Как быстро растут новорожденные: Рост и вес новорожденного по месяцам

Содержание

Контроль за весом ребенка. Ожирение и факторы риска.

Рост, масса тела, окружности головы и груди — это основные антропометрические измерения, с помощью которых педиатр оценивает физическое развитие ребенка. Нормы прибавки веса и роста установлены ВОЗ. Однако они различаются для детей на грудном вскармливании и для детей на искусственном вскармливании: малыши, получающие смесь, набирают вес быстрее ровесников, находящихся на грудном вскармливании. Грудное молоко имеет оптимальный состав, лучше усваивается и содержит вещества, защищающие ребенка от инфекций.

В этой статье мы затронем только один параметр — вес, как наиболее важный показатель развития ребенка.

Средний вес доношенного новорожденного составляет 2600-4500 г. В последние десятилетия наблюдается ускорение биологического развития, и поэтому малыши «тяжелеют»: сейчас не редкость рождение и 5- килограммовых детей.

Груднички растут и набирают вес очень быстро. Правда, происходит это не сразу. В первую неделю масса тела может даже немного (на 5-10%) уменьшиться: малыш теряет жидкость. Затем в течение первого месяца ребенок набирает в среднем 20 грамм  в день. Каждый день второго месяца эта прибавка будет составлять 30 грамм. К четвертому месяцу вес ребенка удваивается.

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8.5 кг, а иногда и больше. В конце восьмого месяца ваш ребенок весит около 9 килограммов. Примерно до девятого месяца жизни суточная прибавка составляет 16-18 граммов (за две недели — приблизительно 250 граммов). Со временем эта цифра будет уменьшаться. К году вес ребенка утраивается   относительно веса при рождении.  С 2-х летнего возраста до периода полового созревания вес ребенка увеличивается в среднем на 2 кг в год.

В современном обществе все чаще встречаются дети с избыточным весом, а также дети, страдающие ожирением. Это особенно важно, если учесть, что избыточный вес приводит к таким серьезным заболеваниям, как сахарный диабет 2 типа, заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушение функций желчного пузыря, поджелудочной железы.

Факторами риска развития подобного состояния являются:

  • переедание
  • малоактивный образ жизни (гиподинамия).

     

Как избежать переедания?

  • Не заставляйте ребенка есть — пищевые пристрастия развиваются у малышей очень рано. На втором году жизни ребенок начинает проявлять независимость в отношении еды. Он уже хочет есть то, что хочет, и столько, сколько хочет. Никогда не принуждайте ребенка съесть больше, чем ему хочется. Детям нужно гораздо меньше калорий, чем, вам кажется!
  • Не предлагайте ребенку еду в качестве утешения, когда ему грустно или скучно — именно так развиваются повышенное внимание к еде и пищевая зависимость, привычка «заедать» стреесы.
  • Так же не стоит делать из еды награды, наказания («молодец, вот тебе конфетка!», «не уберешь игрушки – не получишь мороженого!»). Бездумное жевание – прямой путь к ожирению.

В большинстве случаев ваш ребенок отражение ваших же привычек, хотя, возможно, и преувеличенных. В своем образе жизни здоровом или не очень — малыш подчиняется примеру, как плохому, так и хорошему, своих родителей.

Как бороться с гиподинамией?

  • Обсудите с ребенком плюсы активного образа жизни – ребенку необходимо заниматься физическими упражнениями минимум 1 час в день. Задача родителей помочь ребенку выбрать тот вид физической активности, который ему понравится больше всего. Лучше разнообразить эти упражнения. Хорошо, если ребенок один день занимается танцами, второй-плаванием, а на третий можно просто поиграть.
  • Ограничьте «экранное» время! За то время, которое ребенок проведет перед экраном телевизора или компьютера, он потратит минимальное количество калорий. Если учесть при этом, что ребенок сидит и в школе, и дома, делая домашнюю работу, то часто получается, что ребенок сидит весь день. Помогите ребенку найти правильный баланс между «сидением» и активностью.
  • Покажите ребенку пример! Ничего для ребенка нет естественней, чем следовать образу жизни родителей. Если Вы в выходные лежанию на диване перед телевизором предпочитаете «вылазки» на природу, катание на коньках или велосипеде – ребенок будет расти в «активной» среде, где о гиподинамии и не слышали!

Надеемся, что эти советы помогут Вам, и Ваш малыш будет здоровым и  жизнерадостным!

Как быстро растут новорожденные щенки?

Щенки разных пород родятся соответственно разного размера и веса, но все они родятся слепыми и глухими. Новорожденные волчата весят в среднем 450 грамм. в среднем помет состоит из 5 щенков. Пометы из 12 щенков родятся достаточно редко.

в первые дни своей жизни щенок 90% времени спит и оставшиеся 10% — ест. Таким образом большую часть времени новорожденные проводят во сне.

на 13 день у щенков открываются глаза. Конечно, и тут есть свои исключения. в помете из 10 фоксов, к этому времени 9 из 10 будут зрячими,а вот в помете из 10 гончих только 1 из 10 будет видеть. К 21 дню жизни у щенков всех пород должны быт ьуже открыты глаза. Примерно к этому времени щенки уже начинают и слышать и как следствие проявлять «первые признаки беспокойства».

3-недельные щенки уже также начинают махать хвостами и пробовать лаять. В этом возрасте уже отползают подальше от гнезда, чтобы справить «свои дела».

4-недельные щенки по массе в семь раз превышают массу тела при рождении. В это время начинается первичная социализация щенков. Они играются между собой и учатся типичному для своего вида поведению.

В возрасте 5 недель у щенков развиваются мимические мышцы они переходят на новый уровень общения.

В 6 недель щенки начинают устанавливать между собой иерархию и сильнейшие преследуют слабейших.

После 7 недель сука полностью перестает кормить щенков и они могут начать разъезжаться по новым домам. в этом возрасте им легче всего адаптироваться в новом доме. Но у некоторых пород оптимальным возрастом может быть 10-недельный возраст.

Когда щенкам исполняется 12 недель начинается «молодежная» социализация. Дикие щенки в это время принимают самое активное участие в жизни стаи, а также в совместной охоте.

В возрасте 16 недель начинается смена зубов, которая заканчивается к 24 месяцам.

6-месячные кобели начинают уже задирать ногу при прогулках и достигают половой зрелости. Полная половая зрелость у обоих полов заканчивается к 9 месяцам, хотя и тут бывают исключения у некоторых пород, которые достигают этого к 12 месяцам.

Как развиваются дети до года

Главное, что важно помнить о развитии ребенка — это то, что у всех оно происходит по-разному. И если ребенок не освоил что-то в положенное время, это еще не повод для беспокойства

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В первый год жизни дети растут очень быстро, и важно отмечать, как происходит их развитие. Тогда, даже если у ребенка есть какие-то отклонения, их получится раньше найти и скорректировать. Нужно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, а также смотреть за тем, как и чему он учится.

Первый месяц

В эти дни ребенок привыкает к новой среде и учится жить вне маминого живота. Правда, все, что он пока делает — это ест и спит. У малышей в один месяц еще не очень развиты слух и зрение. Поэтому новая прическа или надетые очки могут напугать ребенка — он просто не узнает свою маму. Тренировать зрение можно с помощью яркой игрушки, лучше красной — надо медленно водить ею перед лицом ребенка, чтобы он мог следить, как она двигается.

Второй месяц

На втором месяце жизни дети учатся переворачиваться со спинки на бок и держать голову вертикально. Развиваются и эмоции — ребенок начинает улыбаться и радуется своим родителям. Кроме того, он учится произносить первые звуки, начинает гулить и прислушиваться к своим «словам». А еще дети вдруг обнаруживают у себя руки и начинают их разглядывать и тянуть в рот.

Третий месяц

Во рту теперь не только руки, но и вообще все, что оказывается в поле доступа ребенка. Дело в том, что язык и слизистая у детей в этом возрасте гораздо более чувствительны, чем пальцы. Так что малышу проще в прямом смысле слова познавать мир на вкус. Интерес к происходящему вокруг растет, и ребенок может приподниматься на руках, лежа на животе, и оглядываться по сторонам.

Во рту теперь не только руки, но и вообще все, что оказывается в поле доступа ребенка

Фото: Федор СКВОРЦОВ

Четвертый месяц

К этому возрасту действия ребенка становятся более осознанными — например, у него появляются любимые игрушки и он может сам их взять. Лучше становятся зрение и слух, теперь малыш может улыбаться, когда слышит любимую песенку и даже пытаться подпевать, двигать ножками и ручками. В это время дети учатся перемещаться и активно переворачиваются, так что оставлять малыша одного на кровати не стоит, он может с нее свалиться.

Пятый месяц

Ребенок находит у себя ноги и начинает их ощупывать и тянуть в рот. Кроме того, он делает первые попытки ползать и тянется к игрушкам. Но главный его навык в этом возрасте — это умение отличать своих от чужих. При виде нового незнакомого человека ребенок может испугаться и заплакать. Кстати, выражать эмоции они тоже уже умеют — смеются и радуются, сердятся и требуют что им нужно.

Шестой месяц

Дети ползают по-пластунски и двигают окружающие их предметы, так что мелкие вещи лучше убрать подальше — или они тут же окажутся у ребенка во рту. Некоторые малыши начинают пытаться сидеть, опираясь на руку. Если же ребенок этого пока не делает, специально сажать его не надо — это может быть вредно для неокрепшего позвоночника и внутренних органов.

Дети ползают по-пластунски и двигают окружающие их предметы

Фото: Игорь ЧАБАНЕНКО

Происходит развитие осязания, так что полезно будет дать ребенку поизучать разные текстуры. А еще дети начинают понимать связь между действиями. Например, что игрушка поет, если на нее нажать, или что если стукнуть ладошкой по чему-нибудь, будет больно.

Кроме того, дети учатся говорить, но пока только отдельными слогами, и осваивают согласные буквы.

Седьмой месяц

В это время ребенок становится более активным. Он уже вовсю ползает, может сидеть самостоятельно (но пока недолгое время) и учится вставать. Причем, иногда, пытаясь сесть, ребенок просто падает на спину, так что оставлять его без присмотра может быть небезопасно. Развивается и мелкая моторика — дети могут брать игрушки в каждую руку, размахивать, кидаться ими и стучать ими друг о друга.

В этом возрасте надо не просто разговаривать с малышом, а больше рассказывать ему про окружающие предметы и его части тела. Тогда он научится показывать их по просьбе взрослых.

В семь месяцев ребенок начинает активно подражать взрослым и животным — пытается погавкать, как собака, или берет в руки ложку, как родители. Правда, донести ее до рта у него пока не получится, а вот попить их трубочки или кружки-непроливайки малыш сможет и сам.

Восьмой месяц

Ребенок ползает по всей квартире и встает, держать за опору. Правда, получается не всегда, так что падения неизбежны. Со столов лучше убрать скатерти — падая, ребенок может за нее ухватиться и опрокинуть на себя все, что есть на столе. Не помешают и заглушки для розеток и мягкие уголки для мебели.

Дети начинают все острее переживать расставание с мамой, пусть даже и короткое. Справиться с этим можно с помощью игры: когда ребенок выкидывает из кроватки игрушку, кто-то из взрослых возвращает ее обратно. Так малыш учится доверять миру и просить о помощи.

Обычно именно в этом возрасте дети произносят первое слово. Для развития речи важно разговаривать с ними, читать стихи и книжки. Причем, часто дети будут просить читать одну и ту же сказку или стишок много раз подряд — и это не каприз, просто им сейчас нужна стабильность.

Девятый месяц

В этом возрасте дети делают первые шаги — ходят вдоль опоры или при помощи взрослых. Игры становятся более разнообразными: малыши хлопают, кидают игрушки и стучат ими, играют в прятки — прячутся под одеялом сами и прячут туда игрушки. Можно давать ребенку пластилин и бумагу, которые он может мять и рвать (главное, чтоб не ел).

Еще дети начинают активно изучать, что находится в шкафах и на полках, так что некоторые ящики лучше закрыть специальными фиксаторами. С другой стороны, это способно занять ребенка на какое-то время, чтобы родители могли сделать свои небольшие дела — в девять месяцев ребенок уже может поиграть самостоятельно несколько минут.

Десятый месяц

Ребенок осваивает новые вершины — учится подниматься по ступенькам. Правда, спускаться вниз пока не получается. Такие неудачи заставляют малыша злиться или расстраиваться, и такие эмоции говорят, что у него нормально развивается психика.

Кроме того, дети начинают ломать игрушки — не со зла, а из любопытства. У игр появляются сюжеты: дети начинают кормить и укачивать кукол, катать машинки, «чинить» что-то инструментами.

Речь становится более разнообразной — это могут быть целые фразы, пусть и на своем «птичьем» языке. Дети понимают, что говорят им взрослые и знают слово «нельзя», пусть и не всегда слушаются. Дело в том, что в десять месяцев ребенок не думает, прежде чем что-то сделать. А если запретов и нарушений слишком много, то начнутся капризы и агрессивное поведение.

Одиннадцатый месяц

Дети становятся более самостоятельны — они делают первые шаги без поддержки взрослых, пытаются сами есть ложкой и пить из кружки, стараются сами надеть одежду. Такая самостоятельность приводит к первым капризам. Ребенок может заметить, что родители в ответ на плач тут же дают ему нужную игрушку или другую вещь, и начинает этим пользоваться. Тут лучше просто переключить его внимание на что-то другое.

Диалоги становятся более осмысленными, ребенок может отвечать «да» или «нет» на вопросы взрослых. Появляется желание играть и общаться с другими людьми, особенно, с детьми чуть постарше. В играх малыш учится соотносить предметы друг с другом — например, собирать пирамиду из колечек, строить башню из кубиков или вкладывать стаканчики друг в друга.

Двенадцатый месяц

Обычно в год дети уже начинают ходить. Если нет — ничего страшного, если ребенок пока еще только ползает, до полутора лет это считается вариантом нормы. Еще дети учатся приседать и перешагивать препятствия, сперва с помощью взрослых, а потом и самостоятельно.

Также дети запоминают расположение предметов. Так что брошенную игрушку они будут искать там, где оставили. Развиваются и бытовые навыки — ребенок учится есть ложкой сам, может снимать с себя и надевать шапочку и носки.

В словаре годовалого ребенка может быть от 2 до 10 слов. При этом он не только понимает, что ему говорят, но и улавливает настроение родителей. Поэтому все ссоры и выяснения отношений лучше оставить за пределами детской. Малыши пока еще не умеют справляться со своими эмоциями, и ссора родителей может их травмировать.

Главное, что важно помнить о развитии ребенка — это то, что у всех оно происходит по-разному. И если ребенок не освоил что-то в положенное время, это еще не повод для беспокойства. Однако, если малыш сильно отстает от сверстников, стоит проконсультироваться у педиатра, чтобы вовремя выявить возможные проблемы.

Гемангиома у детей — причины, симптомы, диагностика, лечение и удаление гемангиомы у детей в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

ПОЛУЧИТЬ
КОНСУЛЬТАЦИЮ

Содержание:
Описание заболевания
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Гемангиома – это кровяная опухоль или доброкачественное образование, происходящее из сосудов. Лечит гемангиому детский хирург, дерматолог при необходимости нужна консультация других профильных специалистов.

О заболевании

Гемангиома зачастую причиняет косметический дефект, чем представляет собой медицинскую проблему. Однако есть и опасные гемангиомы. Это те, которые прорастают в ткани и расположены на лице или внутренних органах. Современные способы лечения позволяют избавиться от сосудистой опухоли без следа.

Гемангиома формируется в процессе внутриутробного развития. В норме внутри сосудов находится эндотелий или внутренняя выстилка. Под действием неблагоприятных факторов (ОРВИ или другие инфекции матери, прием лекарств, резус-конфликт, высокое артериальное давление) клетки эндотелия во время закладки органов попадают не на свое место. Эндотелиальные клетки в дальнейшем служат источником формирования сосудистой опухоли.

Существует несколько классификаций гемангиом. Для практических целей чаще используют деление с учетом морфологических признаков:

  • капиллярная или простая – находится поверх кожи, четко отграничена от окружающих тканей, цвет от розового до синюшного, поверхность бугристая, при надавливании бледнеет;
  • кавернозная (пещеристая) – находится под кожей, выглядит как бугристый узел, на ощупь мягкая, состоит из небольших полостей, которые наливаются кровью при физическом напряжении. Кожа, покрывающая опухоль, бывает синюшной, если сильно надавить, спадается и бледнеет, но затем быстро восстанавливается;
  • комбинированная – есть подкожная и наружная части;
  • смешанная – кроме сосудов, содержит и другие ткани, это ангионевромы (с нервной тканью), ангиофибромы (с соединительной) и другие.

Количество гемангиом бывает разным: от одной до нескольких, размер тоже неодинаковый – от точечных до занимающих целую анатомическую область.

Для прогноза важна также скорость роста: различают растущие быстро, медленно растущие и нерастущие совсем.

В подавляющем большинстве случаев (95%) обнаруживаются простые капиллярные гемангиомы, девочки болеют втрое чаще мальчиков. Сами по себе кровяные опухоли риска для жизни не представляют, но они могут прорастать в соседние органы – глаза, нос, уши, трахею. Кроме того, поверхность их легко повреждается даже одеждой, отчего бывают нагноения и язвочки, кровотечение. Это крайне неприятный косметический дефект.

Симптомы гемангиомы

Гемангиому видно у новорожденного сразу либо она проступает в течение первых 3-х месяцев жизни. Кровяная опухоль бурно растет до 6-ти месяцев, позднее рост ее замедляется. Чаще всего поражается волосистая часть головы, лицо, особенно веки, нос и щеки, спина, половые органы, реже конечности. Крайне редко в патологический процесс вовлекаются внутренние органы и кости.

Опухоль выглядит как узловатый бугорок на коже, синюшного или багрового цвета, на ощупь гораздо теплее окружающих тканей. Размер варьирует от 1 до 15 мм и более сантиметров. Поверхностная гемангиома расползается вширь, другие формы могут прорастать вглубь, сдавливая ткани и нарушая функцию органов. При малейшей травматизации возникает кровотечение, с которым бывает трудно справиться. В месте повреждения может присоединиться инфекция или образоваться язвочка.

Поверхностные гемангиомы могут прекращать рост самопроизвольно и регрессировать. Обратное развитие опухоли начинается с того, что в центре появляется бледный участок, размер которого постепенно увеличивается, пока гемангиома не исчезнет совсем. Некоторые опухоли проходят к концу первого года жизни, другие – к концу подросткового периода.

Причины гемангиомы

Точная причина возникновения неизвестна до сих пор. Предполагается, что нарушают онтогенез различные неблагоприятные факторы, в том числе плохая экология, вредные привычки, употребление химических лекарств. Исследователи также связывают развитие кровяных опухолей с гормональным статусом, поскольку девочки страдают намного чаще.

Диагностика

В диагностике участвуют несколько специалистов: педиатр, детский хирург и дерматолог. Если опухоль повреждает какой-либо орган, привлекается профильный специалист – детский ЛОР, окулист, уролог, гинеколог и другие.

Для уточнения характера и локализации применяются дополнительные лабораторные и инструментальные методы обследования:

  • коагулогограмма;
  • подсчет количества тромбоцитов;
  • УЗИ, при котором измеряется скорость кровотока в гемангиоме и окружающих сосудах;
  • ангиография;
  • рентгенография костей заинтересованной области.

Лечение гемангиомы

В подавляющем числе случаев лечение хирургическое, которое выполняется как можно раньше при расположении на голове и шее, половых органах, аноректальной области. Быстро нужно удалять те гемангиомы, которые бурно растут, увеличивая площадь поражения в 2 раза в течение недели. Немедленно удаляют опухоли в случае их нагноения, кровотечения, язвенного процесса, инфицирования, некроза (отмирания).

Традиционный скальпель используется, но все реже. В современной медицине детского возраста применяются следующие способы удаления:

  • электрокоагуляция – прижигание электрическим током питающего сосуда;
  • криодеструкция – разрушение жидким азотом и другими видами направленного холодового воздействия;
  • лазерное удаление – испарение избыточной ткани направленным лучом световой энергии;
  • склеротерапия – введение лекарств, склеивающих сосудистую стенку;
  • эмболизация – искусственная закупорка сосуда, питающего опухоль;
  • рентгенотерапия;
  • гормональное лечение.

Хирург выбирает определенный метод лечения или их комбинацию для того, чтобы полностью разрушить опухоль и получить минимальный косметический дефект. Послеоперационные рубцы и шрамы могут полностью рассосаться по мере взросления малыша.

Иногда вместо лечения хирург выбирает выжидательную тактику, если заметен явный возрастной регресс гемангиомы.

Профилактика гемангиомы

Специфической профилактики нет. При обнаружении у малыша подозрительного образования желательно обращаться к врачу как можно раньше. С большинством опухолей такой природы удается справиться в короткие сроки.

Клиника «СМ-Доктор» располагает достаточным арсеналом диагностической и лабораторной техники, чтобы досконально обследовать малыша. В нашем распоряжении есть высокотехнологичное лечебное оборудование, а врачи имеют большой практический опыт для того, чтобы ваш малыш рос здоровым и красивым.

Врачи:

Детская клиника м. Марьина Роща

Записаться
на прием

Детская клиника м.Войковская

Детская клиника м.Новые Черемушки

Записаться
на прием

Детская клиника м.Текстильщики

Чекрыгина Марина Вячеславовна

Детский дерматолог, детский миколог, врач высшей категории. Заместитель главного врача по медицинской части в детском отделении на Волгоградском проспекте

Бозунов Алексей Викторович

Детский дерматолог, детский миколог

Зуева Ксения Михайловна

Детский дерматолог II категории, детский миколог, детский трихолог

Смолева Мария Борисовна

Детский дерматолог высшей категории, детский миколог, детский трихолог, детский косметолог

Королькова (Симонович) Полина Аскольдовна

Детский дерматолог, детский трихолог, детский миколог

Записаться
на прием

Детская клиника м. Молодежная

Записаться
на прием

Детская клиника м.Чертановская

Кулешов Андрей Николаевич

Детский дерматолог, детский миколог, детский трихолог

Цуканов Сергей Владимирович

Детский дерматолог, детский миколог, детский трихолог

Нехорошева Инна Андреевна

Детский дерматолог, детский миколог, детский трихолог

Багрянцева Мария Евгеньевна

Детский дерматолог, детский миколог, детский косметолог, детский трихолог, врач высшей категории

Записаться
на прием

Детская клиника м. ВДНХ

Симакова (Мухина) Екатерина Сергеевна

Детский дерматолог, детский миколог, детский косметолог, к.м.н.

Быханова Ольга Николаевна

Детский дерматолог, детский миколог

Уварова Елена Анатольевна

Детский дерматолог, детский трихолог

Антонова Ольга Александровна

Детский дерматолог, детский миколог, детский трихолог

Стражников Руслан Андреевич

Детский дерматолог, детский миколог, детский трихолог, детский косметолог, врач высшей категории

Записаться
на прием

Детская клиника в г. Солнечногорск, ул. Красная

Записаться на прием

Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по
указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и
организации записи к специалисту клиники.

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ (Лекция) / 1-й номер / 2014 год

РегионыМасса при рождении, г
500-749750-999
Центральный ФО265,1511,1
Северо-Западный ФО455,1714,7
Южный ФО147,9442,8
Приволжский ФО268,3607,1
Уральский ФО345,5643,8
Дальневосточный ФО370,4571,4
Все299,4551,3

Возраст,

мес.

Степень недоношенности
IV (800-1000 г)III (1001-1500 г)II (1501-2000 г)I (2001-2500 г)
Масса, гДлина, смМасса, гДлина, смМасса, гДлина, смМасса, гДлина, см
11803,91903,71903,83003,7
24003,56504700-8003,98003,6
3600-7002,5600-7004,2700-8003,6700-8003,6
46003,5600-7003,7600-9003,8700-9003,3
56503,77503,68003,37002,3
67503,78002,87002,37002
75002,595036002,37001,6
85002,56001,67001,87001,5
95001,56001,67001,87001,5
104502,55001,74000,84001,5
115002,23000,65000,94001,0
124501,73501,24001,53001,2
1 год, вес≈ 7080≈ 8450≈ 8650≈ 9450

Масса тела при рождении, гВозраст, мес.
123
До 100025-3030-33,532-36
1000-150028-32,530-3434-37
1501-200030-3433,5-35,535-38

Постнатальный период, нед.Прирост окружности головы в неделю, см
1— 0,6
2+ 0,5
3+ 0,75
4+ 1,0