Субъективный метод исследования это: Субъективные и объективные методы обследования больных. — Студопедия

Содержание

Субъективные и объективные методы обследования больных. — Студопедия

1. Субъективное обследование (ощущения больного) – информация исходит от самого больного при его расспросе.

Субъективное обследование включает несколько разделов:

1. Общиесведенияобольном (паспортная часть): фамилия, имя, отчество; возраст, пол, образование, профессия, занимаемая должность, место работы, домашний адрес, дата поступления, кем направлен больной;

2. Жалобыбольного: выявление основных (главных) – «Что вас больше всего беспокоит?», а затем остальных второстепенных (сопутствующих) жалоб – «А что Вас ещё беспокоит?», их детализация;

3. Историянастоящего заболевания (anamnesis morbi) –нужно получить точные ответы на следующие вопросы:

1) когда началось заболевание;

2) как оно началось;

3) как оно протекало;

4) когда и как наступило последнее ухудшение, приведшее пациента в лечебное учреждение;

5) какие условия усиливают болезненные симптомы или снимают их;

6) какое влияние оказывало предшествующее лечение.

4. Историяжизни больного (anamnesis vitae) – основная цель – установить те факторы окружающей среды (в том числе бытовые, социальные, экономические, наследственные и т.д.), которые так или иначе могли способствовать возникновению и дальнейшему развитию заболевания. В связи с этим в истории жизни больного должны быть отражены в хронологической последовательности следующие разделы:

— Детство и юность. Где и в какой семье родился, профессия родителей? Родился ли в срок, каким по счёту ребёнком? Вскармливался молоком матери или искусственно? Когда начал ходить, говорить? Материально-бытовые условия в детстве, общее состояние здоровья и развития (не отставал ли от сверстников в физическом и умственном развитии?). Когда начал учиться и как учился в школе? Дальнейшая учёба. Не освобождался ли во время учебы от занятий физкультурой?



— Условия труда и быта. Начало и дальнейшая трудовая деятельность в хронологической последовательности. Важно установить не только условия труда, но и были ли профессиональные вредности во время трудовой деятельности. Режим труда (дневная или ночная работа, её продолжительность).

— Жилищные условия: санитарная характеристика жилища, её площадь, на каком этаже квартира, сколько членов семьи проживает в квартире.

— Характеристика питания: регулярность и частота приема пищи, ее полноценность, еда всухомятку, торопливая еда, пристрастие к какой-либо пище.


— Досуг: Как проводит свободное время, организация отдыха. Как проводит отпуск? Занятия физическим трудом, спортом и физкультурой.

— Семейный и половой анамнез. Расспрос по этому разделу должен проходить конфиденциально, без присутствия других больных. Выясняется семейное положение (в каком возрасте женился или вышла замуж), состав семьи и здоровье её членов. У женщин выясняется состояние менструального цикла (время появления первых менструаций, когда они установились, их продолжительность, интенсивность, болезненность, время наступления климакса), беременности и роды, их течение, аборты и их осложнения, выкидыши. У мужчин выясняется время наступления полового созревания (появление усов, бороды, начало поллюций), особенности половой жизни.

— Наследственность. Уточняются мужская и женская родословные больного. Состояние здоровья родственников. Если они умерли, следует выяснить, в каком возрасте и от какого заболевания это произошло. Страдали ли родители и ближайшие родственники подобным, как у больного, заболеванием.

— Перенесённые заболевания. Указываются в хронологической последовательности перенесенные острые заболевания, а так же наличие сопутствующих хронических заболеваний. Важно в первую очередь выявить те перенесенные заболевания, которые патогенетически могут быть связаны с настоящим заболеванием.

— Вредные привычки. Данный раздел анамнеза желательно тоже собирать без свидетелей в виду деликатности задаваемых вопросов. Собираются сведения о курении (как давно и что курит, количество выкуриваемых папирос или сигарет в сутки). Употребление алкогольных напитков (с какого возраста, какие, как часто и в каком количестве?), наркотиков (промедол, морфий, опий, кокаин, кодеин и др.), снотворных и седативных препаратов, крепкого чая и кофе.

— Аллергологический и лекарственный анамнез. Прежде всего, уточняется, принимал ли больной в прошлом и настоящем лекарства. Если да, то как переносил их, были ли побочные реакции или проявления аллергии (повышение температуры, высыпания на теле, зуд, проявления шока). От какого лекарства конкретно отмечались тяжелые аллергические реакции? Название лекарства-аллергена выносится на титульный лист истории болезни, а так же в амбулаторную карту. Далее уточняются возможные случаи пищевой аллергии, аллергические реакции на изделия бытовой химии, косметику, влияние холода и др.

1) Осмотр больных:

— Общий – осмотр больного «с головы до ног».

— Местный (региональный, локальный) – осмотр по системам. Например, осмотр грудной клетки, области сердца, живота, почек и др.

Основные требования при проведении осмотра: хорошая освещённость помещения, комфортные условия, соблюдение «техники» осмотра, строгая последовательность, планомерность проведения осмотра.

Субъективные и объективные методы.

Любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Субъективные методы.

Субъективные методы основываются на самооценках и самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином явлении. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучаемых явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд более простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого – либо вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, оно требует специальной подготовки.

Достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий.

Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу – самонаблюдению. Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает рядом недостатков:

1) наблюдать свои переживания очень трудно;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2) при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие имеет субъективную окраску;

3) трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее, метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний.

Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно приобретает наиболее точный характер и его принято называть экспериментальным самонаблюдением.

Метод самонаблюдения часто используется совместно и с методом опроса.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека. Но данный вид опроса требует больше времени для проведения и наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная его форма – анкета.

Свободный опрос – разновидность письменного и устного, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Здесь возможно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом.

К числу психологических методов также относятся тесты. Данный метод используется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что необходимо для практических задач.

От других методов тесты отличаются тем, сто имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, психологической интерпретацией полученных результатов.

Выделяют тесты – опросники, тесты – задания, проективные тесты.

Сегодня тесты – это наиболее широко используемый метод в психологии. Все же необходимо отметить тот факт. Что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например, тесты – опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как интерпретируются ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу относятся, прежде всего, проективные тесты. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практичкской работы психолога.

Объективные методы.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других делать выводы о причинно- следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент
предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал использовать ученый А.Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей.однако, следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из- за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической службы образуют методы моделирования. Их стоит отнести к самостоятельному классу методов. Их особенностью является  то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому очень сложно отнести их к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

В математическом моделировании
используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними. Техническое моделирование
предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа – вариант опроса. От опроса отличается большой свободой проведения процедуры. Как правило, она проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека.
Следует отметить, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Методы психологии

         Субъективные                                                           Объективные

                   Наблюдение                                                                      Тесты

                Самонаблюдение                                                             Объективные

                    Внешнее                                                                        Проективные

                    Свободное

                    Стандартное

                     Включенное

                        Опрос                                                                          Эксперимент

                      Устный                                                                        Естетсвенный

                   Письменный                                                                  Лабораторный

                     Свободный

                          Тест

                  Тест – опросник

                  Тест — задание

                                                              Моделирование

                                                                 Техническое

                                                              Математическое

                                                              Кибернетическое

                                                                  Логическое

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Субъективный и объективный методы — Мегаобучалка

Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает.

Теоретической основой советской психологии является диа­лектический и исторический материализм, и поэтому принципиальный подход к психологическому исследованию определяется требованиями диалектического метода. Диалектический метод предполагает изучение предмета во всех его связях и опосредствованиях и прежде всего выяснение существенных связей и от­ношений явлений и закономерностей, рассмотрение изучаемого в развитии, раскрытие противоречий, единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество. Необходим исторический подход к методам психологии. В этом отношении методы психологии претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости особых методов ее исследования, Идеалистическая психология могла предложить единственный метод, с помощью которого она пыталась проникнуть в “душу” человека. Таким методом явилось самонаблюдение (или интро­спекция, т. е. внутреннее зрение).

Выбор самонаблюдения в качестве единственного, по сущест­ву, метода исследования душевных явлений был обусловлен представлением о том, что “душа” (психика, сознание) — это особый замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная суб­станция (первооснова), не связанная с внешним миром и поэто­му не постигаемая иным способом, как внутренним зрением. При этом самонаблюдение как субъективный метод особо про­тивопоставляется методам, которыми пользовались другие общественные и естественные науки. Психологи-идеалисты ут­верждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.

Между тем признание самонаблюдения единственным мето­дом психологии такая же иллюзия, как и признание предметом психологии особой нематериальной души, деятельность которой якобы не подчинена законам естествознания. Данные, получен­ные исключительно путем самонаблюдения, лишены научной достоверности даже в том случае, если самонаблюдение поруча­ется специально подготовленным психологам. Еще дальше от науки лежат попытки истолковать психику маленького ребенка или животного на основании данных самонаблюдения взрослого образованного человека. Между тем и такие попытки предпри­нимались наиболее последовательными психологами-интроспективистами. Так, американский ученый Титченер писал, что пси­холог “старается, насколько это только возможно, поставить се­бя на место животного, найти условия, при которых его собст­венные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Что же дает возможность утверждать иллюзорность метода интроспекции? Об этом свидетельствует диалектико-материалистическая трактовка психики, которая не оставляет места для субъективных методов исследования, вместе с тем открывая путь объективным методам в психологии, принципиально не от­личающимся от приемов исследования, употребляемых в других естественных и общественных науках.

Основу объективного метода в психологическом исследова­нии составляет принятый в научной психологии принцип един­ства сознания и деятельности.

Объективными методами в психологии осуществляется изу­чение психики путем исследования объективных условий воз­никновения психических явлений и объективных их проявлений. Таким образом, объективный принцип исследования—это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зре­нием психических явлений, а путь их опосредствованного познания (т. е. исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности). Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем воз­можность судить о психических процессах. При этом объектив­ное изучение собственных психических процессов осуществляет­ся принципиально теми же опосредствованными путями, как и оценка психических процессов другого человека (о том, как про­текал процесс запоминания, мы судим по результатам воспро­изведения, безразлично, идет ли речь здесь о чужой или собст­венной памяти).

Точно так же иллюзорно представление о том, что знание об индивидуальных психологических особенностях (чертах характе­ра, способностях, качествах ума и т. п.) мы получаем путем интроспекции.

Как показывают многочисленные исследования, правильную характери­стику личности человека дает не он сам, а окружающие и давно знающие его люди. Об этом, в частности, свидетельствуют данные изучения юноше­ского возраста, из которых следует, что юноша сначала научается объектив­но оценивать индивидуально-психологические особенности своих товарищей и близких, а затем как бы переносит опыт эмпирически добытых психологи­ческих знаний на себя и начинает довольно правильно оценивать свои черты и свойства.

Таким образом, ряд фактов подтверждает, что психология обогащает фонд своих знаний не с помощью самонаблюдения, а объективными методами.

Иллюзорность возможности интроспекции вытекает и из по­нимания сущности и специфики психической отражательной де­ятельности. Пытаясь интроспективно “заглянуть в себя”, увидеть свои психические процессы, их связи, зависимости, механизмы, человек все равно глядит “наружу” и видит объективный мир, отраженный в мозгу, а не сам мозг с его психическими свойст­вами. Тем самым интроспекция оказывается такой же иллюзи­ей, как и душа, о которой говорили психологи-идеалисты.

Отрицание самонаблюдения как особого непосредственного метода исследования психики не ведет к отрицанию самонаблю­дения вообще. Вполне допустимо самонаблюдение, принимаю­щее форму словесного отчета о том, что видит, слышит, чувству­ет, переживает, желает и т. п. человек. Подобный словесный от­чет фиксируется, как и всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний человека. Но необходимо подчеркнуть, что в этом случае перед нами не метод, а объект исследования. Имеется также возможность наблюдать свои по­ступки и действия путем своеобразного самонаблюдения, т. е. подвергать их рассмотрению и анализу принципиально теми же средствами, которыми располагают другие люди, изучающие эти поступки. Но подобное самонаблюдение не может быть отожде­ствлено с интроспекцией, так как является опосредствованным, а не непосредственным методом исследования. От обычного наб­людения оно отличается лишь меньшей степенью достоверности в связи с возможными субъективными истолкованиями. Нако­нец, не следует смешивать с интроспекцией рефлексию (раз­мышления и переживания по поводу собственных психических состояний и качеств), которая, в свою очередь, имеет опосредст­вованный характер и представляет собой переработку данных словесного отчета, анализа собственных поступков, умозаклю­чений по этому поводу, сопоставление собственного мнения о се­бе с мнениями других людей и т. д.

Субъективный и объективный принципы изучения в психо­логии отрицают друг друга. Подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимания того, что никаких других в нау­ке не может быть.

Другое важное требование, которое предъявляет современная психология к научному исследова­нию, заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремит­ся восстановить все моменты его диалектического развития, уви­деть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

В советской психологии необходимость использования гене­тического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Как подчеркивал Л. С. Выготский, внутреннюю сущность этого принципа составляет историческое понимание явлений челове­ческой психики как “применение категории развития к исследо­ванию явлений”.

Образцы применения генетического принципа к психологи­ческому исследованию содержатся в трудах Л. С. Выготского. Именно таков характер осуществленного им изучения так назы­ваемой “эгоцентрической речи ребенка” — особого вида речи ма­леньких детей, которая не служит целям общения, ничего не меняет в поведении ребенка, а лишь как аккомпанемент сопро­вождает его деятельность и переживания. Эгоцентрическая речь — это речь маленького ребенка, обращенная к самому себе. С каждым годом развития эта речь становится все более непо­нятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях де­тей (“коэффициент эгоцентрической речи”) падает к началу школьного возраста до нуля. Некоторые психологи (в частности, видный швейцарский психолог Ж. Пиаже) считали, что эгоцент­рическая речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Иначе подошел к этому вопросу Л. С. Выготский. При­меняя генетический принцип, он выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением человека. Таким образом, важнейшие особенности внутренней речи (которую очень трудно изучать экспериментально) могли быть поняты генетически, по­средством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.

Генетический принцип построения исследования в последние годы получил значительное распространение в детской психоло­гии в качестве так называемого метода продольного изучения личности ребенка (лонгитюдный метод). С помощью этого ме­тода психическое развитие выявляется не путем срезов (т. е. характеристики отдельных возрастных этапов развития и сопо­ставления их между собой), а в результате длительного, на про­тяжении ряда лет, изучения личности ребенка в специально ор­ганизованных условиях его обучения.

Как все естественные и общественные науки, пси­хология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, — методами наблюдения и эксперимента, которые, в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности. Необходимость особо подчеркивать наличие этих ин­струментов научного познания в психологии (хотя это и пред­ставляется в общем-то вполне и само собой разумеющимся для любой науки) вызвана тем, что идеалистическая психология по причинам, которые были охарактеризованы выше, сводила наб­людение к самонаблюдению (интроспекции), а эксперименту отказывала в сколько-нибудь существенной роли в психологиче­ском исследовании, особенно при изучении высших психических процессов.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внеш­них явлений, а осуществляет переход к объяснению психологи­ческой природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бес­плановостью. В них редко осуществляется учет всех существен­ных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения, ввиду того что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют опре­деленный интерес для изучения.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житей­ского предполагает необходимый переход от описания наблю­даемого факта поведения, деятельности к объяснению его внут­ренней психологической сущности. Формой этого перехода явля­ется гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение—дело дальнейших наблюдений. Существен­но важным требованием к психологическому наблюдению явля­ется наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, по, по существу, объек­том изучения являются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков. Сюда же относится метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблю­дении личности в различных видах деятельности.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания—это эксперимен­тальный метод. Завоевавший права в психологии лишь на про­тяжении последних ста лет, он в настоящее время служит ос­новным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент пред­полагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создает усло­вия, в которых психологический факт может отчетливо выявить­ся, может быть изменен в направлении, желательном для экспе­риментатора, может быть неоднократно повторен для всесто­роннего рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак лабораторного эксперимента — не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испы­туемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемо­го, который знает, что над ним экспериментируют (хотя, как правило, не знает, в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного экспе­римента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т. д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, чтобы в нем оказа­лись смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных услови­ях (так, в эксперименте могут быть моделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых ис­пытуемый—летчик по профессии—должен принимать осмыс­ленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степе­ни координированности движения, реагировать на показания приборов и т. д.).

Естественный эксперимент (впервые предложен Л. Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напря­жение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т. д.).

Примером естественного эксперимента может служить исследование за­висимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохра­нение материала в памяти. В одной группе школьников знакомят с материа­лом, который им надлежит изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материа­ла в памяти.

Естественный эксперимент, который решает задачи психоло­го-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формиро­вания личности школьника и т. д.

Различия между лабораторным и естественным эксперимен­том в настоящее время весьма условны и не должны быть абсо­лютизированы.

Методы, о которых шла речь до сих пор, являют­ся исследовательскими—с их помощью ученый может установить важные для научного позна­ния факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить интимный механизм психических явлений. Други­ми словами, предмет исследований, осуществляемых посредст­вом этих методов, совпадает с предметом психологии как науки.

Психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. В последнем случае задачей является не получение каких-либо новых данных, которые были бы необходимы для дальнейшего углубления на­учных знаний, а выяснение, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психологи­ческим нормам и стандартам. Такими методами, с помощью ко­торых психолог стремится установить определенные психологи­ческие качества личности, являются тесты.

Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психичес­ких функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т. д. Психологические тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовлен­ности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в эксперименталь­ной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях. Диагностическая ценность теста в зна­чительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, — явился ли он результатом большой предвари­тельной экспериментальной работы или был следствием прибли­зительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недоста­точно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

Понятие “метод психологического исследования” может быть употреблено и в значении специаль­ной методики решения конкретной научной пси­хологической проблемы. В этих конкретных ме­тодиках, разумеется, реализуются методологиче­ские принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего ха­рактером той научной задачи, которая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических методик, используемых современной психологией, чрезвычайно велик. Формы, которые они принимают, также весьма разнообразны и определяются своеобразием области психологии и проблемы, которая потре­бовала данного приема изучения, т. е. конкретной методики.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие черты, свой­ственные большинству конкретных психологических методик. Покажем это на примере исследования, задачей которого яви­лось изучение возрастных различий устойчивости внимания нор­мальных и умственно отсталых детей (олигофренов).

Исследование распадается, как правило, на четыре этапа. Первый этап—подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные све­дения (используют наблюдение во время учебных занятий и трудовой деятельности, в быту, в ходе преднамеренно органи­зованных бесед, иногда применяют анкету со специально подоб­ранными вопросами, выявляют биографические данные, соби­рают анамнез, т. е. описывают условия, предшествующие воз­никновению исследуемого факта, и т. п.).

В рассматриваемом исследовании наблюдали устойчивость внимания (т. е. выполнение заданного действия без явных ошибок и отвлечении) у нормальных детей и детей с врожденными недостатками в работе мозга, обучавшихся во вспомогательных школах. Эти наблюдения производились в различной обстановке и сопровождались сбором дополнительных сведений. Как правило, в результате подготовительного этапа исследователь начинает ориентироваться в материале, устанавливает необходимые контакты с испы­туемым, а главное, у экспериментатора начинает складываться гипотеза о сущности изучаемых психологических фактов, которая должна быть прове­рена и подтверждена в ходе дальнейшего изучения. В данном исследовании такой гипотезой явилось предположение о том, что устойчивость внимания у нормальных детей и умственно отсталых детей различается не столько коли­чественно, сколько качественно.

Второй этап — собственно экспериментальный — реализует конкретную методику исследования и, в свою очередь, распада­ется на ряд последовательно включаемых звеньев — экспери­ментальных серий.

В рассматриваемом исследовании такой методикой являлась так назы­ваемая корректурная проба — испытуемые должны были на типографски от­печатанной странице, состоящей из хаотического набора букв, просматривать строчку за строчкой, вычеркивая буквы “с” и “в”. При этом применялся поминутный контроль — каждую минуту подавался сигнал и испытуемый должен был ставить галочку над той буквой, которую он в эту секунду про­сматривал. Таким образом, можно было точно регистрировать количество строк и букв, просматриваемых за минуту, а также количество сделанных ошибок. Такова была первая серия, в ходе которой выяснилось, что олигофрены хотя и отстают от нормальных детей в количестве просмотренных строк и делают больше ошибок, однако эти различия не являются столь уж существенными. Вторая серия заключалась в том, что при сохранении той же инструкции (вычеркивать “с” и “в”) все испытуемые получили осмысленный текст — небольшой рассказ. При этом выяснилось, что нормальные школьни­ки (пятиклассники) делают больше ошибок, чем олигофрены. Этот, казалось бы, парадоксальный факт объясняется следующим образом: нормальные дети не могли удержаться от того, чтобы не прочитать текст, и, отвлекаясь, дела­ли ошибки, а олигофрены таким “соблазнам” не были подвержены. За вто­рой следовали третья, четвертая, пятая серии, в результате которых были получены новые данные.

Третий этап исследования — количественная обработка дан­ных исследования. Он предполагает применение математическо­го аппарата психологии—использование различных статисти­ческих приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверно­сти получаемых выводов, подтверждающих первоначально вы­двинутую гипотезу.

Четвертый этап исследования — интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Таким образом, использование данной конкретной методики, именуемой корректурной пробой, включает в себя многие ха­рактерные черты объективного психологического исследования, о принципиальном методологическом обосновании которого было сказано выше. Наблюдение, анализ продуктов деятельности, бе­седы, выяснение анамнестических данных, эксперимент, мате­матическая обработка результатов его, выводы и их интерпре­тация — все это органически включается в ход исследования.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в случае необходимости применять соответствующую конкретную психологическую методику (ряд таких методик будет рассмотрен в ходе изложения основных разделов курса общей психологии). Широкое использование объективных мето­дов психологического изучения, применение разнообразных конкретных методик обеспечивает высокий уровень исследова­ний в современной психологии.

 

Субъективный метод — Студопедия

Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare — гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта тлДж. Локка (1632-1704) и до В. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Уже родоначальник позитивизма О. Конт (1798-1857), обосновывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, объясняющих наблюдаемые факты душевной жизни действием особых субстанций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются. Основным методом психологии, по мнению Конта, должно быть «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали огромное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психологию, которая занималась исследованием психофизиологии ощущений (Мюллер, Вебер, Фехнер, Т. Юнг, Гельмгольц, Геринг и др.) и не обращалась к психологии сознания. Тем не менее исследования души, сознания не могли совсем уйти из сферы интересов психологов.



В конце XIX — начале XX века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии сознания. К ним относятся теория элементов сознания Вундта и Тит-ченера (1857-1927), психология актов сознания Брентано (1838- 1917), теория «потока сознания» Джемса (1842-1910), гештальт-психология Вертгеймера (1880-1943), описательная психология Дильтея (1833-1911). Различие между этими теориями было вызвано, главным образом, тем, что конкретно принимали их создатели за основную задачу и предмет психологии. Создатели структурной психологии Вундт и Титченер основной задачей полагали изучение «непосредственного опыта» человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции. Понимая его недостатки, Вундт стремился сделать самонаблюдение более надежным. Он впервые ввел приемы экспериментальных методов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.


В противоположность Вундту создатель теории актов сознания Ф. Брентано считал предметом психологии особую психическую активность, умственные действия или акты, а задачей психологии — реконструкцию связанных с этим переживаний индивида. В результате в рамках Вюрцбургской школы метод интроспекции был соединен с методом ретроспекции (от лат. retro — обратно, назад и spectrare — смотреть), т.е. последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им умственных задач.

Однако, несмотря на теоретические различия и взаимное неприятие идей друг друга, все теории интроспективной психологии объединяло то, что они изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В результате в начале XX века наметился кризис интроспективной психологии, поскольку она оказалась бессильной перед многими практическими задачами, выдвигаемыми развивающимся капиталистическим обществом: требовалась разработка средств, позволяющих контролировать поведение человека и повышать производительность его труда, появилась необходимость определять способности человека к той или иной профессии, к обучению и т.д. Интроспективный метод абсолютно не годился для решения этих задач. Кроме того кризис психологии сознания был вызван и результатами исследований в области невропатологии и психиатрии. Исследования Ж. Шарко (1825-1893), П. Жане (1859-1947) и 3. Фрейда (1856-1939) убедительно доказали, что у человека кроме сознательных существуют неосознаваемые психические явления. Сильное влияние на новую ориентацию психологии оказало также эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882), доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи с окружающей средой, и учение И.П. Павлова (1849-1936) об условных и безусловных рефлексах.

Под влиянием идей Павлова и Дарвина французский психолог А. Пъерон (1881-1964) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства — способность ощущать и способность действовать, контактировать с окружающей средой. Эти две стороны образуют единство, т.е. психика и действие неотделимы друг от друга. Отсюда Пьерон делал вывод, что все психологические термины и понятия должны быть рассмотрены с двух сторон — как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Идеи Пьерона позволили иначе подойти к проблеме субъективного и объективного методов наблюдения.

Предложения со словосочетанием СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Внутреннее наблюдение – сложный, максимально субъективный метод исследования личности человека.

В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер.

Быстрота, с которой накоплялись точные факты, и лёгкость их истолкования представляли поражающий контраст с неопределёнными и спорными результатами субъективного метода.

Поэтому необходимо конструирование единой науки о человеке, в которую бы вошли социология и история с общим им субъективным методом познания.




Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.


Вопрос: укрытие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Дело в том, что современные психиатры пользуются сугубо субъективными методами диагностики, основанными на субъективном восприятии врачом ответов на поставленные диагностические вопросы.

Психофизиология здоровья использует как объективные, так и субъективные методы изучения.

Хотя с первого взгляда кажется, что субъективный метод скорее ведёт к цели изучения условий прогресса, нужного для нас, однако факты доказывают противное.

Наоборот, когда дело касается оценки явлений по отношению их к человеческому благу, тогда он признаёт полноправие субъективного метода.

Но даже и в области оценки явлений относительно нашего блага и счастья субъективный метод односторонен.

Она сперва держалась чисто субъективного метода, затем ей пришлось обратиться почти исключительно к объективному методу, к методу аналогий, неизменных механических законов общества, причём совершенно игнорировался субъект и его влияние на жизнь и среду при известном обратном влиянии на него среды.

Ничего этого не даёт субъективный метод.

Психологическая наука и её теории за последние столетия прошли огромный путь развития, от чисто описательного подхода возможностей человека на основе решения вопроса психологии личности основанной на чисто субъективном методе самонаблюдения к объективно экспериментальным методам и теперь вплотную подошла к биологически ориентированным теориям.

Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с точной количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования – наблюдению и интерпретации поведенческих актов, опросу, самооценке.

Кольпоскопия – субъективный метод исследования: разные врачи по-разному могут трактовать увиденное, несмотря на имеющиеся стандарты.

Значение словосочетания СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД. Что такое СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД?

СУБЪЕКТИ́ВНЫЙ, —ая, —ое; —вен, —вна, —вно. 1. Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективная сторона преступления.

Все значения слова «субъективный»

МЕ́ТОД, -а, м. 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Сравнительный метод.

Все значения слова «метод»

МЕТО́ДА, -ы, ж. Устар. То же, что метод (во 2 знач.).

Все значения слова «метода»

  • Внутреннее наблюдение – сложный, максимально субъективный метод исследования личности человека.

  • В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

  • Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер.

  • (все предложения)

Методы исследования

Research-Methodology

  • Дом
  • Методология
    • Написание диссертации
    • Исследовательский процесс
      • Выбор области исследования
      • Формулирование целей и задач исследования
      • Обоснование исследования
      • Письменные исследования Предпосылки
      • Структура исследования
      • Типы обзоров литературы
      • Обоснованная теория
      • Стратегия поиска литературы
      • Источники обзора литературы
      • Ссылочный номер
      • Работа с руководителем
    • Типы методов исследования
      • Прикладные исследования
      • Фундаментальные исследования
    • Исследовательский подход
      • Дедуктивный подход (дедуктивное рассуждение)
      • Индуктивный подход (индуктивное рассуждение)
      • Абдуктивное мышление (абдуктивный подход)
    • Исследовательский дизайн
      • Разведочные исследования
      • Заключительные исследования
        • Причинно-следственные исследования (пояснительные исследования)
        • Описательные исследования
    • Надежность и действительность
      • Надежность
      • Срок действия
    • Предложения для будущих исследований
  • Философия исследований
    • Аксиология
    • Эпистемология
      • Философия исследования конструктивизма
    • Интерпретивизм (интерпретивист) Философия исследования
    • Онтология
    • Феноменология
    • Философия исследования позитивизма
    • Философия исследования прагматизма
    • Философия исследования реализма
  • Методы исследования
    • Методы сбора данных
      • Метод исследования
        • Анкеты
        • Интервью
      • Методы сбора количественных данных
        • Корреляционный анализ
        • Среднее значение, мода и медиана
        • Регрессионный анализ
      • Методы сбора качественных данных
        • Примеры из практики
        • Фокус-группы
        • Наблюдение
        • Исследования будущего
      • Эксперименты
      • Исследование действий
    • Анализ данных
      • Качественный анализ данных
      • Количественный анализ данных
    • Ограничения исследований
    • Этические соображения
  • Отбор проб
    • Вероятностная выборка
      • Простая случайная выборка
      • Систематическая выборка
      • Стратифицированная выборка
      • Кластерная выборка
    • Невероятностный отбор проб
      • Выборка для удобства
      • Многоступенчатый отбор проб
      • Целенаправленный отбор проб
        • Теоретический отбор проб
      • Выборка квот
      • Выборка снежков
  • Теория
    • Стратегия
      • Пять сил Портера
      • Анализ PESTEL
      • SWOT-анализ
      • Анализ цепочки создания стоимости

Research-Methodology

  • Дом
  • Методология
    • Написание диссертации
    • Исследовательский процесс
      • Выбор области исследования
      • Формулирование целей и задач исследования
      • Обоснование исследования
      • Письменные исследования Предпосылки
      • Структура исследования
      • Типы обзоров литературы
      • Обоснованная теория
      • Стратегия поиска литературы
      • Источники обзора литературы
      • Ссылочный номер
      • Работа с руководителем
    • Типы методов исследования
      • Прикладные исследования

.

видов методов исследования | HubPages

Определение исследования

Что такое исследование?

общая перспектива исследования заключается в том, что некоторые ученые, участвующие в лабораторных
тестирование или представление результатов научного открытия миру — фактически
Таков был мой взгляд на исследования, когда я был молод.

Просто
говоря, цель исследования — найти решение определенного типа
проблема или показать проблему направление к решению или положить некоторые
свет в неизведанных областях знаний для вашего просветления
в конкретной области знаний — таким образом, исследования действительно помогают нам понять наши
реальность более четко, а также помогает нам наслаждаться более высоким уровнем жизни.Так,
исследование — это своего рода проект по поиску ответов или решений для конкретного
area- исследование — это своего рода проект , потому что каждый проект имеет свой объем работ,
график и ресурсы, поэтому вы можете легко связать исследовательскую работу
с проектом — фактически каждая исследовательская работа работает на основе хорошо продуманной
план проэкта.

Как работают исследования?

Нравится
каждая система этого мира, исследования также следуют определенным правилам и принимают
помощь определенных организованных процедур для получения желаемого результата.В
словом, исследования работают над своими методами, чтобы служить своей истинной цели в любой области
области знаний. Итак, для работы над исследовательским проектом вам необходимо:
подходить к вашей области обучения систематически, что также признано и
знаком с остальным миром — я имею в виду, что ваше исследование
метод должен быть признан во всем мире или, по крайней мере, большинством
научное сообщество.

В чем ценность исследований?

1. Каждое исследование работает
либо выявить для нас новые возможности, либо дать нам новые идеи.

2. Исследования помогают нам диагностировать любые известные проблемы или
возможности;

3. Помогите нам создать
стандарт действий в любой выбранной области предметной области.

4. Оценить
и развивать современные технологии и системы.

Виды и методы исследований

каждые
Исследования требуют большой самоотдачи со стороны исследователя —
преданность делу в основном зависит от предмета исследования. Перед
проводя любое исследование в любой предметной области, нужно быть уверенным в
предполагаемая цель исследования — эта цель определяет, какой тип исследования
собираюсь взяться.Любые научные исследования могут относиться к следующему
три общие категории:

Исследовательский
исследование
-Этот тип исследования может генерировать
любая новая идея в области знаний. В первую очередь это делается с целью
находить что-то новое в любой предметной сфере и всегда пытается
свет в неизвестной области знания. Такого рода исследования также

Помогите нам создать новую дисциплину
в науках и помогают нам определять проблемы в этих конкретных областях исследований.

Конструктивный
исследование
— в основном это делается многими
технологических корпораций, чтобы найти новые / альтернативные решения для любых
конкретный кризис или проблемы. Например, исследование возобновляемых источников энергии или
разработка емкости оптического волокна может попасть в эту категорию исследований.

Эмпирический
исследование
— Это очень впечатляет
Наблюдательный тип исследования, когда человек наблюдает или проверяет реальные данные или
анализировать характер некоторых конкретных событий, чтобы определить природу или
класс тенденции, которую поддерживает конкретное явление.На основании теста
результат, исследователи пытаются провести линии, чтобы предсказать результат этого
тип инцидентов с определенной степенью уверенности.

Для выполнения вышеуказанного
типов исследований, может быть несколько способов или подходов, которые
исследователь может следить — это называется исследовательскими методами. Фактически , метод исследования — это процедура для
помочь вам найти необходимые данные, чтобы сделать вывод или сделать некоторые предсказуемые
результаты аналогичных экспериментов или инцидентов — независимо от того, где и когда
или в какой степени происходит этот конкретный инцидент.Другими словами, исследование
метод — это способ сбора входных данных и нахождения выходных данных для проведения вашего исследования
успешно.

Как
Вы можете выбрать один из следующих методов исследования или их комбинацию:

Опыты -это
используется в исследованиях поискового типа. Какие виды экспериментов необходимы
зависит от темы исследования. Это очень трудоемкий и дорогой вид
метода исследования.

Обзоры -это
используется в эмпирическом или исследовательском типе исследования, обычно используется в бизнесе
исследования.Вы можете использовать анкеты или
даже опросите определенную группу людей, чтобы узнать результат вашего исследования.

Наблюдение
— данные наблюдений могут быть записаны, чтобы найти эмпирические
взаимосвязь между различными параметрами вашего исследования. Один недостаток
Этот вид исследования является очень трудоемким и дорогостоящим методом.

Существующие
data-
этот тип исследования проводится на имеющихся данных, чтобы найти
любые выводы или закономерности в данных.Это самый простой и экономящий время
и менее дорогостоящий тип исследования, но для проведения такого исследования
исследователи должны быть особенно осторожны, чтобы получить реальные результаты из
существующие данные — небольшая ошибка может привести вас к неверному направлению — трата
time.so, точность этого типа исследования во многом зависит от опыта
исследователей, но это дает вам важную подсказку
о любых новых открытиях.

В социальных науках две самые популярные формы исследования
Методы: количественное и качественное исследование.Методы исследования в
различные области знаний могут отличаться и также могут называться

.

Определение, типы, методы и примеры

Что такое качественное исследование?

Качественное исследование определяется как метод исследования рынка, направленный на получение данных посредством открытого и разговорного общения.

Этот метод касается не только того, «что» люди думают, но и того, «почему» они так думают. Например, рассмотрим круглосуточный магазин, который хочет улучшить свою опеку. Систематическое наблюдение приводит к выводу, что мужчин, посещающих этот магазин, больше.Один из хороших способов определить, почему женщины не ходили в магазин, — это провести подробное интервью с потенциальными покупателями в этой категории.

Собирать аналитические данные

Например, , при успешном опросе женщин-покупателей, посещении близлежащих магазинов и торговых центров и выборе их посредством случайной выборки стало известно, что в магазине не хватает товаров для женщин, и поэтому женщин, посещающих магазин, стало меньше, что можно было понять только при личном общении с ними и понимании того, почему они не посетили магазин, потому что мужских товаров было больше, чем женских.

Качественные исследования основаны на таких дисциплинах социальных наук, как психология, социология и антропология. Таким образом, качественные методы исследования позволяют проводить углубленное и дополнительное зондирование и опрос респондентов на основе их ответов, при этом интервьюер / исследователь также пытается понять их мотивацию и чувства. Понимание того, как ваша аудитория принимает решения, может помочь сделать выводы при исследовании рынка.

Виды качественных методов исследования на примерах

Качественные методы исследования разработаны таким образом, чтобы помочь выявить поведение и восприятие целевой аудитории в отношении определенной темы.Обычно используются разные типы качественных методов исследования, такие как глубинное интервью, фокус-группы, этнографические исследования, контент-анализ, тематические исследования.

Результаты качественных методов более наглядны, и выводы можно довольно легко сделать на основе полученных данных.

Качественные методы исследования зародились в социальных и поведенческих науках. Сегодня наш мир более сложен, и трудно понять, что люди думают и воспринимают.Методы качественного исследования в Интернете позволяют понять это, поскольку они более коммуникативны и информативны.

Ниже приведены часто используемые методы качественного исследования. Также ознакомьтесь с примерами качественных исследований:

1. Индивидуальное интервью:

Проведение глубинных интервью — один из наиболее распространенных методов качественного исследования. Это личное интервью, которое проводится с одним респондентом за раз. Это чисто разговорный метод, который дает возможность получить подробные сведения от респондента.

Одним из преимуществ этого метода является прекрасная возможность собрать точные данные о том, во что люди верят и каковы их мотивации. Если исследователь имеет большой опыт, правильные вопросы могут помочь ему / ей собрать значимые данные. Если им понадобится дополнительная информация, исследователи должны задать такие дополнительные вопросы, которые помогут им собрать больше информации.

Эти интервью могут проводиться при личной встрече или по телефону и обычно длятся от получаса до двух часов или даже больше.Когда глубинное интервью проводится лицом к лицу, это дает лучшую возможность прочитать язык тела респондентов и сопоставить ответы.

2. Фокус-группы: Фокус-группа также является одним из широко используемых методов качественного исследования, используемых при сборе данных. В фокус-группу обычно входит ограниченное количество респондентов (6-10) из вашего целевого рынка.

Основная цель фокус-группы — найти ответы на вопросы «почему», «что» и «как».Одним из преимуществ фокус-групп является то, что вам не обязательно общаться с группой лично. В настоящее время в фокус-группы можно отправлять онлайн-опрос на различных устройствах, а ответы можно собирать одним нажатием кнопки.

Фокус-группы — это дорогостоящий метод по сравнению с другими методами качественного онлайн-исследования. Обычно они используются для объяснения сложных процессов. Этот метод очень полезен, когда дело касается исследования рынка новых продуктов и тестирования новых концепций.

3.Этнографические исследования: Этнографические исследования — это наиболее глубокий метод наблюдения, изучающий людей в их естественной среде обитания.

Этот метод требует от исследователей адаптации к окружающей среде целевой аудитории, которая может быть где угодно, от организации до города или любого удаленного места. Здесь географические ограничения могут стать проблемой при сборе данных.

Этот дизайн исследования направлен на понимание возникающих культур, проблем, мотиваций и условий.Вместо того, чтобы полагаться на интервью и дискуссии, вы лично сталкиваетесь с естественной обстановкой.

Этот тип исследовательского метода может длиться от нескольких дней до нескольких лет, поскольку он включает в себя углубленное наблюдение и сбор данных на этих основаниях. Это сложный и трудоемкий метод, который зависит исключительно от опыта исследователя, который сможет анализировать, наблюдать и делать выводы.

4. Исследование конкретного случая: Метод исследования конкретного случая развился за последние несколько лет и превратился в ценный качественный метод исследования.Как следует из названия, он используется для объяснения организации или юридического лица.

Этот тип исследовательского метода используется в ряде областей, таких как образование, социальные науки и т. Д. Этот метод может показаться сложным в использовании, однако это один из простейших способов проведения исследования, поскольку он включает в себя глубокое погружение и полное понимание методов сбора данных и вывода данных.

5. Ведение документации: этот метод использует уже существующие надежные документы и аналогичные источники информации в качестве источника данных.Эти данные могут быть использованы в новых исследованиях. Это похоже на посещение библиотеки. Там можно просмотреть книги и другие справочные материалы, чтобы собрать соответствующие данные, которые, вероятно, могут быть использованы в исследовании.

6. Процесс наблюдения:

Качественное наблюдение — это процесс исследования, в котором используются субъективные методологии для сбора систематической информации или данных. Поскольку акцент на качественном наблюдении — это исследовательский процесс с использованием субъективных методологий для сбора информации или данных.Качественное наблюдение в первую очередь используется для определения различий в качестве.

Качественное наблюдение касается 5 основных органов чувств и их функционирования — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха. Это не измерения или числа, а характеристики.

Качественные исследования: сбор и анализ данных

A. Сбор качественных данных

Сбор качественных данных позволяет собирать нечисловые данные, помогает нам исследовать, как принимаются решения, и дает нам подробную информацию.Чтобы сделать такие выводы, собранные данные должны быть целостными, богатыми и детализированными, а выводы должны быть получены путем тщательного анализа.

  1. Какой бы метод не выбрал исследователь для сбора качественных данных, один аспект совершенно очевиден: процесс будет генерировать большой объем данных. В дополнение к разнообразию доступных методов, существуют также различные методы сбора и записи данных.

Например, если качественные данные собираются с помощью фокус-группы или личного обсуждения, это будут рукописные заметки или видеозаписи.Если есть записи, они должны быть расшифрованы до того, как можно будет начать процесс анализа данных.

  1. В качестве приблизительного руководства опытному исследователю может потребоваться 8-10 часов, чтобы расшифровать записи интервью, что может дать примерно 20-30 страниц диалогов. Многие исследователи также любят вести отдельные папки для хранения записей, собранных в разных фокус-группах. Это помогает им разделить собранные данные.
  2. В случае, если ведутся текущие заметки, которые также известны как полевые заметки, они помогают поддерживать комментарии, контексты окружающей среды, невербальные подсказки и т. Д.Эти поданные примечания полезны и могут быть сопоставлены при расшифровке записанных аудиоданных. Такие записи обычно носят неформальный характер, но их следует хранить так же, как видеозаписи или аудиокассеты.

B. Качественный анализ данных

Качественный анализ данных, таких как заметки, видео, аудиозаписи, изображения и текстовые документы. Одним из наиболее часто используемых методов качественного анализа данных является анализ текста.

Анализ текста — это метод анализа данных, который резко отличается от всех других методов качественного исследования, при котором исследователи анализируют социальную жизнь участников исследования и расшифровывают слова, действия и т. Д.

Есть также изображения, которые используются в этом исследовании, и исследователи анализируют контекст, в котором используются изображения, и делают из них выводы. В последнее десятилетие огромную популярность приобрел анализ текста с помощью того, что публикуется в социальных сетях.

Характеристика качественных методов исследования

  1. Качественные методы исследования обычно собирают данные на месте, где участники сталкиваются с проблемами или проблемами.Это данные в реальном времени, и участники редко выезжают из географических мест для сбора информации.
  2. Качественные исследователи обычно собирают несколько форм данных, таких как интервью, наблюдения и документы, вместо того, чтобы полагаться на один источник данных.
  3. Этот тип исследовательского метода направлен на решение сложных проблем путем разбиения на значимые выводы, которые легко читаются и понятны всем.
  4. Поскольку это более коммуникативный метод, люди могут доверять исследователю, а полученная таким образом информация является сырой и подлинной.

Пример использования качественного метода исследования

Возьмем, к примеру, владельца книжного магазина, который ищет способы улучшить свои продажи и охват клиентов. С онлайн-сообществом участников, которые были постоянными посетителями книжного магазина, были проведены собеседования, были заданы соответствующие вопросы, и они получили ответы на них.

В конце интервью выяснилось, что большинство книг в магазинах подходят для взрослых, а для детей и подростков вариантов мало.

Проведя это качественное исследование, владелец книжного магазина понял, в чем заключаются недостатки и каковы были чувства читателей. Благодаря этому исследованию владелец книжного магазина теперь может вести книги для разных возрастных категорий и может улучшить свои продажи и охват клиентов.

Примеры таких качественных методов исследования могут служить основой для дальнейшего количественного исследования, которое дает средства.

Когда использовать качественное исследование

Исследователи используют методы качественного исследования, когда им необходимо получить точные и глубокие идеи.Очень полезно собирать «фактические данные». Вот несколько примеров того, когда следует использовать качественное исследование.

  • Разработка нового продукта или создание идеи.
  • Изучение вашего продукта / бренда или услуги для усиления вашей маркетинговой стратегии.
  • Чтобы понять свои сильные и слабые стороны.
  • Понимание покупательского поведения.
  • Для изучения реакции вашей аудитории на маркетинговые кампании и другие коммуникации.
  • Изучение демографии рынка, сегментов и групп клиентов.
  • Сбор данных о восприятии бренда, компании или продукта.

Собирать аналитические данные

Качественные методы исследования и количественные методы исследования

Основные различия между качественными и количественными методами исследования просты и понятны. Они различаются:

  • Их аналитические цели
  • Типы задаваемых вопросов
  • Типы средств сбора данных
  • Формы данных, которые они производят
  • Степень гибкости
Атрибуты Качественные методы исследования Количественные методы исследования
Аналитические объективы Этот метод исследования фокусируется на описании индивидуального опыта и убеждений. Количественный метод исследования фокусируется на описании характеристик населения.
Типы задаваемых вопросов Открытые вопросы Закрытые вопросы
Инструмент для сбора данных Используйте полуструктурированные методы, такие как глубинные интервью, фокус-группы и включенное наблюдение Используйте высокоструктурированные методы, такие как структурированное наблюдение с использованием анкет и опросов
Форма предоставленных данных Описательные данные Числовые данные
Степень гибкости Ответы участников влияют на то, как и какие вопросы исследователи задают следующие Ответы участников не влияют и не определяют, как и какие вопросы исследователи задают следующие

.

Методы исследования в социологии — Введение — ReviseSociology

Введение в методы исследования в социологии, охватывающее количественные, качественные, первичные и вторичные данные и определение основных типов методов исследования, включая социальные опросы, эксперименты, интервью, включенное наблюдение, этнографию и лонгитюдные исследования.

Зачем нужны социальные исследования?

Простой ответ состоит в том, что без него наши знания о социальном мире ограничены нашим непосредственным и ограниченным жизненным опытом.Без какого-либо систематического исследования мы не сможем узнать ответ даже на базовые вопросы, например, сколько людей живет в Соединенном Королевстве, не говоря уже об ответах на более сложные вопросы о том, почему дети рабочего класса получают худшие результаты в школе или почему уровень преступности падает каждый год с 1995 года.

Итак, основная причина проведения социальных исследований — описать социальный мир вокруг нас: выяснить, что люди думают и чувствуют по поводу социальных проблем, и как эти мысли и чувства различаются в разных социальных группах и регионах.Без исследования вы просто не знаете с какой-либо степенью уверенности, что происходит в мире.

Однако цель большинства исследований выходит за рамки простого описания. Социологи обычно ограничиваются определенной темой исследования и проводят исследования для достижения цели исследования или иногда для ответа на конкретный вопрос.

Субъективные и объективные знания в социальных исследованиях

Исследования в области социологии обычно тщательно планируются и проводятся с использованием хорошо установленных процедур, обеспечивающих объективность знаний — когда собранная информация отражает то, что на самом деле « снаружи » в социальном, мире, а не « субъективное » — где она отражает только узкие мнения исследователей.Тщательное, систематическое и строгое использование методов исследования — вот что делает социологическое знание «объективным», а не «субъективным».

Субъективные знания — это знания, основанные исключительно на мнениях отдельных людей, отражающие их ценности и предубеждения, их точку зрения

Объективное знание — это знание, свободное от предубеждений, мнений и ценностей исследователя, оно отражает то, что на самом деле «снаружи» в социальном мире.

NB — Хотя большинство социологов считают, что мы должны стремиться к тому, чтобы сбор данных был как можно более объективным, некоторые социологи (известные как феноменологи) утверждают, что на самом деле невозможно собрать данные, которые являются чисто объективными — Мнения исследователя всегда мешать собирать и фильтровать данные для публикации.

Источники и типы данных

В социальных исследованиях принято различать первичные и вторичные данные и качественные и количественные данные

Количественные данные относится к информации, которая отображается в числовой форме или в форме статистики.

Качественные данные относится к информации, которая появляется в письменной, визуальной или звуковой форме, например, стенограммах интервью, газетах и ​​веб-сайтах. (Можно анализировать качественные данные и отображать их особенности численно!)

Вторичные данные — это данные, которые были собраны предыдущими исследователями или организациями, такими как правительство. Количественные источники вторичных данных включают официальную государственную статистику, а качественные источники очень многочисленны, включая правительственные отчеты, газеты, личные документы, такие как дневники, а также огромное количество аудиовизуального контента, доступного в Интернете.

Первичные данные — это данные, собранные самим исследователем из первых рук. Если социолог проводит свое собственное уникальное социологическое исследование, у него обычно будут конкретные исследовательские вопросы, на которые он хочет получить ответы, и, таким образом, адаптировать свои методы исследования для получения желаемых данных. Основные методы, которые социологи используют для получения первичных данных, включают социальные опросы (обычно с использованием вопросников), интервью, эксперименты и наблюдения.

Основные первичные методы исследования

Социальные опросы — это обычно структурированные анкеты, предназначенные для сбора информации от большого числа людей в стандартизированной форме.

Социальные опросы написаны исследователем заранее, обычно имеют предварительную кодировку, ограниченное количество закрытых вопросов и, как правило, сосредоточены на относительно простых темах. Хорошим примером является Национальная перепись населения Великобритании. Социальные опросы могут проводиться (проводиться) разными способами — они могут быть самостоятельными (заполняются самими респондентами) или могут принимать форму структурированного интервью на главной улице, как в случае с некоторыми исследования рынка.

Эксперименты — нацелены на как можно более точное измерение влияния одной переменной на другую с целью установления причинно-следственных связей между переменными.

Эксперименты обычно начинаются с гипотезы — теории или объяснения, сделанного на основе ограниченных доказательств в качестве отправной точки для дальнейшего исследования, и обычно принимают форму проверяемого утверждения о влиянии, которое одна или несколько независимых переменных окажут на зависимая переменная.Хороший эксперимент будет спланирован таким образом, чтобы можно было установить объективные причинно-следственные связи, чтобы исходная гипотеза могла быть проверена или отклонена и изменена.

Есть два типа экспериментов — лабораторные и полевые эксперименты — лабораторный эксперимент проводится в контролируемой среде, такой как лаборатория, тогда как полевой эксперимент проводится в реальных условиях, таких как классная комната, место работы или даже главная улица.

Интервью — Метод сбора информации путем устного задания вопросов, лицом к лицу или по телефону.

Структурированные интервью — это в основном социальные опросы, которые зачитываются исследователем — в них используются заранее заданные, стандартизированные, обычно закрытые вопросы. Целью структурированных интервью является получение количественных данных.

Неструктурированные интервью , также известные как неформальные интервью, больше похожи на управляемую беседу и обычно предполагают, что исследователь задает открытые вопросы, которые генерируют качественные данные.Исследователь начнет с общей темы исследования и задаст вопросы в ответ на различные и дифференцированные ответы респондентов. Таким образом, неструктурированные интервью являются гибким методом исследования, проводимым респондентами.

Полуструктурированные интервью состоят из расписания интервью, которое обычно состоит из ряда открытых вопросов, которые позволяют респонденту дать подробные ответы. Например, исследователь может задать 10 вопросов (следовательно, структурированных), которые он задаст всем респондентам, но задаст дополнительные дифференцированные (неструктурированные) вопросы на основе полученных ответов.

Наблюдение за участниками — предполагает, что исследователь присоединяется к группе людей, принимает активное участие в их повседневной жизни как член этой группы и делает подробные записи того, что она видит.

Наблюдение участников может быть открыто, , в этом случае респонденты знают, что исследователь проводит социологическое исследование, или тайным (негласным) , когда респондентов обманывают, заставляя думать, что исследователь является «одним из них», но не знают, что исследователь является проведение исследований.

Этнографии и тематические исследования

Этнография — это углубленное исследование образа жизни группы людей в их естественной среде обитания. Как правило, они очень глубокие и долгосрочные и нацелены на полное (или «толстое») многоуровневое описание культуры группы людей. Наблюдение за участниками обычно является основным используемым методом, но исследователи будут использовать все другие доступные методы для получения еще более обширных данных — например, интервью и анализ любых документов, связанных с этой культурой.

Примеры из практики включает в себя исследование одного случая или примера чего-либо с использованием нескольких методов — например, исследование одной школы или фабрики. Этнография — это просто очень глубокое тематическое исследование.

Лонгитюдные исследования — исследования выборки людей, в которых информация собирается от одних и тех же людей через определенные промежутки времени в течение длительного периода времени. Например, исследователь может начать в 2015 году с выборки из 1000 человек для заполнения анкеты, а затем вернуться к тем же людям в 2020 году и снова в 2025 году для сбора дополнительной информации.

Теория и методы Уровень социологии Revision Bundle

Если вам нравятся такие вещи, то вам, возможно, понравится мой комплект «Пересмотр теории и методов», специально разработанный для ознакомления студентов с разделами теории и методов работ по социологии уровня A 1 и 3.

В комплект входит:

  • 74 страницы примечаний к пересмотру
  • 15 интеллектуальных карт по различным темам в рамках теории и методов
  • Пять эссе по теории и методам
  • «Как писать методы в контекстных эссе».

Похожие сообщения

Факторы, влияющие на выбор метода исследования

Позитивизм и интерпретизм — очень краткий обзор

Моя главная страница методов исследования содержит ссылки на все мои сообщения о методах исследования.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *