можно использовать как продолжение терапии, но они не являются медицинскими учреждениями. Это здание более символично. Круглая форма была вдохновлена ​​поперечным сечением ствола дерева, а также символами здоровья, в которых спирали присутствовали на протяжении веков. Первый этаж здания состоит из разных зон. Доступ к ним осуществляется через коридор, который соединяет все зоны, символизируя зависимость и компенсаторную роль органов чувств в человеческом теле.Порядок является результатом выделения функций отдельных органов чувств. Экскурсия начинается со слуха и исключения других сенсорных стимулов по направлению к другим чувствам — постепенно увеличивая количество стимулов, заканчивая прикосновением, которое является наиболее интимным и прямым из чувств. Каждая форма внутреннего пространства является результатом специфики работы чувств и типа деятельности, выполняемой в зоне.

    Какова сила цвета в воздействии и стимулировании органов чувств? Как это было реализовано в рамках проекта?

    Психофизические свойства цветов общеизвестны, разные цвета вызывают разные реакции в нашем теле независимо от нашей воли.Принято считать, что зеленый цвет успокаивает, красный стимулирует нашу активность, а желтый улучшает настроение. Однако есть еще много важных процессов, на которые могут влиять цвета в нашей окружающей среде. Например, красный цвет увеличивает частоту сердечных сокращений и метаболизм, а синий — наоборот. Желтый цвет не только создает впечатление тепла, но и является последним цветом, который исчезает, когда вы теряете зрение. Это всего лишь ряд реакций и эффектов, которые цвета оказывают на наше тело, и, к сожалению, эти впечатления обычно являются обобщенными.Каждый из нас немного по-разному реагирует на цветовые стимулы, поэтому часто бывает трудно предсказать конкретную реакцию на появление одного из цветов. По этой причине я отказался от акцентирования определенных пространств или элементов в здании яркими цветами, потому что это может принести как положительные, так и отрицательные эффекты. Я думаю, что гораздо разумнее использовать цвет в интерьере в качестве дополнения или переменного элемента, чем проектировать интерьер с использованием цвета сразу же.

    Цветотерапия — еще одна проблема.Это вид терапии, в которой используется цветное излучение, мгновенно воздействующее на наше тело. Цветотерапия часто является дополнением к терапии детей с нарушениями сенсорной интеграции или аутизмом. Исследования подтверждают, что слепые ощущают электромагнитное излучение, которое создает красный цвет, и «видят» его в виде тепла, ощущаемого кожей. Можно сказать, что кожа может видеть цвета, что подтверждает влияние цвета не на зрение, а на другие органы чувств. В проекте есть специальные капсулы для цветотерапии в зоне стимуляции зрения.Кроме того, эту терапию можно проводить в бассейнах, расположенных под землей, используя различное водное освещение.

    Что для вас являются основными архитектурными элементами, способными стимулировать чувства?

    В своей магистерской диссертации я пытаюсь доказать, что архитектура способна стимулировать все человеческие чувства. В современном мире мы имеем дело с гегемонией зрения, более того, мы забываем о важности других.Я считаю, что архитектура, особенно здания здравоохранения, должна проектироваться с учетом воздействия на все органы чувств, что связано с благополучием и физическим состоянием.
    Трудно назвать конкретные компоненты архитектуры, влияющие на наши чувства. Подобно тому, как мы ощущаем пространство всеми нашими чувствами, здание воздействует на нас всеми своими элементами одновременно. Сама по себе архитектура может стимулировать наши чувства.
    Я считаю, что все элементы архитектуры так же важны для нашего восприятия, как и все органы чувств.

    Что вы думаете о том, насколько важным был этот элемент в рамках проекта? как архитектурный дизайн манипулировал этим в разных пространствах?

    Свет может повлиять на наше настроение, создать атмосферу в пространстве, насторожить или о чем-то сообщить. Исследования подтвердили, что он также напрямую влияет на здоровье человека. Использование соответствующего освещения может ускорить процесс лечения, повлиять на чувство защищенности, настроение пациента, бдительность и уровень концентрации.В этом случае самым важным аспектом была атмосфера в пространстве. Каждая функциональная зона требовала разного освещения; Хотя в некоторых комнатах совсем нет естественного света, геометрический потолок комнат для терапии расстройства сенсорной интеграции рассеивал свет через окна в крыше. Эта процедура предназначена для стимулирования творческих способностей и воображения детей. Большое количество света в кабинетах врачей создает дружескую атмосферу и успокаивает. Напротив, темные или плохо освещенные пространства в зонах стимуляции чувств предназначены для пробуждения любопытства и обострения других чувств.

    Что для вас лучший инструмент архитектора?

    Воображение. Это бесконечно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *