причины, симптомы, возможные проблемы и советы врачей
Управление дыханием осуществляет специальный нервный центр, расположенный в головном мозге. Когда уровень углекислого газа в крови превышает допустимую норму, мозг направляет команду к мышцам, грудная клетка сокращается, происходит вдох.
Опасность задержки дыхания (апноэ)
Почему ребенок задерживает дыхание? У младенца все функции организма развиты слабо. Его дыхание не имеет четкого ритма. Ребенок задерживает дыхание во сне и не может это контролировать.
Кратковременная остановка дыхания не опасна для здоровья ребенка, но если это длится дольше 15-20 секунд и повторяется несколько раз в течение часа, мозг перестает получать кислород, пульс и сердцебиение снижается, происходит потеря сознания. В медицинской практике встречались случаи смерти младенцев во сне, но точных данных о причинах нет. Если ребенок до года дышит, задерживая воздух на 10-12 секунд, нет причин для беспокойства и контроля.
Типы апноэ
Это не считается заболеванием. Это симптом различных патологий, болезней и состояний. Существует несколько типов задержки дыхания у ребенка:
- Центральный. Отсутствуют сокращения мышц груди и живота. Импульсы от головного мозга не поступают. Отделы, отвечающие за дыхание, работают нечетко.
- Обструктивный. Ребенок совершает попытки вдоха. Но воздух в легкие не проходит из-за проблем с дыхательными путями.
- Смешанный. Присутствует патология ЦНС и проблемы с поступлением воздуха в результате различных воспалительных процессов.
Симптомы апноэ в период сна
Во сне могут наблюдаться некоторые признаки проблем с дыханием:
- Апноэ часто сопровождается храпом, рот ребенка открыт.
- Неспокойный сон, частая смена поз.
- Подергивание конечностей.
- Неритмичные движения грудных мышц и живота. Ребенок задерживает дыхание на выдохе.
- Дыхание неравномерное, частое и прерывистое.
Детям необходим полноценный сон. Если они систематически недосыпают, это становится причиной раздражительности, сонливости в течение дня, частой смене настроения, агрессии, ухудшению аппетита (снижению массы тела), апатии.
В дальнейшем может возникнуть задержка психического и умственного развития, снижается внимание, память.
Неблагоприятные факторы
Существует множество неблагоприятных факторов, влияющих на состояние здоровья ребенка:
- У родителей недостаточно опыта для воспитания ребенка.
- Неблагоприятные бытовые условия жизни семьи (холодное помещение, плесень, сырость, пыль, домашние животные).
- Тяжелая беременность, наличие хронических заболеваний у матери.
- Сложные роды (кесарево, стимуляция схваток).
- Недоношенность ребенка, недостаток веса, гипоксия, задержка внутриутробного развития.
- Крупный плод.
- Курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ.
- Многоплодная беременность.
- Постоянный перегрев младенца после рождения.
- Использования мягких матрасов, перин и подушек или наоборот тяжелого одеяла.
- У малыша должно быть спальное место, на котором он сможет удобно устроиться и полноценно выспаться.
- Курение в помещении.
- Недостаток витаминов и питательных веществ (рахит).
Советы родителям
Около 15-17 % детей страдают апноэ. Если не обращать внимание на симптомы, проблемы с дыханием могут оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье. Выявить проблему самостоятельно непросто.
Важно понаблюдать за малышом во время ночного или дневного сна. Часто ли ребенок дышит, задерживая дыхание (сколько раз в час), на какое время.
Все наблюдения можно зафиксировать в тетради, и предать их специалисту (педиатру). Только квалифицированный врач сможет помочь в решении проблемы.
Действия при остановке дыхания:
- Если малыш перестал дышать и начинает синеть, его берут на руки, слегка трясут, проводят по позвоночнику рукой снизу вверх.
- Затем трут уши, руки и ноги.
- Слегка массируют грудь и брызгают в лицо прохладной водой.
- После этих процедур ребенок должен начать дышать самостоятельно.
Важно засечь, на какое время произошла остановка дыхания. Если принятые меры не дали результатов, нужно начать процедуру искусственного дыхания и вызвать скорую. Тяжелые случаи встречаются нечасто.
Заболевания, вызывающие проблемы с дыханием
Проблемы со здоровьем, вызывающие нарушение дыхания:
- Бактериальные и вирусные инфекции (грипп, ОРВИ).
- Анемия (недостаток красных кровяных телец).
- Заболевания сердца.
- Патологии ЦНС.
- Эпилептические припадки.
- Избыточная масса тела.
- Аллергия, вызывающая отеки.
- Заболевания дыхательных путей (астма, пневмония бронхит, плеврит).
- Лор-заболевания (аденоиды, гайморит).
- Искривления носовой перегородки.
Профилактические меры
Готовят удобное спальное место: упругий матрас средней жесткости, легкое одеяло. Вместо подушки (до года) кладут сложенную в несколько раз пеленку.
Малыша переодевают в легкую свободную одежду для сна. Она не должна сковывать движения и перегревать организм.
Комнату, в которой находится малыш, постоянно проветривают. Комфортная температура для сна 18-21 ºС. Чтобы избежать появления аллергических реакций, в обстановке помещения не используют ковры с длинным ворсом, мягкие игрушки, цветы, пушистые пледы, мягкую мебель. Все эти предметы накапливают пыль и бактерии. Уборку проводят регулярно (сухую и влажную).
Грудное вскармливание повышает иммунитет и учит ребенка задерживать дыхание, правильно дышать носом и тренировать дыхательные мышцы. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду закаляют организм.
При совместном сне малыша и родителей риск задержки дыхания снижается. Организм младенца способен синхронизировать некоторые параметры с функциями материнского организма. Так при нахождении рядом с родителями во время сна у ребенка стабилизируются ритм сердца и дыхание.
Устранение проблемы
Проследить за состоянием ребенка во сне поможет специальный прибор, контролирующий частоту вдохов и длительность паузы, если норма остановки дыхания превышена, аппарат подаст сигнал.
Если состояние здоровье малыша вызывает опасения, обращаются к педиатру. Важно подробно описать ситуацию, чтобы выявить причину апноэ, и приступать к лечению заболеваний, вызывающих частые остановки дыхания. Если причину не устранить, состояние пациента останется без изменений. Возникнут тяжелые осложнения и патологии в развитии.
Если ребенок задерживает дыхание, Комаровский Е. О., доктор-педиатр, советует лечь в стационар для полного обследования. Причин, вызывающих временную остановку дыхания, множество.
В тяжелых случаях детям надевают специальные маски, облегчающие дыхание. Сложные случаи встречаются редко. Назначают лекарственные препараты. При наличии лор-заболеваний может потребоваться удаление аденоидов, промывка носа и др.
Если причиной является аллергия, назначают антигистаминные лекарства, уменьшающие отек дыхательных путей. Важно полностью долечивать простудные заболевания, чтобы не возникали осложнения (бронхит, отек легких, пневмония, плеврит). Для повышения иммунитета назначают витамины.
Медленное или слишком частое дыхание с паузами до 10 сек. считается физиологической нормой. Лечение заболеваний, вызывающих явления апноэ, считается важным условием для прекращения случаев остановки дыхания. Профилактические меры и соблюдение правил сна помогают устранить их основные причины. По мере роста организма, дыхательные функции нормализуются самостоятельно, если нет серьезных патологий.
приступы задержки дыхания у детей! — Vinogradinka ღ
Всем доброго время суток!
Надеюсь мой рассказ будет только теорией, а не практикой у всех, а у кого такое случалось, надеюсь, что не повториться. У меня заболел старший ребенок, орви темпер 40, соответвенно врач прописал лекарства, которые мы никак не хотим пить, вообщем пьем со всякими уговорами, лечиться же надо. и вот вчера очередной прием всего чайной ложки. я развела аципол соком и стала давать, сын был на руках у мужа, я держу ложку, ре стал выделываться и кричать, типа не хочу (сразу скажу, покричать мы любим, видимо в силу сейчас своего возраста 3х летки-кризис очередной. проблем с неврологией у нас нет) вообщем выпил эту ложку и стал сползать загибаясь, все подумали дурачится и при этом крик стал беззвучным, я его поднимаю и смотрю у него начали синеть губы, я без паники в голове начинаю думать, что может подавился этой чайной ложкой, начинаю стучать по спине, результат ноль, губы на глазах превращаются в ещё более синий цвет, тут схватил муж положил на стол, открыл ему рот и вдохнул, тоже подумал может подавился. смотрю сын пришел в себя. весь ужас, что произошел в секунды не описать, не было паники, но я просто не знала, что делать. как потом прочитала в инете это спазм легких.
Вот, что нашла у Комаровского более подробно.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или др
Грудничок задерживает дыхание во сне: симптомы, причины и профилактика
Если ребенок прерывисто дышит во сне, это может означать, что у него проявляется синдром апноэ – временного прекращения дыхания, продолжающегося более 20 секунд. Чаще это встречается у недоношенного младенца и происходит в фазе быстрого сна (когда грудничок спит крепче).
Спящий малыш
Важно! Короткие паузы в дыхании, продолжительностью 5-10 секунд, очень часто наблюдаются у новорожденных и по преимуществу не являются патологией.
Причины задержки дыхания
Апноэ встречается у 1 из 100 новорожденных. У грудных детей, родившихся в срок, самая низкая частота апноэ (около 0,1%), она уменьшается в соответствии со степенью созревания плода. Задержка дыхания бывает у 5-7% детей, родившихся после 34-35 недель беременности, и почти у всех новорожденных после 28 недель беременности.
Наиболее частой причиной задержки дыхания во сне у ребенка является неполное развитие механизмов, регулирующих дыхательный ритм, связанное с незрелостью недоношенного ребенка.
Другие причины апноэ у грудничков:
- инфекции;
- перинатальная гипоксия;
- врожденные патологии обмена веществ;
- неподходящая температура окружающей среды;
- прием матерями опиодных препаратов или средств, содержащих высокие дозы магния, в период, предшествующий родам;
- использование лекарств для лечения грудничков, которые снижают функцию дыхательного центра в головном мозге;
- внутричерепное кровотечение;
- некротический энтероколит;
- сердечные заболевания;
- низкое содержание глюкозы в крови.
Недоношенный младенец
У подросших грудничков (от нескольких месяцев и старше года) на первый план выходят другие причины, связанные с обструктивным характером заболевания:
- анатомические аномалии – синдром Робена, заячья губа и др.;
- аллергические реакции;
- большой вес;
- увеличение миндалин и рост аденоидов;
- спазмы гортанных мышц;
- задержка формирования хрящевой ткани, как следствие чрезмерная мягкость нёба.
Синдром Робена у грудничка
Типы задержки дыхания
Существует три механизма остановки дыхания у новорожденного:
- центральный – связан с нарушением функции дыхательного центра в мозге;
- обструктивный – вызван обструкцией дыхательных путей с сохранением правильного функционирования дыхательного центра;
- смешанный – когда обструкция дыхательных путей предшествует сбоям работы дыхательного центра в мозге.
Важно! Большинство случаев апноэ у грудных детей являются центральными, реже смешанными.
Возможные последствия
Если ребенок во сне задерживает дыхание на 20 секунд и более – это настораживающий симптом, который вызывает кислородное голодание. Нервные клетки при этом могут погибать, что приводит к тяжелым последствиям, это:
- отставание в развитии;
- эпилепсия;
- неврологические нарушения;
- гиперактивное расстройство с дефицитом внимания;
- нарушение сердечного ритма.
Также нехватка кислорода способна спровоцировать повышение кровяного давления.
Важно! Предполагается, что длительное апноэ у ребенка может привести к внезапной смерти.
Внезапная детская смерть случается в среднем у одного ребенка из 1000, ее причины до конца неясны. По мнению специалистов, остановка дыхания во сне – один из возможных факторов.
Симптомы задержки дыхания
Ребенок дышит намного быстрее, чем взрослый. Нормально, если он делает 60 вдохов и выдохов в минуту. Звуки, издаваемые младенцем при дыхании, очень разнообразны. Это связано с тем, что он дышит только носом. Малыш может всхлипывать и кряхтеть во сне, что не является причиной для беспокойства.
Ритм дыхания грудничка изменяется во время сна. Оно может ускоряться, замедляться, а иногда останавливаться на несколько секунд. По словам врачей, это нормальное состояние, которое они описывают как периодическое дыхание. Оно вероятно у младенца до 6 месяцев.
В отличие от апноэ у взрослых людей, которое проявляется храпом, ребенок во сне задерживает дыхание практически бесшумно, и заметить это трудно. Родители должны обратить внимание на следующие симптомы:
- раздражительность и плаксивость, малыш может просыпаться, вскрикивать и плакать во время сна;
- слабость и апатичность;
- отсутствие аппетита;
- легкий кашель;
- после вдоха грудная клетка замирает;
- малыш пытается дышать ртом, когда спит;
Малыш пытается дышать ртом
- потливость;
- странная поза во время сна.
О серьезности симптомов свидетельствуют:
- посинение губ и кожных покровов лица;
- отсутствие визуальных признаков расширения и спадения грудной клетки;
- резкое замедление пульса.
Если новорожденный может задержать дыхание на несколько секунд, но происходит это нечасто, и других симптомов не наблюдается, то это явление считается нормальным, так как малыш только еще учится дышать.
Важно! При задержке дыхания более 15 секунд и наличии дополнительных тревожных симптомов немедленно следует показать малыша специалисту. Врач определит, почему у младенца задерживается дыхание, и при необходимости назначит лечение.
Как помочь ребенку
У большинства детей апноэ проходит по мене взросления нервной системы. Дыхательный центр в мозге полностью созревает в возрасте примерно 1 месяца у доношенных детей. Если малыш родился недоношенным, то эти сроки сдвигаются на 2-3 месяца.
В случае резкого замедления пульса и посинения кожных покровов, а также, если останавливаются движения грудной клетки, и провисают ручки и ножки, грудничку нужна срочная помощь.
Действия родителей:
- Быстро поднять ребенка с кроватки, повернуть его так, чтобы лицо было обращено вниз, слегка похлопать малыша по спине. Если это не помогло, необходимо начать делать искусственное дыхание.
- Положить малыша на спину на ровную жесткую поверхность, посмотреть, нет ли западения языка. Если во рту присутствуют рвотные массы, очистить его деликатными движениями, пользуясь пальцем, обернутым чистой салфеткой.
- Подложив руку под шею, слегка надавить на лобик, чтобы голова немного запрокинулась, и освободились дыхательные пути.
- Сделать глубокий вдох, обхватить своим ртом одновременно нос и рот малыша и выдохнуть воздух, следя за движением его грудной клетки. После ее приподнятия прекратить выдыхание.
Проведение искусственного дыхания грудничку
Важно! Объем грудной клетки младенца намного меньше, чем у взрослого, поэтому ни в коем случае нельзя выдыхать весь воздух.
- Освободить нос и рот малыша для того, чтобы произвести новый вдох. Его грудная клетка при этом спадет, произойдет естественный выдох.
- Частота выполнения манипуляции – 30 раз в минуту.
- Если замечено, что малыш задышал самостоятельно (по расширению и спадению грудной клетки) искусственное дыхание следует прекратить. Когда он дышит слабо и прерывисто, то манипуляции нужно продолжать, стараясь, чтобы искусственный вдох совпадал с естественным вдохом грудничка.
- В случае отсутствия пульса, который лучше прощупывается на шее, необходимо совмещать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца. Для этого нужно произвести 2-3 вдоха, затем разместить 2 пальца одной руки чуть ниже линии сосков и произвести 5 надавливаний. Порядок чередования в дальнейшем – на 1 вдох 5 надавливаний. Общее число манипуляций по непрямому массажу сердца должно быть 100 в минуту.
Одновременно с началом реанимационных процедур необходимо вызвать скорую помощь и продолжать их в случае необходимости до прибытия врачей.
Важно! Категорически запрещается давать ребенку грудь или бутылочку с водой, а также какие-либо медикаменты.
Профилактические мероприятия
Профилактические мероприятия для предотвращения задержки дыхания у грудничков сводятся в основном к правильному обустройству места сна и позиции ребенка:
- Следить за тем, чтобы новорожденный не лежал на животике, когда спит. Лучшая поза – на боку или спинке;
- Ответственно следует подойти к выбору матраса. Он должен обладать достаточной жесткостью. Не допускается использование пуховых перинок, подушек и одеял. Также запрещается присутствие больших мягких игрушек в постели малыша;
- В качестве одеяла лучше применять легкий плед, не поднимая его выше линии плеч младенца;
- Необходимо контролировать температуру воздуха в помещении, где спит ребенок. Идеальное ее значение – 18-20ºС. Максимальное – 24ºС. При более высоких температурах мозгу требуется больше кислорода, и его чувствительность к гипоксии возрастает;
- Противопоказано курение в комнате грудничка;
- Кроватку малышей, склонных к задержке дыхания, лучше разместить в одной комнате с родителями для облегчения наблюдения за ребенком.
Младенец спит в комнате родителей
Дети, которые перенесли апноэ в раннем возрасте, в последующем не нуждаются ни в каком специализированном лечении. Риск осложнений также невелик при внимательном наблюдении за малышом и своевременном обращении к специалистам.
Видео
Почему новорожденный странно дышит?
Особенности дыхания новорожденного
В первый год жизни организм малыша нуждается в двойном объеме кислорода. При этом дыхательная система ребенка еще несовершенна. Поначалу его носовые ходы слишком узкие, объем легких совсем небольшой, а мышцы грудной клетки слабые. Из-за этого младенец не может глубоко и равномерно дышать. Чтобы кислород в нужном объеме поступал в его организм, кроха делает частые, быстрые вдохи. Такое поверхностное и прерывистое дыхание свойственно всем младенцам до года.
Как дышит здоровый грудничок?
Если организм младенца функционирует правильно, малыш дышит так: сначала делает удлиненный вдох, потом через небольшую паузу короткий выдох. Также считается нормой, если грудничок делает два-три легких вдоха и один глубокий, паузы между ними остаются короткими, выдохи – поверхностными.
Дети до года чаще всего дышат животом или грудью и животиком одновременно. Поэтому малыша нужно одевать в свободную одежду, которая не давит на брюшную полость и не сковывает движения.
В первый месяц жизни кроха должен делать 40-60 вдохов в минуту, с четвертой недели до трех месяцев – 40-45, с четырех до шести месяцев – 35-40, от полугода до 12 месяцев 30-36 вдохов.
Родителям важно следить за частотой дыхания малыша, так как отклонение от указанной нормы – первый признак различных заболеваний.
Важно! Определить частоту дыхания малыша можно в домашних условиях. Для этого положите кроху на спину и включите секундомер. В течение минуты считайте количество вдохов. Главное, чтобы в этот момент ребенок был абсолютно спокоен.
Когда не стоит переживать
Малыши начинают дышать чаще во время плача или активных игр. Также младенцы могут посапывать, свистеть или всхрапывать во сне. Если это происходит не регулярно, а время от времени, ребенок здоров. Причина кроется в особенностях его дыхательной системы.
Если во время бодрствования младенец сопит
Дыхание новорожденного: виды, норма и отклонение
Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.
Что нужно знать о дыхании?
Еще статьи по вашему вопросу
Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.
Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.
Дыхательные органы новорожденного
Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:
- На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
- На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.
Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.
Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.
Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.
Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.
Типы дыхания у ребенка
Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.
- При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
- Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
- Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.
Нарушения
Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.
Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.
- У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостью или невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
- Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
- Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
- Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.
Профилактические меры
Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:
- Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
- Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
- Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
- Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.
Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:
- При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
- Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
- Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.
Узнаем, правильно ли дышит ребенок
Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.
Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:
- Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
- До годовалого возраста – 25-40;
- До трех лет – 25-30;
- В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.
Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.
Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.
Учим ребенка правильно дышать
Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги. Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно. Счет до трех может считать кто-то из взрослых.
Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.
Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее
2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.
10 причин, почему ребенок задерживает дыхание 🌟
На чтение 1 мин.
Обновлено
Вполне нормально для малыша кратковременная задержка дыхания во время сна. Она не представляет серьезной опасности. Если остановка дыхания длится более 15 секунд, то это приводит к кислородному голоданию мозговых клеток. Ребенок может потерять сознание и даже умереть. Новорожденные, особенно недоношенные, в группе риска. Далее более подробно рассмотрим основные причины, почему ребенок задерживает дыхание во время сна.
Причины
задержки дыхания во время сна
1. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей являются первой причиной задержки дыхания во время сна.
2.
Избыточная масса тела, особенно в области шеи и грудной клетки.
3.
Одной из причин задержки дыхания является сахарный диабет.
4.
Заболевания или патологии желудочно-кишечного тракта.
5.
Получение серьезных травм во время родов.
6.
Сложное течение беременности с заболеваниями и осложнениями.
7.
Особенности строения или аномалии носоглотки и челюсти.
8.
Наследственный фактор. Склонность к заболеванию может передаваться от родителей
следующему поколению.
9.
Заболевания центральной нервной системы также приводят к задержке дыхания во время
сна.
10.
Увеличение миндалин.
Мне нравитсяНе нравится
проголосуй за пост!
Загрузка…
Как избавиться от апноэ при кормлении ребенка?
Апноэ является самой частой проблемой, связанной с контролем дыхания у младенцев. Причин у такого состояния довольно много. Чаще всего, недостаточно сформирована нервная система или патологические заболевания.
Молодые мамы часто жалуются, что у ребенка прекращается дыхание во время кормления. Причем, когда кормят грудью, это бывает значительно реже, чем при кормлении с бутылочки. Когда малыш кушает с «жадностью», начинает захлебываться, дыхание пропадает, затем он синеет, через мгновение прокашливается и продолжает кушать.
Самое простое, что советуют педиатры – это кормление из бутылочки в положении близком к вертикальному. Голова при этом должна быть немного наклонена вперед. В таком положении шансов захлебывания намного меньше. Кроме того:
- Можно периодически вынимать бутылочку для того, чтобы ребенок отдышался.
- Чтобы с дыханием не возникало проблем, рекомендуют кормить в кроватке на боку.
От чего же возникает такое апноэ, лечение которого также требует серьезного подхода? Медики в большинстве случаев объясняют это недоношенностью. Чем короче период беременности, тем появление апноэ при кормлении чаще. Кроме того, этим недугом страдает больше детей с маленьким весом.
Апноэ во время кормления недоношенного ребенка
Причин возникновения такого апноэ достаточно много. У недоношенных малышей, как правило, незрелый дыхательный центр, а значит и механизм, что регулирует дыхание, несовершенен. Что касается рефлексов питания, речь идет о глотании, сосании, они тоже не совсем активны. Их деятельность плохо координирована.
Кроме того, у недоношенных нарушена работа мышечных волокон мягкого неба, а также близлежащих тканей. Они провисают при кормлении на спине и апноэ ярко проявляется. При кормлении на боку младенец страдает меньше от нарушения дыхания, или же проблемы вообще отсутствуют.
Это важно!
Статистика показывает, что дети, родившиеся до 29-й недели, могут страдать от апноэ во время кормления в 80% случаев, половина младенцев, появившихся на свет в 30– 31 неделю, и 10%, рожденных после 32-й недели.
Малыш может захлебываться молоком при сильном напоре. Если малютку кормят грудью, можно предварительно немного сцедить молоко, а если он находится на искусственном вскармливании, помогает уменьшение дырочки в соске.
Что же должна сделать мама, если у малыша приступ апноэ? Во-первых, прекратить кормление и попытаться «растормошить» чадо. Если при этом дыхание не восстанавливается, то нужно сделать искусственное дыхание.
В серьезных случаях нужно перейти к закрытому массажу сердца. Таким маленьким детям он делается посредством больших пальцев рук, расположив на спинке ребенка остальные пальцы. Толчки нужно проводить часто, после каждых 5-ти толчков делать дыхание рот в рот.
Помните, что апноэ при кормлении требует систематической медицинской профилактики приступов. Для этого до кормления и после него недоношенному младенцу подают кислород. И, разумеется, в случае появления апноэ у грудничков, всегда стоит лишний раз проконсультироваться у врача.
Вам может быть интересно
Задержка дыхания у младенцев и детей
Задержка дыхания — это когда ребенок перестает дышать на срок до 1 минуты и может потерять сознание. Это может произойти, когда ребенок напуган, расстроен, зол, внезапно испытает шок или боль. Обычно это безвредно, но может напугать родителей, особенно когда это происходит впервые.
Что происходит при задержке дыхания
Во время задержки дыхания ваш ребенок может:
- плачь а потом молчать, затаив дыхание
- открывают рот, как будто собираются плакать, но не издают звука
- синий или серый
- быть гибкими или жесткими, иначе их корпус может дергаться
- обморок на 1-2 минуты
После этого ребенок может быть сонным или растерянным.
Задержка дыхания обычно безвредна
Хотя задержка дыхания может напугать родителей, обычно она безвредна, и ваш ребенок вырастет из нее к 4-5 годам.
Эпизодов задержки дыхания:
- обычно длится менее 1 минуты (если ребенок теряет сознание, он обычно приходит в сознание в течение 1 или 2 минут)
- не эпилептические припадки
Ваш ребенок не делает этого специально и не может контролировать, что происходит, когда у него случается задержка дыхания.
Что делать при эпизоде задержки дыхания у ребенка
Делать
сохраняйте спокойствие — это должно пройти менее чем за 1 минуту
лягте ребенка на бок — не поднимайте его
оставайся с ними, пока серия не закончится
убедитесь, что они не могут удариться головой, руками или ногами о что-либо
успокойте их и сделайте так, чтобы они хорошо отдохнули после
Не
не трясите ребенка и не брызгайте его водой
не кладите ему ничего в рот (включая пальцы)
не давайте им рот в рот или искусственное дыхание
не ругайте их (они не делают этого намеренно)
Несрочный совет: обратитесь к терапевту, если:
у вашего ребенка уже диагностирована задержка дыхания и:
- эпизоды задержки дыхания наблюдаются чаще, чем раньше, или эпизоды кажутся хуже
- затвердевает или трясется дольше минуты, и требуется время для восстановления
- имеет эпизоды задержки дыхания, влияющие на повседневную жизнь
Врач общей практики попытается выяснить, есть ли более серьезное основное заболевание.Они могут предложить ЭКГ, чтобы проверить сердечный ритм вашего ребенка.
Информация:
Обновление коронавируса: как связаться с GP
По-прежнему важно получить помощь от терапевта, если она вам нужна. Чтобы связаться с вашим терапевтом:
- посетите их веб-сайт
- используйте приложение NHS
- позвоните им
Узнайте об использовании NHS во время коронавируса
Процедуры по задержке дыхания
Специального лечения задержки дыхания не существует.В конечном итоге это должно прекратиться к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 или 5 лет.
Лекарства для лечения задержки дыхания используются редко.
Задержка дыхания иногда связана с железодефицитной анемией.
Можно проверить уровень железа в крови вашего ребенка. Им могут потребоваться добавки железа, если уровень железа у них низкий.
Причины задержки дыхания
Задержка дыхания обычно вызывается внезапным потрясением, болью или сильными эмоциями, такими как страх, расстройство или гнев.
Есть 2 типа задержки дыхания:
Синие задерживающие дыхание заклинания
Это наиболее распространенный тип задержки дыхания, возникающий при изменении дыхания ребенка.
Рефлекторные аноксические припадки
Этот тип задержки дыхания происходит, когда у ребенка замедляется сердечный ритм.
Информация:
Подробнее:
Последняя проверка страницы: 26 ноября 2019 г.
Срок следующего рассмотрения: 26 ноября 2022 г.
.
CAE Чтение и использование английского языка, часть 5: Практический тест с множественным выбором
ДОМАШНИЙ КОМФОРТ
Это был ленивый воскресный день, затишье перед бурей понедельника, безумие будильников, пробок и дедлайнов. Часы пробили три, а локоть Ребекки все еще покоился на подлокотнике покрытого гобеленом дивана. Кончиками пальцев она начала ласкать грубый кантик, проходивший по его швам. Одновременно пальцы ее левой ноги двигались взад и вперед по краям коврика из овчины.Это действие Ребекки утешило; это напомнило ей, как она была дома в детстве, когда она сидела в семейной гостиной, играя пальцами ног с бахромой другого вида ковра. Ее мать хваталась за нее, чтобы остановить это, поэтому, конечно, она делала это еще больше.
Ребекка внезапно почувствовала запах клея, который Кэти использовала для создания одного из своих художественных творений. Ее дочь сидела на подушке прямо посреди комнаты, она выглядела как остров, окруженный морем картонных вырезок, блесток, фломастеров и чистых листов белой бумаги формата А4, которые она непослушно сжимала. кабинет ее отца.«Ей и вправду следовало бы работать за кухонным столом, — подумала Ребекка, — но у меня нет аппетита к взрыву, который может случиться, если потревожить мою гениальную дочь на работе». Каждые три минуты и 50 секунд Кэти вставала, чтобы воспроизвести версию Кайли Миноуг «Передвижение».
«Почему бы тебе не прослушать компакт-диск полностью, Кэти?» — сказал ее отец, развалившись на другом диване. «Тебе бы тоже понравились другие песни».
«Нет, слишком скучно».
Ребекка взглянула на Дэвида и затем сказала: «Я могла бы сделать что-нибудь, чтобы меня подбодрить.»Ее слова оборвались тяжелым вздохом, а затем зевком. Это был первый из серии намеков на то, что она хотела бы, чтобы он встал и приготовил ей чашку чая.
На столике с лампой рядом с диваном , она заметила письмо, которое было доставлено неделю назад, рекламируя занятия по упражнениям и клуб для похудения. Она держала его на столе как напоминание или, возможно, чтобы вызвать в воображении тот же магический эффект, в который люди верят, когда плещутся абонемент в модный спортзал, не подходя к нему чаще, чем раз в два месяца.
«Вы видели этот флаер?» она сказала своему мужу. «От одной мысли о тренировке мне хочется пойти и лечь». И снова она не получила ответа. «Кто тогда будет заваривать чай?» это была ее третья и самая вопиющая попытка выпить, прежде чем она умерла от жажды.
Он встал. «Я полагаю, это моя очередь. Опять». Он ушел на кухню, а победительница Ребекка прижалась к дивану еще глубже. Чарли, который спал на коврике из овчины, теперь завел свою собственную болтовню.Сегодня днем он пытался охватить весь репертуар гласных звуков, как певец, выполняющий разминку. Затем, время от времени, он сунул пальцы в рот, чтобы издать звук, приближающийся к удлиненной букве «w».
Он лежал под детским спортзалом, который состоял из трубчатой рамы патриотических цветов красного, белого и синего цветов и верхней перекладины, на которой свисали два клоуна, один на качелях, а другой в положении, которое Ребекка называла щука. (Это было очень давно, когда она получила золотую звезду в прыжках на батуте.) Как только Чарли встретился взглядом с Ребеккой, его счастливое лепетание превратилось в насмешку.
«Чарли снова хочет покормить?» — спросила Ребекка детским голосом, который всех раздражал, включая ее самого. Она наклонилась, чтобы поднять сына.
«Мама, он не хочет снова кормиться. Ты только что его накормила», — сказала Кэти.
«Я попробую — на всякий случай, если он голоден». На кухне она прогрелась через кашу из картофеля и брокколи, которые нравились Чарли, и отнесла ее обратно, чтобы побыть с Кэти.
К счастью, ребенок был готов к кормлению, а это означало, что Ребекка не только спасла лицо дочери, но и показала, что ей не нужно чувствовать себя виноватой из-за того, что она послала мужа заваривать чай.В ту же минуту Дэвид вернулся в гостиную, и ее блюдце заколебалось ее чашкой Эрла Грея с тонким ароматом бергамота. В другой руке он сжимал большую кружку. Ребекка одарила его предупреждающим взглядом, который заставил его не ставить чашки на дубовый ящик с одеялами, служивший им кофейным столиком. Его поверхность была уже покрыта шрамами от двух колец, на которые были небрежно поставлены горячие напитки.
«Спасибо. Ты сокровище». Она устроилась кормить Чарли, зная, что ее чай будет идеальной температуры, чтобы выпить за один раз, когда он насытится.»Куда делась Кэти?» — сказал Дэвид через несколько минут. Ответ пришел наверху, когда они услышали звук своего старшего ребенка, проходящего через занавеску в дверном проеме ее спальни. Это было похоже на те занавески из бисера, которые были в моде, когда Ребекка была ребенком, но вместо бус этот был сделан из ослепительной коллекции блестящих пластиковых квадратов розового, пурпурного и серебристого цветов. Она не могла вспомнить, кто из них назвал его «джанглером», но это было очень уместно.
.