Медсестра и пациент: Взаимоотношения медсестёр с пациентами. — Студопедия

Содержание

Взаимоотношения медсестёр с пациентами. — Студопедия

Взаимоотношения с пациентами — это особая сфера, так как они имеют большое значение как для здоровья больных, так и для спокойствия медсестры.

Сложность в деятельности всех медработников состоит в том, что они общаются не с цифрами или предметами, а с живыми людьми. Более того, все люди, с которыми им приходится взаимодействовать, больны. Именно поэтому от медсестры зависит очень многое. На протяжении дня она взаимодействует с каждым пациентом немало раз хотя бы потому, что большинство лекарств нужно вводить несколько раз в сутки. Это способствует формированию особых отношений с пациентами.

При слишком лояльном отношении к пациентам (в плане выполнения рекомендаций и правил пребывания в стационаре), когда они не осознают всей важности советов и запретов, возможны случаи нарушения режима пребывания в стационаре. Поэтому нужно стремиться найти золотую середину между доброжелательностью и строгостью. В противном случае самовольный уход из больницы или другие нарушения перестанут быть радостью.

Если медсестра сталкивается со случаями нарушения пациентом правил пребывания в больнице или замечает, что он не соблюдает режим и рекомендации доктора, она обязана сообщить об этом врачу, даже если больной просит не делать этого. Однако это необходимо, так как излишняя физическая активность больного, курение, нарушение диеты могут сильно навредить его здоровью и стать причиной серьёзных осложнений, а у тяжёлых больных – вплоть до летальных.



Если в медицинском коллективе дружеские отношения не являются чем- то нежелательным, то в случае медсестры и пациента сближение недопустимо. Этот процесс довольно тяжело контролировать, ведь пациент, который начинает доверять медсестре, видя её хорошее отношение, невольно тянется к ней. Взаимная симпатия ведёт к субъективному отношению, из-за чего сестра может выделять того или иного больного среди других, следовательно, повышенная забота об одном человеке будет осуществляться за счёт остальных пациентов.

Кроме того, излишняя привязанность медсестры может помешать и ей самой. Больной, видя, как хорошо и много о нём заботятся, и, не вникая в то, что у сестры, кроме него, есть ещё множество дел, будет требовать для себя всё больше и больше времени. Постоянная необходимость всё успеть, когда времени практически не остаётся, может послужить причиной ошибок медсестры.


Во взаимоотношениях с пациентами очень важны опрятный внешний вид и манера общения. Пациентов следует называть по имени и отчеству, если это ребёнок – только по имени. Обращение « больной» недопустимо, не нужно также строить различные производные от имени и употреблять их.

 

3. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.

Необходимым условием выполнения профессионального долга являются высокие личные качества каждого медицин­ского работника. Их можно разделить па три основные группы:

моральные — сострадание, доброжелательность, чуткость, нежность, внимательность, терпение, самоотверженность, че­стность, трудолюбие, скромность, принципиальность, чувст­во собственного достоинства;

эстетические— опрятность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;

интеллектуальные — эрудиция, наблюдательность, ини­циатива, логичность мышления, стремление к самосовершен­ствованию.

Внешний вид медицинской сестры оказывает существен­ное влияние на нравственную атмосферу в учреждении. Ак­куратная, подтянутая, в белоснежном халате с прибранными под колпак волосами медицинская сестра вызывает доверие пациента, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее.

Неопрятность в одежде, мятый и грязный халат, яркий грим, избыток украшений неблагоприятно действуют на па­циента, подрывают авторитет медицинского работника.

От того как сложатся взаимоотношения пациента и мед­сестры, во многом зависит успех лечения.

В основу типологической классификации медсестер вен­герского психотерапевта И. Харди положены не только пси­хоэмоциональные особенности, определяющие черты харак­тера, но и отношение к работе, к пациентам.

Медсестра-рутинер. Такая медсестра выполняет свои обязанности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопережи­вая и не сочувствуя пациентам. Она может разбудить пациен­та для того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

Артистический тип. Такая медсестра работает, созна­тельно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Если роль переходит допустимые границы, то в ее поведении исчезают непосредственность, искренность. Это может помешать установлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: «Напрасно я ему внушала…», «часами я его воспи­тывала…» и т. д.

Нервный тип. По мнению многих, он наиболее распрост­ранен в нашем здравоохранении. Такая медсестра часто бы­вает усталой, раздраженной, что передается и пациентам. Ей кажется, что ее усилия не оцениваются должным образом. Подсознательно она старается уклониться от своих обя­занностей (из опасения заразиться). У такой медсестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности.

Мужеподобный тип. Сильная личность. Обычно такие медсестры крупного телосложения, решительны, энергичны. Пациенты уже издали, но походке узнают их. В благоприят­ных условиях эти сестры становятся хорошими организато­рами и воспитателями молодой смены. В неблагоприятных условиях, при недостатке культуры, образованности они гру­бы и агрессивны.

Материнский тип. Медсестры этого типа с максималь­ной заботой и сочувствием относятся к пациентам. Часто это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по пала­там. Они успевают повсюду и, даже, несмотря на свой воз­раст, в живости и подвижности часто не уступают молодым. Заботиться о пациентах для них — призвание и их личная жизнь.

Тип узкого специалиста. Такая медсестра относится к другим медсестрам и пациентам с чувством превосходства, что может быть причиной напряженных отношений. Очень часто медсестры этого типа встречаются в электрокардиогра­фических, рентгенологических кабинетах, лабораториях, сре­ди операционных медсестер.

Часть I Медицинская сестра и пациент. Полный справочник по уходу за больными

Глава 1

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ МЕДСЕСТРЫ

Основные стороны медицинской этики определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности.

Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. При этом медицинская этика весьма тесно соприкасается с медицинской деонтологией – учением о проблемах морали и нравственности, являющимся разделом этики. Деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Этика и деонтология тесно взаимосвязаны. Впервые термин «деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Слово «деонтология» является производным от двух греческих корней: deon – «должное», и logos – «учение». Следовательно, медицинская деонтология – это учение о долге медицинских работников перед пациентом. Согласно формулировке древнегреческого врача Гиппократа «…должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Определение «этика» используется, когда речь идет о теории морали, того или иного толкования таких понятий, как долг, совесть, честь, справедливость и т. п. Соблюдение этики и деонтологии представляется чрезвычайно важным в системе взаимоотношений между медработником и его подопечным. Известно, что врачи, приступая к профессиональной деятельности, приносят клятву Гиппократа, определяющую понятия врачебной этики. Аналогом данного текста для медицинских сестер стала клятва английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл в XIX в.

По окончании Второй мировой войны основанная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с разработки и принятия Женевской декларации, явившейся по сути обновленным вариантом клятвы Гиппократа. Толчком к созданию декларации стали известные события, когда «докторами» Третьего рейха и его союзников дискредитировалась сама профессия врача: с целью осуществления так называемых «научных исследований» были проведены десятки тысяч бесчеловечных экспериментов над людьми, унесших огромное количество жизней. Женевская декларация не только лишний раз подчеркнула важность стремления медицинского работника к гуманистическим идеалам, но и гарантировала независимость его профессии от идеологии и политики.


Согласно современным правилам этики и деонтологии работа в медицинском учреждении должна подчиняться строгой дисциплине с соблюдением субординации. По отношению к пациенту медицинский работник обязан проявлять внимательность и корректность.

К деонтологии относится также такой аспект, как сохранение врачебной тайны. Бывают ситуации, когда целесообразно скрыть от пациента реальное состояние его здоровья и дальнейший прогноз, особенно в онкологии. Сохранять тайну обязаны не только врачи, но и все представители медицинского персонала, контактирующие с пациентом.

Непосредственное отношение к медицинской деонтологии имеет ятрогения – болезненное состояние, развивающееся у пациента в связи с негативным влиянием на него медицинского работника. Неосторожное озвучивание в присутствии пациента серьезного диагноза, упоминание о возможном летальном исходе и другие сведения – все это может негативно отразиться на его психическом и физическом состоянии. Также недопустимо в присутствии пациента обсуждать состояние здоровья и диагнозы других больных. Если пациенту свойственны чрезмерная мнительность и психологическая нестабильность, то ему легко внушить, что у него имеется какая-нибудь патология. При этом человек начинает искать у себя симптомы несуществующей болезни. В такой ситуации медицинский работник должен постараться убедить пациента в отсутствии надуманных заболеваний. К ятрогении также причисляются болезни и повреждения, возникшие вследствие неквалифицированных или необдуманных действий врача.

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами – часть деонтологии. Недопустимо критиковать действия сослуживца или даже незнакомого медработника в присутствии пациента. Замечания коллегам следует делать исключительно с глазу на глаз, сохраняя таким образом их авторитет. Медицинский работник должен прислушиваться к любому совету, даже если он исходит от сотрудника рангом ниже. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить пациенту, что консультировавший его специалист плох.

Тактика медицинского работника и его отношения с пациентом всегда должны строиться с учетом индивидуальных особенностей характера больного, уровня его образованности и тяжести его состояния. Взаимоотношения медицинского работника с родными и близкими пациента представляют собой наиболее сложную проблему в современной медицинской деонтологии. Если заболевание не опасно, прогноз благоприятный, а лечение проходит согласно намеченному плану, то можно быть максимально откровенным.

В случае, если имеются какие-либо осложнения, до пустим тактичный разговор с ближайшими родственниками. Самым разумным со стороны медицинской сестры является в тяжелых случаях ответ типа «спросите у лечащего врача».

Особенное значение в определении правил поведения медсестер имеет Этический кодекс медицинской сестры России. При его составлении были учтены новые идеи, оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры.

В первую очередь этот документ отражает современные представления о правах пациента, которые во многом определяют обязанности медицинского работника.

За нарушение Этического кодекса медицинской сестры России медсестра несет ответственность, предусмотренную Уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России.

Согласно документам, на основе которых был составлен Кодекс (таким как Устав Всемирной организации здравоохранения (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.) и т. д.), медицинские сестры являются не только исполнителями назначений врача, но и представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными, и располагают необходимым уровнем знаний в области психологии.

Первое впечатление о лечебном учреждении основывается в том числе и на том, как вас встретил медицинский персонал, и именно это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента и медперсонала, наличие или отсутствие между ними доверия и т. д. И внешний вид, и внутренний эмоциональный настрой медсестры должны располагать к ней пациента. Медсестре не следует отстраненно называть пациента «больной», поскольку это говорит о ее безразличном отношении. Для создания атмосферы доверия в общении между медсестрой и пациентом необходимо дать больному возможность почувствовать, что вам не безразлична его судьба и вы действительно хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может получить полную и объективную информацию о подопечном, особенностях его психики, узнать его мнение о собственном заболевании и больничных условиях. Такая информация даст возможность поставить сестринский диагноз, что в дальнейшем облегчит процесс излечения.

Медсестре необходимо помнить, что всегда следует оставлять за собой ведущую роль и не переходить грань между доверием и панибратством. Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и пациентом эмпатии, но ни при каких условиях не идентифицировать себя с больным: при всем понимании его проблем и стремлении облегчить его состояние, помочь ему следует критично относиться к своим действиям и не допускать того, чтобы идти у него на поводу. Для установления доверительных отношений необходимо убедить пациента в конфиденциальности ваших бесед.

Получив представление об особенностях личности пациента, его эмоциональных переживаниях, медсестра может тактично разъяснить ему не только его права, но и обязанности, а также аккуратно подготовить больного к обследованиям и терапевтическим процедурам, изложив необходимую информацию в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые процедуры не должно спровоцировать развития негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры.

При построении взаимоотношений «медсестра – пациент» важное значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

Стиль работы и поведение медсестры во многом зависят от этических норм, установленных в данном лечебном учреждении. К сожалению, частым недостатком среднего медицинского персонала является нравственная индифферентность (безразличие). Некоторые поступки, противоречащие основным понятиям этики и деонтологии, медики объясняют наличием объективных факторов современной действительности. Тем не менее не существует таких обстоятельств, которые могли бы стать оправданием неэтичных поступков медицинского работника.



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке


Следующая глава >

создание положительного впечатления о себе – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ПРАКТИКУМ ПОМОЩНИКА ВРАЧА ДЦ

Медицинская сестра и пациент: создание положительного впечатления о себе

Милькаманович В.К.,

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий БГУ Минск, Беларусь

Milkamanovich V.K.

State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University, Minsk, Belarus

Nurse and patient: creating a positive impression about yourself

Резюме. Медицинская сестра высокой квалификации обязана производить хорошее впечатление о себе как в процессе работы с пациентом и его родственниками, так и при общении с коллегами. Это всегда приводит к формированию у них устойчивой высокой оценки ее личностных и профессиональных качеств.

Ключевые слова: медицинская сестра, пациент, коллега, эмпатия, общение.

Медицинские новости. — 2016. — №5. — С. 48-49. Summary. Nurse high skills required to make a good impression about yourself in the process of working with the patient and his relatives, and when communicating with colleagues. It always leads to the formation of their stable high evaluation of personal and professional qualities. Key words: nurse, patient, colleague, empathy, communication. Meditsinskie novosti. — 2016. — N5. — P. 48-49.

Пациент всегда пытливо оценивает свою медицинскую сестру. Он изучает ее прежде всего как человека: добра ли она, внимательна, участлива, спокойна или суетлива. Для него она -специалист, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Создающееся у него впечатление является фундаментом психотерапевтического влияния медицинской сестры.

Многоопытной медицинской сестре в этом отношении легче, на нее «работают» ее авторитет, стаж, известность, звание и др. Пациент заранее готов отнестись к ней с большим доверием.

Молодой медицинской сестре труднее, она должна преодолеть его естественное подозрение в «неопытности». Оказать благоприятное впечатление ей под силу, если только она будет вести себя должным образом и помнить, что ее внешность, жесты и слова постоянно придирчиво анализируются и оцениваются пациентом.

Как обычный человек, медицинская сестра естественно имеет слабые и сильные стороны личности. Однако в отличие от обывателя она их не только знает, но и контролирует. По законам этики ей приходится выстраивать отношения с пациентом, используя только свои лучшие человеческие качества. При этом с ее стороны нет ни притворства, ни обмана.

В широко распространенном в медицинской среде термине «больной» утрачено видение человека как личности. Поэтому рекомендуется применять опре-

деление «пациент». Сегодня на первом месте у современной медицинской сестры стоит именно человек, а уж потом — его конкретные нарушения здоровья и ограничения жизнедеятельности.

Существует ряд нравственно-этических аспектов создания благоприятного впечатления на пациента и окружающих его людей. Любая медицинская сестра способна их освоить и применить в своей практической работе. Остановимся на некоторых из них.

Внешний вид медицинской сестры Пациент, как правило, считает, что хорошая медицинская должна быть одета скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой. Если медицинская сестра хочет ослабить недоверие пациента к своему имиджу, она должна оставить свое желание принарядиться за стенами лечебного учреждения.

Эмпатия, или сопереживание к проблемной ситуации пациента

История появления термина «эмпатия» уходит корнями в античность. Древнегреческие философы утверждали, что между людьми существует некоторая духовная общность, благодаря которой они испытывают сочувствие друг к другу. В древней Греции чувство сострадания почитали так высоко, что в честь его был сооружен особый алтарь. В Древнем Китае сочувствие было внесено в список основных добродетелей человека.

Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является

необходимой чертой личности медицинской сестры и во многом проявляется в ее умении представить себя на месте другого человека, понять его чувства, желания, идеи, поступки, сопереживать и сочувствовать ему. Эмпатия позволяет ей глубже проникнуть в суть проблемы и увидеть мир глазами своего пациента.

Медицинской сестре надо создать впечатление приветливости, участия, готовности помочь. Уже при первой встрече с ним вольно или невольно она демонстрирует свою способность сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть пациента: он интуитивно почувствует равнодушие, которое ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут высоко им оценены.

Если пациент взволнован или страдает от боли, одышки и т. п., необходимо сначала успокоить его, пообещать помочь, например: «Сейчас я постараюсь вам помочь, только сначала мне надо вас подготовить к необходимой процедуре, так что потерпите немного». При этом нельзя впадать в противоположную крайность — «аханье» и «причитания». При действительно тяжких страданиях пациент ждет не просто утешений, а реальной помощи.

Если забыть об этой искренности, то очень легко можно превратиться в лжеца. Чтобы такого не произошло, медицинская сестра всегда должна вести себя сдержанно и тактично, особенно при общении с тяжелобольными и умирающими пациентами.

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

№ 5 •2016

48

Практикум помощника врача

Медицинская сестра обеспечивает атмосферу общения и корректного поведения в отношении пациента, исключающую оскорбительные, дискриминационные и неуважительные элементы. В процессе взаимоотношений она предотвращает и пресекает любые непродуктивные эмоциональные реакции по поводу его ограниченных возможностей здоровья (любопытство, насмешки, неловкость, чувство вины, гиперопеку, страхи и т. д.).

При общении с пациентом медицинская сестра обращается к нему, а не к сопровождающим его лицам. Нельзя допускать использование в устной и письменной речи таких терминов, как «инвалид», «калека» «заторможенный», «физически ослабленный» и т. п. Пациенты воспринимают их весьма болезненно. Так, например, можно сказать «пациент, пользующийся коляской», а не «прикованный к коляске». Коляска -это то, что позволяет ему передвигаться и участвовать в жизни общества; она освобождает, а не ограничивает. В случае с любым нарушением здоровья следует избегать слов с негативным смыслом, таких как «жертва» или «страдающий».

Невербальные проявления доброжелательности

Добрая улыбка и ласковое прикосновение медицинской сестры оказывают на пациента нередко большее положительное воздействие, чем последующее собеседование и научение.

Легкое сердечное пожатие руки может быстрее успокоить пациента, который остро переживает по поводу того или иного события. Следует избегать поглаживания больного человека по голове или касания его инвалидной коляски, скутера или трости. Многие люди считают свои реабилитационные приспособления частью своего личного пространства.

Прикосновение должно быть естественным и соответствовать ситуации. Иначе оно может вызвать у пациента ощущение, что медицинская сестра ведет себя фамильярно.

Свободное доверительное общение

В процессе общения с пациентом нельзя его стесняться, поскольку это серьезно затрудняет и искажает поведение медицинской сестры. В то же время повышенная раскованность и тем более «панибратство» также могут испортить хорошее впечатление о себе.

Очень плохо, если при первой встрече с пациентом медицинская сестра ведет себя слишком вызывающе. Хвастовство и выставление напоказ своих профессиональных качеств не производят на него положительного впечатления, а наоборот, могут даже вызвать негативную реакцию. Вместо этого должен быть спокойный, уверенный, деловой и уважающий пациента подход.

Однако не следует напускать на себя вид очень серьезного делового человека. Такое фальшивое поведение превращается затем в очередной психологический барьер.

Медицинская сестра должна уметь элегантно принимать знаки внимания со стороны своего пациента и его родственников. Ей следует избавляться от скованности, мешающей принимать эти знаки внимания и научиться отвечать на похвалу: «Спасибо, я рада, что вы так думаете обо мне» вместо того, чтобы говорить: «Да что я там особенного сделала, все это ничего не стоит».

Внимательное выслушивание и поощрение пациента рассказывать о себе

Медицинская сестра должна поддерживать беседу в том же ритме, который задает сам пациент. Она, сама того не желая, может принизить своего подопечного, если станет быстро задавать вопросы, не заботясь о получении ответа, не будет смотреть на него и вообще оказывать мало внимания. Пациент почувствует себя «не в своей тарелке» и в унизительном положении. Дело еще более ухудшится, если она начнет употреблять профессиональную терминологию.

Нередко общение с пациентом или его родственниками прерывается в самый ответственный момент другими пациентами, коллегами или внезапно возникшими личными проблемами (например, звонок дочери или супруга). На подобные явления отвлекаться нельзя, поскольку подопечный всегда заслуживает того, чтобы с ним обращались уважительно. В момент общения медицинской сестры с пациентом хорошим тоном будет, если она на это время выключит свой мобильный телефон и предупредит других ее не беспокоить. Даже если она торопится, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пациент это почувствовал.

Поддерживание общения в круге личных интересов пациента

Медицинская сестра, которая концентрирует свое внимание в русле личных

интересов подопечного, обязательно вызовет в нем только положительные эмоции.

Желая произвести хорошее впечатление о себе, нельзя делать слишком обобщенные замечания, высказывать необдуманные мнения и давать невыполнимые обещания. Следует иметь в виду, что пациент расценивает любые подобные заявления как очень важную информацию и запомнит их.

Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость — результат бессонного дежурства. Ведь он также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

Искреннее одобрение

Медицинской сестре следует всегда выражать одобрение в тех ситуациях, когда есть за что похвалить пациента, например, за опрятный внешний вид, образцовое состояние палаты, терпение и упорство в преодолении болезни и т. п.

Все люди любят, когда их хвалят. Медицинской сестре надо умело и своевременно найти, за что похвалить своего пациента, чтобы искренне дать ему почувствовать свою значимость. Она может делать комплименты, то есть говорить слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств подопечного. При этом срабатывает психологический феномен необходимого внушения, вследствие чего он старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте. Поэтому комплименту противопоказаний практически нет. Однако он не должен быть лестью, тем более подхалимажем.

Таким образом, медицинской сестре очень важно знать, как искренне произвести хорошее впечатление о себе. Это необходимо для эффективной работы с пациентом, а также для поддержания престижа своего лечебного учреждения и коллектива.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Браим И.Н. Этика делового общения. — Минск, 1994.

2. Вечер Л.С. Секреты делового общения. — Минск, 1996.

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. — 4-е изд. — М., 2000. — 240 с.

4. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. — М.,1991. — 112 с.

5. Социальная психология и этика делового общения: Учеб.пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2003.

6. ТаркоГ.Н. Практикум по дисциплине «Этика делового общения». — М., 2011. — 75 с.

Поступила 26.02.2016 г.

№ 5 • 2016

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

Глава 2. Этика и деонтология в сестринском деле. Справочник медицинской сестры

Морально-этические качества медсестры

По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю. К. Субботина, «медицинская этика — это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей».

Этика имеет огромное значение в системе взаимоотношений «медработник — пациент». Аналогом широко известной врачебной клятвы Гиппократа для медицинских сестер стала в XIX в. клятва Флоренс Найтингейл.

После Второй мировой войны, когда достоянием широкой общественности стали сведения о чудовищной фальсификации медицинской профессии нацистскими «врачами», проводившими бесчеловечные эксперименты, осуществлявшими насильственную стерилизацию «расово неполноценных» и эвтаназию престарелых и душевнобольных, образованная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с разработки и принятия Женевской декларации, ставшей современным вариантом клятвы Гиппократа. Данный документ не только подчеркивал важность стремления врача к гуманистическим идеалам, но и гарантировал независимость медицинской профессии от политических режимов и идеологии.

Этический кодекс медицинской сестры России имеет особенное значение в истории отечественной медицины и, в частности, сестринского дела в ХХ в. С одной стороны, подавляющее большинство медицинских работников всегда оставались верны долгу и клятве, а с другой — не следует забывать о том, что еще в 1920-е гг. официальные руководители здравоохранения Советского Союза расценивали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток». Более того, эти деятели были твердо убеждены в том, что такое понятие, как «врачебная тайна», для советской медицины неприемлемо и вскоре отомрет. Предвзятое отношение во время не всегда оправданных реформ было и к самому понятию «медицинская сестра», на смену которому должны были прийти термины «помврача», «замврача», «медтехник» и т. п.

Таким образом, создание Этического кодекса медицинской сестры России явилось своеобразным покаянием и вселяет надежду на возвращение морально-этического здоровья нашим медицинским работникам. При составлении этого Кодекса были учтены новые идеи, появившиеся в предшествующие несколько десятилетий и оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры. В первую очередь данный Кодекс отразил современные понятия о правах пациента, которые, в свою очередь, определяют обязанности медицинского работника.


Этический кодекс медицинской сестры России составлен на основе таких документов, как Устав Всемирной организации здравоохранения (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.), Кодекс профессиональной этики психиатра, принятый Российским обществом психиатров в 1993 г., и др. Согласно этим документам медсестры выступают не просто послушными исполнителями инструкций врача, а представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными и располагающими должным объемом знаний в области психологии и психотерапии. По словам основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».

Практически любой из нас хотя бы один раз в жизни обращался за помощью в какое-либо лечебное учреждение, поэтому ни для кого не секрет, что впечатление о больнице или поликлинике зависит не только от качества предоставленных медицинских услуг, но и от того, как вас встретил персонал. Самый первый контакт пациента, в частности с медсестрой, имеет исключительное значение, поскольку определяет дальнейшие взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие доверия, возникновение неприязни и т. д.

Деонтология (в переводе с греческого языка — «должное») — наука о проблемах нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском сообществе и др.

И внешний вид (аккуратность, прическа, выражение лица), и внутренний настрой медицинской сестры должны вызывать у пациента чувство расположения, приязни, доверия. Медсестре ни в коем случае не следует обращаться к пациенту обезличенно «больной», поскольку это свидетельствует о ее полном безразличии. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом, необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба и вы искренне хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может узнать все нужные сведения о пациенте, особенностях его характера, его мнение о собственном заболевании, больничных условиях, планах на будущее. Ведь именно эта информация, полученная в ходе прямого контакта, даст медсестре возможность постановки объективного сестринского диагноза. Однако медсестре необходимо помнить, что недопустимо переходить тонкую грань между доверительными отношениями и панибратством, следует всегда оставлять за собой ведущую роль. Медицинская сестра обязательно должна проявлять сочувствие к пациенту, способствовать установлению между ними эмпатии, но при этом не следует идентифицировать себя с больным. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медсестрой.

Обладая информацией об особенностях личности и характера пациента, его переживаниях, медсестра может тактично разъяснить больному не только его права, но и некоторые обязанности, подготовить его к предстоящим обследованиям и терапевтическим процедурам, рассказав о них в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые виды обследования или медицинских процедур не должно вызывать негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры. Медсестры обязаны быть честными и правдивыми в общении с больным, но любые разговоры, касающиеся диагноза или особенностей его заболевания, не должны выходить за пределы, обозначенные врачом. Это же правило нужно соблюдать и во время бесед с родственниками пациента.

Взгляды врача и медсестры в отношении некоторых аспектов ухода за пациентом могут иногда несколько расходиться. Конечно, принципиальных разногласий возникать не должно, но тем не менее нужно предельно тактично обсудить возникшую проблему с врачом, поскольку достижение полного согласия существенно облегчает работу. Оговаривать подобные спорные ситуации с третьими лицами или сразу непосредственно с начальством не следует, поскольку это может спровоцировать развитие нездоровой обстановки внутри трудового коллектива. Несомненно, медицинская сестра имеет полное право отстаивать свою точку зрения, но при этом она должна быть готова признать и исправить собственные ошибки. Высокая требовательность к себе является одним из важнейших качеств любого профессионала, и медсестра не исключение.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь во время исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра — больной» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. В идеале организация работы в лечебном учреждении должна быть такой, чтобы знания, навыки, компетентность и профессиональный рост ожидались и соответственно вознаграждались. Любой человек, решивший посвятить свою жизнь медицине, должен понимать, что нет и не может быть таких обстоятельств, которые оправдывали бы любой неэтичный поступок.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Диалог: Между медсестрой и пациентом / Between Nurse and Patient — Диалоги на английском языке с переводом

Nurse: Good morning sir, how are you feeling now?Медсестра: Доброе утро, сэр, как вы себя чувствуете сейчас?
Patient: Good Morning, I am feeling better than before.Пациент: Доброе утро, я чувствую себя лучше, чем раньше.
Nurse: That’s really great. You look hale and hearty.Медсестра: Это хорошо. Вы выглядите здоровым и бодрым.

Patient: I just want to know that have you changed my medicine because you gave me only two medicines in the morning.Пациент: Я бы хотел узнать, вы заменили мне лекарство, потому что утром вы дали мне только два лекарства.
Nurse: Yes, seeing the steady improvement in your health, we have reduced your dosage. And that medicine will be given to you only at night.Медсестра: Да, наблюдая за постоянным улучшением вашего здоровья, мы сократили дозировку. И это лекарство мы будем давать вам только ночью.
Patient: I am a touch relieved after hearing this.Пациент: Я почувствовал облегчение, услышав это.
Nurse: You have a blood test right now.Медсестра: У вас есть анализ крови сейчас с собой.
Patient: Blood test for what?Пациент: анализ крови для чего?
Nurse: To check the level your hemoglobin.Медсестра: Чтобы проверить уровень вашего гемоглобина.
Patient: OK and will that be done empty stomach?Пациент: ОК, и это надо будет сделать натощак?
Nurse: Yes, it will done empty stomach.Медсестра: Да, это надо будет сделать натощак.
Patient: What will I get in breakfast after the test?Пациент: Что я получу на завтрак после анализа?
Nurse: Today you will get oats along with a cup of milk.Медсестра: Сегодня вы получите овсяную кашу вместе с чашкой молока.
Patient: That’s so bland and boring. Can’t you jazz it up a little?Пациент: Она такая легкая и приевшаяся. Вы не можешь немного её «оживить»?
Nurse: Hilarious! Don’t worry you will get a healthy and sumptuous lunch.Медсестра: Весело! Не беспокойтесь, вы получите здоровый и роскошный обед.

Patient: That’s perfect.Пациент: Это прекрасно.

Медицинская сестра психиатрии. Особенности работы и обязанности

Медицинская сестра психиатрии, прежде чем приступить к работе с пациентами, должна пройти подробный инструктаж и стажировку под руководством старшей медсестры. Особенности взаимодействия с психиатрическими пациентами необходимо знать и выполнять. Об этом важно помнить для обеспечения безопасности всех участников лечебного процесса.
Медицинская сестра психиатрии

Оглавление

Психиатрическая помощь и медицинские учреждения, её оказывающие

Психиатрическая помощь в России оказывается в специализированных лечебных учреждениях, работа которых основана на Законе РФ № 3185-1 от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Психоневрологические диспансеры

Психоневрологические диспансеры (ПНД) включают в свой состав амбулаторную службу и психиатрический стационар. В поликлинике или амбулатории ведется прием пациентов. Здесь по показаниям осуществляется диспансеризация с двумя видами наблюдения:

  • консультативное (при непсихотическом виде расстройств)
  • динамическое (при психотических расстройствах)

Медсестра в психиатрии должна знать работу амбулаторной службы. В обязанности медицинской сестры амбулаторного отделения ПНД входит помощь врачу на приеме, при госпитализации и вызовах на дом, контроль посещения больных, находящихся на динамическом наблюдении, ведение учетно-отчетной документации.

Психиатрические стационары

Психиатрические стационары предназначены для лечения больных с острыми и хроническими психическими расстройствами психотического вида. Здесь выделяют приемный покой, лечебные и вспомогательные отделения.

Лечебные отделения делятся на женские, мужские, детские и геронтологические. Все разновидности отделений имеют по две основные зоны:

  • беспокойную  зону с наблюдательной палатой для больных с острыми психотическими расстройствами
  • спокойную (санаторную) — для больных с улучшением состояния, критическим уровнем мышления, способных к самообслуживанию

Все входные двери отделений закрываются на ключ, на окнах должны быть установлены металлические решетки, в палатах для больных двери отсутствуют. Ключи от входных дверей имеются только у врачей и дежурного медицинского персонала, который передает их по смене с отметкой в журнале.

Вспомогательные отделения стационара:

  • рентгенологическое
  • физиотерапевтическое
  • аптека
  • клинико-диагностическая лаборатория
  • пищеблок

В состав ПНД могут также входить:

  • лечебно-трудовые мастерские
  • реабилитационные кабинеты
  • отделения лечения неврозов

Медицинская сестра психиатрии: стационар

Госпитализация в психиатрический стационар производится добровольно. Недобровольно могут госпитализироваться пациенты:

  • представляющие опасность для себя или окружающих
  • беспомощные психически больные, неспособные осуществлять уход за собой при отсутствии родственников, перед отправкой в психоневрологический интернат

Психоневрологические интернаты

Для психически больных, неспособных жить самостоятельно, не имеющих родственников, которые могли бы за ними ухаживать, в системе социально-медицинской службы имеются психоневрологические интернаты (ПНИ). Учреждение должно обеспечивать пациентам условия жизнедеятельности, соответствующее их состоянию  здоровья и возрасту, а также быть ответственным за организацию питания и ухода, медицинской помощи, социальных потребностей в виде посильной трудовой деятельности, а также досуга и отдыха.

Медицинская сестра психиатрии: основные требования

Работа медсестры в психиатрии имеет свои особенности, обусловленные специфичностью психически больных. В психиатрическом стационаре важны любые мелочи — от внешнего вида до поведения.

Униформа медицинского персонала должна быть удобной, спокойного цвета и не вызывающего фасона. Запрещены:

  • яркий макияж
  • украшения — бусы, цепочки, браслеты, серьги, кольца (предупреждение несчастных случаев во время возбуждения или нападения больного)
  • провоцирующая одежда (короткий халат)

Медицинская сестра психиатрии должна быть внимательной, терпеливой, чуткой, бдительной, вежливой по отношению к больным. В то же время с пациентом обязательно следует держать дистанцию, сохраняя доброжелательный настрой. Необходимо помнить, что поведение пациентов может быть непредсказуемым — в любой момент есть вероятность, что спокойствие сменится сильным возбуждением и резкой агрессией как по отношению к другим пациентам, так и к медицинскому персоналу.

Об изменении в поведении пациенту дежурный персонал немедленно сообщает лечащему или дежурному врачу. В психиатрическом отделении персонал никогда не должен поворачиваться к пациентам спиной. В наблюдательную палату, где находятся больные с острыми психотическими состояниями, запрещается заходить по одному.

Ключи от входных дверей всегда следует держать под рукой, чтобы они не попали в руки пациентов или посетителей. Острые, колющие, режущие и бьющиеся предметы не должны быть доступными для пациентов. Ножницы, любые инструменты, ручки, линейки, стеклянные банки нельзя оставлять без присмотра, все после использования убирается в шкафы под замок. Карманы, личные вещи, тумбочки пациентов следует регулярно осматривать, т.к. ручки, карандаши и другие предметы могут быть украдены, а с их помощью пациенты могут пытаться открыть двери (с целью побега), причинить вред персоналу или другим больным.

Питание пациентов в стационаре

Кормление пациентов производится в палате либо в столовой. Пища готовится таким образом, чтобы ее можно было есть ложкой. Вилки, а тем более — ножи в отделении психиатрии не используются. Раздачу пищи производит буфетчица, кормление пациентов — обязанность медицинской сестры.

Способные к самостоятельному приему пищи питаются в столовой, пациентов в остром состоянии кормит медсестра в палате. При невозможности глотания, отказе от приема пищи, по другим показаниям врача медсестра проводит питание больного через зонд.

Для составления меню на день используется порционник. Требование в пищеблок с указанием количества пациентов в отделении и необходимых столов диетического питания подает старшая медицинская сестра.

Основные методы работы в психиатрических отделениях

Медицинская сестра психиатрии должна усвоить, что основным и ведущим в ее работе является:

  • наблюдение за пациентом
  • беседа с пациентом
  • уход за пациентом в тяжелом состоянии

Медицинская сестра психиатрии: врачи и младший персонал

Всех находящихся в отделении персонал обязан знать по фамилиям, именам, отчествам. Медицинская сестра должна иметь представление о заболевании и его течении, назначенном лечении, текущем состоянии каждого пациента. Общение с пациентом следует проводить в серьезном, ровном, заботливом ключе, должны быть исключены заискивания, панибратство и покровительственный тон, нельзя грубить пациенту и оскорблять его чувства.

Палатная медсестра психиатрии

Палатная или постовая медицинская сестра психиатрического отделения работает посменно и осуществляет круглосуточное наблюдение за пациентами. Смена принимается у постели больного — сдающая и принимающая смену медицинские сестры обходят все палаты. Необходимо знать точное число пациентов и убедиться в его правильности, пересчитав их. О состоянии пациентов сдающая смену медицинская сестра сообщает принимающей в отсутствие больных, на посту. В журнале передачи смен пишется рапорт по каждому пациенту, в первую очередь — по острым и недавно поступившим.

Палатная медицинская сестра занимается раздачей лекарств пациентам. Препараты подготавливаются непосредственно перед их приемом — укладываются в таблетницы либо мензурки. При раздаче лекарственных препаратов следует исключить их контакт с кожей рук медицинского персонала (надеть перчатки). Медсестра должна проследить, чтобы пациент принял выданный ему препарат, т.к. больные с бредом, галлюцинациями могут сомневаться в правильности лечения и даже считать, что им хотят навредить. После приема препарата медсестра осматривает полость рта пациента, для удобства применяется шпатель.

Палатная медсестра психиатрии готовит пациентов к исследованиям, записывает и направляет на консультации и процедуры, назначенные лечащим врачом, следит за соблюдением распорядка дня в отделении, сопровождает на трудотерапию, контролирует время бодрствования, дневного и ночного сна. У медицинской сестры должен быть список пациентов, которым разрешены прогулки на территории ПНД в сопровождении персонала.

Надзор за пациентами наблюдательной палаты

Пристального внимания и строгого надзора требуют пациенты в наблюдательной палате. Склонность к побегу, суицидальные высказывания — о таких пациентах необходимо знать и следить за их поведением. Младший персонал сопровождает их в туалет. При накрывании такого больного одеялом следует открыть его лицо, чтобы видеть физическое состояние.

Пациенты в психозе иногда требуют фиксации — физического стеснения, т.к. могут быть опасными и для себя, и для всех окружающих. Для фиксации применяются мягкие широкие ленты, накладывающиеся на конечности. Медицинская сестра должна владеть навыком фиксации, уметь научить младший персонал.

Медицинская сестра психиатрии: фиксация пациента

Физическое стеснение применяется по отношению к больным строго по назначению лечащего или дежурного врача с обязательной отметкой в истории болезни (ИБ). Фиксируют на определенное время, которое также отмечается в ИБ. Как правило, при этом врачом назначается парентеральное введение лекарственного препарата для купирования приступа возбуждения. После того, как пациент успокоился, его освобождают от стеснения.

Тщательно контролируется температура тела, артериальное давление и общее физическое состояние острых пациентов. Персонал следит за личной гигиеной больных, сменой нательного и постельного белья, которое осуществляется 1 раз в 7 дней или по мере необходимости. Сами пациенты и их одежда и белье должны быть сухими и чистыми.

Наблюдение за пациентами спокойной зоны

Медицинская сестра психиатрического отделения активно помогает больным в их реабилитации и адаптации к внешним условиям, стимулирует к самостоятельному уходу за собой. В спокойной зоне находятся пациенты вне острой фазы, у которых более мягкий и расширенный режим в отделении. Им разрешаются свидания с родственниками, посещение парикмахерских, использование бритвенных приборов, но при этом необходимо участие медицинского персонала.

Медицинский персонал проверяет все передачи для пациентов на отсутствие неразрешенных предметов и продуктов питания. Все письма перед передачей пациенту или от пациента родственникам сначала передаются лечащему врачу.

Ежедневно на утренних планерных совещаниях отделения постовая медицинская сестра докладывает врачебному составу отделения о состоянии каждого пациента: психическое и физическое состояние, уровень настроения, поведение, аппетит, количество дневного и ночного сна.

Процедурная медсестра в психиатрии

В обязанности медицинской сестры процедурной психиатрического стационара входит постановка капельниц, внутривенных и внутримышечных инъекций пациентам по назначению лечащего врача, забор крови на анализы, получение и хранение лекарственных препаратов для парентерального введения.

Процедурная медсестра, как и постовая, должна неукоснительно соблюдать требования, применяемые ко всему персоналу психиатрического стационара.

Аминазиновая и инсулиновая медицинские сестры

Во второй половине XX века в психиатрии наиболее используемым нейролептиком был препарат Аминазин. Он широко применялся как в таблетированной форме (драже), так и в растворе для внутримышечного и внутривенного введения. В психиатрических стационарах была предусмотрена должность аминазиновой медицинской сестры, которая занималась исключительно раздачей и введением нейролептиков.

Аминазин — очень токсичный препарат, который должен храниться в специальном шкафу с вытяжной вентиляцией. Аминазиновую комнату оборудовали таким образом, чтобы в ней проводились только введение и раздача нейролептиков и Аминазина, в частности. Специально обученная медицинская сестра работала при этом в резиновом фартуке, дополнительном халате, шапочке, перчатках и маске. В настоящее время, при распространении более современных и менее токсичных нейролептиков и минимальном использовании Аминазина потребность в такой должности себя практически исчерпала. Возможно, не повсеместно, но в большинстве психиатрических стационаров.

Инсулинотерапия больных шизофренией также была распространена ранее. При этом инсулиновая медсестра вводила назначаемые врачом дозы инсулина для введения больного в состояние комы, а затем — раствор глюкозы для выведения из комы. При необходимости данные манипуляции может выполнить медицинская сестра процедурной.

Медицинская сестра психиатрии: любовь к профессии

Разумеется, медицинская сестра психиатрии всегда должна помнить и соблюдать принципы медицинской этики и деонтологиии. Превыше всего следует ставить интересы пациента, его семьи и близких.

Итак, медицинская сестра психиатрии — должность необычайно ответственная, требующая от работника напряжения моральных и физических сил, терпения, а также способности к переключению в нерабочей обстановке. Тем не менее, в психиатрическом отделении работа интересная, помогающая научиться быть во всем внимательным и добросовестным. По статистике, в психиатрических больницах, в основном, совсем невысокая текучесть кадров.

Юридическая ответственность медсестры. Справочник медицинской сестры

Юридическая ответственность медсестры

Кроме моральной ответственности медицинской сестры, которая представлена в Этическом кодексе медсестры, существуют и другие виды ответственности. Если во время выполнения своих профессиональных обязанностей медсестра допускает правонарушения, то в соответствии с действующим законодательством РФ она несет административную, гражданскую, имущественную и уголовную ответственность.

К ответственности может привести ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Для оценки качества работы медицинской сестры используются представленные ниже критерии.

Критерии оценки качества работы медицинской сестры:

1) отсутствие осложнений после выполнения медицинских манипуляций;

2) отсутствие нареканий от руководства и жалоб от пациентов и их родственников;

3) своевременное и качественное выполнение профессиональных обязанностей;

4) отсутствие замечаний в ходе плановых и экстренных проверок;

5) наличие коммуникативных связей с коллегами и клиентами.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ медицинская сестра ответственна за соблюдение условий трудового договора. Так, за выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения работник подлежит увольнению в тот же день. При разглашении служебной или коммерческой тайны, а также информации о пациенте работодатель может расторгнуть трудовой договор.

Низкое качество выполнения профессиональных обязанностей может привести к административной и дисциплинарной ответственности медсестры. В соответствии со ст. 135 КЗоТа руководство медицинского учреждения может наложить на работников дисциплинарное взыскание (выговор, строгий выговор, перевод на менее оплачиваемую работу, понижение в должности на срок до трех месяцев) или уволить. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть проступка, обстоятельства, в которых он был совершен, а также отношение работника к трудовым обязанностям до совершения проступка.

Медсестра может быть уволена руководством медицинского учреждения за несоответствие занимаемой должности (нарушение технологии выполнения манипуляций, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима).

В случае совершения преступления медсестра может привлекаться к уголовной ответственности. Преступлением является противоправное действие или бездействие, совершенные намеренно или случайно (по неосторожности). В большинстве случаев преступления в профессиональной медицинской деятельности не являются умышленными. Наиболее часто они связаны с непредвидением или недооценкой возможных последствий при выполнении каких-либо профессиональных действий (ст. 9 УК РФ). Если какие-либо действия или, наоборот, бездействие расценены как преступные, то они приводят к уголовной ответственности.

Действующий УК РФ не предусматривает специальных статей об ответственности медработников. Уголовная ответственность для медработников наступает в соответствии со статьями УК о неосторожном убийстве, неосторожном тяжком телесном повреждении, подвергании другого лица опасности ВИЧ-инфицирования, криминальном аборте, подмене или похищении ребенка, неоказании помощи больному (гл. 3 УК РФ). Все эти преступления характеризуются как преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Итак, рассмотрим основные случаи наступления уголовной ответственности.

Убийство по неосторожности может произойти при ошибочном введении пациенту сильнодействующих и ядовитых лекарств, неправильном расчете дозы и в других подобных случаях. Если тяжелобольной пациент остался без постоянного наблюдения медсестры, что привело к летальному исходу, это также считается убийством по неосторожности. В тех случаях, когда невнимательное отношение к пациенту приводит к ухудшению его здоровья, медсестра также несет юридическую ответственность.

Преступлением является создание угрозы заражения или заражение ВИЧ, что может быть связано с активными действиями (например, использованием нестерильных инструментов) или бездействием (нарушением санитарно-противоэпидемического режима). Независимо от того, произошло заражение ВИЧ или нет, преступление считается совершенным.

Такое преступление, как подмена ребенка, может быть совершено только умышленно. В этом случае виновный осознает свои действия и имеет какой-либо мотив. Лицо, совершившее подмену ребенка, также привлекается к уголовной ответственности.

Существует и уголовная ответственность за неоказание помощи больному (ст. 128 УК РФ). Неоказание помощи больному заключается в бездействии, т. е. означает, что медработник не предпринял каких-либо действий для спасения человека или облегчения его состояния. Однако существует ряд обстоятельств, при которых неоказание помощи больному не приводит к уголовной ответственности. К ним относятся стихийные бедствия, отсутствие средств для оказания первой медицинской помощи, болезнь медицинского работника, наличие одновременно нескольких тяжелобольных, при условии, что помощь оказывалась одному из них.

Ст. 221 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное врачевание. Преступление связано с постановкой диагноза, выполнением медицинских манипуляций, назначением лечения лицом без соответствующего образования. Ответственность за преступление наступает независимо от наличия или отсутствия вредных последствий. Если в результате незаконного врачевания был причинен вред здоровью больного, то наступает ответственность и за преступление, направленное против личности.

При установлении ответственности за незаконное врачевание необходимо выявить факт получения вознаграждения (денег, ценных вещей, продуктов) за незаконное оказание медицинских услуг. К незаконному врачеванию относится медицинская деятельность медработника, не имеющего на него права (нет диплома о соответствующем образовании, сертификата или лицензии на осуществление конкретных видов деятельности). В том случае, если медицинский работник желает вести частную медицинскую деятельность, кроме вышеперечисленных документов, нужно получить разрешение местной администрации. Кроме того, частная медицинская практика согласовывается с профессиональными медицинскими ассоциациями.

В повседневной практике к медицинским сестрам часто обращаются с просьбой сделать инъекции. Медсестрам следует знать, что выполнение медицинских манипуляций на дому также является незаконной деятельностью. Кроме того, это может привести к серьезным последствиям. Если у больного во время введения препарата или после него разовьется тяжелая аллергическая реакция (анафилактический шок), то в домашних условиях медсестра не сможет оказать первую медицинскую помощь в полном объеме, что может привести к смерти больного.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Методическая разработка по иностранному языку (11 класс): МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Больница и ее отделение» является одной из составляющих при изучении иностранного языка в системе подготовки медицинской работника.

Данная методическая разработка помогает реализовать обучение специалистов среднего звена с учетом понимания текстов на иностранном языке, присутствуют медицинские анатомические термины, ведение диалогов и монологов по теме.

При составлении разработки учитывалось использование студентами базовых знаний по дисциплине «Иностранный язык», а также межпредметные связи по русскому языку, микробиология и дисциплине «Основы сестринского дела».

Данная методическая разработка позволяет осуществлять самостоятельную работу студентов, а также обеспечивает выполнение различных форм деятельности по данной теме.

В конце методической разработки список основной и дополнительной литературы для студентов.м Тема «Больница и ее отделения» является одним из составляющих при изучении иностранного языка в системе подготовки медицинского работника. Необходимость ознакомления студентов — медиков с медицинской лексикой, не подлежит сомнению.

Данная методическая разработка помогает реализовать обучение специалистов среднего звена с учетом понимания текстов на иностранном языке, в которых присутствуют медицинские анатомические термины, ведение диалогов и монологов по теме.

При составлении разработки учитывалось использование студентами базовых знаний по дисциплине «Иностранный язык», а также межпредметные связи по русскому языку, микробиология и дисциплине «Основы сестринского дела».

Данная методическая разработка позволяет осуществлять самостоятельную работу студентов, а также обеспечивает выполнение различных форм деятельности по данной теме.

В конце методической разработки список основной и дополнительной

.

Работа медсестры

Урок 8 . Работа медсестры

Упражнение 1 . Прочтите и запомните значения следующих английских слов

уход [keə] — уход, забота

изменение [tʃeɪndʒ] — изменение, смена, замена

отдел [dɪˈpɑːrtmənt24] — отделение

болезнь [dɪˈziːz] — болезнь, заболевание

здоровье [hɛlθ] — здоровье

инфекционный [ɪnˈfekʃəs] — инфекционный, заразный

инъекция [ɪnˈdʒɛkʃə11m] — инъекция — медицина, лекарство

смертельный [ˈmɔːtəl] — смертельный, летальный

наблюдение [ɒbzəˈveɪʃən] — наблюдение

пациент [ˈpeɪʃənt] — пациент, больной

диагноз ] — диагностировать, ставить диагноз

лечить [triːt] — лечит ь

палата [wɔːd] — палата

Упражнение Прочитайте текст, переведите его на русский язык.

Работа медсестры

Во время школьной жизни мы начинаем думать о своей будущей жизни, своей работе. Сейчас я учусь на первом курсе. Моя будущая профессия — медсестра. Работа медсестер очень важна и необходима. Медсестринский процесс — это осуществление ухода. Обязанности медсестры зависят от типа медицинского учреждения, в котором она работает, ее должности и характера работы.

Этическими основами профессиональной деятельности медсестер являются гуманность и сострадание.Основные принципы сестринской этики основаны на клятве Флоренс Найтингейл.

1. для поддержания здоровья;

2. предотвратить заболевание;

3. для восстановления здоровья;

4. облегчить страдания.

Кодекс этики медицинских сестер России

  1. Респект

  2. Профессиональная компетентность

  3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

  4. Уважение человеческого достоинства пациента.

  5. Прежде всего, не навреди

  6. Обязанность хранить профессиональную тайну.

Каждая медсестра должна помнить, что не бывает двух одинаковых людей и что каждый пациент будет реагировать на болезни по-своему. Поэтому каждому пациенту нужен особый уход.

Наблюдения медсестры тоже очень важны. Медсестра видит любые изменения в состоянии здоровья своих пациентов. Ее наблюдения помогут врачам диагностировать и лечить пациентов.В больнице у медсестры много обязанностей, и она работает во многих сферах: в палатах, лабораториях, отделении неотложной помощи и т. Д.

В палатах медсестра дает лекарства, делает уколы, накладывает чашечки и горчичники. Она выполняет все указания врачей.

Каждая медсестра должна иметь достаточно знаний о своей работе, потому что она должна помогать людям в любое время дня и ночи. Она должна заботиться о пациентах, даже если у них смертельные инфекционные заболевания.

Дело в том, что исследования ведутся не только в лабораториях, но и в больничных палатах.Каждая медсестра должна быть членом группы клинических исследований.

Жизнь медсестер посвящена людям; они всегда несут ответственность за то, что делают.

Упражнение 2 . Предметы ухода за больными. Выучите новую лексику по теме.

Упражнение 3 . Выучите следующие глаголы:

для нанесения колпачков — поставить банки

для нанесения горчичников — поставить горчичники 9007

на сборку шприца — собирать шприц

для выполнения предписания врача — выполнять инструкции доктора

для замены льда в мешке для льда — менять лёд в пузыре для льда

для разборки шприц — разбирать шприц

для осмотра пациента — обследовать, осматривать пациента

для наполнения мешка с горячей водой… — наполнять грелледовку…

для наполнения мешка для льда… — наполнять пузырь для льда…

для подачи чашки для кормления — давать поильник

для подачи воздушное кольцо лежачему пациенту — подавать надувной круг лежачему больному

сделать клизму — делать клизму

90 002 давать лекарство — давать лекарство

давать ложку лежачему пациенту — подавать крейсер лежачему больному

делать инъекцию — делать инъекцию

делать переливания — делать переливания

измерить артериальное давление- измерить давление

поставить компресс — ставить компресс

надеть пакет с горячей водой… — ставить грелку на…

поставить липкий пластырь — наклеить пластырь

поставить термометр — поставить градусник

, чтобы надеть ледяной мешок… — поставить пузырь со льдом на…

, чтобы прочитать показания термометра — прочитать показания на градуснике

, чтобы взять пациента в инвалидном кресле — перенести пациента на кресле-каталке

взять вытащить градусник — забрать градусник

, чтобы отобрать сковороду у постели больного — убирать судно

, чтобы измерить температуру у пациентов — измерить температуру пациента

обмыть пациента губкой — помыть пациента с губкой

Упражнение 4 . Рассмотрите картинки и подпишите названия предметов ухода за больными

1__________________________

2__________________________

3_________________________

4__________________________

900________11 911

000

900________11 911

000

8__________________________

9________________________

10_________________________

11_________________________

12_______________________

13________________________

13________________________

_

0 9112

2 14________________

_______________________

17__________________________

18________________________

19_________________________

20_________________________

21_______________________

22________________________

22________________________

_

22________________________

9112000 900__________ 9112000 9112000 9112000 26__________________________

27________________________

Упражнение 5 . Вставьте необходимые по смыслу слова .

  1. Работа медсестры людям (подарено, посвящено).

  2. Медсестра для пациентов (заботится, смотрит).

  3. Она должна подать заявку и (лекарства, стаканчики, горчичники, инъекции).

  4. У медсестры должно быть достаточно (книги, журналы, знания).

  5. Медсестра… Рецепты врача каждый день (выполняет, выполняет).

Упражнение 6 9000 3. Выберите 1 слово не подходящее по смыслу:

  1. губка, мыло, носилки

  2. стакан, таз, чашка

  3. перчатки, халат, игла

  4. горчичники, кормушка, компресс

  5. шрот, шприц, инъекция.

Упражнение 7 9000 3. В правой колонке найдите совершаемое при помощи предмета из левой колонки:

шприц

горчичный пластырь

цифровой тонометр

термометр

капельница

ножницы

  1. для измерения

  2. взять

  3. для сброса

  4. для применения

  5. для получения

  6. для резки

Упражнение 8 . Переведите и подпишите слова, используя словарь:

тяжелый —

легкий —

мягкий —

жесткий —

полный —

пустой —

холодный —

теплый —

горячий —

холодный —

чистый —

грязный —

стерильный —

нестерильный —

сухой —

влажный

Упражнение 9 . Переведите предложения на английский язык.

1. Дайте лекарство этому пациенту. 2. Поставьте градусник лежачему больному. 3. Отвезите больного в операционную. 4. Напоите больного теплым чаем через поильник. 5. Разрежьте повязку ножницами. 6. Измерьте давление тому пациенту. 7. Дайте судно лежачему больному. 8. Поставьте банки два пациентам. 9. Сделайте переливание крови.

Упражнение 10 . Составьте рассписание процедур на рабочем месте.

7.00 -…

8.00 -…

10.00 -…

11.00 -…

12.00 -…

19,00 -…

20,00 -…

Упражнение 11 . Прочтите диалог по ролям и составьте свои собственные диалоги.

Медсестра: Доброе утро, миссис Смит. Позвольте мне измерить вашу температуру и ваше кровяное давление.

Пациент: Хорошо.

Медсестра: Ну, у вас немного высокая температура, но давление в норме для вашего возраста.

Пациент: Приятно слышать.

Медсестра: Доктор будет здесь через несколько минут.

Пациент: Спасибо.

Exercise 12. Прочтите текст

Оценка состояния здоровья

Оценка состояния здоровья является важным компонентом здравоохранения для правильной диагностики и эффективного лечения.

Оценка состояния здоровья включает следующее:

Методы физического обследования.

Методы физической оценки:

1. Осмотр — Это означает смотреть глазами. Выявляет любой шрам высыпания, цвет, форму размера, контур и симметрию частей тела.

2. Пальпация — Означает ощупывание с помощью осязания. Обнаруживает любую припухлость, холод, жар, жесткость, твердость, гладкость, шероховатость, боль, вибрацию, твердость и вялость.

3. Percussion — Это означает удары или постукивание пальцами. Он издает звуки, которые показывают, твердые ли подчеркнутые ткани или заполнены жидкостью.

4. Аускультация — Это означает прослушивание со стетоскопом или прижатие уха к телу. Он показывает звуки, производимые в организме и кровеносных сосудах, такие как сердцебиение и кишечные звуки.

5. Манипуляции : Это означает движение частями тела. Он показывает жесткость, трудности или дискомфорт при движении частей тела.

6. Тестирование рефлекса : Означает автоматический ответ на заданный стимул. Он показывает наличие или отсутствие рефлекса силы и движений рук и ног.

7. Обоняние — Означает обоняние (запах). Раскрывает характер болезненного состояния пациента.

Показатели жизнедеятельности

Важность показателей жизнедеятельности в науках о здоровье

Показатели жизнедеятельности включают физиологические измерения температуры, пульса, АД и дыхания.Показатели жизнедеятельности — это быстрый и эффективный способ мониторинга состояния пациента или выявления проблем и оценки реакции пациента на происходящие изменения. Один жизненный показатель может влиять на характеристики других жизненно важных показателей.

Для определения основных показателей жизнедеятельности используются основные методы осмотра, пальпации и аускультации. Оценка основных показателей жизнедеятельности позволяет медсестре выявлять медсестринский диагноз, проводить запланированное вмешательство и оценивать успех. Когда медсестра изучает физиологические переменные, влияющие на показатели жизнедеятельности, и распознает взаимосвязь изменений показателей жизнедеятельности с другими результатами физиологической оценки, можно точно определить проблемы со здоровьем клиента.

Показатели жизнедеятельности и нормальные диапазоны для взрослых

1. Температура от 36º до 38º C (от 96,4 до 98,6 F)

2. Пульс 60–100 уд / м

3. Дыхание 12–20 вдохов / м

4. Артериальное давление Среднее 110-130 / 60-80 мм рт. Ст.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *