Легастения у детей: Легастения у детей: симптомы, причины и лечение

Содержание

Легастения у детей и взрослых: как определить и лечить

Сегодня успешность во многом определяется качеством образования, которое получил человек в школьные и студенческие годы. Но что делать, если получать знания мешают особенности психического развития? Легастения – сложное расстройство, из-за которого люди с нормальным уровнем интеллектуального развития испытывают сложности с чтением и правописанием. Что делать родителям легастеников и тем, кто до сих пор не может нормально читать и писать?

Легастения

Содержание статьи:

Что такое легастения

Легастения – это нарушение психического развития у людей с обычным уровнем развития интеллекта, проявляющееся сложностями в приобретении навыков чтения и письма. Эта патология объединяет в себя дислексию и дизграфию, легастеники путают буквы местами и при письме, и при чтении, пропускают слоги и не могут нормально воспринимать написанный текст.

Причиной развития легастении считается нарушение работы различных частей головного мозга. Снижение или, наоборот, чрезмерная активность разных участков, увеличение плотности, ухудшение кровоснабжения и другие, подобные причины могут привести к нарушению восприятия информации.

К факторам риска развития патологии относят:

  • Патологическое преобладание активности одного полушария головного мозга.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные заболевания, которые оказывают влияние на головной мозг – протекающие с высокой температурой и интоксикацией, менингит, энцефалит и так далее.
  • Внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы.
  • Социальные факторы.

Спровоцировать развитие болезни или утяжелить состояние могут завышенные требования родителей, конфликтная ситуация в школе, давление со стороны педагогов и родителей. Из-за этих факторов у ребенка с первичными сопутствующими признаками патологии развиваются вторичные психопатологии, возникающие из-за стресса и эмоционального перенапряжения.

К вторичным нарушениям обучения относится:

  • Расстройства поведения – ребенок, который не может соответствовать предъявляемым ему требованиям и испытывает постоянное психологическое давление, чаще всего перестает вообще стремиться к чему-либо и пытается привлечь к себе внимание другими способами.
  • Эмоциональные расстройства – страх, неврозы, депрессивные расстройства диагностируются практически у всех детей с легастенией.
  • Гиперактивность – симптом, также характерный для детей с нарушением поведения.
  • Психосоматические симптомы – головные боли, тошнота, рвота и другие проявления психосоматики могут возникать у детей перед школьными занятиями, особенно – перед оценочными.
  • Нарушение социального поведения – критика и давление со стороны родителей и педагогов чаще всего провоцируют ответную агрессию ребенка в виде нарушения правил поведения, агрессии, конфликтов и так далее.

Гораздо реже легастения возникает у взрослых, как правило, эта патология развивается как осложнение после травм, инсультов или новообразований в головном мозге.

Симптомы легастении

Легастения – сложное расстройство, при котором головной мозг не может правильно или достаточно быстро принимать и обрабатывать информацию, необходимую для обучения. При этом интеллект ребенка может быть средним или даже выше нормы, но традиционное обучение будет вызывать у него множество проблем.

Симптомы легастении могут сильно отличаться в зависимости от возраста больного, уровня его интеллекта и сопутствующих факторов.

Выделяют симптомы, которые являются основными для всех легастеников:

  • Проблемы с мелкой моторикой – неуклюжий захват ручки, карандаша и сложности в выполнении действий, требующих тонкой «ручной» работы.
  • Нарушение концентрации внимания
  • Сложности с запоминанием и воспроизведением информации
  • Изменение порядка букв при письме или чтении
  • Сложности при запоминании цифр, букв и так далее
  • Нарушение пространственного мышления – сложности с определением понятия «право-лево», «верх-низ» и так далее.
  • Сложности при освоении навыков письма и чтения.

Наличие 3-5 признаков одновременно – это повод внимательнее отнестись к психическому состоянию человека и обязательно пройти обследование у специалиста.

В дошкольном возрасте у легастиков обращают на себя внимание следующие особенности развития:

  • Отставание в развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении сложных слов
  • Нарушение концентрации внимания и сложности в запоминании
  • Замедленное усвоение навыков чтения и письма или их полное отсутствие
  • Нарушение координации движения
  • Замедленно запоминание новой информации
  • Нарушение социальных навыков.

В школьном возрасте на первое место выходят трудности с обучением:

  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Инверсия (переворачивание) и транспозиция (перестановка) букв, слог и слов при чтении
  • «Зеркальное» написание слов и цифр
  • Неправильное понимание и путаница в арифметических знаках
  • Низкий уровень чтения и пересказа текста, большое количество ошибок при чтении.

Легастения может быть отдельным заболеванием, при котором у человека сохраняется высокий интеллект, память и другие высшие функции головного мозга. Иногда это нарушение сопровождает такие заболевания как умственная отсталость, ДЦП, ЗПР и так далее.

При сохранном интеллекте люди с легастенией, также, как с дислексией, могут добиться выдающихся успехов в жизни. Так, среди талантливых и успешных людей с дислексией можно назвать Леонардо да Винчи, А. Энштейна, Уолт Диснея, Киану Ривза и других.

Диагностика

Занятия с ребенком

Диагностика легастении проводится в раннем школьном или дошкольном возрасте, реже – у взрослых.

При подозрении на наличие легастении необходимо посетить педиатра, который направляет на консультацию к логопеду, невропатологу, сурдологу, психиатру и другим специалистам.

Для диагностики используют общее наблюдение за ребенком и специальные тесты, включающие в себя:

  • Зачитывание текста вслух
  • Списывание текста
  • Письмо на слух.

Зарубежные ученные разработали специальный тест для диагностики дислексии, который может использоваться для детей от 3-х лет.

При необходимости ребенок проходит дополнительные методы обследования: ЭЭГ, ЭхоЭг, сурдологический осмотр и так далее.

Лечение

Лечение легастении включает в себя логопедические коррекционные занятия, в зависимости от тяжести состояния и вида дислексии.

При наличии дополнительных психопатологий легастеникам рекомендуется консультация и помощь психолога или психотерапевта, прием медикаментов, улучшающий кровообращение в головном мозге, антидепрессанты и так далее.

В настоящее время рекомендуется использовать программы для профилактики легастении – они эффективны при диагностировании легастении в раннем возрасте.

почему возникает и как лечить? — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Что такое легастения и почему она появляется?
  2. Как проявляется легастения: симптомы
  3. Что такое дислексия, какой бывает и как ее определить?
  4. К кому обратиться при дислексии?

Достаточно часто у детей наблюдается нарушение психического развития, которое носит название легастении. Такое нарушение может быть у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития, но проявляется в виде сложностей с приобретением необходимых навыков в правописании и чтении. Подобная патология объединяет в себе сразу два понятия: дислексию и дизграфию. Дети-легатеники обычно путают буквы местами при чтении и письме, могут пропускать слоги и не способны нормально воспринимать написанный текст. Основными причинами, которые провоцируют появление такого нарушения считаются сбои в работе различных частей головного мозга. Легастения может возникать на фоне снижения или чрезмерной активности разных участков головного мозга, при увеличении плотности или ухудшении кровоснабжения. Все это отражается на способностях ребенка воспринимать информацию. Среди рисков, которые могут спровоцировать развитие патологии выделяют:

  • Черепно-мозговые травмы;
  • Наличие инфекционных заболеваний, которые могут оказывать влияние на головной мозг ребенка;
  • Патологическое преобладание активности одного полушария головного мозга;
  • Социальные факторы;
  • Внутриутробные инфекции и травмы, полученные при родах.

Зачастую спровоцировать развитие недуга или усугубить его форму могут завышенные требования родителей по отношению к своему ребенку. Давление со стороны близких, учителей и общества  может привести к развитию у ребенка с первичными признаками патологии вторичной психопатологии. К вторичным нарушениям относятся расстройства поведения, страхи и неврозы, синдром гиперактивности, а также нарушения социального поведения.

О том, что такое легастения будет подробнее рассказано в этом видеоматериале.

Стоит понимать, что легастения — это достаточно сложное расстройство, при котором головной мозг ребенка просто не способен достаточно быстро принимать и обрабатывать полученную им информацию. И это не значит, что ребенок имеет низкий уровень интеллекта. Проблема может возникать у детей со средними и даже высокими способностями к обучению. Однако традиционное обучение у таких детей может вызывать определенные трудности. При этом в зависимости от возраста пациента, симптомы легастении могут сильно отличаться. Для всех легастеников характерны проблемы с мелкой моторикой. Такие дети имеют неуклюжий захват ручки или карандаша. Им достаточно сложно выполнять действия, которые требуют тонкой и ручной работы. Дети-легастеники имеют проблемы с концентрацией внимания и сложности с запоминанием и воспроизведением информации. Легастеники меняют при чтении и письме порядок букв и цифр, сложно запоминают их и имеют нарушения пространственного мышления. При наличии хотя 3 из вышеперечисленных признаков легастении у ребенка родители должны бить тревогу и внимательнее отнестись к психологическому состоянию ребенка. В этом случае без посещения специалиста и прохождения курса лечения проблему устранить не получиться.

Что такое дислексия, какой бывает и как ее определить?

Если говорить конкретно о нарушении только процесса чтения у детей, то это нарушение носит названия деслексии. Обычно данное патологическое состояние диагностируется у детей, которые уже учатся в начальной школе. Дислексия может быть нескольких видов:

  • Фонетической;
  • Семантической;
  • Мнестическая;
  • Аграмматической;
  • Оптической.

При фонетической дислексии ребенок путает при чтении схожие фонемы. Иногда он может также осуществлять перестановку фонем в слове. При таком типе дислексии страдает фонемаическое восприятие, а также умение ребенка анализировать и синтезировать полученную информацию. При семантической дислексии ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять и пересказать. В этом случае ребенок не способен понимать синтаксические связи слов в предложении и не умеет проводить звукослоговой анализ. При аграмматической дислексии дети совершенно не понимают грамматического принципа построения речи, а поэтому не могут согласовывать слова в предложении. При мнестической типе заболевания ребенок не способен запоминать какой именно звук должен соответствовать конкретной буквы. А вот при оптической — ребенок может путать буквы, которые схожи в написании. Определить наличие проблемы не сложно, если внимательно относится к своему ребенку. Таким детям требуется специальная коррекционная работа, а также серьезная психологическая поддержка не только от родителей, но и от специалистов.

Читайте также «Кто такой холодный эмоционально мужчина?»

И материал «Сил больше нет: как спастись от храпа?»

К кому обратиться при дислексии?

При наличии у ребенка дислексии родители обязательно должны обратиться к специалистам. Исследованиями в этой области занимается врач-логопед. При посещении врача, он в первую очередь произведет оценку общего развития ребенка. На этом этапе производится обычно проверка наличия проблем со звукопроизношение и способностями к фонематическому восприятию. Врач проверяет также уровень развития связной речи и сформированность у ребенка звукослогового анализа. Логопед в рамках проверки проанализирует функционирование высшей психической деятельности ребенка, оценить его память, внимательность и уровень мышления. Чтобы исключить наличие проблем со зрением ребенка могут направить на прохождение осмотра у офтальмолога. Как только диагноз будет определен, врач составит план коррекционных действий.

Подробнее о дислексии и ее лечении будет рассказано в этом видеоматериале. Если статья была вам полезна, оставляйте свои комментарии и высказывайте пожелания.

Легастения: учиться ли в школе ребенку с таким диагнозом?


Затрудненное приобретение навыков чтения и письма – не приговор
 

Страдающие легастенией дети могут и должны обучаться в обычных школах. Многие легастеники успешно завершают обучение в школе и становятся успешными людьми. Необходим только правильный подход и соответствующая терапия.

Восьмилетняя Соня медленно пишет на бумаге свое имя. Только буква «н» почему-то оказывается перед «о». Следующую попытку также нельзя назвать удачной: в конце слова появляется буква «а». «Вот теперь правильно?» – с робкой надеждой в голосе спрашивает Соня у своей мамы, Татьяны Владимировой. Та лишь вздыхает в ответ, берет ручку и терпеливо пишет имя сама, объясняя дочери ее ошибки.

«Раньше в таких ситуациях я в какой-то момент начинала злиться и даже повышала голос на ребенка, – признается Татьяна. – Думала, что Соня просто невнимательная или же нарочно дурачится, пытаясь играть в такую путаницу. Однако затем я забеспокоилась и повела дочь к детскому психологу, которая назначила ей обследование. Через несколько дней мы узнали диагноз: легастения».

Буквенная путаница

Смышленая и жизнерадостная девочка, Соня никогда не давала своим родителям повода для беспокойства за ее психическое развитие. Проблемы начались, когда она пошла в первый класс. Несмотря на постоянные занятия в школе и дома, ей никак не удавалось правильно написать свои имя и фамилию или название какого-либо простого предмета. Одно и то же слово Соня каждый раз писала по-разному и неправильно, потому что, ориентируясь на свое слуховое восприятие, пыталась «реконструировать» его в письменном виде, что давалось ей с огромным трудом. Второклассница зачастую пропускала целые слоги, а также выводила на бумаге буквы «в», «д» и «р» в зеркальном отображении. Неразборчивый почерк Сони был также характерным для страдающих легастенией детей. Она не могла писать ровно, несмотря на четко прочерченные линии в тетради, попеременно использовала прописные и строчные буквы.

Легастения является частичным нарушением процесса чтения и правописания, проявляющимся в стойких специфических ошибках, близких к тем, что допускала Соня. Нередко эту болезнь называют вербальной афазаей. Ребенку, которому ставят такой неутешительный диагноз, выдают, как правило, справку о частичной инвалидности. Однако родители Сони, узнав о существующей серьезной проблеме, решили не опускать руки. Они стали активно заниматься с дочерью чтением и письмом, обратились в специализированный центр детского развития, помогающий больным легастенией детям, наняли репетиторов. Увы, борьба с вербальной афазией оказалось непростой. «Постепенно Соня научилась писать только самые простые предложения. Иногда это получалось хорошо, но время от времени она снова начинала пропускать слова, путать слоги или же писать всю фразу слитно, без пробелов», – призналась Татьяна Владимирова.

В школе, разумеется, проблемы Сони с чтением и письмом не могли остаться незамеченными. По мере усложнения заданий одноклассники все чаще подшучивали над путавшей буквы и не понимавшей причины этого девочкой. Учительница, тогда еще не знавшая о диагнозе Сони, также критиковала якобы слишком рассеянную и не желающую стараться ученицу. Веселая, общительная Соня начала замыкаться в себе, стараясь избегать контакта со сверстниками, и даже перестала хотеть идти в школу. Только курс психотерапии помог ей адаптироваться в обществе.

Главное – своевременная диагностика

В специализированный центр детского развития, специалисты которого оказывают помощь больным легастенией, каждый месяц обращаются порядка 60 семейных пар, чьи дети страдают нарушениями письма и чтения. В коридорах огромные очереди ожидающих списки с результатами обследования. Недавно врачи такого центра подвели итоги своих наблюдений: в России в каждой школе и в каждом классе есть, по крайней мере, один ученик, больной легастенией.

Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка затруднения с правильным написанием или прочтением довольно простых слов, как можно быстрей обращаться в специализированное учреждение. Психологические последствия несвоевременно диагностированной легастении могут быть серьезными. «Дети испытывают постоянный стресс. Они искренне хотят писать и читать правильно, прикладывают огромные усилия для этого, стремятся не отставать от своих сверстников. Однако плохие оценки по таким учебным дисциплинам, как русский язык и чтение, влияют на их успеваемость и по другим предметам: страдающие легастенией ученики во всем чувствуют себя неуверенными, – говорит Анна Никоненко, детский психотерапевт, работающая в общественной организации «Российская ассоциациия дислексии. – Если ребенок с нарушениями письма и чтения не начнет сразу заниматься с психологами, его проблемы могут негативно сказаться на всей дальнейшей жизни. Многие дети просто боятся ходить в школу и выполнять заведомо сложные для них задания, сторонятся своих одноклассников и членов семьи, испытывая чувство стыда за свою несостоятельность. Впоследствии легастеники, видя в окружающих злобных недоброжелателей, начинают вести себя агрессивно – срабатывает так называемый механизм самозащиты. Все это может привести к серьезным психическим расстройствам, тяжело поддающимся лечению».

Результаты обследования Сони показали наличие у девочки тяжелой формы расстройства письма. Она попала в «исключение из правил»: 98 процентов всех детей ее возраста, согласно статистике, выполняют письменные работы успешней. Тем не менее, с чтением, как оказалось, Соня справляется не хуже большинства своих сверстников. Несмотря на итоги письменного тестирования, родители девочки вздохнули с облегчением. «Чтение открывает ворота к знаниям!» – радостно уверила Татьяна Владимирова.

Фото с сайта welt.de

Индивидуальный подход

Проблема страдающих легастенией детей заключается в том, что у каждого ребенка эта болезнь протекает по-разному. Следовательно, для всех пациентов врачи-психологи вынуждены подбирать индивидуальные курсы лечения. Психотерапия не может помочь легастенику полностью освободиться от своего недуга, однако она в значительной мере облегчает больному работу с буквами, слогами, словами и предложениями. «Соня, конечно, никогда не научится абсолютно грамотно писать, но мы уже замечаем, насколько проще ей становится это делать после трех недель посещения психолога», – говорит мама девочки.

Существует несколько методов психотерапии, разработанных специально для страдающих легастений. Решить, какой из них окажется наиболее подходящим для ребенка, можно определить только в индивидуальном порядке. Родители Сони, получив результаты обследования дочери, сразу же обратились к детским психологам. Теперь раз в неделю к ним домой приходит доктор. В течение 50 минут, в соответствие с разработанной для девочки программой обучения, он выполняет с Соней специальные задания в игровой форме, помогающие второкласснице лучше справляться с трудностями правописания. Одновременно Соня принимает участие в разработанной европейскими специалистами программе он-лайн обучения для легастеников. С помощью клавиатуры и мышки она составляет на экране компьютера комбинации из букв разных цветов и оттенков. Такой метод очень эффективно воздействует на разные органы чувств ребенка, способствуя лучшему усвоению материала.

Научным сотрудникам Российской ассоциации дислексии удалось доказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и легастения напрямую связаны с нарушением чувственного восприятия. Это как раз объясняет, почему больные легастенией дети часто жалуются на то, что буквы и строчки «танцуют» у них перед глазами и распознавание слов представляется им чрезвычайно сложным. С подобными затруднениями столкнулась и Соня. Психотерапевт посоветовал ее родителям приобрести специальные тренажеры для глаз. После нескольких недель занятий девочка стала гораздо лучше читать и даже начала раздельно писать слова. По мнению мамы Сони, это колоссальный прогресс в выздоровлении.

Учимся в удовольствие!

Несмотря на то, что посещения психолога обходятся родителям девочки в немалую сумму денег, мама Сони очень довольна результатами. «Я не учитель и не психолог. Когда я поначалу сама пыталась заниматься с дочерью, продуктивной работы у нас не получалось. Без понимания особенностей протекания легастении и научного подхода к делу простая зубрежка и наставления не имеют никакого смысла», – признается Татьяна Владимирова.

Геннадий Павлов, ведущий специалист московского детского Психологического центра, полностью согласен с ней: «Чтобы терапия была результативной, необходимо первоначально разработать подробный план занятий с психологом, выявить индивидуальные особенности заболевания и расставить приоритеты. Только после этого можно приступать к лечению ребенка, делая это шаг за шагом. При этом результаты терапии должны восприниматься маленьким пациентом как плоды его собственных усилий».

Родители также могут способствовать прогрессу в терапии, поощряя каждое, пусть и небольшое достижение ребенка в правописании, и деликатно и тихо указывая ему на ошибки. Таким образом, ребенок будет чувствовать себе уверенней, пополняя в то же время свой словарный запас. При проверке вместе с сыном или дочерью домашних заданий родителям не следует заострять внимание на ошибках. «Пусть ребенок получает удовольствие от уроков русского языка, а не теряет всякое желание к обучению, будучи сконцентрированным только на своих многочисленных ошибках», – считает Геннадий Павлов. Работу над ошибками рекомендуется проводить только под руководством специалистов-психологов.

Новые Энтштейны и Андерсены?

Нередко одноклассники страдающих легастенией детей считают последных глупыми. Но зачастую бывает с точностью наоборот! Многие легастеники отличаются превосходными умственными способностями. Соне врачи также предложили ряд психологических тестов. Выяснилось, что девочку можно назвать не то что абсолютно нормальной, но даже одаренной.

О том, что легастеники, несмотря на их проблемы с чтением и письмом, могут добиться в жизни немалого успеха, свидетельствуют многочисленные примеры из истории: легастенией болели такие знаменитые личности, как, например, Альберт Эйнштейн или президент США Джон Кеннеди. Следует отметить, что легастеники были и среди знаменитых писателей: Ганс Христиан Андерсен, Джон Ирвинг и даже Агата Кристи страдали от нарушения чтения и письма. Это в очередной раз указывает на то, что даже тогда, когда мир букв чрезвычайно трудно открывается детям-легастеникам, миры фантазии, логики или язык чувств для них бывают родной стихией.

Такие примеры дают надежду родителям Сони и, прежде всего, самой маленькой девочке. «Учитывая отличные данные Сони и ее стремление победить свой недуг, я не вижу никаких препятствий для того, чтобы она ходила в обычную школу. Конечно, я бы не рекомендовал ее родителям выбирать в будущем для дочери языковой профиль обучения. Однако, как говорится, не бывает ничего невозможного», – говорит лечащий врач девочки.

За границей уже давно открывают специальные школы для легастеников, где с детьми плотно работают штатные психологи. В нашей стране такая практика, к сожалению, пока не получила распространения. Кроме того, лечение страдающих нарушениями чтения и письма детей в европейских странах дотирует государство. У нас же родителям Сони и сотням других подобных семей приходится тратить немало сил и личных средств на врачей, обучающие программы и тренажеры. Однако все это окупается сполна успехами ребенка и его становлением как полноценной и нередко одаренной личности.

Проблемы с учебой и изолированность. Как живут дети с дислексией | ЗДОРОВЬЕ

Проблемы школьника с чтением и письмом часто списывают на лень и нежелание учиться, но иногда они могут свидетельствовать о нейрологическом нарушении, которое называется дислексия. Как распознать дислекцию у ребенка и помочь ему с ней жить и полноценно развиваться – в материале «АиФ-Черноземье».

«Балавайка» и «амма»

«Раньше мы жили в Подмосковье, и дислексию у старшей дочери выявил логопед. В частности, Катя проглатывала звук «р», сейчас она может произносить его чётко в словах только в том случае, если сконцентрируется. Казалось бы, это несущественно, но она может сказать «балавайка» вместо «балалайка», при том, что ей уже десять лет, — рассказывает курянка (имя не указывается по ее просьбе – ред.) — С лёгкостью читает короткие слова справа налево: вместо «он» может прочесть «но» – и наоборот. Люди такого типа вообще переставляют слоги и иногда начинают прочтение с середины слова, например, произнося «амма» вместо «мама». И хотя Катя уже в четвёртом классе, её чтение на уровне начала второго – конца первого классов. На прочитывание текста дочь тратит слишком много сил, зачастую даже не понимая смысла фраз. Особенно это касается специальных предметов, например, таких, как окружающий мир, где речь идёт о сложных понятиях – республика, демократия, конституция. А прочитав задачу, часто не понимает её сути. Предлагаю Кате от 14 отнять восемь. Она отвечает: 32. Начинаем разбираться. Оказывается, 14 спутала с цифрой 40, потому что для неё это просто символы». 

Катя может написать «лос» вместо «лось», «Татяна» вместо «Татьяна», «врота» вместо «ворота». Ей сложно даётся перенос слов с одной строки на другую, не всегда просто понять, где закончился предлог и что началось уже новое слово, поэтому в ее тетради порой появляются такие необычные слова, как «вморе» или «третьеоктября». Английские и русские буквы может отзеркаливать, то есть надо писать «с», а она начинает писать «э». Может спутать «б» и «д» или «в» и «д». 

«Мой муж – переученный левша, а у обеих дочерей наблюдаю скрытая леворукость, — объясняет собеседница, — при том, что обе знают, где право и лево, могут не в ту сторону провести линию на графическом диктанте, когда учитель диктует, на сколько клеток и в какую сторону нужно провести ручкой, чтобы вышел рисунок какой-либо фигуры. Если будем долго-долго повторять названия страны «Монголия» и её столицы «Улан-Батор», Катя через десять минут их уже не вспомнит. Прочитав о дислексии, я поняла, что с возрастом такие люди, благодаря усилиям, выучивают слова и их написание, и проблема отступает, но возникает снова именно на письме и чтении при изучении иностранного языка. Я стала придумывать, как помочь своему ребёнку. Ей сложно запомнить, что «кастрюля» пишется через «а», и у этого слова в нашей семье появилось проверочное слово – «каша», потому что она варится в кастрюле, а «корзина» через «о», потому что в неё можно сложить «коржики» и «кости». То есть важно развить ассоциативный ряд». 

Из-за своей особенности Катя оказалась изолирована от других детей. Друзей у неё нет, говорит мама. В частности, только к концу первого класса, почти через год обучения, она смогла запомнить, как кого зовут. А если с ней знакомится другая девочка, она произнесёт своё имя, но её не спросит и отойдёт в сторону. Игры тоже крайне необычные – в мыслях. Вместо того чтобы передвигать куклу по ступеням замка в реальности, она, например, может взять её в руки и ходить от стены к стене, воображая этот сюжет в своей голове. На вопрос: «Катя, что ты делаешь?» – ответит: «Играю».

Младшая дочка курянки пошла в первый класс, у неё тоже сложности с чтением, но не такие значительные – она по нескольку раз повторяет каждое слово, прежде чем перейти к следующему. Логопед выявил у неё лишь дислалию – проблему со звукопроизношением. 

«Очень обидно, что многие не понимают таких особенных детей и считают их ненормальными», — говорит курянка.

Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн…

В большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью. Но российская логопедия каждой из них даёт своё определение: проблема с овладением навыком чтения – дислексия, навыком письма – дисграфия, в целом с грамотностью – дизорфография, овладением арифметикой – дискалькулия, нарушение моторики и координации – диспраксия. Существует ещё одна разновидность дислексии — дислексия букв, которая проявляется в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв при написании текста. Однако общее и наиболее часто употребляемое название всех этих расстройств – именно «дислексия». Кстати, с трудностями в обучении в разных формах, по информации Международной ассоциации дислексии, сталкивается каждый пятый житель планеты.

Сам термин введён в конце XIX немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в отношении мальчика, у которого наблюдались трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности. Особенность восприятия информации у таких детей вполне сочетается с образным мышлением, высоким уровнем интеллекта и способностью к нестандартным решениям. Дислексию даже называют «болезнью гениев». Среди людей с такими нарушениями – Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи и «королева детектива», написавшая более 80 книг, Агата Кристи. Далеко не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали её из школы, где над ней все потешались. Благо, дома царила атмосфера добра и принятия.

Судьбу изобретателя лампы накаливания Томаса Эдисона тоже во многом определила любящая мать, которая в детстве по-своему прочитала ему письмо от учителя, заменив сочетание «умственно отсталый» на слово «гений»: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

В «Британском медицинском журнале» в 1896 году дислексию назвали «врождённой словесной слепотой». Люди с такой особенностью воспринимают информацию иначе: они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или переставляют буквы местами, не замечая разницы. В результате изменения поля зрения слово воспринимается ими не как единое целое, а как набор отдельных букв, возникают сложности с точным или беглым их распознаванием. Также они могут читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью, у десятой части исследованных скорость чтения «наоборот» оказалась даже выше.

У дислексии есть свой ген

В основе этого расстройства лежат нейробиологические причины. В частности, у таких людей менее активны определённые зоны мозга, наблюдаются нарушения межполушарных связей. В 1970-х была выдвинута популярная ныне на Западе теория о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического развития (физиологических аспектов при восприятии и воспроизведении звуков). В наше время также подтвердились давние догадки учёных о наследственности недуга, был обнаружен ген дислексии.

Симптомы расстройства, казалось бы, сегодня можно отыскать у любого среднестатистического школьника – плохие навыки чтения, чтение наугад и с ошибками, непонимание прочитанной информации, трудности в пересказе текста и написании слов, допущение множества ошибок даже при списывании, проблемы с памятью и почерком, неуклюжесть. А среди психологических особенностей – повышенная раздражительность, перепады настроения, проблемы самоидентификации, тревожность, рассеянность, мечтательность, желание уйти от действительности, сложности с концентрацией, быстрая потеря интереса, склонность к скуке и «витанию в облаках». И даже такие, как страх ошибки, обострённый эстетический вкус и выраженное чувство справедливости. 

Ну как, казалось бы, не «улететь в облака», когда в классе скучный урок, или не заступиться за друга, если вокруг все неправы? А проблема неуверенности в себе – вообще общая для всех недорослей. Но есть и особые признаки, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к логопеду. Например, выраженная моторная особенность, при которой ребёнок крайне необычно держит ручку в руках, что связано с отставанием в созревании двигательных функций.

В 2007 году в Болливуде сняли фильм «Звёздочки на земле» о восьмилетнем мальчике, который с детства отличался от всех и, несмотря на старания, никак не мог научиться читать и писать. Достигнув предела своего терпения, отец отослал сына в интернат, посчитав, что дисциплина сделает его более усердным в учёбе. Дислексию у ребенка распознал учитель рисования, который сам страдал ею в детстве. Он научил мальчика чтению и письму, стал ему другом и вернул веру в себя. 

Получивший множество наград в Индии, выдвинутый на премию «Оскар» и вошедший в топ-250 лучших картин мира, в 2014 году в рамках фестиваля индийского кино фильм был показан и в Курске. «Каждый ребёнок уникален» – такой слоган у семейной драмы со счастливым концом.

мучение. Как распознать дислексию у ребенка

Анастасия Долгошева

Здоровье

09 Октября 2019


В Эрмитаже запись на экспресс-диагностику по дислексии закрылась, едва открывшись. Столько оказалось желающих. В России 20 — 30% детей при полностью сохранном интеллекте испытывают трудности в восприятии знаков — при чтении (дислексия), письме (дисграфия), счете (дискалькулия — у нее, впрочем, несколько иной механизм). С такого рода сложностями сталкивались Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Илон Маск, Стивен Спилберг — не самая плохая компания. В списке «знаменитых дислексиков» нет наших выдающихся персон, и это неспроста: из-за той самой неосведомленности дети с трудностями в обучении числятся лентяями и глуповатыми. Но, кажется, мы уже понимаем: проморгать потенциального Эйнштейна — роскошь, которую мы себе позволить не можем.

На сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией взрослые могут пройти «самооценочный» тест на наличие расстройства чтения и письма.ФОТО Таисии ВОРОНЦОВОЙ/ТАСС


Цивилизация письменная. Пока что


— Дислексия и дисграфия чрезвычайно распространены, — категорична нейролингвист профессор СПбГУ Татьяна Черниговская. — Обычный человек считает, что это какая-то экзотическая вещь. Это абсолютно не так. Речь идет о десятках, а может быть, сотнях миллионов людей на планете.


Чтобы объяснить, что такое дислексия, чаще всего предлагают прочесть в зеркальном отражении печатный текст, да еще перевернутый вверх тормашками. Не то чтобы человек с дислексией именно так видел буквы — просто это способ дать вам оценить всю сложность.


Интересно, что никакой дислексии, может, и не было бы, не выбери человечество когда-то буквенную форму письма. Как сетует востоковед Михаил Пиотровский, «изобразительная форма, клинопись легче читались». Но что есть, то есть.


— Мы пользуемся разными семиотическими кодами, — констатирует профессор Черниговская. — Они могут быть и визуальными, как изображения или скульптуры, и попадающими в категорию письменности. Наша цивилизация письменная. Пока что.


«Пока что» — звучит интригующе. Многие взрослые сейчас уже не осилят большой текст: глазами-то пробегут, но увидят фигу и прочитанное не перескажут. Есть даже мнение, будто людей с дислексией становится больше. Ученые, правда, осторожны: чтобы такое утверждать, нужна статистика за прошлые века, а мы такой не располагаем.


Но «растренированность» в чтении действительно растет, поскольку цивилизация постепенно переходит на аудиовизуальные способы восприятия информации. Мы уже не на бумажной карте выискиваем название «ул. Электропультовцев», а тыкаем пальцем в карту на смартфоне и произносим мантру «О,кей гугл» с нужным адресом.


Какой-то провал


Что сейчас известно про дислексию: что она не имеет отношения к уровню интеллектуального развития, говорит Татьяна Черниговская. То есть у кого-то она может и совпасть с интеллектуальными проблемами — но ровно так же, как может совпасть с плохим зрением или слухом.


В некоторых странах ассоциациям родителей и детей с дислексией уже по многу десятков лет. Российская же появилась три года назад. Основатель — Мария Пиотровская. Она, как говорит, «столкнулась с проблемой лично»: у ребенка были трудности с чтением и письмом, в школе только разводили руками, а слово «дислексия» Мария впервые услышала от иностранного педагога. С того момента ушла из финансовой сферы в благотворительность:


— Я решила, что это будет моей основной общественной задачей: помочь другим родителям, у которых такие дети, и детям, чтобы они получили адекватную помощь и поддержку.


Не то чтобы у нас голое поле: в Советском Союзе была довольно развитая система диагностики и поддержки, пусть термин «дислексия» и не был в ходу. В каждой поликлинике и детсаде был логопед, все мы помним норматив «скорость чтения», хоть и ругаемый, но, вероятно, не бессмысленный. «А потом произошел какой-то провал», — говорит Пиотровская. Опять же не до нуля: есть научные разработки; есть законы, которые предполагают особое внимание в школах к таким ученикам. Только вот разработки до школы не доходят, а законы на местах почти не исполняются.


Ассоциация с помощью благотворительного фонда «Вклад в будущее» провела опрос, самый мощный по охвату «из педагогических». 32 тысячи специалистов, несколько тысяч родителей. Выясняли степень осведомленности. «Результат удручающий», — констатировала Мария Пиотровская на недавней пресс-конференции в ТАСС. 63% опрошенных специалистов полагают, что нет такой проблемы, из них 22% впервые услышали термин «дислексия» — притом что в педвузах этому учат.


Татьяну Черниговскую не шокирует весомая доля людей с трудностями в обучении — шокирует процент неосведомленных специалистов:


— Хороший учитель знает, что нет ни одного класса, в котором не было бы такого рода детей. Если мы их погрузим в коробку с надписью «лентяй» или «глупый», то, идя по этой дороге, мы пропустим некоторое количество Леонардо и Эйнштейнов. Если мы посмотрим на то, какими детьми были те, кто потом создал нашу цивилизацию, мы почти не увидим среди них «здоровых» в общепринятом смысле. Гений не норма по определению. Мы что, согласны отказаться от этой «не нормы»?


«Построить мост»


Единомышленники Марии Пиотровской собрали российских и зарубежных экспертов и, по ее словам, «как когда-то к батюшке-царю, пошли в Министерство просвещения». Повезло: замминистра Татьяна Синюгина по образованию логопед, дефектолог.



— Давайте честно признаем: очень долгое время в государстве не принято было говорить, что у наших детей есть те или иные особенности, — говорит Синюгина. Такое положение дел ее абсолютно не устраивает: — Я обещаю: изучение этой проблематики станет предметом моего профессионального беспокойства и взаимодействия с коллегами из Министерства науки и высшего образования, в чьей ведомственной подчиненности сегодня находятся педагогические вузы.


Создана межведомственная рабочая группа (Минпрос плюс Миннауки). Задача, по словам замминистра, «выступать с двух фронтов»: готовить студентов, которые еще только пойдут работать в школы, и проводить курсы повышения квалификации для уже работающих педагогов. В региональные институты развития образования направлены программы, а на базе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина разработан онлайн-курс повышения квалификации: 72 часа, дипломы гособразца.


Глобальная задача Ассоциации родителей и детей с дислексией, как формулирует Мария Пиотровская, «построить мост» — между научными разработками, государственным законодательством и школой. Первый шаг, по мнению Марии, — просвещение: «Пока все не будут хоть что-то об этой теме знать, мы с места не сдвинемся». Пиотровская убеждена, что учителя (необязательно дефектологи) должны быть достаточно компетентны, чтобы заподозрить возможные сложности в обучении и знать, к какому специалисту обратиться. Поддержка должна исходить от государства, бесплатно, через систему психолого-медико-педагогических комиссий, чтобы ребенок получал в своей школе определенное количество часов занятий с логопедом, индивидуальные программы, сдавал экзамены в специальном формате (после них вполне принимают в вузы).


Сейчас команда известного в мире ученого Елены Григоренко разрабатывает единую стандартизированную методику диагностики дислексии, дисграфии и других трудностей в обучении при сохранном интеллекте. Методику выложат на платформу, там же будет и другая информация по теме — от перечня дефектологов по регионам до различных образовательных приемов.


У представителей ассоциации немало духоподъемных примеров того, что получается, если дислексию вовремя распознать. Татьяна Черниговская (она, к слову, попечитель ассоциации) поделилась: у сына ее знакомой, американской ученой, была сильнейшая дислексия; парень поступил в Колумбийский университет, выбрал зоологию, для докторантуры выучил два иностранных языка. Сейчас работает в науке.


Дети в любом случае инопланетяне


Михаил Пиотровский объясняет, почему Международная неделя осведомленности проходит в Главном штабе и вообще при чем здесь Эрмитаж. Не потому что «родственные связи». Последние 25 лет Эрмитаж последовательно расширяет аудиторию: создает открытые фондохранилища, центры искусств в других городах и странах. Площадка Главного штаба принимает форумы не только культурные, но и общественные. В музее давно проводятся занятия для незрячих.


Между тем в случае с дислексией у Эрмитажа задача не только этическая, но и эстетическая. И в помощь не только людям с проблемами в чтении — но всем. Потому что кто из нас не мается, когда надо прочитать музейную этикетку?


У Михаила Борисовича это даже вроде мечты: музей без этикеток. «Музей — это визуальное искусство, всякая буква вообще-то мешает», — комментирует Михаил Пиотровский эту борьбу слова и образа. Поскольку вовсе убрать этикетки невозможно, остается меньшее зло: создать как можно более удобочитаемый шрифт. Наработки можно увидеть как раз на Неделе осведомленности.


У Минпроса тоже, оказывается, цель не только гуманистическая, но и вполне прагматичная. Президент страны поставил задачу российской школе: войти в десятку мировых лидеров по качеству общего образования. Один из главных критериев оценки — функциональная грамотность. Не отвлеченное «читать-писать-считать», а в широком смысле уметь этим пользоваться.


С учетом того, что у нас многим школьникам это, как оказалось, дается с трудом, функционерам от образования предстоит, как говорится, большая и интересная работа. По словам Татьяны Синюгиной, тут уже не обойтись массовым обучением — надо учитывать индивидуальные особенности.


Один из участников Недели осведомленности — «Союзмультфильм». Анимация уже используется, например, в группах со слабым уровнем знания русского языка: школьников, для которых русский не родной, все больше. Скоро запускают мультсериал «Зебра в клеточку» — о детях, которые не такие, как все.


…Мария Пиотровская отмечает еще один момент. Ричард Бренсон, Стивен Спилберг, Том Круз, Илон Маск… Все эти звезды — люди не юные. То есть их школьные годы пришлись на времена, когда в тех же Штатах с дислексией еще не возились. А значит, их родители выслушали много нелестного о своих «ленивых» и «неспособных» чадах. Однако ультимативно решили: «мой ребенок что надо».


— Мы же не называем ребенка лентяем, если у него температура, болит голова и поэтому он не может учиться, — говорит Мария Пиотровская. — Мы вызываем врача. Но почему-то, когда ребенок стабильно приносит двойки, хотя старается, родители не озадачиваются подумать, почему так происходит, а сразу делают вывод: бестолковый.


Татьяна Черниговская добавляет: — Родители не владельцы своих детей. Ребенок, я это часто говорю, вообще-то «инопланетянин». С ним надо познакомиться, внимательно приглядеться — он какой? Вопрос не в том, чтобы из каждого вырос Билл Гейтс, а в том, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя несчастным и напрасно родившимся.


…Неделя осведомленности продлится до 12 октября. Программа на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Чтение мучение».

Материалы рубрики

Дислексия. Как бороться с нарушением чтения и письма


Отношение к людям с дислексией в обществе неоднозначно: кто-то считает её признаком недостаточного умственного развития, другие же, напротив, уверены, что это чуть ли не симптомы гениальности. Адекватный подход к проблеме может облегчить жизнь дислексикам. Корреспондент Lucky Child пообщался об этой актуальной проблеме и нюансах её выявления в раннем возрасте с одним из наиболее квалифицированных в Российской Федерации специалистов – автором книги «Дислексия мозга. За гранью известного», руководителем Центра дислексии в Москве Татьяной Гогуадзе.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!


– Татьяна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как давно Вы специализируетесь на дислексии?


– С проблемой дислексии я столкнулась ещё на первом году своего педагогического стажа, в 1989 году, когда мне, как молодому специалисту, дали в работу класс коррекции. Уже тогда я поняла, что классическая система обучения для детей со специфическими ошибками крайне неэффективна. В моём первом коррекционном классе было 12 учеников, которые в свои 7 лет они были определены как необучаемые. Работая в этом классе с личным посылом помочь детям выйти из трудностей в обучении, я увидела, что более эффективной является система обращения к психологии, а не сама методика обучения. Мне как педагогу важно было показать ребёнку, что он справится, надо только приложить усилия, и то, что учиться трудно – это нормально. Именно так и можно научиться – преодолевая трудности. Поэтому дети моего коррекционного класса успешно вышли в общую систему обучения. Работа с этими детьми вдохновила меня на дальнейшее развитие в этой области. И второе высшее образование я получила дефектологическое – на кафедре олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ имени Шолохова.


Получается, что 2019 год – это юбилейный год моей специализации на дислексии: 30 лет педагогического стажа и 20 лет научной работы в области дислексии и познания интеллектуального потенциала ребёнка с дислексией развития. В 2002 году был открыт информационно-образовательный портал dyslexia.ru для публикации моих новых знаний об этой проблеме. Более 300 человек каждый день получают информационную помощь и поддержку на этом портале. С 2002 года количество уникальных пользователей моего интернет-портала уже составило порядка 725 000 человек.


– Где обучают специалистов, занимающихся этой проблемой?


– В России нет государственных колледжей, вузов, факультетов, кафедр, на которых бы готовили специалистов для работы с детьми-дислексиками. У нас только заговорили о дислексии, но печалит то, что на современном этапе развития науки основной фокус рассмотрения проблемы по-прежнему, как и 100 лет назад, сосредоточен на ошибках. Мои курсы по повышению компетенции специально разработаны для педагогов, готовых прийти на помощь ребёнку и его семье. Такие курсы я провожу с 2016 года. Обучение прошли 11 педагогов, из которых четверо работают активно и очень успешно, демонстрируя свою работу в социальных сетях.


Чтобы в России появилась система государственной помощи таким детям, необходимо лоббировать изменения законодательства, добиваться появления в учебных заведениях кафедр, на которых бы обучали методологии и принципам работы с детьми с диагнозом «дислексия развития». Но ещё для этого родителям надо бороться с практикой отправлять детей в спецучреждения, коррекционные классы, потому что это не решает проблем повышения качества обучения школьников-дислексиков.

lucky-child.com/catalog/


– Как часто встречаются люди, страдающие дислексией?


– За свою многолетнюю практику изучения этого вопроса я очень часто встречала носителей дислексии, которые не испытывали проблем в чтении и письме. Моими исследованиями и независимой базой данных подтверждается, что среди людей с дислексией мозга до 60% тех, кто не испытывает проблем с чтением и грамотностью на письме. Так как я работаю с обращениями, у меня статистика не общая, а именно из тех людей, которые обратились за помощью для своего ребёнка. В России нет статистики по дислексии, нет единых критериев диагностики и крайне низкие результаты коррекции.


– В каком возрасте реально распознать дислексию у ребёнка? Возможно ли это сделать в домашних условиях?


– На современном этапе развития науки распознать дислексию можно уже в 3 года. В моей практике были такие ранние обращения родителей на предмет выявления дислексической природы у ребёнка. Меня это очень радует, потому что родители искренне благодарны за те рекомендации, которые они получают по итогам комплексного биометрического исследования. Мои наблюдения показывают, что родителям важно знать, есть ли у ребёнка дислексия или её нет, потому что в зависимости от этого будут совершенно разные прогнозы на обучение.


Выявлять дислексию в домашних условиях нельзя. Это некорректно, в первую очередь, по отношению к ребёнку, который мучается, страдает, при этом очень старается, но у него ничего не получается. В случае если диагностика была проведена непрофессионально, и по анализу ошибок делается заключение о дислексии, то это приводит лишь к ухудшению ситуации как в обучении у ребёнка, так и в его психоэмоциональном состоянии.


Надо отметить, что выявить дислексию можно только исследуя генотип по узорам 10 пальцев рук. Это серьёзное экспертное исследование, которое я в своей педагогической практике использую с 2012 года. Почему я вышла на эту методику? Потому что раньше при определении дислексии и дисграфии я ориентировалась на наличие специфических ошибок в чтении и письме и на описание педагогических проблем в обучении у ребёнка, подростка, взрослого. Но позволю себе ответить честно: такая диагностика не давала эффективной коррекции, она была длительной, некомфортной для ребёнка, а результат оказывался минимальным по сравнению с теми усилиями, которые были затрачены. Результат получался неустойчивый и крайне нестабильный. Поэтому как педагог с исследовательскими устремлениями я искала новые пути в диагностике, которые бы давали более конкретные пути решения проблем как для учителя, так и для родителей ребёнка.


В настоящее время сложилась пагубная практика ставить всем, кто пишет безграмотно, допускает специфические ошибки в чтении и имеет плохую память, диагноз «дислексия». Потому что классика логопедии до сих пор учит, что признаком дислексии, дисграфии является наличие специфических ошибок в чтении и письме. Мало кто из педагогов, логопедов и родителей видит за ошибками в тетрадях ребёнка моторные трудности в письме. Я на своей диагностике очень часто наглядно показываю родителям, что ребёнку, которому трудно, тяжело и больно писать, уже не до контроля за своими ошибками на письме. Он думает не о том, что пишет, а о том, как ему написать, чтобы хоть что-то появилось в тетради. Я определяю это как искаженное внимание взрослых на процесс письма, а не на психологию ребёнка. Именно моторные трудности провоцируют у него полное игнорирование контроля над ошибками, и поэтому на письме мы видим множество ошибок. С чтением всё по аналогии: ребёнок со слабым артикуляционным аппаратом испытывает те же моторные трудности при переключении с одного звука на другой. Он, может, и видит текст нормально, но из-за моторных трудностей при произношении возникают множественные ошибки, перестановки, недочитывания, угадывающее чтение. Всё это относят к признакам дислексии, а у ребёнка могут быть просто трудности переключения артикуляционного аппарата.

lucky-child.com/catalog/


– Обучение детей, страдающих дислексией, в обычной средней школе, на Ваш взгляд, возможно?


– Обучать детей с дислексией развития в общеобразовательных школах не просто возможно, но и нужно, потому что все отмечают, и наука признаёт, что у детей-дислексиков нет проблем с интеллектом. Это обучаемые дети, и трудности в чтении и письме, которые они испытывают, можно успешно преодолевать. Просто диагностика должна быть профессиональной на ранних этапах, например, в 5 лет. В этот период уже чётко проявляется дислексическая природа ребёнка, уже отмечаются трудности обучения, и именно в этот возрастной период коррекция является суперэффективной.


– Видел список многих знаменитых людей, подверженных дислексии. Каким же образом они добивались успеха в жизни, имея серьёзные проблемы с овладением навыками чтения и письма?


– Я в своей педагогической практике использую истории известных людей – таких, как Кира Найтли, Кэрол Грайден, принцесса Виктория, Ричард Брэнсон. Они добились успеха в жизни, потому что уже в детстве родители научили их преодолевать школьные трудности, связанные с чтением и письмом. Преодоление трудностей закаляет характер, формирует у ребёнка те черты характера, которые ему позволят по жизни добиться успеха, поэтому очень важно школьников, которые сталкиваются с трудностями в обучении, ориентировать на то, что они смогут, справятся с трудностями.


– Каковы главные причины проявления дислексии у человека?


– Первая и основная причина проявления дислексии – это рассогласованность в работе полушарий головного мозга. Так как при дислексии развития одинаково активны оба полушария головного мозга, нет чёткой доминации в работе полушарий, то часто возникает рассогласованность. Поэтому буквы пляшут, строчки прыгают, и трудно удержать линейную последовательность букв, слов в чтении и письме.


Следующая причина проявления дислексии – это методы обучения, которые не учитывают такую работу мозга при дислексии и психологию школьника с дислексией развития, что и провоцирует трудности обучения. Классические приёмы обучения: строгость, жёсткий контроль, высокая требовательность и полное игнорирование эмоционального состояния ребёнка в учебном процессе – всё это провоцирует трудности. При дислексии развития очень выражен эмоциональный фактор в обучении. При позитивном настрое ребёнок всегда лучше выполняет задания, читает, меньше делает ошибок, но как только преобладают отрицательные эмоции, резко увеличивается количество ошибок, ухудшается читабельность почерка.


Из этого вытекает третья причина, по которой проявляется дислексия, – это отсутствие специальных приёмов воспитания. Эмоциональное состояние ребёнка нужно учитывать, но не идти на поводу у этих эмоций. Очень часто родители приходят с жалобой, что дети манипулируют ими именно через настроение, через эмоции. Им становится жалко своих детей, а, оказывается, в этих случаях нужно применять особые методы воспитания и переключать ребёнка на более конструктивное поведение. Очень важный нюанс в воспитании дислектика – не заставлять его что-то делать, а вдохновлять его, увлекать учебными заданиями, показывать, как это здорово – преодолевать слабости собственного тела, добиваться лучшего исполнения. Этому мастерству воспитания и вдохновения на учебу нужно учиться и родителям, и педагогам.


– Какой методики Вы придерживаетесь в борьбе с дислексией? Имеются ли какие-то универсальные способы её лечения?


– С дислексией важно не бороться, а принять её, чтобы познать лучшие ресурсы своего интеллекта. В связи с таким пониманием дислексии и в связи с тем, что классические приёмы коррекции дислексии крайне неэффективны, я разработала свою авторскую диагностику причин трудностей в обучении и методику профилактики и коррекции трудностей в обучении при дислексии развития у детей, подростков и взрослых.


Универсальные способы поддержания эффективности в учебном процессе, которые я перечислю, имеют основной своей задачей поддержание согласованности в работе мозга. К общедоступным известным способам относятся ходьба, пешие прогулки, которые должны быть ежедневными в режиме дня. Во время ходьбы эффективно стимулируется межполушарная координация. Второй универсальный и обязательный для всех дислексиков способ – это утренняя зарядка с упражнениями на координацию. Также при дислексии развития очень важны дневной отдых, сон. Практика речевого дыхания и уроки графокоррекции. Уроки графокоррекции – это мой авторский метод, высокоэффективный, который зарекомендовал себя уже на протяжении многих лет не только в моей практике, но и в практике педагогов, которые у меня обучились.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!


Спасибо «Lucky Child» за возможность рассказать о такой актуальной проблеме, как дислексия у детей. Очень надеюсь, что эта статья поможет многим родителям. Подписывайтесь на мой канал Яндекс.Дзене и следите за новыми материалами по этой теме.

А вы сталкивались с дислексией?

Поделитесь в комментариях!

Легастения у детей: лечение, причины, симптомы, признаки

Трудности с обучением.

.

Синдром затруднений при чтении и письме/легастения.

До 7% детей испытывают сложности с чтением и правописанием. Мальчики страдают в четыре раза чаще, чем девочки.

Симптомы и признаки легастении у детей

Успеваемость по чтению и правописанию значительно ниже таковой в соответствующей возрастной группе (частичное нарушение способностей).

Нарушения могут возникать в речелингвистической области, в визуально-пространственной области, при вербальном выражении, в области памяти, в области акустического различения.

В большинстве случаев указания на неврологические нарушения отсутствуют.

Часто предшествует задержка развития речи.

Часто у ребенка наблюдают психиатрические отклонения, такие, как беспокойство, нарушения концентрации внимания, вторичные нарушения социального поведения и полное отставание в школе.

Диагностика легастении у детей

Анамнез с особым вниманием к обучению в школе.

Тестирование: проверка умственного развития (интеллектуальный тест), специальные тесты для оценки чтения и правописания, дополнительные нейропсихологические функциональные тесты.

Неврологическая диагностика.

Уход и лечение легастении у детей

Мероприятия, содействующие школьному обучению: учебные программы, тренировка чтения, временное прекращение выставления оценок по чтению и правописанию.

Терапевтические тренинг-программы, как индивидуально, так и в группах, для развития памяти, функций восприятия, речевых и разговорных функций.

Консультирование родителей.

Психотерапевтическое лечение вторичных отклонений.

Стационарное лечение в отделениях детской психиатрии при тяжелых вторичных нарушениях, полном отставании в школе или отказе посещать школу.

Поданным последних исследований, возможна попытка дополнительного медикаментозного лечения (ноотропы).

Укреплять чувство уверенности в себе и поощрять особые способности.

Имеет ли значение быть «наследием»?

Колледжи любят использовать возвышенные слова вроде меритократии, доступа и эгалитаризма при обсуждении правил приема. Тем не менее, провозглашение акцента на социальной справедливости и возможностях звучит немного бессмысленно, если учесть, что так называемые кандидаты по наследству, те, кто имеет семейные связи с учебным заведением, по-прежнему получают значительное преимущество в процессе приема в подавляющем большинстве элиты США. колледжи и университеты.

Вот статистика, которая может (а может и не шокировать) вас: 36% выпускников Гарварда 2022 года могут претендовать на родственников, которые ранее учились в университете.В классе 2021 года показатель составил 29%.

Если вам интересно посещать альма-матер ваших родителей, вы, вероятно, найдете эту новость обнадеживающей. Если нет, то все же важно знать, когда вы входите в процесс приема, что не каждое решение принять или отклонить исключительно заслуги.

Наследие начальное и среднее

Разница между поступлением в университет, который ваша прабабушка Мерль окончила в 1912 году, и школой, которую посещают один или оба ваших родителя, существенна с точки зрения потенциального влияния на ваши перспективы поступления .Наличие слабой связи, например двоюродной бабушки Мерл, бабушки или дедушки или брата или сестры, квалифицирует вас как «вторичное наследие» и может немного помочь в процессе приема. Прямая родительская связь означает, что вы обозначены как «основное наследие», что может существенно повысить ваши шансы на поступление.

Статистика по традиционным приемам

Колледжи любят публично заявлять, что унаследованный статус — это не что иное, как разрешение конфликта между одинаково сильными кандидатами, часто используемая фраза «большой палец на шкале».Тем не менее, беглый взгляд на статистику по поступлению в наследство позволяет предположить, что данный большой палец, о котором идет речь, должен принадлежать Андре Великану.

Исследование тридцати элитных колледжей показало, что у наследников начальных школ на удивительные 45% больше шансов попасть в колледж или университет с высокой степенью отбора, чем у не-наследников. Вторичное наследство получает меньшую поддержку — 13%. Одно исследование показало, что быть наследником равносильно получению при приеме 160 баллов за SAT (по шкале 1600).

Конечный результат унаследованного преимущества можно увидеть в элитных кампусах колледжей по всей стране. В Гарварде одна треть поступивших студентов имеют кровную линию. Товарищи Айви из Пенсильванского университета и Брауна также признают более 33% наследников, что более чем вдвое превышает их общий показатель. Известно, что Принстон, с его крохотным показателем приема в 5,8% (класс 2023 года), принял более 30% старых кандидатов.

Даже элитные государственные университеты, такие как Мичиганский университет и Университет Вирджинии, предоставляют предпочтение старым абитуриентам.Однако эти две школы различаются тем, насколько открыто они рекламируют свою устаревшую политику. UVA создала свою собственную Программу взаимодействия при приеме, где дети выпускников могут посещать специальные мероприятия, вебинары и даже планировать индивидуальные консультации с директором организации в любой момент в старшей школе. В отличие от этого, на сайте приемной комиссии Мичиганского университета нет никаких упоминаний о статусе наследства — единственное заявление о приеме в наследство, которое скрыто в FAQ.

Все ли школы продвигают эту практику?

По оценкам, три четверти из 100 ведущих исследовательских институтов и колледжей гуманитарных наук в США учитывают статус наследства при принятии решений о приеме.Это включает в себя все Ivies и многие другие ультра-элитные частные школы, такие как Джорджтаун, Дюк, Суортмор, Мидлбери, Амхерст, Тафтс и многие другие.

Гораздо меньшее количество школ с высокой степенью отбора открыто возражают против предоставления статуса унаследованного. MIT, CalTech и Cooper Union открыто выступают против наследственных привилегий в процессе приема.

Другие школы, такие как Стэнфордский университет и UNC, принимают во внимание только начальную школу. Интересно, что большинство элитных школ уделяют гораздо больше внимания родителям, которые учились в их бакалавриате, чем в аспирантуре.

Наследие только для раннего принятия решения / действий

Некоторые ведущие университеты, например Пенн и Корнелл, учитывают статус наследства только на ранних этапах приема. Этим двум Плющам требуется ваше обязательное обязательство присутствовать, если они приняты, прежде чем они примут во внимание ваше происхождение.

Почему школы это делают?

Кто-то может спросить, а какое дело школам, если ваши мама или папа украсили свой кампус несколько десятилетий назад? Публично учреждения обычно защищают прием по наследству как способ уважать традиции и признавать тех, кто помог заложить фундамент, на котором построен университет.«Преемственность поколений» — это термин, который часто используют защитники этой практики.

Если ваша реакция — скептически приподнятая бровь, вступайте в клуб.

Нет сомнений в том, что устаревшие школы ожидают, что они получат большие финансовые взносы в обмен на хранение вещей в семье. Тем не менее, интересно отметить, что одно крупное исследование показало, что школы, которые предоставляют статус наследия, фактически не имели преимуществ по сбору средств перед школами, которые этого не сделали.Фактически, две из восьми лучших школ США с самыми большими пожертвованиями — это MIT (6-е место с 16,5 миллиардами) и Texas A&M (13,5 миллиарда), которые запретили прием по наследству более десяти лет назад.

Как воспользоваться преимуществом

Независимо от того, как вы относитесь к справедливости признания наследства, если вы решите воспользоваться этим преимуществом, самый простой способ раскрыть свой прежний статус — это просто. Просто укажите в приложении свои связи с выпускниками. В большинстве школьных анкет, включая обычное приложение, есть место, где можно указать уровень образования ваших родителей.Если вы претендуете на вторичное наследство, вам нужно будет сделать это в дополнительных формах отдельного учреждения.

Для родителей: чем больше вы были вовлечены в вашу альма-матер после окончания учебы, тем больше вероятность того, что наследие вашего ребенка будет способствовать поступлению. Приемные комиссии изучат историю финансовых взносов выпускников, услуги на досках, интервьюера выпускников. Хотя решения о приеме не принимаются в задымленных подсобных помещениях, «кого вы знаете», безусловно, может повысить шансы вашего сына или дочери получить громоздкий конверт весной.

Тем не менее, родители должны быть осторожны и тактичны на протяжении всего этого процесса. Напористые электронные письма и телефонные звонки представителям приемной комиссии будут плохо встречаться. Абразивный и властный подход оттолкнет школу и может в конечном итоге снизить шансы поступающего. Сохраняйте позитивный настрой и знайте, что ваш ученик определенно получит особое внимание в вашей альма-матер.

В худшем случае придет тонкий конверт, и после того, как разочарования утихнут, ваш ребенок выберет для посещения другое феноменальное учреждение, положив начало своему собственному наследию.

Dave Bergman

У Дэйва более десяти лет профессионального опыта, который включает работу учителем, администратором средней школы, профессором колледжа и независимым консультантом по образованию. Он является соавтором книг «Просвещенный абитуриент в колледж» (Rowman & Littlefield, 2016) и «Колледжи, которые стоят ваших денег» (Rowman & Littlefield, 2020).

.

Что такое детские психические расстройства?

Психическое здоровье в детстве означает достижение вех в развитии и эмоциональном состоянии, а также обучение здоровым социальным навыкам и умению справляться с проблемами. Психически здоровые дети имеют позитивное качество жизни и могут хорошо функционировать дома, в школе и в своих общинах. На этом веб-сайте представлена ​​информация о психическом здоровье детей . Узнайте больше о конкретных психических состояниях детей, методах лечения, профилактике и исследованиях общественного здравоохранения по вопросам психического здоровья детей.

Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, которые вызывают стресс и проблемы в повседневной жизни. У многих детей иногда возникают проблемы, такие как страхи и беспокойства, или деструктивное поведение. Если симптомы тяжелые и стойкие и мешают школьной, домашней или игровой деятельности, у ребенка может быть диагностировано психическое расстройство.

К наиболее распространенным психическим расстройствам, которые можно диагностировать в детстве, относятся синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), тревожность и расстройства поведения.

Узнайте больше о детских психических расстройствах, симптомах и лечении.

Другие детские расстройства и проблемы, которые влияют на то, как дети учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, могут включать в себя нарушения обучения и развития, аутизм и факторы риска, такие как употребление психоактивных веществ и членовредительство.

Подробнее о связанных условиях.

Каковы симптомы психических расстройств у детей?

Симптомы психических расстройств со временем меняются по мере роста ребенка и могут включать трудности с тем, как ребенок играет, учится, говорит и действует, или как ребенок справляется со своими эмоциями.Симптомы часто возникают в раннем детстве, хотя некоторые расстройства могут развиться в подростковом возрасте. Диагноз часто ставят в школьные годы, а иногда и раньше. Однако некоторые дети с психическим расстройством не могут быть распознаны или диагностированы как имеющие его.

Можно ли вылечить детские психические расстройства?

Детские психические расстройства можно лечить и контролировать. Существует множество вариантов лечения, основанных на самых лучших и последних медицинских данных, поэтому родители и врачи должны тесно сотрудничать со всеми, кто занимается лечением ребенка — учителями, тренерами, терапевтами и другими членами семьи.Использование всех доступных ресурсов поможет родителям, специалистам в области здравоохранения и педагогам привести ребенка к успеху. Ранняя диагностика и соответствующие услуги для детей и их семей могут изменить жизнь детей с психическими расстройствами.

Получить помощь в поиске лечения

Если у вас есть опасения по поводу ребенка, вы можете использовать эти ресурсы, чтобы помочь вам найти поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения.

Кто пострадал?

Детские психические расстройства затрагивают многих детей и семьи.Мальчики и девочки всех возрастов, этнической / расовой принадлежности и проживающие во всех регионах США страдают психическими расстройствами. По данным Национального исследовательского совета и Института медицины, собравшим результаты предыдущих исследований, по оценкам 13-20 процентов детей, живущих в Соединенных Штатах (до 1 из 5 детей), страдают психическим расстройством в той или иной ситуации. год, а экономические издержки для отдельных лиц, семей и общества в 2007 году оценивались в 247 миллиардов долларов в год.

Каковы последствия психических расстройств у детей?

Психическое здоровье важно для здоровья в целом. Психические расстройства — это хронические заболевания, которые продолжаются долгое время и часто не проходят полностью, и могут сохраняться на протяжении всей жизни. Без ранней диагностики и лечения у детей с психическими расстройствами могут быть проблемы дома, в школе и в установлении дружеских отношений. Это также может помешать их здоровому развитию, и эти проблемы могут сохраниться и во взрослой жизни.

Общественное здравоохранение включает психическое здоровье

Чтобы помочь детям, CDC работает с партнерскими агентствами, чтобы лучше понять психическое здоровье, психические расстройства и их влияние на детей.

Подробнее об исследованиях психического здоровья детей.

Что вы можете сделать

Родители: Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит, как ваш ребенок ведет себя дома, в школе или с друзьями.

Молодежь: Заботиться о своем психическом здоровье так же важно, как и о своем физическом здоровье. Если вы злитесь, беспокоитесь или грустите, не бойтесь говорить о своих чувствах и обратитесь к другу или взрослому, которому вы доверяете.

Медицинские работники: Ранняя диагностика и соответствующее лечение на основе обновленных рекомендаций очень важны. Существуют ресурсы, помогающие диагностировать и лечить психические расстройства у детей.

Учителя / администраторы школы: Раннее выявление важно, чтобы дети могли получить необходимую им помощь.Работайте с семьями и медицинскими работниками, если вас беспокоит психическое здоровье ребенка в вашей школе.

ресурсов

.

симптомов посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков: как определить

Многие люди, в том числе дети и подростки, испытают травмирующие события в своей жизни. По оценкам некоторых исследователей, до 40% детей и подростков испытают хотя бы одно травмирующее событие в своей жизни. В то время как большинство людей могут «прийти в норму» после события через несколько дней, недель или месяцев, другим трудно справиться с переживанием и воспоминаниями о травме. У этих людей, включая детей и подростков, может развиться так называемое ПТСР или посттравматическое стрессовое расстройство.

Травматические события часто включают физическое насилие, несчастный случай, стихийное бедствие, войну или сексуальное насилие. Дети или подростки могли сами пережить эти события или были свидетелями того, как они произошли с кем-то другим.

Будет ли посттравматическое стрессовое расстройство разовьется у ребенка или подростка, зависит от многих факторов, включая серьезность травмы, частоту ее возникновения и реакцию членов семьи на это событие. Ребенок или подросток с посттравматическим стрессовым расстройством чувствует, что они не могут избежать воздействия травмы.Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им об этом событии. Иногда они будут испытывать воспоминания или «воспоминания» о событии, или им могут сниться кошмары, которые кажутся очень реальными. Эти постоянные напоминания превращают повседневную жизнь в настоящее испытание, особенно для молодых людей, которым сложно выразить то, что они чувствуют и переживают.

Продолжение статьи ниже

Беспокоитесь о посттравматическом стрессе?

Пройдите двухминутный тест на посттравматическое стрессовое расстройство, чтобы узнать, могут ли вы получить пользу от дальнейшей диагностики и лечения.

Пройти тест на посттравматическое стрессовое расстройство

Распространенные симптомы посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков

  • Избегать ситуаций, заставляющих вспомнить о травмирующем событии
  • Переживание кошмаров или воспоминаний о травме
  • Игра, которая повторяет или напоминает травму
  • Импульсивное или агрессивное действие
  • Часто нервничает или тревожится
  • Испытывает эмоциональное онемение
  • Проблемы с концентрацией внимания в школе

Лечение посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков

Важно помнить, что если у вашего ребенка симптомы травмы, шансы, что они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев.Однако это не означает, что вам не следует консультироваться с психиатром для оценки и обсуждения вариантов лечения при появлении симптомов. Посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью и узнайте, что работает лучше всего. Вот несколько распространенных вариантов лечения детей с посттравматическим стрессовым расстройством.

Когнитивно-поведенческая терапия — КПТ — одна из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать стиль терапии, ориентированный на травмы, для работы с детьми и взрослыми.Психотерапевт, специализирующийся на когнитивно-поведенческой терапии, помогает ребенку идентифицировать себя и исправить иррациональные или нелогичные мысли о самой травме, людях и ситуациях, с которыми они встречаются в повседневной жизни. КПТ также обычно включает психообразование о методах расслабления и преодоления стресса.

Игровая терапия — Этот тип терапии может особенно хорошо подойти детям младшего возраста, которым сложно выразить свою реакцию на травму и понять, что произошло. Игровые терапевты используют арт-терапию, игры и другие вмешательства, чтобы помочь ребенку пережить травму и устойчиво справиться с жизнью.

Десенсибилизация и повторная обработка глазного яблока — EMDR — это метод, который становится все более популярным среди специалистов в области психического здоровья. Терапия включает упражнения с управляемыми движениями глаз, в то время как ребенок вспоминает травмирующее событие и работает через познания и эмоциональные реакции на него.

Лекарства — Не существует лекарств, которые «излечивают» посттравматическое стрессовое расстройство, но иногда антидепрессанты и успокаивающие лекарства могут помочь облегчить симптомы у некоторых детей, когда они также обращаются к терапевту.

Симптомы посттравматического стрессового расстройства часто сочетаются с другими типами психических заболеваний или приводят к другим проблемам с детьми и подростками, включая употребление психоактивных веществ, рискованное поведение и членовредительство. Эти проблемы, возможно, необходимо будет решить во время лечения, чтобы защитить вашего ребенка и помочь ему полностью выздороветь.

Как родитель, вы хотите для своего ребенка только самого лучшего. Поэтому наблюдение за их «заложниками» симптомами травмы может заставить вас почувствовать себя бессильным и не знающим, с чего начать.Лучше всего начать с того, чтобы выслушать своего ребенка и не игнорировать его симптомы и проблемы. Объединитесь с друзьями, семьей и профессионалами, которые поддерживают вас и вашего ребенка. Поищите в школе вашего ребенка, у врача или в местном общественном центре ресурсы, которые помогут вам указать правильное направление. Помогите своему ребенку научиться принимать травму и оправляться от нее.

Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок может иметь здоровое тело и ум, без симптомов и полностью контролировать свою судьбу.Какие шаги вы можете предпринять сегодня, чтобы помочь своему ребенку преодолеть травму и приблизиться к своему будущему?

Последнее обновление: 26 нояб.2019 г.

.

Грипп и маленькие дети | CDC

Поиск вакцины

Person searching for Flu Vaccines on mobile app

Найдите вакцины против гриппа в вашем районе. Каждому в возрасте 6 месяцев и старше нужна вакцина от гриппа.

Найдите вакцины

Виды детских вакцин против гриппа

В течение текущего сезона гриппа CDC рекомендует проводить ежегодную вакцинацию от гриппа для всех в возрасте 6 месяцев и старше любой лицензированной вакциной от гриппа, соответствующей возрасту.

  • Инъекционная вакцина против гриппа (IIV) вводится в виде инъекции (с иглой) и одобрена для использования людям от 6 месяцев и старше.
  • Живая инактивированная вакцина против гриппа (LAIV) выпускается в виде назального спрея и одобрена для использования людям в возрасте от 2 до 49 лет. Однако существуют меры предосторожности против использования вакцины против гриппа в виде назального спрея (LAIV) у людей с определенными сопутствующими заболеваниями. Более подробную информацию о вакцине против гриппа в виде назального спрея можно найти здесь.

Лечащий врач вашего ребенка знает, какие вакцины подходят вашему ребенку.

Для получения дополнительной информации о различных типах вакцин против гриппа посетите страницу CDC «Различные типы вакцин против гриппа».

Когда детям следует делать вакцину от гриппа

Детям следует вакцинировать каждый сезон гриппа для лучшей защиты от гриппа. Для большинства детей рекомендуется вакцинировать их до конца октября. Тем не менее, вакцинация позже может быть защитной, пока вирусы гриппа циркулируют. Хотя сезонные вспышки гриппа могут случиться уже в октябре, в большинстве сезонов пик активности гриппа приходится на период с декабря по февраль. Поскольку после вакцинации требуется около двух недель для выработки организмом антител против инфекции вируса гриппа, лучше всего вакцинировать людей, чтобы они были защищены до того, как грипп начнет распространяться в их сообществе.Некоторым детям потребуется две дозы вакцины от гриппа. Эти дети должны получить первую дозу как можно раньше в сезон.

Специальные инструкции по вакцинации детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет
  • Некоторым детям от 6 месяцев до 8 лет требуется две дозы вакцины от гриппа для адекватной защиты от гриппа. Дети этой возрастной группы, вакцинируемые впервые, и те, кто ранее получил только одну дозу вакцины, должны получить две дозы вакцины в этом сезоне с интервалом не менее 4 недель.Лечащий врач вашего ребенка может сказать вам, нужны ли вашему ребенку две дозы.
  • Если вашему ребенку нужны две дозы, начните их как можно раньше. Это обеспечит защиту вашего ребенка до того, как грипп начнет распространяться в вашем районе.
  • Обязательно дайте ребенку вторую дозу, если она ему нужна. Обычно для начала защиты от гриппа требуется около двух недель после приема второй дозы.

Прочие профилактические меры

Помимо вакцинации от гриппа, дети и лица, ухаживающие за маленькими детьми, должны принимать те же ежедневные профилактические меры, которые CDC рекомендует всем, в том числе избегать людей, которые болеют, часто мыть руки и прикрывать кашель..

Симптомы и лечение

Симптомы

Симптомы гриппа включают жар, кашель, боль в горле, насморк или заложенный нос, ломоту в теле, головную боль и усталость. У некоторых людей также могут быть рвота и диарея, которые чаще встречаются у детей, чем у взрослых. Люди могут заразиться гриппом и иметь респираторные симптомы без температуры.

Более подробная информация о том, когда обращаться за неотложной помощью, доступна в Интернете.

Лечение

Лечащий врач вашего ребенка может помочь решить, следует ли вашему ребенку принимать противовирусные препараты, если он заболел гриппом.Противовирусные препараты для детей выпускаются в форме таблеток, жидкости, порошка для ингаляций или раствора для внутривенного введения. Они борются с гриппом, удерживая вирусы гриппа от размножения в организме. Противовирусные препараты должен назначать врач — их нет в продаже.

Дополнительная информация по

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *