Дислексия у детей симптомы: Что такое дислексия? Признаки и причины дислексии. Как проявляется дислексия: диагностика.

Содержание

причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения

ВАЖНО!


Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.


Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение


Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии


Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.


Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.


При фонематической дислексии ребенок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш). Поэтому во время чтения такие дети заменяют случайным образом близкие по звучанию и произношению фонемы. К вариантам фонематической дислексии относится также нарушение фонематического анализа, когда при написании слов дети или пропускают, или вставляют лишние буквы. Иногда им трудно сложить вместе два слога, тогда говорят о «побуквенном» чтении.

Семантическая дислексия, или «механическое» чтение — при таком расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не понимает их смысл. Показателем семантической дислексии служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов. В других случаях причина кроется в интеллектуальной отсталости ребенка – он не может установить грамматические связи между словами в предложении.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

При каких заболеваниях возникает дислексия


В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.


Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.


Однако некоторые изменения в неврологическом статусе свидетельствуют о задержке моторного, психического и интеллектуального развития детей с дислексией. Так, у них может отмечаться недостаточная точность или дифференцированность движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка может несколько не соответствовать его возрасту, хотя во время игр и осуществления неосознанных движениях дети ничем не отличаются от сверстников. Электроэнцефалограммы у детей с дислексией также показывают чуть замедленное созревание мозга при нормальной остроте слуха. Однако зрительные функции, исследование которых проводили в последнее время, у некоторых детей с дислексией имеют свои особенности. В норме рецепторы двух глаз отличаются друг от друга и передают различные картинки в мозг. Головной мозг самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить изображение. У детей с дислексией зоны восприятия изображения обоих глаз одинаковы, и если сигналы от них попадают в зону восприятия одновременно, то мозг не может «определиться» с выбором изображения, которое для него является зеркальным. Именно этим объясняется трудность в быстром распознании букв и слогов.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.


Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.


У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.


К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации
педиатра,
невролога, психолога и логопеда.

Если распознавание текста ухудшилось внезапно, после острого нарушения мозгового кровообращения, пациента консультирует
невролог и логопед. При постепенном развитии проблем с памятью, чтением и речью необходимо обратиться к
терапевту, который может направить пациента к
онкологу или нейрохирургу.

Диагностика и обследования при дислексии


Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

Дислексия: симптомы, лечение

Дислексия-это расстройство обучения, которое влияет на вашу способность читать, писать, писать и говорить. Дети, у которых это есть, часто умны и трудолюбивы, но у них есть проблемы с соединением букв, которые они видят, со звуками, которые эти буквы делают.

Дети с дислексией часто имеют нормальное зрение и так же умны, как и их сверстники. Но они больше борются в школе, потому что это занимает у них больше времени, чтобы читать. Проблемы с обработкой слов также могут затруднить произношение по буквам,написание и четкую речь.

Причины дислексии

Чаще всего дислексия — это наследственная болезнь. Это состояние возникает из-за того, что области мозга, которые должны быть активны во время чтения не работают должным образом.

Когда дети учатся читать, сначала они выясняют какой звук издает буква. Например «е» — это «йэ»ю Затем они складывают из звуков слоги (К-И-Т — это «кит»). Дальше они понимают, что «кит» — это огромное существо, которое плавает в океане. У детей, страдающих дислексией, мозг с затруднениями связывает буквы со звуками, а звуки со словами. Например, для ребенка с дислексией слово «кит» может звучать, как «тик». Из-за этой путаницы чтение становится замедленным и трудным процессом.

Симптомы дислексии

Пока ребенок не ходит в школу, симптомы дислексии обнаружить сложно. Поэтому часто первым ,кто замечает трудности с чтением, письмом и выполнением заданий бывает учитель.

Для каждого возраста и степени тяжести расстройства симптомы могут быть  разными.

Симптомы у дошкольников.

Дошкольникам, у которых есть такое расстройство:

  • трудно выучить и запомнить буквы алфавита
  • неправильно произносят знакомые слова
  • есть проблемы с распознаванием звуков. Например принимают «т» за «д»
  • не распознают рифму в стихах

Симптомы у младших школьников

В начальной школе симптомы становятся заметнее

  • читают медленнее, чем другие дети
  • не могут объяснить разницу между некоторыми буквами и словами
  • пишут буквы и цифры наоборот. Например  «6» вместо «9» или «Е» вместо «Ш»
  • пишут медленнее
  • говорят ,что слова на странице «размыты» или «скачут»

Симптомы у старшеклассников

Если в более раннем возрасте проблема не была обнаружена, то в средних и старших классах дети могут замыкаться в себе, так как им становится труднее общаться со сверстниками. 

  • делают ошибки в орфографии и пунктуации, не могут писать красиво
  • подолгу не могут справиться с домашней работой
  • говорят и читают медленно
  • избегают чтения вслух
  • с трудом вспоминают слова и поэтому часто вставляют в речь «ммм»

Если вы заметили у ребенка все эти симптомы — обратитесь к доктору, чтобы исключить заболевания, связанные с нарушением слуха и зрения. Если причиной является дислексия — обратитесь к логопеду-дефектологу.

Лечение дислексии в Клинике Здоровья Исток

Так, как дислексия — это врожденное расстройство, то вылечить его нельзя. Но с ним можно справиться с помощью специальных занятий и поддержки. Чем раньше мы начнем заниматься, тем эффективнее будет работа. 

Дети с дислексией могут учиться нормально, но для этого им необходим особенный подход и специальные занятия. Например моделирование букв и слов из глины, чтобы помочь ребенку выучить буквы и слова. Так же к работе подключается психолог.

 

 

Симптомы или признаки ДИСЛЕКСИИ | ПРИМАВЕРА

  • Ребенок часто потирает глаза во время чтения.
  • Ребенок слегка косит в процессе чтения.
  • Ребенок слишком близко к глазам держит книгу , прикрывает глаза или закрывает один глаз при чтении.
  • Очень быстро устает при чтении и письме.
  • Ребенок ищет предлог, чтобы избежать выполнения домашней работы, в частности чтения и письма.
  • Ребенок, читая книгу, поворачивает голову неестественным образом. Иногда один глаз в чтении не участвует.
  • Пропускает отдельные слова, слоги, меняет окончания слов. Иногда перескакивает через строку и пропускает отдельные места в тексте.
  • Ребенок часто при чтении или после него жалуется на головную боль или головокружение.
  • Ребенок с трудом запоминает, отличает и воспроизводит основные геометрические фигуры.
  • Ребенок в дошкольном возрасте и в первые годы обучения пишет слова задом наперед, зеркалит буквы.
  • Ребенок плохо, медленно читает, темп его чтения не соответствует возрастной норме.
  • У ребенка плохой почерк. Буквы корявые – либо слишком крупные, либо бисерно мелкие. Слова наползают друг на друга. Пишет с большим количеством помарок и описок.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше и, конечно же, доверить это дело специалисту.
Что же все-таки мы должны знать, чтобы во время помочь ребенку, а иногда самостоятельно, еще до диагностики у специалиста, распознать первые признаки дислексии, дисграфии и другие ее проявления.

Метод Дейвиса и дислексия

Говоря о дислексии с точки зрения метода Дейвиса, мы постоянно подчеркиваем тот момент, что у дислексии имеются дополнительные симптомы, иными словами, грани.

Одной из таких граней является дискалькулия.

Дискалькулия  (лат. dys – затруднение, calculia — счёт) недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций.

По наблюдению Рональда Д.Дейвиса, человек с дислексией может изучать математику, предварительно изучив такие основные понятия, как время, последовательность, порядок. Не мешает знать также, что математика и музыка изучаются по одной “схеме” : время, последовательность, порядок. Ни у кого не вызывает удивления, что многие математики являются великолепными музыкантами. Однако, не многие знают, что даже при наличии хорошего, а иногда абсолютного слуха, ребенок с дислексией с трудом осваивает музыкальную грамоту.

Причины дискакулии, согласно  базовой методике, можно непосредственно связать с искажениями ощущения времени, что является распространенным явлением среди детей и взрослых с дислексией. Искажение ощущения времени связано с эмоциональными состояниями человека. Каждый из нас сталкивался с ситуацией,когда в состоянии ожидания время невыносимо тянется, и наоборот, в состоянии возбуждения – время летит. Таким образом, эти некоторые искажения присуще всем. А вот дислектик испытывает значительные искажения в период дезориентации.

Дезориентация – это постоянный психический спутник детей с дислексией. По этой причине у большинства детей с дислексией ощущение времени развито плохо.


Знаете ли вы, что СДВ и гиперактивность также являются одной из граней дислексии? В начале 90-х годов во всем мире был отмечен тревожный рост числа детей, получающих диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность. Американская Психиатрическая Ассоциация объединила разновидности симптомов в одно название СДВГ – ADHD.


СДВ и СДВГ как основные преграды обучения.

Известный психиатр и невропатолог, руководитель Клиники развития мозга в Иерусалиме, профессор Амнон Гимпель на многолетнем опыте ( более 25 лет) в наблюдениях за поведением детей с СДВ и с СДВГ отмечает следующие моменты:

  • реакции таких детей часто не соответствуют ситуации – слишком сильные или слишком слабые
  • они отличаются иррациональностью, импульсивностью и неуравновешенностью
  • таким детям, а впоследствии и взрослым, трудно преодолевать гнев и дифференцировать переживания, относящиеся к разным ситуациям.

Случайному наблюдателю бросится в глаза несоответствие поведения такого ребенка его возрасту. Легко представить себе, к каким результатам это приводит! Эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам (он выглядит младше своих сверстников, т.е. инфантильным), он никак не может оправдать ожидания родственников, учителей и одноклассников. Родители таких детей, как правило, испытывают противоречивые чувства: гнев, смущение, сочувствие, замешательство, непонимание.

Как справиться с ребенком, который выглядит неуправляемым? Как поставить его на место и как сдержать свой гнев? Что ждет такого ребенка в недалеком будущем и впоследствии? Как помочь ему учиться и общаться с окружающими?

Неадекватное поведение ребенка дома и постоянные жалобы учителей заставляют родителей искать помощи у специалистов. Как правило, специалист, к которому попадает такой ребенок – невропатолог. В результате чего ребенку назначается медикаментозное лечение. Один из таких препаратов имеет торговое название Риталин(Ritalin) , открытый в 1956 г., который хорошо снимает некоторые симптомы СДВГ, но при этом не дает окончательного решения проблемы.



На сегодняшний день точно известно,  в каком участке мозга имеется дефицит при СДВ и СДВГ. Специальные исследования мозга позволяют видеть отличия его функционирования у лиц, имеющих СДВ и СДВГ. Сегодня врачи в  странах с хорошо развитой медициной, легко диагностируют СДВ. Однако эта медицинская проблема до сих пор не имеет окончательного решения. Но медикаментозное лечение не вызывает долгосрочных изменений в мозгу. Как только их перестают принимать, симптомы СДВ и СДВГ возвращаются. Неудовлетворенность результатами лечения приводят многих родителей к тому, что они вообще перестают обращаться за профессиональной помощью. Единственный способ помочь родителям – это ознакомить их с ментальными методами коррекции, например такими, как в методе Дейвиса.

В рамках нашего курса коррекции синдрома дефицита внимания, ребенок осваивает такие понятия, как время, результат, последовательность, порядок, последствие и др.. Понимание этих понятий очень важно для такого ребенка.  Он не приобретают эти умения естественным образом, в ходе их физического, умственного и ментального развития. То, что обычному ребенку понятно с интуитивной точки зрения, не является понятным и естественным для ребенка с СДВ. После процесса “овладение понятиями”, ребенок научится внедрять их в повседневную жизнь. Без прохождения нашего курса, эти понятия являются чем -то абстрактным, мешающим упорядочить жизнь.

Дети с СДВ и СДВГ создают проблемы не потому, что ленивы, избалованы или у них плохие родители – у этих детей нарушены некоторые когнитивные (познавательные) процессы: концентрация, планирование, самоорганизация, самоконтроль и др. Поэтому таких детей надо “лечить” с помощью ментальных техник. Родители вместе со своими детьми должны овладеть инструментами наших методик и включать их в повседневную жизнь в виде тренинга. Тогда все увидят позитивные изменения в попытках детей сосредоточить внимание, контролировать импульсы, оптимизировать мышление и школьную успеваемость.

Наша цель – помочь ребенку перейти в категорию успешных и реализовать свой потенциал.

Мы – специалисты по коррекции образовательных проблем – дислексии, дисграфии, дискалькулии и СДВ и СДВГ. Оказываем услуги по коррекции образовательных проблем при помощи методики Рональда Д.Дейвиса и другими прогрессивными методами ментальной коррекции. Наблюдая за нашими клиентами, убеждены, что новый подход и овладение методическими инструментами, дает замечательные результаты.

Дислексия — ПроМедицина Уфа

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Причины

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Симптомы

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Лечение

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг.

Методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические  проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

причины, симптомы, лечение, профилактика в домашних условиях

Есть три основных типа дислексии. У большинства людей отмечаются признаки всех трех типов, обычно на разных уровнях.

Диснемкинезия – данный тип связан с моторикой и с трудностями в понимании того, как нужно правильно писать буквы. Люди с этим типом обычно пишут буквы задом наперед.

Дисфония – этот тип включает проблемы слушания или расстройства слуховых навыков. Она также вызывает трудности с произношением слов или пониманием незнакомых слов.

Дизедезия – этот тип затрагивает формирование визуальных навыков, вызывает трудности или неспособность распознать либо понимать написанные слова. Это также формирует трудности при распознавании слов по звуку.

Некоторые симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых включают проблемы:

  • с чтением;
  • с решением математических задач;
  • с запоминанием.

Взрослые с дислексией также не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Иногда проблемы с чтением у взрослых с дислексией незаметны, поэтому это состояние могло не быть диагностировано в детстве.

Помимо этих симптомов, мешать повседневной работе могут другие проблемы:

  • человек с трудом может сосредоточиться на одной задаче;
  • старается избегать встреч, которые касаются планирования;
  • испытывает затруднения или ступор, если его попросят заполнить длинную форму;
  • остро реагирует на свои ошибки, навязывая себе строгие правила;
  • лучше учится визуально или через тактильный опыт, повторение;
  • легко подвержен стрессу;
  • имеет низкую самооценку.

В целом, для дислексии типичны:

  • сложность речевых навыков, абстрактное мышление;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • плохая концентрация, восприятие и память;
  • нарушение социальной адаптации.

что это за болезнь, симптомы, виды и методы устранения

Симптомы дислексии у детей

Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.

Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.

Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF  — Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)

Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.

Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.

Признаки и характеристики дислексии

  • пропускает буквы или слова при чтении
  • меняет местами или путает буквы
  • Меняет последовательность слов в предложении
  • пропускает строчку при чтении
  • отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
  • запинается или останавливается
  • ускоряется или замедляется при чтении
  • игнорирует знаки препинания
  • хмурится или выглядит рассеянным
  • теребит уголок страницы
  • слишком старается, концентрируется во время чтения
  • меняется в голосе
  • взгляд становится туманным или блуждающим
  • краснеет или бледнеет
  • трясёт или раскачивает ногой

Классификация и основные формы дислексии

Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.

В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!

Дислексия — что это за «болезнь»?

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в  живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и  научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Как научить ребенка с дислексией читать?

Содержание

По Международной классификации дислексия относится к нарушениям узнавания и понимания символов и знаков. Стандарты оказания медицинской помощи для этой категории пациентов не разработаны, поэтому используются различные методики, основанные на педагогическом опыте.

Международные подходы

В западных странах в понятие «дислексия» включены трудности чтения и письма у здоровых в целом детей, а также у страдающих различными болезнями или задержкой развития. В нашей стране эта проблема рассматривается шире. В эту категорию включены трудности чтения, письма и устной речи, но при этом исключены состояния, обусловленные умственной отсталостью, зрительными и слуховыми дефектами.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

при чтении ошибается, потому что угадывает слова;

  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.

Как корректировать дислексию?

Речь идет скорее о коррекции, зачастую педагогической, чем о лечении.

Прежде чем что-то предпринимать, ребенка нужно обязательно проконсультировать у детского невролога, офтальмолога и ЛОР-врача. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно сделать в старшей группе детского сада или, по крайней мере, до того, как ребенок попадет в школу. Дети бывают очень жестоки, поэтому школьник с дислексией может стать жертвой буллинга.

Программу коррекции разрабатывает логопед. Ориентирами служат следующие задачи:

  • обучение узнаванию левой и правой стороны;
  • распознавание написанного слова как одного целого;
  • распознавание цветов.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.

Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия

Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).

Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).

Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса

Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Артикуляционные упражнения

В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.

Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

Дислексия — Симптомы и причины

Обзор

Дислексия — это нарушение обучения, при котором возникают трудности с чтением из-за проблем с распознаванием звуков речи и изучением того, как они соотносятся с буквами и словами (декодирование). Дислексия, также называемая неспособностью к чтению, затрагивает области мозга, которые обрабатывают речь.

Люди с дислексией обладают нормальным интеллектом и обычно имеют нормальное зрение. Большинство детей с дислексией могут преуспеть в школе с репетиторством или специализированной образовательной программой.Эмоциональная поддержка также играет важную роль.

Хотя от дислексии нет лекарства, раннее обследование и вмешательство приводят к наилучшему результату. Иногда дислексия не диагностируется годами и не распознается до зрелого возраста, но обратиться за помощью никогда не поздно.

Симптомы

Признаки дислексии бывает трудно распознать до того, как ваш ребенок пойдет в школу, но некоторые ранние признаки могут указывать на проблему.Когда ваш ребенок достигнет школьного возраста, учитель вашего ребенка может быть первым, кто заметит проблему. Тяжесть различается, но состояние часто становится очевидным, когда ребенок начинает учиться читать.

Перед школой

Признаки того, что маленький ребенок может быть подвержен риску дислексии, включают:

  • Поздно говорить
  • Учите новые слова медленно
  • Проблемы с правильным формированием слов, такие как перестановка звуков в словах или сбивание с толку слов, которые звучат одинаково
  • Проблемы с запоминанием или обозначением букв, цифр и цветов
  • Сложности разучивания детских стишков или игры в рифмующиеся игры
Школьный возраст

Когда ваш ребенок пойдет в школу, признаки и симптомы дислексии могут стать более очевидными, в том числе:

  • Чтение значительно ниже ожидаемого уровня для возраста
  • Проблемы с обработкой и пониманием того, что он или она слышит
  • Проблемы с поиском нужного слова или формированием ответов на вопросы
  • Проблемы с запоминанием последовательности вещей
  • Трудности видеть (а иногда и слышать) сходства и различия в буквах и словах
  • Невозможность произнести незнакомое слово
  • Орфографические ошибки
  • Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
  • Избегать занятий, связанных с чтением
Подростки и взрослые

Признаки дислексии у подростков и взрослых аналогичны таковым у детей.Некоторые общие признаки и симптомы дислексии у подростков и взрослых включают:

  • Чтение затруднено, в том числе чтение вслух
  • Медленное и трудоемкое чтение и письмо
  • Орфографические ошибки
  • Избегать занятий, связанных с чтением
  • Неправильное произношение имен или слов или проблемы с поиском слов
  • Проблемы с пониманием шуток или выражений, значение которых трудно понять из конкретных слов (идиом), например «кусок пирога» означает «легко»
  • Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
  • Сложность описания истории
  • Проблемы с изучением иностранного языка
  • Затруднения с запоминанием
  • Сложности при решении математических задач
Когда обращаться к врачу

Хотя большинство детей готовы научиться чтению в детском саду или в первом классе, дети с дислексией часто не могут усвоить основы чтения к этому времени.Поговорите со своим врачом, если уровень чтения вашего ребенка ниже ожидаемого для его или ее возраста или если вы заметили другие признаки дислексии.

Когда дислексия не диагностируется и не лечится, трудности с чтением у детей сохраняются и во взрослой жизни.

Причины

Дислексия, как правило, передается в семье. Похоже, что это связано с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает чтение и речь, а также с факторами риска в окружающей среде.

Факторы риска

Факторы риска дислексии включают:

  • Семейная история дислексии или других нарушений обучаемости
  • Преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • Воздействие во время беременности никотина, наркотиков, алкоголя или инфекций, которые могут повлиять на развитие мозга у плода
  • Индивидуальные различия в частях мозга, обеспечивающих чтение

Осложнения

Дислексия может привести к ряду проблем, в том числе:

  • Ошибка обучения. Поскольку чтение является базовым навыком для большинства других школьных предметов, ребенок с дислексией находится в невыгодном положении в большинстве классов и может иметь проблемы со сверстниками.
  • Социальные проблемы. При отсутствии лечения дислексия может привести к заниженной самооценке, проблемам с поведением, тревоге, агрессии и отчуждению от друзей, родителей и учителей.
  • Проблемы взрослых. Неспособность читать и понимать может помешать ребенку раскрыть свой потенциал по мере взросления.Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.

Дети с дислексией подвержены повышенному риску развития синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) и наоборот. СДВГ может вызвать трудности с удержанием внимания, а также гиперактивность и импульсивное поведение, что может затруднить лечение дислексии.

Дислексия — Симптомы — NHS

Признаки и симптомы дислексии у разных людей различаются.У каждого человека с этим заболеванием будет уникальный набор сильных и слабых сторон.

Некоторые из наиболее распространенных признаков дислексии описаны ниже.

Дети дошкольного возраста

В некоторых случаях симптомы дислексии можно обнаружить еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Симптомы могут включать:

  • задержку речевого развития по сравнению с другими детьми того же возраста (хотя это может иметь много разных причин)
  • проблемы с речью, такие как неспособность правильно произносить длинные слова и «путаться» фразы (например, сказать «вертолет» вместо «вертолет» или «слезинка» вместо «плюшевый мишка»)
  • Проблемы с самовыражением с помощью устной речи, например, неспособность вспомнить правильное слово или составление предложений вместе неправильно
  • слабое понимание или понимание рифмующихся слов, таких как «кот сидел на циновке» или детских стишков
  • трудности с изучением букв алфавита или небольшой интерес к ним

Школьники

Симптомы дислексии обычно становятся более очевидными, когда дети идут в школу и начинают больше сосредотачиваться на обучении чтению и письму.

Симптомы дислексии у детей в возрасте от 5 до 12 включают:

  • проблемы с запоминанием названий и звуков букв
  • написание непредсказуемо и непоследовательно
  • неправильное расположение букв и цифр (например, «6» вместо «9» или «b» вместо «d»)
  • сбивает порядок букв в словах
  • читает медленно или делает ошибки при чтении вслух
  • нарушения зрения при чтении (например, ребенок может описывать буквы и слова кажутся движущимися или размытыми)
  • хорошо отвечает на вопросы устно, но испытывает трудности с записью ответа
  • затрудняет выполнение последовательности указаний
  • изо всех сил пытается выучить последовательности, такие как дни недели или алфавит
  • низкая скорость письма
  • плохой почерк
  • проблемы с копированием письменной речи и выполнение письменной работы дольше обычного
  • плохое фонологическая осведомленность и навыки словарной атаки

Фонологическая осведомленность

Фонологическая осведомленность — это способность распознавать, что слова состоят из более мелких звуковых единиц (фонем) и что изменение фонем и манипулирование ими может создавать новые слова и значения.

Ребенок с плохой фонологической осведомленностью может быть не в состоянии правильно ответить на следующие вопросы:

  • Какие звуки, по вашему мнению, составляют слово «горячий», и отличаются ли они от звуков, составляющих слово «шляпа»?
  • Какое слово было бы у вас, если бы вы изменили звук «p» в «pot» на звук «h»?
  • Сколько слов вы можете придумать в этой рифме со словом «кошка»?

Навыки словесной атаки

Маленькие дети с дислексией также могут иметь проблемы с навыками словесной атаки.

Это способность понимать незнакомые слова, ища слова меньшего размера или наборы букв, которые ребенок ранее выучил.

Например, ребенок с хорошими навыками словесной атаки может впервые прочитать слово «загорать» и понять значение слова, разбив его на «солнце», «ванна» и «инг». .

Подростки и взрослые

Помимо проблем, упомянутых выше, симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых могут включать:

  • плохо организованная письменная работа, в которой отсутствует выражение (например, даже если они могут быть хорошо осведомлены о некоторых при условии, что у них могут быть проблемы с выражением этих знаний в письменной форме)
  • трудности с планированием и написанием эссе, писем или отчетов
  • трудности с пересмотром на экзаменах
  • попытки избежать чтения и письма, когда это возможно
  • трудности с записью или копированием
  • плохое правописание
  • изо всех сил пытается запомнить такие вещи, как PIN-код или номер телефона
  • изо всех сил пытается уложиться в сроки

Получение помощи

Если вас беспокоит прогресс вашего ребенка в чтении и письме, сначала поговорите с его учителем.

Если у вас или у учителя вашего ребенка есть постоянные проблемы, отведите ребенка к своему терапевту, чтобы он мог проверить наличие признаков любых основных проблем со здоровьем, таких как проблемы со слухом или зрением, которые могут повлиять на их способность учиться.

Если у вашего ребенка нет очевидных основных проблем со здоровьем, которые могли бы объяснить его трудности в обучении, возможно, придется попробовать другие методы обучения.

Вы также можете запросить оценку, чтобы определить, какие у них могут быть особые потребности.

Если вы взрослый и думаете, что у вас дислексия, вы можете организовать обследование на дислексию через местную ассоциацию дислексии.

Подробнее о диагностике дислексии.

Сопутствующие проблемы

У некоторых людей с дислексией есть и другие проблемы, не связанные напрямую с чтением или письмом.

Сюда входят:

Последняя проверка страницы: 30 июля 2018 г.
Срок следующей проверки: 30 июля 2021 г.

37 Общие черты — Дислексия дар

🔊 Слушай

Большинство дислектиков проявляют около 10 из следующих черт и типов поведения.Эти характеристики могут меняться от дня к дню или от минуты к минуте. Самая постоянная черта дислектиков — это их непоследовательность.

Общий:

Дети и взрослые с дислексией могут стать заядлыми и увлеченными читателями, если им будут предоставлены учебные инструменты, соответствующие их творческому стилю обучения.

  • Выглядит сообразительным, очень умным и ясно говорит, но не умеет читать, писать или писать по буквам на уровне своего класса.
  • Обозначается ленивым, тупым, беспечным, незрелым, «недостаточно старающимся» или «поведенческой проблемой».”
  • Не достаточно ли «отстает» или «достаточно плохо», чтобы помочь в школьной обстановке.
  • Высокий IQ, но, возможно, не очень хорошие результаты в учебе; устно тестирует хорошо, но не письменно.
  • кажется тупым; имеет низкую самооценку; скрывает или прикрывает слабости с помощью хитроумных компенсационных стратегий; легко расстраивается и эмоционально относится к чтению или тестированию в школе.
  • Талантлив в искусстве, драме, музыке, спорте, механике, рассказывании историй, продажах, бизнесе, проектировании, строительстве или инженерии.
  • Кажется, что он «отключился» или часто мечтает; легко теряется или теряет счет времени.
  • Затруднение в удержании внимания; кажется «гипер» или «мечтателем».
  • Лучше всего учится благодаря практическому опыту, демонстрациям, экспериментам, наблюдениям и наглядным пособиям.

Зрение, чтение и правописание:

  • Жалуется на головокружение, головные боли или боли в животе при чтении.
  • Смущает букв, цифр, слов, последовательностей или словесных объяснений.
  • При чтении или письме показаны повторения, добавления, перестановки, пропуски, замены и перестановки букв, цифр и / или слов.
  • Жалуется на ощущение или видение несуществующего движения при чтении, письме или копировании.
  • Похоже, у него проблемы со зрением, но проверка зрения не выявила проблем.
  • Чрезвычайно зоркий и наблюдательный, или ему не хватает восприятия глубины и периферического зрения.
  • Читает и перечитывает с небольшим пониманием.
  • Заклинание фонетически и непоследовательно.

Слух и речь:

  • Имеет расширенный слух; слышит вещи, не сказанные или очевидные для других; легко отвлекается на звуки.
  • Затрудняюсь выразить мысли словами; говорит прерывистыми фразами; оставляет предложения неполными; заикается при стрессе; неправильно произносит длинные слова или меняет фразы, слова и слоги во время разговора.

Письмо и моторика:

  • Проблемы с записью или копированием; ручка карандаша необычная; почерк различный или неразборчивый.
  • Неуклюжий, несогласованный, плохо владеет мячом или командными видами спорта; трудности с мелкой и / или крупной моторикой и задачами; склонен к укачиванию.
  • Может быть обоюдоострым, часто путает левый / правый, верхний / нижний.

Математика и тайм-менеджмент:

  • Имеет трудности с определением времени, управлением временем, изучением последовательной информации или задач, а также с трудностями во времени.
  • Вычислительная математика показывает зависимость от подсчета пальцев и других трюков; знает ответы, но не может сделать это на бумаге.
  • Может считать, но испытывает трудности с подсчетом предметов и обращением с деньгами.
  • Может выполнять арифметические операции, но не умеет решать текстовые задачи; не может понять алгебру или высшую математику.

Память и познание:

  • Отличная долговременная память на переживания, места и лица.
  • Слабая память для последовательностей, фактов и информации, которых не было.
  • В первую очередь думает образами и чувствами, а не звуками или словами (небольшой внутренний диалог).

Поведение, здоровье, развитие и личность:

  • Чрезвычайно беспорядочный или навязчиво организованный.
  • Может быть классным клоуном, нарушителем спокойствия или слишком тихим.
  • Имел необычно раннюю или позднюю стадию развития (разговор, ползание, ходьба, завязывание обуви).
  • Склонен к ушным инфекциям; чувствительны к пищевым продуктам, добавкам и химическим продуктам.
  • Может быть очень глубоким или тонким спальным местом; ночное недержание мочи вне соответствующего возраста.
  • Необычно высокая или низкая переносимость боли.
  • Сильное чувство справедливости; эмоционально чувствительный; стремится к совершенству.
  • Ошибки и симптомы резко усиливаются из-за замешательства, нехватки времени, эмоционального стресса или плохого состояния здоровья.

Citation Information

Davis, Ronald Dell. (1992) 37 Общие характеристики дислексии. Получено 25 июля 2021 года из Международной ассоциации дислексии Дэвиса. Сайт «Дислексия — подарок»: https://www.dyslexia.com/?p=254.

Статьи по теме

Общие характеристики дислексии у взрослых

Большинство взрослых с дислексией проявляют по крайней мере 10 из следующих черт и моделей поведения.Эти характеристики часто несовместимы и могут различаться в зависимости от дня или ситуации.
Карьера:
Занят на работу / должность, которая скроет трудности …

Средний прирост чтения по программе Дэвиса

Статистика от Rocky Point Academy
Фасилитаторы Дэвиса Лоуренс и Стейси Смит собрали данные о повышении уровня чтения для более чем 360 клиентов, прошедших программу Davis Dyslexia Correction® в их центре, Rocky Point Academy, в Калгари, Канада.

Ищете решение? Начни здесь.

«Дар дислексии» объясняет, почему возникает дислексия, и что вы можете с этим сделать.

Поделитесь этой страницей!

Симптомов дислексии у детей и взрослых | Разобрался

Многие знают, что
дислексия
это проблема с чтением. Но это еще не все. Дислексия — это проблема с языком. Это может затруднить обнаружение признаков. Например, проблемы с рифмами могут быть признаком проблем с чтением.

Дислексия также может вызывать проблемы с орфографией,
Говорящий
, и написание.Таким образом, знаки могут появляться в нескольких областях, а не только при чтении.

Не все люди с дислексией борются одинаково. Некоторым сложно научиться читать, например, произносить слова (расшифровывать). Некоторые хорошо читают слова и предложения, но им трудно понять, что они читают.

Дислексия может выглядеть иначе, когда дети становятся старше. Узнайте общие признаки дислексии в разном возрасте и узнайте, как им помочь.

Хотите прочитать эту статью вслух? Посмотри это видео.

  • Неправильное произношение слов, например, beddy tear вместо teddy bear

  • Пытаться назвать знакомые предметы и использовать общие слова, такие как thing и вещи вместо

  • С трудом учиться детские стишки или стихи песен, которые рифмуются

  • Проблемы с запоминанием последовательностей, например, пение букв алфавита

  • Рассказывание историй, за которыми трудно следовать, или затруднения при описании события в логическом порядке

  • Наличие трудности с запоминанием и
    следующие направления
    с несколькими шагами

  • Проблемы с изучением названий букв и запоминанием звуков, которые они издают

  • Часто сбивающие с толку буквы, которые выглядят одинаково (например, b , d, p и q ) или звучат одинаково (например, f и v , b и p , или d и t )

  • Проблемы при чтении знакомых слов (например, cat ), особенно если есть не являются изображениями

  • Замена слов при чтении вслух, например, произнесение дом в рассказе дом

  • Проблемы с разделением отдельных звуков в словах и смешиванием звуков, чтобы составить слово

  • проблемы с запоминанием написания слов и их применения
    правила правописания
    в письменной форме

  • Путаница или пропуск маленьких слов, таких как для и из при чтении вслух

  • Проблемы с произнесением новых слов

  • Проблемы с быстрым распознаванием общих слов (также называемых
    слова прицела
    )

  • Пытаясь объяснить, что произошло в истории, или ответить на вопросы о ключевых деталях

  • Часто совершая одни и те же ошибки, например
    переворачивание букв

  • Плохое правописание, например, правильное и неправильное написание одного и того же слова в одном и том же упражнении

  • Избегать чтения, когда это возможно, или расстраиваться или расстраиваться при чтении

  • Медленное чтение или пропуск небольших слов и частей длинных слов при чтении вслух

  • Трудно запомнить общеупотребительные сокращения, в том числе в социальных сетях

  • Часто ищите слова или используйте их заменители, такие как gate вместо забор

  • Часто не «получается» шутка или проблемы с пониманием идиом и каламбуров

  • Выполнение заданий по чтению занимает очень много времени

  • Легче отвечать на вопросы о странице текста, если ее читать вслух

Эти проблемы могут быть жестко по отношению к детям и взрослым.Они могут думать, что они не умны, потому что они борются, а большинство людей — нет. Но проблемы с чтением не означают, что кто-то не умен. Это всего лишь один из многих
мифы о дислексии
.

Читатели, испытывающие трудности, часто чувствуют себя единственными. Но дислексия — это очень распространенное различие в обучении, и многим детям и взрослым требуется дополнительная помощь в обучении чтению. Хорошая новость в том, что есть
способы научить испытывающих трудности читателей
, и навыки можно улучшить.

Поделитесь этим одностраничным ресурсом с учителями, друзьями или семьей.

Признаки дислексии в разном возрасте

PDF

Поделиться
Признаки дислексии в разном возрасте

  • Facebook
  • Твиттер
  • Pinterest
  • Электронное письмо
  • Копировать ссылку

  • Текстовое сообщение
  • Скоро в Google Классе

Признаки, симптомы, диагностика, дислексический тест

Дислексия — это нарушение обучаемости, которое определяется трудностями в обучении чтению и правописанию — трудностями, которые нельзя объяснить отсутствием образования, плохим зрением или пониженными умственными способностями.Ребенок с дислексией может научиться читать и писать, но часто будет делать это с трудом, изо всех сил пытаясь развить беглость и легкие модели чтения и письма, которые люди без этого состояния считают само собой разумеющимся.

Поскольку дислексия — это пожизненное состояние, симптомы проявляются несколько по-разному с годами по мере изменения ситуаций и окружающей среды. Например, проблемы, с которыми ребенок с дислексией сталкивается в начальной школе, могут не совпадать с теми, с которыми он столкнется в старшей школе.

Согласно некоторым исследованиям, дислексия встречается у школьников до 10 процентов. 1

Как узнать, есть ли у вашего ребенка дислексия?

Дислексия обычно диагностируется в начальной школе, когда становятся очевидными проблемы с чтением и письмом. Однако многим детям диагноз может быть поставлен позже — или диагноз может быть поставлен только в зрелом возрасте.

[Может ли ваш ребенок страдать дислексией? Пройдите этот тест на дислексию для детей]

Если вы заметили какие-либо из этих симптомов дома или в школе (с разбивкой по возрасту), у вашего ребенка могут быть признаки дислексии.Раннее вмешательство имеет решающее значение, поэтому лучше всего обратить пристальное внимание на симптомы до средней школы.

Дислексия у детей: симптомы в дошкольных учреждениях и детских садах

  • Затруднения в произношении общеупотребительных возрастных слов
  • С трудом подбирает слова к предметам; приносит вам мяч, когда вы просите куклу, например
  • Не любит или не может писать общие детские стишки
  • Проблемы с выполнением простых двухэтапных указаний
  • Сложность распознавания слева направо
  • Проблемы с распознаванием букв алфавита
  • Пытается сопоставить написанные буквы со звуками, которые они издают
  • Имеет меньший словарный запас, чем другие дети того же возраста; затрудняется учить новые слова
  • Невозможно распознать или подобрать рифмующиеся слова

Дислексия у детей: симптомы в начальной и средней школе

  • Сопротивляется играм или занятиям, связанным с чтением
  • Похоже, что книги не интересуют, даже если они посвящены темам, которые ему нравятся
  • Не может подытожить для вас рассказ, даже если она только что дочитала его
  • Смешивает буквы и звуки или не может связать правильную букву с соответствующим звуком
  • Заикается, рассказывая историю, или использует много слов-заполнителей, таких как «нравится» и «ммм».
  • Кажется, не понимает язык тела; часто ведет себя ненадлежащим образом в социальных ситуациях
  • При чтении изо всех сил пытается различить отдельные звуки в словах
  • Медленно различать различные фонемы (или «звуки речи»)
  • Неправильное чтение или написание букв или слов
  • Чтение медленно и / или мучительно
  • Затруднение при произнесении неизвестных слов
  • Неправильное использование или полное игнорирование знаков препинания
  • Затруднения в овладении правильным правописанием или словарным запасом, соответствующим возрасту
  • Затрудняется вспомнить известные слова
  • Замена слов при взгляде друг на друга (например, замена «the» на «he»)

Дислексия у детей: симптомы в старшей школе

  • Медленно отшучивается или понимает распространенные идиомы
  • Трудно «перейти к делу» при разговоре; извивается или уходит по касательной во время историй
  • Изо всех сил пытается прочитать карту, спланировать направление или сказать ей слева направо
  • Затруднения в изучении иностранного языка
  • Неудобное чтение вслух
  • Трудности читать на ожидаемом уровне обучения
  • Сложность подведения итогов или определения ключевых моментов отрывков

Однако наличие любого из вышеперечисленных симптомов не является явным признаком дислексии.Формальный диагноз ставится только после проверки навыков чтения, языка и письма. Кроме того, у ребенка может быть более одного расстройства обучения или психического расстройства, например, синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

[Щелкните, чтобы прочитать: связь дислексии и СДВГ]

Как диагностируется дислексия у детей?

Если вы заметили у своего ребенка какие-либо из вышеперечисленных симптомов дислексии, попросите школу провести оценку или своего педиатра направить к специалисту, разбирающемуся в дислексии и нарушениях обучаемости, который может провести оценку.

Не существует единого теста или диагностического инструмента для диагностики дислексии, но путь к диагностике обычно следует в следующем порядке:

1. Обсудите с лечащим врачом ребенка о том, что вас беспокоит . Педиатр обычно не лучший человек для постановки окончательного диагноза дислексии, но он может иметь решающее значение для исключения других причин проблем с чтением у вашего ребенка. Попросите ее найти проблемы со зрением или слухом, которые могут мешать вашему ребенку читать, и составить график развития вашего ребенка, чтобы увидеть, идет ли он по правильному пути в других ключевых областях.Обязательно упомяните всех родственников, у которых также диагностирована дислексия.

2. Скажите в школе. Сообщите учителям и школьным администраторам вашего ребенка о его проблемах с чтением, даже если они уже знают об этом. Лучший способ сделать это — написать письмо с официальным запросом оценки услуг специального образования. Как только вы дадите разрешение, школа начнет процесс оценки; это должно быть выполнено не более чем за 60 дней.

3. Привлечь специалиста. Школа, где учится ваш ребенок, скорее всего, будет использовать собственного специалиста для осмотра вашего ребенка, но вы можете попросить направление у педиатра. (Примечание: если вы решите, что ваш ребенок будет оцениваться в частном порядке, школа не обязана платить за это или выполнять какие-либо рекомендации, вытекающие из этого.)

Специалист — психолог или другой специалист в области образования — проверит умение вашего ребенка читать, рифмовать, писать и писать. Она также будет искать другие потенциально мешающие факторы, такие как СДВГ или беспокойство.Во время этого процесса вас и учителей вашего ребенка могут попросить заполнить анкеты о сильных и слабых сторонах вашего ребенка, когда дело касается чтения. Результаты помогут определить, следует ли официально ставить диагноз дислексии вашему ребенку.

4. Обустройство жилья. После того, как вашему ребенку поставят официальный диагноз, школа должна провести собрание, чтобы определить, имеет ли он право на получение услуг. Дислексия подпадает под действие раздела «Конкретные нарушения обучаемости» Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), но помните: просто наличие инвалидности не означает, что кто-то автоматически может претендовать на IEP.Школе необходимо будет решить, нужны ли вашему ребенку приспособления и / или услуги для успешной учебы в школе. Перед тем, как пойти на собрание IEP, прочтите отчет об оценке, чтобы вы могли точно узнать, где ваш ребенок борется, и будьте готовы яростно защищать его интересы.

В каком возрасте следует проверять ребенка на дислексию?

Большинство экспертов рекомендуют детям начинать вмешательства по поводу дислексии к третьему классу, чтобы у них были наибольшие шансы наверстать упущенное в уровне чтения и понимания прочитанного.

Но, согласно Международной ассоциации дислексии (IDA), скрининги для выявления учащихся, подверженных риску трудностей с чтением и нуждающихся в целенаправленном вмешательстве, должны проводиться начиная с детского сада. В ходе этих проверок необходимо оценить факторы, предшествующие развитию чтения: языковые навыки, фонологическую осведомленность, память и быстрое наименование. 2

Как вы лечите дислексию у детей?

Лекарства не помогут при дислексии, но существуют эффективные методы лечения дислексии в виде вмешательств, приспособлений и программ развития навыков, которые могут помочь ребенку разработать стратегии чтения, компенсировать трудности и жить успешной жизнью.

Независимо от того, вводит ли школа IEP, вы можете проконсультироваться со специалистом, чтобы помочь вашему ребенку получить наиболее подходящие и эффективные меры по лечению дислексии в школе.

Существует множество вмешательств по чтению при дислексии, наиболее популярными из которых являются Ортон-Гиллингем, Уилсон и Линдамуд-Белл. Чтение с инструктором не является средством от дислексии, поэтому убедитесь, что вашему ребенку предложено вмешательство, которое было эмпирически подтверждено для учащихся с дислексией, а не предназначено для помощи борющимся читателям, не страдающим дислексией.

Примеры вмешательств для лечения дислексии в классе:

  • Предоставление резюме или копий заметок к уроку
  • Предоставление слегка измененных материалов или заданий
  • Выделение важной информации
  • Повторяющиеся направления
  • Обеспечение гибкого графика работы
  • Использование аудиокниг и других вспомогательных технологий, например электронных планшетов

Дома родители могут помочь создать среду, в которой можно будет практиковать чтение без осуждения.

Храните в доме книги, особенно по темам, которые нравятся вашему ребенку, чтобы ваш ребенок был склонен подбирать их самостоятельно. И также подайте пример: убедитесь, что ваш ребенок видит, как вы и другие в доме читаете как можно больше, будь то листание журнала, газеты или электронная книга.

[Прочтите следующее: «Как мой сын, страдающий дислексией, разлюбил книги, и как я вернула его»]

Источники:

1 Самуэльссон, С., Лундберг, И. Влияние факторов окружающей среды на компоненты чтения и дислексию. Аня. of Dyslexia 53, 201–217 (2003). https://doi.org/10.1007/s11881-003-0010-8

2 Дислексия в классе: что должен знать каждый учитель. (2017). Международная ассоциация дислексии. Получено 28 февраля 2020 г. по адресу https://dyslexiaida.org/wp-content/uploads/2015/01/DITC-Handbook.pdf

.
Сохранить


Обновлено 4 января 2021 г.

Предыдущая статья Следующая статья

Симптомов дислексии у детей и взрослых по возрасту, факторам риска, как диагностировать

Каковы симптомы дислексии?

Симптомы дислексии может быть трудно обнаружить, пока ваш ребенок не пойдет в школу.Учитель может быть первым, кто заметит знаки, особенно если вашему ребенку сложно читать, писать по буквам и следовать инструкциям в классе.

Симптомы дислексии меняются в разном возрасте и на разных этапах жизни. Каждый ребенок с дислексией обладает уникальными сильными сторонами и сталкивается с разными проблемами. Однако есть некоторые общие признаки того, что вашему ребенку может потребоваться дополнительная помощь в школе.

Симптомы дислексии у дошкольников

У детей с дислексией возникают проблемы с речью.Дошкольники, страдающие этим расстройством обучения, отстают от своих сверстников по языковым навыкам. Им требуется больше времени, чтобы говорить и писать, чем их друзьям, и иногда они путают свои буквы и слова.

У детей дошкольного возраста с дислексией могут быть следующие признаки:

  • Им трудно учить или запоминать буквы алфавита.
  • Неправильное произношение знакомых слов. «Детский лепет» — обычное дело.
  • Проблемы с распознаванием букв. Например, они ошибочно принимают «т» за «г».
  • Неспособность распознавать рифмующиеся шаблоны, например, «Шалтай-Болтай сел на стену / Шалтай-Болтай сильно упал».

Симптомы дислексии у старшеклассников

Признаки дислексии становятся более очевидными в начальной школе. с этим расстройством им труднее, чем их одноклассникам, научиться читать и писать.

Старшеклассники с дислексией:

  • Читают медленнее, чем другие дети их возраста
  • Не могут отличить определенные буквы или слова
  • Не связывайте буквы со звуками, которые они издают — «бух» вместо «б» или «эм» вместо «м»
  • Пишите буквы или цифры в обратном порядке, например «б» вместо «д».
  • Имейте проблемы с произнесением слов при чтении
  • Не всегда могут понять прочитанное
  • Пишите медленно
  • Слова с ошибками — даже такие простые слова, как «и» и «собака»
  • Скажите, что слова на странице кажутся размытие или прыжок около
  • 900 19 Старайтесь следовать серии инструкций

Симптомы дислексии после начальной школы

Дети, которые смогли скрыть свои симптомы в начальной школе, могут начать испытывать проблемы в средней школе, поскольку требования к ним возрастают.Они могут уйти из жизни, поскольку им становится труднее общаться со своими сверстниками. Учащиеся средних и старших классов с дислексией:

  • Имеют проблемы с четким письмом (допускают орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки)
  • Долго делают домашнее задание или проходят тесты
  • Неаккуратный почерк
  • Говорите медленно
  • Не читайте вслух
  • Используйте неправильные слова — например, «отделка» вместо «отделка» или «лосьон» для слова «океан»
  • Не могу вспомнить названия слов, поэтому они могут сказать «ммм» или «ммм» много

Если у вашего ребенка есть эти симптомы, поговорите с учителем, чтобы узнать, что происходит в классе.Затем позвоните врачу вашего ребенка, чтобы убедиться, что проблема со здоровьем, такая как потеря слуха или потеря зрения, не виновата. Если причиной является дислексия, ваш врач может направить вас к специалисту для дополнительных анализов и лечения.

Чем раньше детям будет поставлен диагноз, тем раньше они смогут начать лечение, чтобы улучшить свои языковые навыки и навыки письма.

Симптомы дислексии у взрослых

Люди, которым дислексия не была диагностирована в детстве, могут позже обнаружить, что они у них есть.Взрослые, страдающие дислексией, могут столкнуться с трудностями:

  • Чтение, чтение в хорошем темпе или занятия, связанные с чтением
  • Правописание, запоминание или запоминание слов
  • Делать заметки или копировать
  • Понимать общие высказывания или шутки, предполагающие придание другому значению набора слов, таких как «на финишной прямой» или «птица в руке стоит двух в кустах».
  • Выполнение математики, изучение другого языка или запоминание чисел, таких как пароли или пин-коды
  • Организованность и соблюдение сроков

Если вы считаете, что у вас дислексия, обратитесь к своему поставщику медицинских услуг за направлением к специалисту, который может помочь диагностировать свои трудности.

Дислексия — лучший канал здоровья

Дислексия — это тип особых трудностей в обучении (SLD), при которых человек испытывает трудности с языком и словами. Термин «дислексия», хотя он все еще используется некоторыми, в целом кажется слишком узким, и для описания этих трудностей в обучении часто используется SLD. Это потому, что трудности обучения обычно шире, чем просто трудности с чтением; большинство детей с SLD также испытывают трудности с орфографией.

Наиболее распространенной характеристикой является то, что люди без видимых причин испытывают трудности с чтением и правописанием.Человек может быть умным, способным преуспевать в других областях и иметь такое же образование, что и другие, но не может читать на ожидаемом уровне. Общие проблемные области включают правописание, понимание, чтение и идентификацию слов. Оценки разнятся, но считается, что до пяти процентов населения страдают дислексией.

Несмотря на интенсивные исследования, точные причины остаются неизвестными. Хотя большинство пострадавших в конечном итоге учатся читать, у них могут быть серьезные проблемы с орфографией, если они не получат поддержки и специального образования.Дислексия не является признаком низкого интеллекта. Например, Леонардо да Винчи и Томас Эдисон — очень умные и творческие люди — страдали дислексией.

Симптомы дислексии у дошкольников

Некоторые из симптомов дислексии или SLD у дошкольников могут включать:

  • задержку речи
  • проблемы с произношением
  • проблемы с рифмованием слов и разучиванием рифм
  • трудности с обучением форм, цветов и как написать собственное имя
  • трудности с пересказом истории в правильном порядке событий.

Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста

Некоторые из симптомов у ребенка младшего школьного возраста могут включать:

  • Проблемы с чтением одного слова
  • регулярно путают определенные буквы при письме, такие как «d» и «b» или «m» и «w»
  • регулярно записывает слова задом наперед, например, пишет «яма», когда подразумевается слово «подсказка».
  • Проблемы с грамматикой, такие как изучение префиксов или суффиксов.
  • пытается избежать чтения вслух в классе.
  • не любит читать книги
  • читает ниже ожидаемого уровня.

Симптомы дислексии у старшеклассников

Некоторые из симптомов у старшеклассников могут включать:

  • плохое чтение
  • плохое правописание, включая различные орфографические ошибки в одном и том же слове в одном письменном задании
  • трудности с написанием резюме
  • Проблемы с изучением иностранного языка

Симптомы дислексии у взрослых

Некоторые из симптомов у взрослого могут включать:

  • Проблемы с чтением и правописанием
  • не любит читать книги
  • избегает задач, связанных с письмом или иначе заставляет кого-то писать за них
  • лучше, чем средняя память
  • часто, пространственные способности выше среднего — человек может быть талантливым в искусстве, дизайне, математике или инженерии.

Разъяснение фонологического кодирования

Письменные слова представляют собой произнесенные слова. Чтобы читать и писать, ребенок должен связать звук буквы с ее письменным символом. Это называется фонологическим кодированием. Таким образом, способность понимать «звуковую структуру» слов имеет решающее значение для чтения и письма. Обучение чтению и письму — медленный процесс, потому что написанные буквы не имеют прямой и очевидной связи со своим звуком. Например, вы не можете угадать, как произносится символ «b», просто взглянув на него — вам нужно полагаться на свою память.Считается, что дислексия может быть проблемой с фонологическим кодированием. Одним из первых симптомов может быть неспособность ребенка выучить или понять рифмующиеся слова.

Причины дислексии

Точные причины дислексии остаются неизвестными, но теории включают:

  • Могут быть проблемы с фонологической осведомленностью (различение значений контрастирующих звуков речи).
  • Человек с плохой фонологической осведомленностью имеет проблемы с кратковременной памятью на произнесенные слова, что означает, что он склонен забывать инструкции или списки слов.
  • Могут быть проблемы со зрительными, слуховыми, лингвистическими или неврологическими процессами, связанными с распознаванием написанного слова.
  • Трудности с чтением, как правило, передаются по наследству, что предполагает генетическую связь.

Диагностика дислексии

Дислексию или SLD может быть трудно диагностировать, если проблема не является серьезной. Обратитесь за профессиональным советом к специалисту-педагогу-психологу, если вы считаете, что у вас или вашего ребенка дислексия. Оценка может включать в себя тестирование ряда факторов, включая:

  • когнитивные (мыслительные) навыки
  • память
  • словарный запас
  • навыки грамотности
  • интеллектуальные способности
  • обработка информации
  • психолингвистическая обработка.

Также может помочь оценка дефектолога.

Факторы, способствующие развитию дислексии

Важно помнить, что не все, у кого проблемы с чтением и письмом, страдают дислексией. Точно так же некоторые трудности с чтением и письмом у людей с дислексией могут быть вызваны или усугублены другими факторами. Некоторые из сопутствующих факторов, которые принимаются во внимание во время оценки, могут включать:

  • Здоровье — например, у человека могут быть проблемы со здоровьем, которые мешают его развитию речи и письма, такие как глухота или проблемы со зрением.
  • Язык — например, ребенку, не владеющему английским языком, обычно требуется больше времени, чтобы овладеть речью, чтением и письмом на обоих языках.
  • Образование — человек мог упустить возможности получения образования; например, из-за хронической болезни они могли надолго не посещать школу.
  • Расстройства поведения или развития — например, у человека может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который может вызывать проблемы с обучением.

Лечение дислексии

Лекарства от дислексии нет, но человек может воспользоваться специализированной поддержкой, которая может включать:

  • индивидуальные уроки у специалиста-преподавателя
  • программа чтения на основе фонетики, которая преподает ссылку между устными и письменными звуками
  • мультисенсорный подход к обучению, что означает использование как можно большего количества различных органов чувств, таких как зрение, слушание, действие и говорение
  • договоренности со школой — например, чтобы они вместо этого брали устную речь письменных тестов
  • обучение с помощью аудио- или видеозаписей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *