Признаки дислексии у детей: Дислексия у детей|Симптомы, причины, лечение

Содержание

Дислексия у детей|Симптомы, причины, лечение

Дислексия у детей

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у малыша появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!

нарушение речевого развития

Содержание статьи

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Симптомы дислексии

Фонематическая

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Аграмматическая

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»

Я Сён Ко

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.

Умственная отсталость или задержка психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

 

 

Недостаточный речевой опыт

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.

Ранний возраст

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

Вполне возможно даже, что над малышом подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Как видит дислексик

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Обращение за помощью к специалисту

Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, это займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но закрывать на проблему глаза или заниматься самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь  легче пережить трудности.

Развитие мелкой моторики

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.

Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится.
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них  не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и дома (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие буквы подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве буквы (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.

Упражнения при дислексии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары, летнюю школу и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.

В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии

 

Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!

С уважением,
Анастасия

 

как учителю понять, что у ребенка из его класса проблемы — Я Учитель

С трудностями чтения и письма сталкиваются по разным данным от 5% до 20% школьников. Детей, которые испытывают такие проблемы, но сохраняют общую способность к обучению, называют дислексиками. Обычно на симптомы дислексии обращают внимание к третьему классу, когда у ученика начинаются сложности с пониманием прочитанного текста.

Чем раньше учитель и родители заметят проблему, тем больше у ребенка шансов стать успешным в обучении. Как понять, что ученик не ленится учиться читать, а реально испытывает трудности? О том, что такое дислексия и как ее определить учителю, поговорили с нейропсихологом Ксенией Вотяковой.

Что такое дислексия?

Дислексия — избирательное нарушение способности к формированию навыков чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребенок-дислексик может читать крайне медленно, с большим количеством ошибок, с трудом понимать прочитанное. Важно осознавать, что такие проблемы не означают, что ребенок ленится или плохо интеллектуально развит. Не нужно ставить на него клеймо двоечника и лентяя — лучше попытаться определить, что конкретно с ним не так. 

Нейропсихологи считают, что трудности связаны с особенностями работы высших психических функций, задействованных в процессе чтения. В зависимости от тех механизмов, которые лежат в основе нарушения, выделяют несколько видов дислексии: регуляторная, фонематическая, зрительно-пространственная, семантическая и аграматическая. В 1-2 классе школы чаще всего можно заметить первые три. Рассмотрим эти виды подробнее. При наблюдении важно помнить, что «чистые» типы дислексии у детей редко встречаются в реальной жизни.

Ученик пропускает буквы, слоги, слова, не замечает границы предложений

Если ребенок при чтении и письме пропускает буквы или элементы букв, слога или целые слова — скорее всего, вы имеете дело с регуляторной дислексией. Такие ученики имеют нарушения функций программирования, регуляции и контроля чтения. 

Они пропускают буквы и слоги, добавляют или повторяют их при письме («ледоходох» вместо «ледоход»), «сливают» два слова в одно («вэту пору» вместо «в эту пору»), «перескакивают» с одной строчки на другую или из начала строки в конец.

Читая, ученики с регуляторной дислексией не замечают границ предложений и знаки препинания. Такие дети не до конца понимают смысл текста, неправильно озвучивают интонации и знаки препинания. В этом случае одновременно следить за технической и за смысловой стороной текста ребенку очень сложно. При письме дети часто пропускают пробелы, точки, заглавные буквы.

Ученик заменяет звуки на близкие по звучанию или написанию

Если ребенок испытывает трудности при выборе среди близких звуков: заменяет буквы на близкие по звучанию (б-п, з-с) или по произношению (т-п, т-н, д-б, л-р) — это может быть признаком фонематической дислексии

Читая текст, ребенок путает буквы и поэтому иногда не может понять, что за слово перед ним. Кроме того, им сложно запомнить слуховой образ слова, который может помочь правильно его написать.

Логопеды и нейропсихологи для диагностики такого нарушения используют следующий метод: предлагают ребенку выбрать из двух картинок ту, что иллюстрирует сказанное слово (например, на одной — коса, на другой — коза, или на одной — почка, на другой — бочка): ребенок с проблемами будет часто ошибаться. Так трудности звукоразличения проникают в чтение и письмо. 

Ученик упорно пишет так, как слышит, а буквы в тетради разного размера

Если ребенок часто не может найти начало строки, сориентироваться на странице, испытывает сложности с написанием каких-то букв — скорее всего, тут дело в зрительно-пространственной дислексии. Обычно дети к окончанию первого класса читают плавно по слогам, к концу второго класса по слогам читают только сложные слова, а в третьем классе читают уже целыми словами и даже словосочетаниями. У людей с зрительно-пространственной дислексией слова «рассыпаются», не запоминаются, как целое. Поэтому им сложно, например, учить словарные слова. 

Дети, у которых может быть такой вид дислексии, часто путают верх и низ, право и лево. В тетради у них буквы могут быть разного размера и с наклоном в разные стороны, а некоторые — причудливо или зеркально написаны. Они иногда пропускают в словах гласные — даже ударные, и нарушают порядок букв. Из-за отсутствия целостного образа слова часто пишут несколько слов слитно.

Что делать учителю?

Итак, заметив проблемы и начав с ними работу, мы даем ребенку возможность быть успешным в учебе, не потерять мотивацию, накапливая «снежный ком» из ученических проблем. Для учителя в первом-втором классах главный инструмент профилактики дислексии у детей — наблюдение. Симптомы дислексии обычно становятся очевидны учителю достаточно быстро, и его задача — следить за динамикой.

Так, если ошибок в чтении и письме становится все больше или с течением времени не становится меньше — это повод поговорить с родителями, которые могут обратиться к логопеду или нейропсихологу. Специалисты проведут более комплексную диагностику и посоветуют, как быть.

Еще один инструмент для профилактики возможных трудностей формирования навыков чтения и дислексии — бесплатный курс повышения квалификации для учителей начальной школы «Обучение чтению. Профилактика дислексии». Это теоретическая информация о симптомах дислексии для учителей и последовательность готовых занятий, рассчитанных на 12 недель, для учеников. 

Каждой неделе обучения соответствует видео с методическим описанием занятий и готовые наборы заданий на платформе Яндекс.Учебник. Цикл занятий называется «Витамины для чтения». Он будет полезены не только дислексикам, но и всем детям в классе. Занятия из курса можно встроить в основную школьную программу, или проходить с детьми в качестве внеурочной деятельности.

У учеников, у которых задания не будут вызывать сложностей, курс сформирует ситуацию успеха и поддержит интерес к заданиям на развитие речи. Дети, у которых возникают сложности с заданиями, смогут потренироваться — им можно будет выдать больше заданий. Значительные трудности при выполнении заданий станут сигналом для педагога и родителей о том, что лучше обратиться к логопеду. 

Курс разработан в соответствии с принципами детской нейропсихологии и логопедии, учитывает закономерности развития высших психических функций ребенка, его возрастных особенностей и этапов формирования навыков чтения.  

«Витамины для чтения» для младших классов станут доступны на платформе Яндекс.Учебник с 22 сентября.

Курс «Обучение чтению. Профилактика дислексии» для учителей начальной школе появится в разделе «Курсы» 29 сентября.

что это такое и как лечить?

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. «В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву «Я» или цифру 3 задом наперед, — они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

— Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, — считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия — явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. «Все зависит от того, где провести черту, — говорит д-р Чиркина. — Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения».


Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. «У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, — рассказывает д-р Лопатина. — Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить».

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. «Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения», — считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование — тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. «Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, — считает д-р Климонтович. — В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции». Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, «говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно».

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе — в 46, а в 5-7-м классе — лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

— Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, — рассказывает Г. В.Чиркина. — Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

* Имена пациентов изменены.

Марта Петрова,

Статья предоставлена журналом

Помните? «Алисе наскучило сидеть с сестрой без дела на берегу реки; разок-другой она заглянула в книжку, которую читала сестра, но там не было ни картинок, ни разговоров.
— Что толку в книжке, — подумала Алиса, — если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»:)
Алиса умела читать, но ей было скучно от общения с книжкой без картинок и без разговоров:)
Мне пришлось наблюдать в школе, как у детей не идет иностранный язык без интерактивной книжки.
Я перенесла этот феномен на овладение родной речью и пришла к выводу, что современным детям нужны интерактивные книжки — книжки с иллюстрациями и разговорами:) …
Разговаривайте с ребенком, ищите книжки, разговаривающие с ребенком, «разговаривающие» ребенка…
Детям так важно, чтобы с ними разговаривали, читали, пели, плясали, водили хороводы, играли и т.п. 🙂
Это совсем не мешает учению, наоборот — помогает:)

2006-05-12, Элла Прокофьева

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

2006-05-04, copywriter

А вот это?
*Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».*
Разве недостаточно? В каждом классе 3 — 4 человека сидят с такими проблемами, издали видно.

2006-05-12, мус

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

2006-05-04, Mrs. John

А вот у меня мальчишки учились пересказывать по книжке Безруких. Вроде «Учимся пересказывать по картинке» — такое примерно название. Там 10 занятий.

2006-05-12, мус


Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.

Болезнь гениев. Как понять, что у ребёнка дислексия и что с этим делать? | УЧЕБА | ОБРАЗОВАНИЕ

Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен и Владимир Маяковский: что может объединять таких разных людей, кроме того, что все они несомненно талантливы? Оказывается, нечто общее у них есть. Удивительно, но все они – дислексики. Как понять, что ваш ребёнок дислексик и что с этим делать? Подробности — в материале «АиФ-Прикамье».

Мы читали, мы писали…

Немало знаменитых, учёных, писателей, поэтов, актёров всю свою жизнь боролись с трудностями в овладении, казалось бы, простыми навыками: чтением, письмом, счётом. Именно поэтому дислексию часто называют болезнью гениев. Учитель начальных классов пермской гимназии №1 и психолог общественной организации «Многодетные Пермского края» Инна Юзюк говорит, что это заболевание действительно порой даёт больше, чем забирает, с лихвой компенсируя проблемы другими талантами. Человек может всю жизнь плохо читать и  при этом быть отличным оратором, прекрасно рисовать и так далее.

– Такие дети очень старательные, так как для овладения элементарным навыком им нужно прилагать больше усилий. Они внимательно читают книги, так как им не с первого раза удаётся понять, о чём они, – говорит Инна Юзюк. – Постоянное преодоление трудностей помогает им стать ответственными и успешными, когда они вырастают. И всё же без помощи взрослых добиться успеха им непросто. Главная ответственность лежит, конечно же, на родителях. Если ребёнок никак не может выучить буквы, испытывает большие трудности в чтении, не может понять самый простой текст и пересказать его, то это уже повод для беспокойства. Ещё один признак возможной дислексии – неправильная постановка руки при письме, когда ребёнок держит ручку, выкручивая руку, как будто кто-то заставляет его писать именно таким, неудобным образом.

Дислексики часто знают, как пишется то или иное слово, но всё равно допускают в нём ошибки. Такие дети даже в написании своего имени могут ошибаться. Они могут переставлять буквы в словах местами, приставки к словам писать отдельно. Ещё одна их особенность – они не читают слово, а «додумывают» его по первым буквам. Например, если дислексик прочитал две первые буквы – «мо», он может решить, что перед ним слово «молоко».  Если родили заметили у ребёнка трудности в овладении чтением и письмом, им стоит обратиться к логопеду, дефектологу или психологу, чтобы исключить или подтвердить диагноз. Чем раньше, тем лучше.

Чем раньше, тем лучше

Инна Юзюк советует родителям вовремя заметить проблему, чтобы выбрать подходящего учителя и рассказать ему об особенности маленького ученика. 

– Лучше диагностировать дислексию ещё до поступления в школу (это не так сложно, так как читать и писать сейчас учат рано). В этом случае советую отдать в класс, где меньше учеников, но если это невозможно, то выбрать не школу, а учителя – он должен быть спокойным и внимательным. Если педагог активный и быстро говорит, то малышу будет сложно сосредоточиться на учёбе. Таких детей желательно усаживать на первые парты, чтобы они не отвлекались. К доске тоже лучше вызывать первыми – это поможет им не смущаться. Ошибки отмечать не красной, а зелёной пастой.

Родителям психолог рекомендует не поощрять длительный просмотр телевизора. Хорошо, если в доме будет много книг, еще лучше, если эти книги будут с картинками, так как дислексики лучше воспринимают визуальную информацию. Но «давить» на детей, заставляя много читать, ни в коем случае нельзя. Результат будет обратным. Полезнее вдохновлять малышей, читая им.

К сожалению, о дислексии в нашей стране знают ещё очень мало. Несмотря на то, что по статистике в России она есть у каждого десятого ребёнка. Пока учителя, сверстники или даже собственные родители нередко воспринимают таких детей как безграмотных и неумелых. В результате малыши с дислексией постепенно «закрываются» в себе, у них начинаются проблемы с самооценкой, они не хотят ходить в школу. Чтобы взрослые больше узнали о дислексии, в Пермском крае создали проект «Такой же, как все», партнёром которого стала общественная организация «Многодетные пермского края». Семинары для учителей, «круглый стол», видеролик «А вдруг он гений?» расскажут педагогам и родителям о том, что такое дислексия, как вдохновить «особенного» малыша учиться и раскрыть все его таланты.

Проект «Такой же как все» реализуется АНО «Мастерская социальных проектов» и является победителем  XXI городского конкурса социально-значимых проектов «Город-это мы».

Признаки дислексии:

  • Ребёнок испытывает трудности в чтении и понимании текста
  • Ему трудно его перессказать
  • Он может путать буквы, переставляя их местами,  писать приставки отдельно от слов
  • Знает как пишется его имя, но всё равно может написать его неправильно
  • Держит ручку неудобно

Рекомендации для родителей:

  • Чем раньше заметите проблемы ребёнка в овладении чтением, письмо или счётом, тем лучше.
  • Чтобы диагностировать заболевание, необходимо обратиться к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.
  • Для детей-дислексиков лучше выбирать учителя, а не школу. Лучше, чтобы учитель был спокойным и внимательным.
  • Стоит ограничить просмотр телевизора
  • Лучше выбирать книжки с картиками
  • Стоит чаще читать своему ребёнку

Рекомендации для учителей:

  • Детей-дислексиков лучше усаживать на первые парты
  • Проявлять терпение и внимание, так как им нужно время, чтобы обдумать ответ
  • Спрашивать первыми, чтобы они не боялись отвечать после других учеников
  • Задания проверять лучше зелёной пастой, а не красной

Смотрите также:

Дислексия у детей: что это за болезнь

Мария Пиотровская, учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией, стала одной из первых, кто публично озвучил проблему дислексии. В интервью BeautyHack Мария рассказывает о первых признаках дислексии и о том, как правильно должны себя вести родители, столкнувшиеся с этим вопросом.

Дислексия – это не болезнь, а нарушение письменной речи, оно проявляется в особых сложностях овладения чтением и письмом. Если ваши дети плохо учатся, это не приговор – им можно помочь. Наличие дислексии требует особого подхода и помощи специалистов. Будучи мамой ребенка с дислексией, Мария начала с изучения этого вопроса с целью помочь дочери Ксении и продолжила, создав Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Команда проекта сфокусирована не просто на локальной помощи детям, а на работе на законодательном уровне.

— В прессе приводится следующая мировая статистика: у каждого десятого учащегося есть симптомы дислексии. Проводятся ли подобные исследования в России?

Больших статистических исследований в России, к сожалению, не проводилось. Есть отдельные попытки ученых рассчитать данную величину. Но, как правило, масштаб этих исследований невелик, поэтому их результаты нельзя считать вполне репрезентативными. Мы ссылаемся на международную статистику. Однако министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева называет следующую цифру – порядка 64% детей приходят в 1-й класс с низкой степенью готовности к обучению и могут иметь в дальнейшем дислексию, дисграфию и дискалькулию.

— В каком возрасте можно выявить дислексию у ребенка, и в чем ее признаки выражаются в первую очередь? 

Для детей разного возраста существуют тесты, на основании которых можно увидеть проблему. По тому, как дошкольник рисует или говорит, например, можно обнаружить предрасположенность к дислексии или дисграфии. Но определить их наличие можно только тогда, когда появляется навык чтения и письма. В первом классе, при наличии определенных симптомов, он может попасть в так называемую «группу риска». Но пока не закончено обучение грамоте, такой диагноз не поставят ни в одной стране мира.

Я сама – мама ребенка с дислексией. И на примере моей дочери могу сказать: когда в 6 лет мы учились читать, я замечала, что ребенок не видел целиком слово, выпадали отдельные слова из предложений – то окончание не так прочитает, то фразу. Особенно это заметно тем родителям, которые сами таких проблем не имели.

— Страшно ли для родителя услышать слово «дислексия» в России? Правда ли, что бывают ситуации, когда родители под влиянием общественного мнения осознанно закрывают глаза на диагноз, чтобы не вешать на ребенка ярлык?

К сожалению, да. На данный момент система образования не учитывает особенности детей с дислексией. Мы на днях встречались с московским правительством, где все убеждены, что, если есть ресурсные школы (школы с дополнительным финансированием со стороны субъекта РФ) и некоторое количество детских садов для детей с особенностями речевого развития – проблема решена. Но в самих ресурсных школах преподаватели жалуются, что нет методик диагностики, специальных пособий для обучения, система льгот не работает. Присутствия логопеда в школе добиться сложно. В итоге проблема «запускается», и в дальнейшем ее становится все сложнее и сложнее решить. 

Что же касается отношения родителей… Во-первых, получение льгот возможно только по справке ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии). А любой родитель всячески избегает экспертизы ПМПК, так как боится последствий в будущем или ненужных разговоров. При этом мало кто знает, что справка, полученная от этой комиссии, действует только на период обучения в школе и дает льготы на экзаменах.

Во-вторых, скажем честно, для маленького ребенка процедура обследования на ПМПК – это нелегкая ситуация, особенно если это обследование проводится формально, подобно конвейеру. Если бы методика обследования была более легкой и комфортной, было бы замечательно, потому что в этой ситуации крайне необходимо мнение профессионала.

В-третьих, в России люди очень плохо осведомлены о проблеме. Если родитель не знает о дислексии, о том, что это она имеет нейробиологическую природу и требует занятий со специалистами, он не сможет помочь ребенку. Мы проводили соцопрос, в результате которого выяснили, что две трети населения знать не знают о таком явлении, как дислексия, вообще. Это порядка 40 000 опрошенных по всем федеративным округам, 32 000 специалистов. Исследование проводилось силами исследовательского агентства МАГРАМ по инициативе нашей Ассоциации и при финансовой поддержке фонда «Наше будущее» В.Ю. Алекперова.

Сейчас мы ожидаем получение прав на результаты этого исследования. 

— Будучи мамой ребенка с дислексией, расскажите, как следует вести себя родителю, проживающему, например, в Москве, и выяснившему, что у его ребенка дислексия. К каким специалистам в первую очередь стоит обращаться, какие действия предпринимать?

Если родители внимательно относятся к ребенку, то, видя, что он не успевает в школе, они начинают метаться в попытках ее сменить, а это первый признак, на который следует обратить внимание. Все время кажется, что в школе обижают, не тот педагог, не так объясняют. Другая ситуация: родители сильно заняты, они бывают даже не в курсе происходящего и только ругают ребенка за плохую успеваемость.

В первую очередь необходимо идти к специалистам: логопеду и нейропсихологу. Если проблема определена, следующий шаг — ПМПК. Я всегда привожу пример: заболел ребенок — вы идете к врачу. Вот и здесь то же самое.

— В одном из интервью вы рассказывали, что с 5 класса перевели свою дочь Ксению на домашнее обучение. А как вы считаете, могут ли дети с дислексией комфортно чувствовать себя в обычной школе и в обычных классах?

Это будет зависеть от возраста, школы, класса и, самое главное, педагога. Если это начальная школа и у ребенка один преподаватель, ему, может быть, будет легче. Очень важен социальный состав класса, какие в нем учатся дети. И, конечно, педагог должен знать и понимать, что такое дислексия, должен быть толерантен. Если учитель не проецирует недоброжелательное отношение, и дети не будут так реагировать.

В начальной школе один педагог ведет класс, и у него складывается более полная картина по каждому ребенку — тут легче понять, когда есть сложности. В 5 классе так не получится, потому что появляется много педагогов-предметников. И если кто-то из них не будет знать о дислексии, ребенок начнет отставать от программы по одному предмету, а следом потянутся проблемы и в остальных.

Сейчас наметилась такая тенденция: детей выводят из обычной дневной школы, переводят на домашнее обучение. Родители сами между собой формируют некое подобие класса из 3-4 детей, сами приглашают к себе специалистов – нейропсихологов, логопедов и репетиторов. Дети получают ту же образовательную программу, что и в обычной школе, но занимаются либо дома, либо в арендованных для занятий помещениях. При этом все промежуточные и итоговые аттестации они сдают в школе, к которой территориально привязаны, и получают соответствующий документ об образовании. Плюс – такие дети полностью социализированы. 

Важно знать, что если у ребенка диагностирована дислексия, ему в первое время нужно помогать читать. И в этом случае аудиокниги, видео- и аудиоуроки в интернете – это спасение. Но тут есть еще один нюанс – так называемая «короткая память». Если выстраивается ассоциативный ряд, то ребенок запоминает информацию. В противном случае возникают сложности, так как как дети с дислексией мыслят скорее образами. К примеру, у меня ребенок иностранный язык на слух изучал очень быстро.

На самом деле, такой формат обучения очень распространен в США, особенно среди детей-спортсменов. В Штатах обучение home schooling даже более предпочтительно.

— Сколько лет сейчас вашей дочери Ксении? Расскажите, как она изменилась после начала работы со специалистами и домашнего обучения?

Сейчас ей 16. Мы несколько лет назад перешли на домашнее обучение, и около года у Ксении заняла адаптация к новой системе – в первую очередь потому, что ей было достаточно сложно абстрагироваться от обид, накопленных в школе. Хотя она – сильный человек! На Неделе дислексии Ксения рассказывала как раз об этом. О том, что нужно попытаться поверить в себя – что ты действительно можешь, что тебе не надо ни с кем себя сравнивать, что у тебя своя траектория движения: здесь ты сильная, здесь слабее, значит надо побольше заниматься. Благодаря такому индивидуальному плану у ребенка абсолютно изменилось отношение к себе и появилась ярко выраженная уверенность. 

— Известно, что у многих гениальных людей была дислексия. Кого бы вы привели в пример в первую очередь?

Ричард Бренсон, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Орландо Блум, Шер, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Стив Джобс, Пабло Пикассо и множество других. 

— В 2016 году вы учредили Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Можете вспомнить, какие цели вы ставили перед собой на тот момент? И как они изменились сейчас?

Цели у нас изначально были достаточно амбициозные, и они не изменились. Если вначале я думала, что достаточно открыть центр, что-то на нем апробировать, а потом уже эти результаты передавать куда-то наверх, то потом я поняла, что такая тактика не работает. Эту поддержку получит за деньги максимум 100-150 человек.

Я подумала, что это неправильно, и у меня возникло амбициозное желание изменить систему образования, чтобы она работала так, как давно уже работает в других странах. Чтобы была система льгот при обучении для детей. К примеру, сейчас у нас выходит методическое пособие, которое нашим специалистам по нашей же инициативе заказало Министерство просвещения. Эта методичка будет отправлена во все школы, она включает в себя рекомендации по работе с детьми от момента диагностики до учета особенностей обучения.

— В 2015 году вы оставили пост председателя совета директоров банка «Ренессанс Кредит», решив посвятить основное время обучению дочери и (позже) благотворительности. Не возникало ли у вас желания вернуться к карьере?

Во-первых, банковская система сейчас иная, нежели та, в которой я работала. Второй момент – в банковской сфере у меня было 25 лет рабочего стажа, и на тот период многое было сказано.

А с Ассоциацией получилась настолько серьезная и всеобъемлющая история, что сейчас она требует моего участия. Я изначально не планировала полностью уходить только в работу Ассоциации. Я искала способ помочь своей дочери, начала разбираться в проблеме и поняла, что это не единичный случай. Встал вопрос – как эту проблему решать? Стало понятно, что необходимы решения на законодательном уровне, то есть нужно не просто донести информацию до родителей, специалистов, рассказать, как работать с дислексией – надо разрабатывать комфортные диагностические процедуры, проводить скрининги, открывать центры, способствовать появлению логопеда в каждой школе, апробировать новые методики и учебники, обеспечивать льготы для детей с дислексией. Пока реализация идет, есть проекты, есть драйв, я понимаю, что меня поддерживают серьезные люди – я очень признательна всем тем ученым, которые поверили в нашу инициативу и стали с нами работать. И обмануть это доверие и надежды людей невозможно. Мне кажется, я больше смогу сделать здесь, чем в банковском секторе. Если кто-то предложит интересный проект, буду думать, но точно от текущей деятельности не откажусь.

Что такое дислексия у детей

Несмотря на то, что признаки дислексии могут напоминать расстройство психики, правильнее относить этот недуг к группе заболеваний мозга. Пациентам с таким диагнозом тяжело пройти социальную адаптацию в обществе (особенно маленьким), им по-настоящему трудно общаться и выражать свои мысли или желания. Причин для этого может быть множество: плохая наследственность, интоксикации, даже леворукость (ведущее правое полушарие мозга). Обо всем этом более подробно будет рассказано в приведенном ниже материале.

Что такое дислексия у детей

Как свидетельствует беспристрастная статистика, проблемами с чтением, то есть дислексией, страдают до 5 % детей, причем с нормальным интеллектуальным развитием. Часто она соседствует с другим распространенным заболеванием – дисграфией. Симптомы проявляют себя в следующем:

  • ребенок в своей речи совершает одни и те же ошибки;
  • механическое исправление не дает результатов.

Логопеды, в свою очередь, разделяют заболевание по степени тяжести на 2 вида дислексии: частичная (поддающаяся восстановлению) и полная утрата навыка, вплоть до невозможности научиться нормально говорить (алексия).

По поводу дислексии и причин, вызывающих такую дисфункцию речи, мнения специалистов расходятся: от перинатальных повреждений плода (полученных в утробе матери) до осложненных родов, перенесенных в период беременности интоксикаций, болезней, повлекших неправильное развитие отделов головного мозга. Иногда проводятся параллели между ведущим правым полушарием (леворукостью) и плохим формированием связей между отделами анализа/синтеза. Кроме указанных причин, на дислексию может влиять элементарное отсутствие полноценного вербального общения в семье (социальной группе), а также чрезмерно форсированный темп обучения.

Важно. Какими бы не были причины развития заболевания, основной остается неполноценная сформированность устной речи, при которой ребенок не обладает нужным запасом слов.

Что такое дислексия

Что такое дислексия

Признаки

Дислексия у взрослых и у детей проявляется по-разному. С точки зрения медиков к ней можно отнести любые ошибки в произношении (особенно повторяющиеся при попытке написать что-то). Могут наблюдаться рассеянное внимание, плохая память, неспособность составлять длинные и сложные предложения, с обилием оборотов и разных падежных форм. У больных с дислексией набор часто употребляемых в речи слов весьма ограничен, общение с ними иногда буквально представляет «разговор на пальцах»: нет никакой разницы между глухими/звонкими (д-т, б-п, г-к, в-ф, з-с, ж-ш) или свистящими/шипящими (с-сь, з-зь, ш, ж, ч, щ) – для дислектика они звучат практически одинаково.

Для всех больных, без поправки на их возраст, наиболее часто выделяемыми признаками считают затрудненное правописание (на родном языке), проблемы с обработкой звуковых сигналов (звуков различного характера) и неспособность быстрых переключений в разноплановых, насыщенных ассоциативными связями или зрительными образами вербальных контактах.

Например, работа диспетчером с координацией действий нескольких (удаленных друг от друга) людей, необходимость внесения корректировок в график движения транспорта (без ошибок, за краткий промежуток времени). Поэтому больные с таким недугом испытывают ежедневный стресс, выполняя привычные для обычных людей действия в офисе или рабочей площадке. Ошибочным было бы считать, что взрослый человек-дислектик плохо слышит (не разбирает речь): органы слуха чаще всего абсолютно ни при чем, причины заключены в обработке поступающих данных мозговыми центрами.

Маленькие пациенты с трудом осваивают стандартную школьную программу, проявляя плохую успеваемость по чтению и письму – вот что такое дислексия у детей. Таких людей вообще очень тяжело научить грамоте. Они часто бывают тревожны, погружены в свои собственные проблемы и переживания. Во время разговора отделываются отрывистыми фразами, делают длинные паузы. При чтении вслух (и про себя) пациенты заторможены, они не в состоянии развить требуемую скорость восприятия. Плохо запоминают имена, только что прочитанную новость, положение стрелок на часах (поэтому предпочитают пользоваться цифровыми хронометрами). Посещая какое-то место, дислектик не в состоянии более-менее связно рассказать, где он был, описать все это своими словами.

Важно. По мере взросления больные учатся маскировать свой недуг, искусно адаптируясь и выбирая себе такие сферы деятельности, где он не будет заметен.

Симптоматика

При дислексии симптомы у детей сводятся к характерным дефектам речи (произношению фонем), ограниченности разговорного багажа, недостаточному пониманию смысла отдельных фраз, выражений, слов. Вообще вся устная речь звучит, как бедная на длинные, логически завершенные предложения, косноязычная, маловразумительная. Присутствуют в ней и явные грамматические ошибки, неточности.

У больного дислексией симптомы выражаются в том, что для него звонкие/глухие, свистящие/шипящие звуки звучат практически одинаково (фонематическая дислексия), причем проблема здесь скрывается не в неправильном слуховом восприятии, а в анализе речи, невозможности правильно синтезировать слова. Также встречаются попытки менять местами слоги, фонемы, «проглатывать» окончания или, наоборот, добавлять лишние символы.

Бывает, что больной ведет себя, как чревовещатель, точно воспроизводя все фразы и предложения, но абсолютно не понимая их смысла. Налицо полная рассогласованность между центрами речи, слуха и синтеза: ошибки при чтении составляющих предложения (существительных, сказуемых и прилагательных), выражающиеся в изменении окончаний при склонении по падежам и тому подобные.

Неправильные обороты из устной речи без особых изменений переносятся в письменную. Может возникать разрыв связи со зрительным образом символа, его произношением и акустической моделью (мнестическая разновидность): таким образом, пациент произвольно меняет в словах буквы местами, поскольку у него отсутствует навык запоминания. Более того, ребенок не в состоянии воспроизвести по памяти простейший ряд из нескольких звуков или слов, путает их порядок, сбивается, «глотает» отдельные буквы.

Важно. Однозначного ответа на вопрос: дислексия, что это такое – какие ее виды виды и признаки, не существует: разновидностей болезни достаточно много, правильно диагностировать их могут специалисты. Но выявление первичных симптомов заболевания вполне под силу родителям ребенка.

симптомы

симптомы

Виды дислексии

Такой простой, привычный всем процесс, как чтение, на деле представляет собой сложную, точно скоординированную работу органов (глаз) и специальных центров в мозгу человека. Любая буква (или слово) после захвата зрительным анализатором проходит долгий путь: сравнивается с имеющимися образами, распознается (делится на звуки), а уже потом передается для синтеза (опять же, с учетом существующей «базы данных» мозга) и воспроизведения речевому аппарату. Сбой на любом этапе равнозначен катастрофе – в приближенной аналогии это будет напоминать детскую игру «в испорченный телефон» или строки из «Путаницы» Корнея Чуковского: свинки замяукали, кошечки захрюкали.

При обработке слов, фраз, предложений (даже коротких) мозгу необходимо правильно выделить фонемы, произвести анализ, разбить слово на слоги – и при этом не допустить ни малейшей ошибки. По путанной, сбивчивой речи, бедной идиомами и падежами, легко опознать дислексию у взрослых и ее симптомы.

По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:

  1. Фонематическая. Неразвиты аналитический блок, синтез, восприятие фонем.
  2. Семантическая. Скудный словарный запас, проблематичное послоговое восстановление, трудности с общей оценкой синтаксиса (и его роли в создании предложений).
  3. Аграмматическая. Отсутствуют знание (и понимание) морфем, основного грамматического ряда, способность к функциональным обобщениям.
  4. Мнестическая. Не сопоставляются буквы и соответствующие им звуки, речевая память нарушена.
  5. Оптическая. Представления о пространственной ориентации предметов, их зрительная оценка нарушены или не сформированы.
  6. Тактильная (редкая форма). Присуща слабовидящим, незрячим (невозможно сформировать четкое представление о чем-либо из-за нечеткого восприятия).

Важно. Первые 3 вида условно считают обусловленными неполным развитием функций речи, а оставшиеся связывают с неполноценно сформированной психикой. Отсюда мнение о том, что дислексия – это психическое заболевание.

Методы устранения

Подход к коррекции дислексии букв и в других проявлениях традиционно основан на логопедической методике. Это означает углубленную проработку навыков разговорной (устной) речи, восстановление пропущенных, приобретение новых, а также развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового), постановку артикуляции, приобретение необходимых знаний о фонетическом и буквенном составе слов.

Возможно, в ходе занятий придется действовать сразу в нескольких направлениях: обогащать словарный запас, учить запоминать, прививать понимание о расположении предметов (описание его с помощью предлогов), объяснять принципы образования слов (фраз и предложений).

Альтернативным является лечение по методу Роналда Дейвиса: автор на личном примере доказал, что с помощью планомерных усилий и силы воли можно избавиться от дислексии. Основа методики – развитие образного мышления, выработка для каждого символа (буквы) соответствующего уникального аналога.

Профилактика

Отношение к вопросу дислексия, что это за болезнь, может быть неоднозначным: кто-то считает ее даром (Р. Дейвис), кому-то больше нравится причислять ее к недугам одаренных (да Винчи, Андерсена, Эйнштейна). В любом случае, для социальной адаптации пациенту дислектику необходимо пройти курс коррекции. Иначе из ребенка, страдающего проблемами с общением, вырастет угрюмый, замкнутый, погруженный в себя одиночка с заниженной самооценкой.

Успешность лечения главным образом зависит от скорости обращения к специалистам: чем раньше, тем лучше. И ни в коем случае не стоит изолировать ребенка, лишать его общения, подвижных игр: они развивают коммуникабельность, мелкую моторику и координацию движений, позволяют ему чувствовать себя полноценным, таким, как все.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

симптомы, что это за болезнь, виды, причины, коррекция, упражнения, лечение у детей, диагностика

Дислексия — это нарушение навыков чтения, которое характеризуется устойчивостью, типичностью, повторением одних и тех же ошибок.

Симптомы дислексии у детей и взрослых

Выделяют следующие явные признаки проявления дислексии:

  • чтение по буквам
  • путание, пропуск слогов в слове
  • смешение, замена звуков
  • неумение составить из букв/слогов слова
  • медленное чтение
  •  непонимание прочитанного
  • угадывание слов при чтении
  • замена окончаний, неправильное употребление падежей

Следствием отклонений в способности к чтению могут стать нарушения навыков письменной речи- дисграфия. Часто дислексия и дисграфия идут рука об руку.

При этом человек, страдающий этим расстройством, может иметь нормальный интеллект, хорошо усваивать знания в других областях, проявлять выраженные творческие способности.

Дислексики мыслят образами, а не словами.

Сопутствующими состояниями при дислексии бывают дезориентация в пространстве, сложности с концентрацией, синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей.

Причины появления

С медицинской точки зрения причиной возникновения дислексии является несимметричное развитие полушарий головного мозга (когда правое полушарие развито лучше, чем левое).

Факторами поражения участков мозга в пренатальном периоде могут быть:

  • кислородное голодание плода
  • анемия или тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности
  • асфиксия у ребенка в процессе рождения.

Это речевое нарушение может развиться из-за травм головного мозга, осложнений от перенесенных инфекционных заболеваний, затронувших мозговые функции.

Кроме того выделяют социальные причины возникновения дислексии. Таковыми являются: недостаток речевого общения, билингвизм в семье, неблагоприятная социальная среда.

Ученые также выяснили, что нарушение навыка чтения может передаваться по наследству.

Виды

В зависимости от особенностей нарушения навыков чтения дислексию подразделяют на:

  • Фонематическую — выражается в смешивании и подмене похожих звуков, при этом человек читает по буквам или слогам, пропуская их, переставляя местами
  • Механическую (семантическую) — человек читает текст, но не понимает того, что прочел; слова в тексте для него не связаны между собой
  • Аграмматическую — проявляется неумением согласовать слова по роду, числу падежу, склонению
  • Мнестическую — форма расстройства, при которой человек не может запомнить связь между тем как буква пишется и как произносится
  • Оптическую — человек путает похожие по написанию буквы

Диагностика

Чтобы диагностировать дислексию у ребенка или взрослого логопед должен провести комплекс тестов. Предварительно другие специалисты должны исключить проблемы со здоровьем у обследуемого — в норме ли зрение, слух, нет ли отклонений в развитии интеллекта.

Далее логопед проверяет навыки:

  • устной речи (произношение слов, способность строить сложные предложения, словарный запас)
  • письменной речи
  • чтения (оценивается скорость, правильность, способность понимать прочитанное).

Постановка диагноза может потребовать проведения технических исследований- МРТ, ЭЭГ и других.

Коррекция

Дислексия не требует лечения медикаментами. Нарушение навыков чтения поддается корректировке. Одним людям удается полностью справиться с отклонениями от нормы, другие лишь частично овладевают умением читать и понимать текст, а кому-то это не удается вовсе.

Коррекцией дислексии занимается только специалист-логопед. Необходимо верно определить вид и степень нарушений, исходя из чего подбирать индивидуальную методику для работы над проблемой.

Помимо занятий с логопедом, потребуется выполнять упражнения дома, для закрепления и оттачивания навыков. Родителям ребенка дислексика необходимо уделить ему как можно больше внимания, создать комфортную психологическую среду, поощрять старания. Важно, чтобы в школе ребенку тоже было комфортно, а педагоги и друзья понимали проблему, поддерживали его.

Методика Рональда Дэйвиса — один из способов побороть дислексию

Для ознакомления кратко расскажем об этапах данного метода (но помните, не стоит заниматься самостоятельно, важно наблюдение специалиста):

  1. Создание для ребенка зоны комфорта. Психологический настрой на работу
  2. Ориентация. Ребенку важно научиться фокусировать внимание на предмете/букве/слове, ориентироваться во времени и пространстве, овладеть самоконтролем.
  3. Координация. Усвоение понятий право-лево, верх-низ.
  4. Освоение символов. Научиться читать невозможно, если не понимаешь буквы. На этом этапе ребенку предлагают лепить буквы из пластилина — запоминание лучше происходит в игровой форме, а развитие мелкой моторики положительно влияет на работу мозга
  5. Чтение:
  • научиться водить взглядом слева направо
  • освоение групп букв как слова
  • научиться понимать прочитанное

Дислексия — Симптомы — NHS

Признаки и симптомы дислексии различаются от человека к человеку. У каждого человека с этим заболеванием будет уникальный набор сильных и слабых сторон.

Некоторые из наиболее распространенных признаков дислексии описаны ниже.

Дошкольники

В некоторых случаях симптомы дислексии можно обнаружить еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Симптомы могут включать:

  • Задержка речевого развития по сравнению с другими детьми того же возраста (хотя это может иметь много разных причин)
  • проблемы с речью, такие как неспособность правильно произносить длинные слова и «путаница» в фразах (например, произнесение слова «вертолет» вместо «вертолет» или «слезинка постели» вместо «плюшевый мишка»).
  • Проблемы с самовыражением с помощью устной речи, например невозможность вспомнить правильное слово для использования или неправильное составление предложений
  • Слабое понимание или понимание рифмующихся слов, таких как «кошка сидела на циновке» или детских стишков
  • Проблемы с изучением букв алфавита или небольшой интерес к нему

Школьники

Симптомы дислексии обычно становятся более очевидными, когда дети идут в школу и начинают больше сосредотачиваться на обучении чтению и письму.

Симптомы дислексии у детей от 5 до 12 включают:

  • Проблемы с запоминанием названий и звуков букв
  • написание непредсказуемо и непоследовательно
  • неправильное расположение букв и цифр (например, «6» вместо «9» или «b» вместо «d»)
  • путает порядок букв в словах
  • медленно читает или делает ошибки при чтении вслух
  • нарушения зрения при чтении (например, ребенок может описывать буквы и слова как движущиеся или размытые)
  • хорошо отвечает на вопросы устно, но затрудняется записать ответ
  • Сложность выполнения последовательности направлений
  • изо всех сил пытается выучить последовательности, такие как дни недели или алфавит
  • низкая скорость записи
  • плохой почерк
  • Проблемы с копированием письменной речи и выполнение письменной работы дольше обычного
  • Плохая фонологическая осведомленность и навыки словарной атаки

Фонологическая осведомленность

Фонологическая осведомленность — это способность распознавать, что слова состоят из более мелких звуковых единиц (фонем), и что изменение фонем и управление ими может создавать новые слова и значения.

Ребенок с плохой фонологической осведомленностью не сможет правильно ответить на следующие вопросы:

  • Какие звуки, по вашему мнению, составляют слово «горячий», и отличаются ли они от звуков, составляющих слово «шляпа»?
  • Какое слово было бы у вас, если бы вы изменили звук «p» в «pot» на звук «h»?
  • Сколько слов вы можете придумать в этой рифме со словом «кошка»?

Навыки атаки словом

Маленькие дети с дислексией также могут иметь проблемы с навыками словесной атаки.

Это способность понимать незнакомые слова, ища слова меньшего размера или наборы букв, которые ребенок ранее выучил.

Например, ребенок с хорошими навыками словесной атаки может впервые прочитать слово «загорать» и понять значение этого слова, разбив его на «солнце», «ванна» и «инг».

Подростки и взрослые

Помимо проблем, упомянутых выше, симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых могут включать:

  • плохо организованная письменная работа, в которой отсутствует выражение (например, даже если они могут быть очень хорошо осведомлены по определенному предмету, у них могут быть проблемы с изложением этих знаний в письменной форме)
  • трудности планирования и написания эссе, писем или отчетов
  • Трудности сдачи экзаменов
  • пытается по возможности избегать чтения и записи
  • трудности с записью или копированием
  • плохое правописание
  • пытается запомнить такие вещи, как PIN-код или номер телефона
  • пытается уложиться в сроки

Получение помощи

Если вас беспокоит прогресс вашего ребенка в чтении и письме, сначала поговорите с его учителем.

Если у вас или у учителя вашего ребенка есть постоянные проблемы, отведите ребенка к своему терапевту, чтобы он мог проверить наличие признаков любых основных проблем со здоровьем, таких как проблемы со слухом или зрением, которые могут повлиять на их способность учиться.

Если у вашего ребенка нет явных основных проблем со здоровьем, которые могли бы объяснить его трудности в обучении, возможно, придется попробовать другие методы обучения.

Вы также можете запросить оценку, чтобы определить, какие у них могут быть особые потребности.

Если вы взрослый и считаете, что у вас может быть дислексия, вы можете организовать обследование на дислексию через местную ассоциацию дислексии.

Подробнее о диагностике дислексии.

Сопутствующие проблемы

У некоторых людей с дислексией есть и другие проблемы, не связанные напрямую с чтением или письмом.

Сюда входят:

Последняя проверка страницы: 30 июля 2018 г.
Срок следующего рассмотрения: 30 июля 2021 г.

.

Дислексия — Симптомы и причины

Обзор

Дислексия — это нарушение обучения, при котором возникают трудности с чтением из-за проблем с распознаванием звуков речи и изучением того, как они соотносятся с буквами и словами (декодирование). Дислексия, также называемая неспособностью к чтению, затрагивает области мозга, обрабатывающие речь.

Люди с дислексией обладают нормальным интеллектом и обычно имеют нормальное зрение. Большинство детей с дислексией могут преуспеть в школе с репетиторством или специальной образовательной программой.Эмоциональная поддержка также играет важную роль.

Хотя от дислексии нет лекарства, раннее обследование и вмешательство дают наилучший результат. Иногда дислексия остается невыявленной в течение многих лет и не распознается до зрелого возраста, но никогда не поздно обратиться за помощью.

Симптомы

Признаки дислексии бывает трудно распознать до того, как ваш ребенок пойдет в школу, но некоторые ранние подсказки могут указывать на проблему.Когда ваш ребенок достигнет школьного возраста, учитель вашего ребенка может первым заметить проблему. Тяжесть различается, но состояние часто становится очевидным, когда ребенок начинает учиться читать.

Перед школой

Признаки того, что маленький ребенок может быть подвержен риску дислексии, включают:

  • Поздно говорить
  • Учите новые слова медленно
  • Проблемы с правильным формированием слов, такие как перестановка звуков в словах или сбивание с толку слов, которые звучат одинаково
  • Проблемы с запоминанием или обозначением букв, цифр и цветов
  • Сложности разучивания детских стишков или игры в рифмующиеся игры
Школьный возраст

Когда ваш ребенок пойдет в школу, признаки и симптомы дислексии могут стать более очевидными, в том числе:

  • Чтение значительно ниже ожидаемого уровня для возраста
  • Проблемы с обработкой и пониманием того, что он или она слышит
  • Проблемы с поиском нужного слова или формированием ответов на вопросы
  • Проблемы с запоминанием последовательности вещей
  • Трудности видеть (а иногда и слышать) сходства и различия букв и слов
  • Неспособность произнести незнакомое слово
  • Орфографические ошибки
  • Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
  • Избегать занятий, связанных с чтением
Подростки и взрослые

Признаки дислексии у подростков и взрослых аналогичны таковым у детей.Некоторые общие признаки и симптомы дислексии у подростков и взрослых включают:

  • Чтение затруднено, в том числе чтение вслух
  • Медленное и трудоемкое чтение и письмо
  • Орфографические ошибки
  • Избегать занятий, связанных с чтением
  • Неправильное произношение имен или слов или проблемы с поиском слов
  • Проблемы с пониманием шуток или выражений, значение которых трудно понять из определенных слов (идиом), например «кусок пирога» означает «легко»
  • Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
  • Сложность описания истории
  • Проблемы с изучением иностранного языка
  • Сложность запоминания
  • Сложности при решении математических задач
Когда обращаться к врачу

Хотя большинство детей готовы научиться чтению в детском саду или в первом классе, дети с дислексией часто не могут усвоить основы чтения к этому времени.Поговорите со своим врачом, если уровень чтения вашего ребенка ниже ожидаемого для его возраста или если вы заметили другие признаки дислексии.

Когда дислексия не диагностируется и не лечится, трудности с чтением у детей сохраняются и во взрослой жизни.

Причины

Дислексия, как правило, передается в семье. Похоже, что это связано с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает чтение и речь, а также с факторами риска в окружающей среде.

Факторы риска

Факторы риска дислексии включают:

  • Семейная история дислексии или других нарушений обучаемости
  • Преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • Воздействие никотина, наркотиков, алкоголя или инфекции во время беременности, которые могут повлиять на развитие мозга у плода
  • Индивидуальные различия в частях мозга, обеспечивающих чтение

Осложнения

Дислексия может привести к ряду проблем, в том числе:

  • Ошибка обучения. Поскольку чтение является основным навыком для большинства других школьных предметов, ребенок с дислексией находится в невыгодном положении в большинстве классов и может иметь проблемы со сверстниками.
  • Социальные проблемы. При отсутствии лечения дислексия может привести к заниженной самооценке, проблемам с поведением, тревоге, агрессии и отчуждению от друзей, родителей и учителей.
  • Проблемы взрослых. Неспособность читать и понимать может помешать ребенку реализовать свой потенциал по мере взросления.Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.

Дети с дислексией подвержены повышенному риску развития синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) и наоборот. СДВГ может вызвать трудности с удержанием внимания, а также гиперактивность и импульсивное поведение, которые могут затруднить лечение дислексии.

.

Признаки дислексии у детей

Большинство людей думает о дислексии как о какой-то причудливой привычке переворачивать буквы и цифры местами. Есть много различных признаков дислексии у детей , особенно в классе! Если вы видите какой-либо из этих признаков у своих детей, это может быть дислексия.

Какие общие признаки дислексии у детей?

Эта простая инфографика описывает 10 наиболее распространенных признаков дислексии, которые можно заметить в классе.

Here are 10 Common signs of dyslexia in school.  Because dyslexia affects so many different areas of learning, it is critical for parents and teachers to understand dyslexia.   HomeschoolingwithDyslexia #signsofdyslexia #classroomteaching #specialneeds #dyslexia #homeschooling

Как узнать, есть ли у вашего ребенка дислексия

Если у вашего ребенка 3 или более из этих симптомов дислексии и у его близкого родственника есть дислексия, вероятно, у вашего ребенка дислексия. Как видите, дислексия влияет не только на перестановку букв. Дислексия может повлиять на многие области обучения, в том числе:

  • чтение
  • написание
  • письмо
  • почерк
  • математика
  • внимание
  • организация
  • социальные навыки

Чтобы ознакомиться с полным списком признаков дислексии в подростковом и взрослом возрасте, посетите нашу страницу часто задаваемых вопросов о дислексии.

Понимание того, что означают эти признаки дислексии

Поскольку дислексия затрагивает очень много разных областей обучения, родителям и учителям очень важно понимать дислексию. С тех пор, как почти 20 лет назад у нашего старшего сына диагностировали дислексию, мы узнали много нового о дислексии, в том числе о том, что работает, а что нет . Я создал классы дислексии для родителей, чтобы поделиться тем, что я узнал за последние 20 лет, обучая своих 7 детей с дислексией.Учить

Чтобы узнать больше о дислексии, подумайте о том, чтобы взять наш Родительский класс дислексии №1 Понимание дислексии :

firstcourseimage В курсе Один из курсов по родительской дислексии, который вы изучите:

  • Чтобы более полно понять многих аспектов дислексического ума
  • Чтобы понять, как обучаются дислектики, и методы, которые вы можете применить сегодня, чтобы значительно улучшить обучение.
  • Чтобы знать о других областях, пораженных дислексией
  • Для лучшего понимания и развития редко упоминаемых сильных сторон дислексического ума

Вы покинете этот курс, чувствуя себя образованным и уполномоченным помогать людям с дислексией в вашей жизни.Вы сможете отвергнуть мифы и принять сильные стороны, связанные с дислексией, чтобы ваши дети могли жить и учиться свободно.

Как работают наши классы родительской дислексии

Все наши онлайн-курсы по обучению родителей представлены в видео и аудио форматах, которые просты в использовании. Каждый курс включает в себя распечатываемый план для заметок и загружаемую аудиозапись занятия. Вы можете слушать в любое время и в любом месте (и ваш супруг тоже может слушать).

Мы также предлагаем поддержку в нашей частной группе на Facebook только для слушателей .

Я знаю, что значит быть перегруженным задачей по воспитанию и обучению детей с дислексией, поэтому я хочу сделать это простым. Моя цель — сделать ваше обучение максимально простым и эффективным.

Вы получите MP3, резюме в формате PDF, ссылки на ресурсы и доступ к поддержке малых групп.

Этот курс основан на исследовательских методах обучения дислексиков и на множестве моего собственного уникального личного опыта. Это возможность для вас узнать то, чему у меня ушло много лет, — как учить детей с дислексией, чтобы они могли учиться и развиваться, используя советы и стратегии.

Вы можете купить 10 лучших книг о дислексии и использовать метод проб и ошибок, чтобы узнать, чему вас научат эти занятия, или вы можете зарегистрироваться и начать движение по правильному пути уже сегодня.

Посетите страницу нашего курса по дислексии для родителей, чтобы получить дополнительную информацию об этом и других наших курсах.

Связанные

.

Признаков дислексии (ранние годы)

Следующие ниже индикаторы могут указывать на то, что у вашего ребенка особые трудности в обучении (SpLD), например дислексия. Многие маленькие дети демонстрируют такое поведение и совершают эти ошибки. Серьезность поведения и продолжительность его сохранения дают жизненно важные ключи к определению проблемы, такой как дислексия.

Показатели

  • Затруднения в изучении детских стишков
  • Затруднения в обращении внимания, неподвижном сидении, слушании рассказов
  • Любит слушать рассказы, но не проявляет интереса к буквам или словам
  • Затруднения в обучении пению или чтению алфавита
  • История медленного развития речи
  • Запутывает слова e.г. cubumber, flutterby
  • Трудности с соблюдением простого ритма
  • Сложно выполнять две или более инструкции за один раз (например, положить игрушки в коробку, а затем положить ее на полку), но это нормально, если задачи представлены меньшими ед.
  • Забывает имена друзей, учителя, цвета и т. д.
  • Плохая слуховая дискриминация
  • Трудности резания, наклеивания и рисования мелками по сравнению с группой сверстников
  • Трудности с одеванием, например считает трудными шнурки и пуговицы
  • Трудности с ловлей, ударом или бросанием мяча
  • Часто спотыкаются, натыкаются на предметы и падают с высоты
  • Трудности при прыжке или пропуске
  • Очевидные «хорошие» и «плохие» дни без видимой причины

Следующие шаги

Существует большое количество исследований, связывающих речевые и языковые трудности в раннем детстве с проблемами грамотности в дальнейшем.На самом деле очень важно как можно раньше выявить потенциальные проблемы с речью и языком, поскольку еще до того, как ребенок пойдет в школу, можно сделать многое для развития языковых навыков. Это поможет им развить навыки чтения в школе.

Если вас беспокоит речь и языковое развитие вашего ребенка, поговорите со своим терапевтом или патронажной сестрой. Если вы считаете, что ваш ребенок страдает дислексией, обсудите свои проблемы с координатором по особым образовательным потребностям (SENCo) в первые годы жизни вашего ребенка.Ранняя помощь жизненно важна для снижения вероятности потери уверенности и заниженной самооценки. У ребенка дислексия может быть диагностирована только с помощью диагностического обследования, которое обычно проводится только с 7 лет.

Дополнительная информация

Дислексия: ранняя идентификация (BDA, 2012) можно приобрести в магазине BDA.

Ранняя помощь лучшему будущему: руководство по раннему распознаванию дислексии Жан Огур

Понимание и поддержка нейроразнообразия: стратегии поддержки семей и лиц, осуществляющих уход, BDA 2017

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *