Терапевтические средства общения: Средства общения (терапевтические и нетерапевтические). — Студопедия

Содержание

Средства общения (терапевтические и нетерапевтические). — Студопедия

ТЕРАПЕВТИЧЕСКие СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) Пристальное внимание. Важно знать не только фамилию, имя и отчество пациента но и как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети — особенно. Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его. Следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ к БОЛЬНОМУ.

2) Терапевтическое прикосновение.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове — это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

3) Контакт глаз.

Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза — это, как известно, «зеркало души», поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт — это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”.



Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Стремление избежать «контакта глаз» или отведение взгляда от собеседника свидетельствуют о возникновении коммуникативных барьеров. Пристальный неподвижный взгляд говорит о нарушении обратной связи. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:


1.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.Что означает выражение «слепота зрячих»? Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом контакте”.

2.КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки — мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а, придя, домой, написал жалобу.

3.БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик» «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

4.НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом, и лечение становится неэффективным.

5.СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

6.ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

7.МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

8.КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»

2.1.Терапевтические средства общения

  1. Пристальное
    внимание
    .

Важно
знать не только фамилию, имя и отчество
пациента но и как личность. И эта личность
должна быть Вам интересна. Любой человек
нуждается во внимании. Больные, как и
старики, и дети — особенно. Как можно
больше общайтесь с больным; особенно в
первое время не оставляйте его одного,
рассказывайте ему обо всем, что с ним
происходит и будет происходить в
ближайшее время, успокаивайте и одобряйте
его. Следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ
ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ к БОЛЬНОМУ.

  1. Терапевтическое
    прикосновение.

Медсестры
часто используют прикосновения, чтобы
утешить ушедшего в себя, подавленного
пациента, хоть как-то достучаться до
него. Часто бывает, что теплое человеческое
прикосновение — единственная связь с
миром, остающаяся у тяжелобольного.
Прикосновения могут не только сообщать
о моральной и личной поддержке, но и
физически стимулировать или успокаивать
пациента. Недаром добрые руки медсестры
стали как бы символом профессии. Имеется
в виду любой физический контакт:
прикоснуться к руке, обнять за плечи
или слегка дотронуться до плеча, погладить
по голове — это и будет та «тридцатисекундная
терапия, которая иному пациенту необходима
до боли сердечной» и для проведения
которой совершенно не нужно дополнительного
времени.

  1. Контакт
    глаз.

Взгляд
живого существа, и особенно взгляд
человека, — один из самых сильных
раздражителей, несущий в себе большую
информацию. Глаза — это, как известно,
«зеркало души», поэтому визуальный
контакт можно выделить в качестве
отдельного специфического умения.
Прямой визуальный контакт — это еще один
способ сказать: “Я с тобой, я хочу
услышать то, что ты хочешь сказать”.

Известный
французский хирург Лериш рассказывал,
что его — тогда еще молодого врача —
пригласили проконсультировать знаменитого
маршала Фош[3]. После осмотра он посоветовал
операцию. Маршал сказал ему: «Я
обращался ко многим медицинским светилам,
они тоже предлагали оперироваться, но
я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы
эту операцию мне сделали Вы, потому что
Вы первый, кто говорил со мной, глядя
мне прямо в глаза. Вам я поверил».

Пробовали
ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком,
который упорно отворачивается, избегая
смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень
резко влияет на наше отношение к нему.
Стремление избежать «контакта глаз»
или отведение взгляда от собеседника
свидетельствуют о возникновении
коммуникативных барьеров. Пристальный
неподвижный взгляд говорит о нарушении
обратной связи. Контакт глаз должен
нести только положительные эмоции. Нам
нравятся люди с открытым и дружелюбным
взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным
и дружественным выражением лица, с
преимущественно низким голосом.

2.2.Нетерапевтические средства общения.

  1. Избирательное
    или невнимательное выслушивание.

Что
означает выражение «слепота зрячих»?
Пристальный взгляд производит впечатление
активного участия в контакте, на самом
же деле зачастую он свидетельствует о
“мёртвом контакте”.

  1. Констатированное
    заключение.

Например:
на прием пришел пациент, у которого
диагноз «чесотка» был, что называется,
«написан» на руках и на лице. Врач
повернулся к медсестре и произнес
одно-единственное слово: «Вилькинсон».
Это означало, что больному следует
прописать специальное лекарственное
средство для лечения чесотки — мазь
Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт
и молча протянула его больному. Тот взял
бумажку, молча вышел из кабинета, а,
придя, домой, написал жалобу.

  1. Безличное
    отношение.

Нередко
можно слышать, как о пациенте говорят:
«диабетик» «язвенник»,
«ревматик». Эти неологизмы затеняют,
отодвигают на задний план индивидуальность
пациента, вызывая у него негативную
реакцию. Во избежание упрека в невежливости,
а то и в грубости, иногда используют,
обращаясь к больному, уменьшительные
эпитеты: «голубушка», «бабуля»
и т.д. Медицинские работники словно
отгораживаются ими от больного, возводят
между собой и пациентом незримую, но
непреодолимую преграду.

  1. Неоправданное
    доверие.

Медсестра
поручает престарелому пациенту самому
в определенные часы принимать лекарство.
Конечно, пациент часто забывает об этом,
и лечение становится неэффективным.

  1. Стойкое
    или испуганное молчание.

  2. Фальшивое
    успокаивание.

В
приемном покое врач моет руки и машинально,
не задумываясь над своими словами,
говорит пациенту, доставленному после
автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога
у Вас еще вырастет».

  1. Морализирование.

Медсестра
внушает пациенту: «Болезнь есть
наказание за Ваши грехи. Подумайте, за
что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

  1. Критика,насмешка,
    угроза.

Акушерка
говорит на приеме молодой беременной
женщине: «И кого же ты родишь, такая
худющая и бледная, с таким-то гемоглобином,
интересно мне знать!»[2]

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — — КиберПедия

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и гото­вить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: «Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоя­нии одолеть вас обоих».

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласо­ванных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы ее пациента. Например:

— Что со мной случилось?

— Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

— А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

— Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько крити­ческое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в результате реаль­ной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, за­боты семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые созда­ют чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболева­нии стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он стра­дает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягост­ных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, аг­рессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

 

Избавьте больного от страха, страх — это эквивалент боли

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

Расскажите, что Вы знаете об «эффекте плацебо»?

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея — помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

 

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».


СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер

милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами — часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети — особенно. Для многих несчастных Ваше внимание — един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим».

Как можно чаще спрашивайте больного:

— Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМА­НИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадо­вать — Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра­фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле — фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей.»


2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушед­шего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стиму­лировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове — это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно допол­нительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески — просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку — так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот

сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится» (Патриция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его — тогда еще молодого врача — пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил.»

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

 

НЁТЁРАПЕВТИЧЕСКИБСРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВА­НИЕ.

Что означает выражение «слепота зрячих»?

• КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это озна­чало, что больному следует прописать специальное лекарственное сред­ство для лечение чесотки — мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

«Средства общения и использование их в психотерапевтических целях»

ГАУО СПО РК «Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (теоретическое) № 13

Тема занятия: Средства общения и использование их в психотерапевтических целях

Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс 2

Дисциплина ОП.09. Психология

Цели занятия

Образовательные: изучить вербальные и невербальные средства общения и их использование в психотерапевтических целях.

Развивающие: способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Воспитательные: создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Междисциплинарные связи Сестринское дело, философия, анатомия и физиология человека

Внутридисциплинарные связи Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения

Место проведения Лекционная аудитория

Тип занятия лекционное

Количество часов 2

Обеспечение занятия (средства обучения) Мел, доска, учебник, методразработка

Литература О.И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Студент должен уметь:

— основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;

— задачи и методы психологии;

— основы психосоматики;

— особенности психических процессов у здорового и больного человека;

— психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

— особенности делового общения.

Студент должен уметь:

— эффективно работать в команде;

— проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

— осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

— регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

— общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

— использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

— использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Структура занятия:

  1. Организационный момент — 2 мин.

  2. Цели занятия (мотивация) — 3 мин.

  3. Введение нового материала — 70 мин.

  4. Закрепление материала — 10 мин.

  5. Задание на дом — 2 мин.

  6. Подведение итогов — 3 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов).

  2. Цели (мотивация) занятия (объявить!). Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимания полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения в повседневной жизни (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

а) введение;

б) основная часть;

в) заключение.

  1. Закрепление материала (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  1. Домашнее задание (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2).

  1. Подведение итогов.

Преподаватель: Поникарчук Оксана Сергеевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Средства общения и использование их в психотерапевтических целях»

Цель: изучить вербальные и невербальные средства общения и их использование в психотерапевтических целях.

Вопросы на эту лекцию:

Речь и язык – главные средства общения в человеческом обществе. Ятрогенные расстройства. Вербальный способ общения. Активное и пассивное слушанье. Невербальные средства общения.

Средства общения – вербальные, невербальные.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка, способ выражения мыслей.

Виды речи – внешняя и внутренняя.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи общественно-исторического опыта и хранения информации.

Речевые звуковые явления (стр.181). 6 штук.

1. Темп речи (быстрый, средний, замедленный).

2. Модуляция высоты голоса (высокая, низкая).

3. Тональность голоса (высокая, низкая).

4. Ритм (равномерный, прерывистый).

5. Тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий).

6. Интонация, дикция речи.

Выразительные качества голоса (3 штуки).

1. Характерные специфические звуки (смех, плач, смыкание, шепот, вздохи)

2. Разделительные звуки (кашель).

3. Нулевые звуки (паузы).

Слово – сильнейший раздражитель.

Слово лечит, слова ранит.

Три орудия есть у врача – слово, растение, нож.

Гиппократ говорил: «Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой – ножом, третий – словом, прежде всего обратитесь к тому, кто лечит словом».

«Радость укрепляет тело!» — И.П.Павлов.

Слово медработника. Внешний вид.

В доступной доброжелательной форме изложить пациенту информацию о его болезни, о назначениях, о ходе лечения, о возможных вариантах исхода. Излишняя разговорчивость вредит. Вульгарные слова и выражения. Медицинский сленг, жаргон. Шутки, юмор медработников.

Эмпатия. Дать определение устно. Записать самим в словарь.

Обратная сторона эмпатии.

Ятрогенные расстройства. Jatros – «врач», gennen – «производить».

Переписать или прочитать на стр. 190-191.

Типичные причины ятрогении:

— неосторожное вербальное или невербальное воздействие;

— поспешная или необоснованнвя информация о диагнозе или прогнозе заболевания;

— неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

— «немая» ятрогения от бездействия и невнимания персонала;

— неправильное хранение документации.

Сестрогения, Эгогения, Эгрогения. Расшифровать

Вербальный способ общения. Стр.191-193.

Вербальная передача информации (по Б.Козиеру и Г. Эрбу) – эффективное простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Краткость, законченность фраз, понятные слова, избегать излишней сжатости сообщения, осторожно использовать аббревиатуру, специальные термины. Пациент должен четко понимать, что, как, сколько, где, когда, почему. Избегать слов, вызывающих неоднозначную интерпретацию. Уверенный, решительный тон, избегая самонадеятельности, авторитарности. Медсестра должна вызывать доверие. Авторитет врача. Медсестра должна знать чувство меры. Учитывать индивидуальные особенности пациента. Мера простоты, ясности, уместности, доверительности.

Активное и пассивное слушание. Стр. 193-196. Изучить, законспектировать. В книге читать!!!

Невербальные средства общения. Стр. 196-208. Изучить мне.

Язык тела.

Кинесика. Такесика. Проксемика. Паралингвистика.

Мимика. Глаза. Взгляд. Губы. Улыбка. Лоб. Брови.

Шесть основных эмоциональных состояния – гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение.

Кутовисцеральный рефлекс. По М.Р. Могендовичу. «Если опущены уголки вашего рта, то плачут ваш мозг и ваши внутренние органы».

Зевота.

Позы. Открытые. Закрытые.

Основная поза медсестры – это поза расположенного к общению человека: улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище слегка наклонено вперед.

Жесты. Руки. Голова. Туловище.

Виды жестов. Стр.205. Ж. оценки, искренности и открытости, уверенности, нервозности, неуверенности, самоконтроля, ожидания, отрицания, расположения, доминирования, неискренности. Аллан Пиз.

Походка. Ритм, скорость, длина шага, манера, давление на поверхность.

Голос. Интонации. Скорость речи. Тембр.

Внешний облик. Одежда.Физиогномическая маска.

Профессиональный язык тела. Стр. 208-209. Изучить.

Д/з:

1. Читать стр.180-209 учебника.

2. Ответить на вопросы стр.209 (1-6).

3. Составить таблицу-схему «Вербальные и невербальные средства общения».

4. Характеристика свойств своей личности по тестам стр.395-405.

5. Составить схему «Ятрогенные расстройства».

6. Психологический словарь (ятрогения, эмпатия, медицинская деонтология).

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ф.И.О. студента. Номер группы. Дата.…………………………………………………………………………

Тема: «Средства общения и использование их в психотерапевтических целях»

Практическое занятие №6(11)

Тема: «Исследование особенностей вербальных и невербальных проявлений и обучение навыкам их распознавания в процессе общения»

Цель: закрепить знания по теоретическому материалу, отработать умения и навыки по применению вербальных и невербальных знаков в общении.

Критерии:

1. Наличие учебника.

2. Наличие полного конспекта.

3. Ведение психологического словаря (ятрогения, эмпатия, медицинская деонтология).

4. Проведена самостоятельная работа:

А) Составлена схема «Ятрогенные расстройства». Стр. 190-191.

Б) Составлена таблица-схема «Вербальные и невербальные средства общения» (стр. 191-196)

В) Подготовлены ответы на вопросы стр.209.

Г) Подготовлен анализ тестов на стр. 395-405.

5. Усвоены теоретические знания по следующим вопросам:

Речь и язык – главные средства общения в человеческом обществе. Ятрогенные расстройства. Вербальный способ общения. Активное и пассивное слушанье. Невербальные средства общения.

Упражнения-задания

Упр.№1 Тестирование (стр. 406-411). Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради

Упр.№2 «Вербалика-невербалика». Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради.

Опишите. Сделайте вывод. Результаты зафиксируйте в практической рабочей тетради.

Итог по практической работе: ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оценивание………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

  1. Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на  вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности  передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

 

Тема №3. Общение с пациентом. Специфика общения медработника и пациента

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.



Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

эмпатия

акцептация (безусловное принятие больного)

— аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy — чувствование) — это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

 

Модели взаимодействия медработника и пациента

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.

Партнерство — сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика — эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

  • преобладание психологической доминанты возраста — «при­тязание на взрослость»;
  • бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;
  • пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика — ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

— психологическая доминанта возраста — «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

— чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

— возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

— интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика — поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

— несовместимости характеров и психологических типов;

— наличии темперамента холерика;

— отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

— критически оценивать партнера;

— приписывать ему плохие намерения;

— демонстрировать знаки превосходства;

— обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

— игнорировать его интересы;

— видеть все только со своей позиции;

— преувеличивать свои заслуги;

— раздражать, кричать, нападать;

— задевать «болевые» точки партнера;

— обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) — вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) — имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например — предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример — пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример — ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общенияэто те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

Тема:Общение, как эффективное средство помощи пациентам. Миелогении. Классификация миелогений

Общение – это сложный процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной и бессловесной информации.

Основные факторы, способствующие общению: сопереживание, уважение, искренность, профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, проявлять заботу и внимание.

Различают три уровня общения.

1. На первом уровне происходит передача и принятие информации.

2. На втором уровне общение приобретает, открыто взаимный характер с передачей информации и принятие решений. Общение может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказание, обеспечения слаженности совместной работы.

3. На третьем уровне выступает то, что для общения наиболее существенно, а именно: стремление понять друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются.

К средствам общения относится речь (быстрая, медленная, заикающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, невнятная, с обеднением словарного запаса). В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной. Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами не способными к словесному общению.

10 принципов терапевтического общения:

1. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

2. Устраните отвлекающие факторы (телефонные звонки, шум, другие люди).

3. Смотрите на говорящего. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие.

4. Уловите тему беседы, а не её детали.

5. Оцените эмоциональные реакции и чувства.

6. Отделяйте человека от идеи. Мы, более положительно, реагируем на мысли людей, которых любим, чем тех, к кому равнодушны.

7. Уловите то, о чём пациент избегает говорить.

8. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать, внимательно слушать и понимать.

9. Не судите и не предполагайте поспешно.

10.Уважайте пациента, сопереживайте ему.

17 Методы терапевтического общения — Rivier Academics

Одним из основных способов установления доверия между медсестрами и пациентами является общение. Поскольку медсестры, вероятно, будут иметь самый прямой контакт с пациентами, эффективное общение медсестер и пациентов имеет решающее значение. Медсестры могут использовать проверенные методы терапевтического общения, способствующие качественному уходу.

Что такое терапевтическое общение?

Терапевтическое общение — это набор методов, в которых приоритетное внимание уделяется физическому, психическому и эмоциональному благополучию пациентов.Медсестры предоставляют пациентам поддержку и информацию, сохраняя при этом профессиональную дистанцию ​​и объективность. При терапевтическом общении медсестры часто используют открытые утверждения и вопросы, повторяют информацию или молчат, чтобы побудить пациентов решить проблемы самостоятельно.

Методы терапевтического общения

Медсестры могут применять на практике множество методов терапевтического общения.

Использование тишины

Иногда бывает полезно вообще не говорить.Умышленное молчание может дать медсестрам и пациентам возможность обдумать и осмыслить то, что будет дальше в разговоре. Это может дать пациентам время и пространство, в которых они нуждаются, чтобы затронуть новую тему. Медсестры всегда должны позволять пациентам нарушать молчание.

Принятие

Иногда необходимо признать, что говорят пациенты, и подтвердить, что их услышали. Принятие — не обязательно то же самое, что согласие; может быть достаточно просто посмотреть в глаза и сказать: «Да, я понимаю.«Пациенты, которые чувствуют, что медсестры прислушиваются к ним и относятся к ним серьезно, с большей вероятностью будут восприимчивы к уходу.

Признание

Признание признает поведение пациента и выделяет его, не делая явных комплиментов. Иногда комплимент можно воспринимать как снисходительный, особенно если он касается рутинной задачи, например, заправки постели. Однако фраза вроде «Я заметил, что вы приняли все лекарства» привлекает внимание к действию и поощряет его, не требуя комплиментов.

Предлагая себя

Пребывание в больнице может быть одиноким и напряженным; когда медсестры предлагают свое время, это показывает, что они ценят пациентов и что кто-то готов уделять им время и внимание. Предложение остаться на обед, посмотреть телешоу или просто посидеть с пациентами может помочь поднять их настроение.

Широкие возможности

Терапевтическое общение часто бывает наиболее эффективным, когда пациенты направляют ход разговора и решают, о чем говорить. С этой целью дать пациентам широкую возможность, например: «Что у вас на уме сегодня?» или «О чем бы вы хотели поговорить?» может быть хорошим способом дать пациентам возможность обсудить, что у них на уме.

Активное прослушивание

Используя невербальные и вербальные сигналы, такие как кивки и слова «Понятно», медсестры могут побудить пациентов продолжить разговор. Активное слушание подразумевает проявление интереса к тому, что говорят пациенты, признание того, что вы слушаете и понимаете, и взаимодействие с ними на протяжении всего разговора. Медсестры могут предложить общие рекомендации, такие как «Что произошло дальше?» чтобы направить разговор или продвинуть его вперед.

Требуются разъяснения

Подобно активному слушанию, важно просить пациентов о разъяснениях, когда они говорят что-то непонятное или двусмысленное.Сказать что-то вроде «Я не уверен, что понимаю. Вы можете мне это объяснить? » помогает медсестрам понять, что на самом деле говорится, и помогает пациентам более тщательно обрабатывать свои идеи.

Размещение события во времени или последовательности

Задавая вопросы о , когда определенные события произошли в связи с другими событиями, пациенты (и медсестры) могут получить более четкое представление о всей картине. Это заставляет пациентов думать о последовательности событий и может побудить их вспомнить то, что они иначе не смогли бы вспомнить.

Наблюдения

Наблюдения за внешним видом, манерой поведения или поведением пациентов могут помочь привлечь внимание к областям, которые могут представлять для них проблемы. Наблюдение за тем, что они выглядят усталыми, может побудить пациентов объяснить, почему в последнее время они мало спали; Замечание, что они мало ели, может привести к обнаружению нового симптома.

Обнадеживающие описания восприятия

Пациентам, страдающим сенсорными проблемами или галлюцинациями, может быть полезно спросить о них в обнадеживающей, непредвзятой манере.Такие фразы, как «Что вы сейчас слышите?» или «Как вам это кажется?» дать пациентам подсказку объяснить, что они воспринимают, не выставляя свое восприятие в негативном свете.

Обнадеживающие сравнения

Часто пациенты могут использовать опыт для решения текущих проблем. Поощряя их проводить сравнения, медсестры могут помочь пациентам найти решения их проблем.

Подведение итогов

Медсестрам часто бывает полезно подытожить сказанное пациентами постфактум.Это демонстрирует пациентам, что медсестра слушает, и позволяет медсестре документировать разговоры. Завершение резюме фразой типа «Звучит правильно?» дает пациентам явное разрешение на внесение исправлений, если они необходимы.

Отражение

Пациенты часто спрашивают у медсестер совета о том, что им делать с конкретными проблемами или в определенных ситуациях. Медсестры могут спрашивать пациентов, что, по их мнению, им следует делать, что побуждает пациентов нести ответственность за свои действия и помогает им самим находить решения.

Фокусировка

Иногда во время разговора пациенты упоминают что-то особенно важное. Когда это происходит, медсестры могут сосредоточиться на своем заявлении, побуждая пациентов обсудить его дальше. Пациенты не всегда имеют объективное представление о том, что имеет отношение к их случаю; будучи беспристрастными наблюдателями, медсестрам легче выбирать темы, на которых нужно сосредоточиться.

Противостояние

Медсестрам следует применять эту технику только после того, как они установят доверие.Для ухода за пациентами может быть жизненно важно не соглашаться с ними, представлять им реальность или оспаривать их предположения. Конфронтация при правильном использовании может помочь пациентам нарушить деструктивный распорядок или понять состояние своей ситуации.

Выражая сомнения

Сомнение может быть более мягким способом привлечь внимание к неправильным или бредовым идеям и восприятию пациентов. Выражая сомнения, медсестры могут заставить пациентов проверить свои предположения.

Предлагая надежду и юмор

Поскольку больницы могут быть источником стресса для пациентов, разделение надежды на то, что они смогут выстоять в своей нынешней ситуации, и поднять настроение юмором могут помочь медсестрам быстро установить взаимопонимание.Этот метод может поддерживать у пациентов более позитивное настроение.

Изучите навыки общения медсестер

Онлайн-дипломы медсестер

Rivier University обучают коммуникативным навыкам, необходимым для преуспевания медсестер. От онлайн-BSN до онлайн-DNP, программы предоставляют медсестрам сложную и гибкую среду обучения, которая учитывает личные и рабочие графики.

.

PPT — Презентация PowerPoint по терапевтическому общению, скачать бесплатно

  • Терапевтическое общение

  • Введение: Установление терапевтических отношений — одна из самых важных обязанностей группы санитарного просвещения при работе с клиентами.

  • Терапевтическая коммуникация Планируемое действие с использованием методов коммуникации для достижения позитивных отношений и общего понимания информации для достижения желаемых целей ухода за пациентами

  • ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ • Терапевтическое использование себя учителем здоровья включает дать клиенту соответствующие коммуникативные ответы.

  • Характеристики эффективного терапевтического общения • Содержит слова, понятные клиенту • Имеет четкое значение • Позволяет ответить клиенту • Имеет дело с когнитивными и эмоциональными аспектами клиента • Последовательно: общение подразумевает то же самое во времени • Повторяется врачом • Прямое: общение отражает соответствующие проблемы

  • A) Слушание ответов • 1. Размышление • 2.Перефразирование • 3. Уточнение • 4. Подведение итогов

  • 1. Отражение • Он фокусируется на чувствах клиента, позволяя клиенту выразить больше, осознать переживание эмоциональных переживаний и / или отделить скопление чувств в отдельные. Хотя рефлексия обычно рассматривается как перефразирование того, что только что сказал клиент, она должна включать другие слова, ориентированные на чувства. • Ведите словами, например: • «Кажется, будто…. • «Мне кажется….• «Я слышу много…. Это хорошее начало для рефлексивного вмешательства.

  • ПРИМЕР • Клиент: Я даже не знаю, кто я. Я меняюсь, и я не знаю, во что я превращаюсь. • Педагог по вопросам здоровья: я часто не понимаю, кто вы. Или • Педагог по вопросам здоровья: звучит странно и страшно — не знать, что с вами происходит прямо сейчас.

  • 2. Перефразирование • Это фокусируется на содержании того, что говорит клиент, чтобы привлечь внимание к чему-то неясному или, возможно, заслуживающему внимания.• Приведенный выше пример (вводные) можно перефразировать следующим образом: • Педагог по вопросам здоровья: похоже, что ваша личность меняется, и вы все это задаетесь вопросом. Или • Педагог по вопросам здоровья: кажется, что вы изменились по сравнению с тем, чем вы были в прошлом.

  • 3. Разъяснение • Чаще всего используется вопрос, чтобы проверить, что сказал клиент, или интерпретировать двусмысленное утверждение или выражение чувств. • При использовании разъяснения важно воздерживаться от начала вопроса со слов «Почему.• Почему вопросы часто заставляют клиента чувствовать себя защищающимся или осужденным педагогом по здоровью. Гораздо эффективнее начинать вопрос со слов «Скажи мне… или« Я не понимаю… ».

  • Используя приведенный выше пример: • Преподаватель здоровья: расскажите мне больше о том, что вы чувствуете или • Преподаватель здоровья: опишите этот опыт

  • 4. Подведение итогов • Чаще всего используется в конце сессия, на которой обсуждаемые темы объединяются в несколько предложений.• Резюмирование предполагает объединение двух или более размышлений и перефразирований.

  • Пример: • По мере того, как мы исследовали ваши чувства и мысли, кажется, что вы не уверены, кто вы есть или кем становитесь. Похоже, ваша личность меняется, и это вас пугает.

  • Терапевтическое слушание можно описать как слушание того, что говорит другой человек, без осуждения или защиты.• Клиент может выразить недовольство или гнев по отношению к педагогу по здоровью. Но гнев обычно не направлен конкретно на воспитателя здоровья, получившего всплеск.

  • Очень часто у клиентов никогда не было сочувствующего или сочувствующего слушателя, а скорее имелся член семьи или любовник, который осуждает и защищается по отношению к клиенту. • Позволив клиенту выразить эмоции поддерживающим взглядом и заявлением, можно облегчить страдания и дискомфорт клиента.

  • Другой пример: • Клиент: Мне это место надоело. И меня тошнит от тебя, когда ты мне в лицо пытаешься помочь. Просто оставь меня в покое. • Педагог по вопросам здоровья: Вы сейчас очень рассержены. Так сложно позволить себе получить помощь, особенно в моменты, когда кажется, что тебе больше всего больно. • Клиент: Почему ты должен быть таким милым? Почему вы не такие, как все? Все, кого я когда-либо знал, относились ко мне как к мусору. Никогда не слушал, никогда не спрашивал, никогда не был рядом (начинает плакать).

  • Преподаватель здоровья: Мы все здесь для вас, и мы заботимся о вас. Больно думать о других в своем прошлом. Ваши слезы вам что-то говорят. Ты знаешь, что это такое? • Педагог по вопросам здоровья: (плачет) Что я заслуживаю ухода? Что здесь можно рассчитывать на людей? Почему тогда все так плохо? В этом примере педагог по санитарному просвещению отреагировал на боль и боль, лежащие в основе гнева, а клиент ответил слезами и соприкоснулся с чувствами и прошлым опытом.

  • B) Действия-ответы • 1. Зондирование • 2. Информация — предоставление • 3. Конфронтация • 4. Интерпретация

  • Действия-ответы пытаются подтолкнуть клиента к некоторым изменениям. Вместо того, чтобы отвечать клиенту с точки зрения клиента, как в ответах на слушание, ответные действия выходят за рамки точки зрения клиента и отражают точку зрения интервьюера.

  • 1. Исследование (расследование) • Здесь преподаватель здоровья задает открытые вопросы, чтобы побудить клиента уточнить или предоставить примеры для дальнейшего разъяснения содержания.• Пример. Преподаватель здорового образа жизни может сказать: Преподаватель здорового образа жизни: дайте мне пример того, когда вам кажется, что вы не знаете, кто вы.

  • 2. Предоставление информации • Предоставление информации предоставляет клиенту необходимые данные. Это помогает уменьшить беспокойство клиента, особенно если он чувствует себя некомфортно. Преподаватель здоровья также может использовать информацию, чтобы поделиться подходящими идеями или альтернативами.

  • Пример: Преподаватель здоровья: нередко клиенты, проходящие терапию, чувствуют то же, что и вы сейчас • Или педагог по вопросам здоровья: нередко клиенты испытывают сдвиг в своей идентичности, когда они начинают выглядеть более внимательно изучите их поведение и чувства.

  • 3. Конфронтация • Конфронтация чаще всего используется, чтобы указать на противоречие в словах и действиях клиента, вербальном и невербальном поведении, чувствах и мыслях. • Может быть полезно прояснить смешанное или необычное сообщение, которое в данный момент кажется неуместным. Когда он используется, заявления делаются сочувственно и заботливо, а не критически и осуждающе.

  • Пример: • Педагог по вопросам здоровья: я слышал, вы говорите, что чувствуете изменение своей личности, но вы смеетесь, когда говорите это.Или • Инструктор по здоровью: в начале занятия вы заявили, что чувствуете себя в безопасности в том, кем вы были. Теперь вы говорите, что вам непонятно.

  • 4. Устный перевод • Это изощренное средство представить клиенту связь или причину, стоящую за утверждением или чувством. • Преподаватели здорового образа жизни могут интерпретировать заявление или чувства клиента, если они хорошо знают клиентов и поддерживают с ними доверительные и сопереживающие отношения.

  • Пример: • Педагог по вопросам здоровья: интересно, чувствуете ли вы сдвиг в своей идентичности из-за того, что на этих выходных вы посетите своих родителей? Мы с вами говорили о том, как с вами можно контролировать свою мать.• Медицинский педагог: возможно, вы чувствуете неуверенность в себе или в своей личности во время терапии, когда мы говорим о неприятных мыслях и чувствах.

  • C) Использование молчания

  • Уместность молчания клиента зависит от контекста ситуации интервью. Молчание клиента не прерывается, если: • клиент использует время тишины для формулирования мыслей или чувств; • клиент пытается понять, что сказал врач или другой клиент (в группе).

  • Молчание прерывается, когда: • Клиент не знаком с терапией и не знает, с чего начать • Клиент невербально указывает, что что-то происходит. Например: клиент выглядит рассерженным, но не упоминает об этом. Преподаватель здорового образа жизни мог бы сказать: «Я заметил, что ваши кулаки сжаты. О чем ты думаешь? .. Что ты чувствуешь? • Клиент испытывает тревогу до такой степени, что мысли клиента блокируются. Педагог по санитарному просвещению должен предоставить клиенту некоторые структуры, например: «Ты замолчал.Что вы чувствуете? »

  • Отношения терапевта, способствующие терапевтическому взаимодействию Эти отношения способствуют созданию атмосферы доверия и заботы в терапевтическом обмене, что может привести к тому, что терапевт станет теплым и приветливым. • Подлинность — означает быть самим собой, не притворяясь и не играя роли.

  • 2. Позитивное отношение • Сюда входит способность «ценить клиента как человека, имеющего ценность и достоинство». Терапевт пытается помочь и понять клиента, тем самым показывая, что клиент важен.

  • 3. Теплота • Это проявляется по тону голоса врача, движению глаз и другим образом. Он служит способом связаться с клиентом, чтобы утешить его и показать, что помощь доступна в рамках отношений между врачом и клиентом. Это также может уменьшить беспокойство клиента.

  • 4. Честность Это способность рассказать о своем восприятии того, что является правдой в том или ином опыте или ситуации. Заявление правды не делается для того, чтобы навредить другим.• Честность включает в себя искренность, справедливость и способность говорить правду.

  • 5. Незамедлительность • Когда медработник настроен на немедленность, он / она стремится оказать помощь, когда это необходимо, и как можно скорее. • Преподаватель здоровья не торопится с клиентом, но и не утаивает информацию, которая может быть полезной. Как только будет установлена ​​норма немедленности, может быть создана атмосфера доверия.

  • 6.Сочувствие • Преподаватель здорового образа жизни понимает клиента, и клиент получает положительную пользу от чувства понимания.

  • .

    PPT — презентация PowerPoint по терапевтическому общению, скачать бесплатно

  • терапевтическое общение Лекция 1

  • Цель № 6 • Определить общение

  • Общение — это: • взаимодействие • между 2+ людьми • обмен информация

  • Связь • -tion • Процесс • Общение • Делитесь / давайте • Делать общими

  • На общение влияют: • Ценности • Отношения • Убеждения • Цель • Контекст

  • Внутриличностный • Межличностный

  • Цель № 7 • Определить и описать рабочее определение процесса связи

  • Процесс связи • Отправитель • Получатель • Сообщение • Обратная связь

  • Сообщение • Выражение вашего мысли

  • Отправитель • Кодировка • Отправляет наше сообщение

  • Метод

  • Получатель • Декодирование • Человек, которому было отправлено сообщение

  • Обратная связь! • Ответ на сообщение

  • Цель № 8 • Перечислить два основных канала связи

  • Типы общения Устный невербальный AKA: язык тела • Разговорное слово • Написанное слово

  • 8 способов невербального общения • Внешний вид • Движение тела и поза • Выражение лица • Жесты • Зрительный контакт • Тон и громкость или голос • Прикосновение • Безмолвие

  • Два основных канала общения — это СЛОВА и ПОВЕДЕНИЕ • Вербальный • Слова, которые мы выбираем (7%) • Паравербальный • Как мы произносим слова (38%) • Кинезика • Язык тела (55%)

  • Люди читают • Что люди на самом деле говорят.

  • Язык тела • Выражения лица • Поза • Жесты

  • Соображения • Контекст • Достаточные образцы • Культура / этническая принадлежность • Возраст и пол • Подделка и обман

  • Эмоциональное выражение лица. Пол Экман • Гнев • Гнев / Ярость • Презрение • Неуважение / Сильная неприязнь • Отвращение • Отвращение / отвращение • Страх • Возбуждение / тревога • Счастье • Удовольствие / удовлетворенность • Печаль • Проявление / причинение печали • Удивление • Внезапное / неожиданное

  • Поза и жесты • Гнев • Наклон вперед • Сжатые кулаки • Возбуждение / счастье • Открытие, ладони вверх • Устрашающее • Вертикальное положение, близкое расположение • Интерес • Наклон вперед • Рука на лицо, палец вверх • Защита • Закрытие • Руки скрещены • Зеркальное отображение • Соответствующее положение • Соответствие отметки

  • Цель № 9 • Объясните, что означает P.T. — отношения с пациентом

  • Сочувствие против сочувствия Сочувствие • Признавайте эмоции клиента • Проявляйте заботу, выслушивая и отвечая Сочувствие • Несите некоторые проблемы пациента…. Почувствуйте их жалость

  • Эмоциональная обособленность Позволяет профессионалу сосредоточиться на потребностях пациента, а не на себе !! • Будьте осведомлены • Будьте самоконтролерами • Будьте самокорректирующими

  • Цель № 10 • Опишите, почему терапевтическое общение является наиболее важным инструментом, используемым P.T.

  • Основные коммуникативные навыки Какие характеристики вы приписываете тому, с кем вам действительно нравится разговаривать?

  • Терапевтическое общение • «Нацелен на других» Слушание — это ключ!

  • Элементы терапевтического общения • Доверие • Сочувствие • Уважение Конгруэнтность (Искренность) • Самосознание • Слушание

  • Черты успешного и эффективного терапевтического Общение: • непредвзятость • хороший слушатель • искренняя симпатия к людям • открытый язык тела • хороший зрительный контакт • разъясняет услышанное • заслуживает доверия — порядочность • искреннее желание помочь • ценит вашу личность • проявляет терпение • внимателен • не всегда быстро поправляется • соответствующий словарный запас • использует юмор • чувствительность и сочувствие

  • Цель № 14 • Различать между слушанием и слушанием

  • Как вы можете стать лучше слушателем? • Слух • Восприятие звука • Слух • «Процесс, который включает в себя восприятие, интерпретацию, оценку и реакцию на устные сообщения.”

  • Определение • Слушание •« Процесс, который включает в себя восприятие, интерпретацию, оценку и реакцию на устные сообщения ».

  • этапов слушания • Ощущение • Интерпретация • Оценка • Реакция

  • проблемы с прослушиванием • Отвлекающие факторы • Внутренние • Внешние

  • проблемы со слушанием • Отвлекающие • Отвлекающие сообщения • Спешка решение • Частичное слушание • Инвалидность

  • Станьте активным слушателем • Ставьте цели • Задавайте вопросы • Обращайте внимание на словесные указатели • Ожидайте неожиданностей

  • Задавайте вопросы • «Самые важные типы вопросов, которые вы зададите. задайте… • УТОЧНЕНИЕ ВОПРОСОВ »

  • Задача № 15 • Расскажите, чем терапевтическое общение отличается от социального общения

  • Стиль общения Социальное терапевтическое Целенаправленное • Семья • Друзья

  • Социально-терапевтический vs.Социальная коммуникация • Сосредоточьтесь на помощи пациенту • ПЛАНИРУЕТСЯ и целенаправленно направляет профессионал • Потребности пациента перевешивают потребности терапевта. • Специалисты обязаны делиться информацией внутри Tx Team • Полагается на pt. раскрытие информации • Обе стороны стремятся к удовлетворению личных потребностей • Предполагает равное раскрытие личной информации и близости • Конфиденциальность • Спонтанность

  • Цель № 16 • Определить и описать важность каждого из следующего: • Навыки готовности, навыки посещения , Активные навыки слушания, Рефлексивные навыки: содержание и эмоции

  • Задача № 17 • Объяснить концепцию терапевтического Я.

  • Психиатры Основная роль: • Терапевтическое «использование себя» • Попытка установить здоровые отношения с людьми, которые не могут этого сделать • Терапевтические межличностные отношения • Терапевтическое общение

  • .

    PPT — Презентация PowerPoint по терапевтическому общению, скачать бесплатно

  • Терапевтическое общение http://youtu.be/nhe0KSGoUgc

  • Связь • Самый мощный инструмент в психиатрическом уходе • Метод, используемый для активации процесса ухода • Фонд взаимоотношений медсестры и клиента • Динамический процесс, в котором два или более человека обмениваются информацией.

  • Эффективное общение • Главный фактор, определяющий клиента: • Удовлетворенность • Соответствие лечению • Выздоровление • Важен для общего результата

  • Модель процесса общения

  • Цели общения • Содействие самовыражению способствовать здоровому росту • Понимать значимость проблем пациента • Помогать в выявлении и решении проблем

  • Факторы, влияющие на общение • Окружающая среда • Отношения между отправителем и получателем • Содержание и контекст сообщения • Отношение , ценности и убеждения • Этническое происхождение и социально-экономический статус • Динамика семьи, жизненный опыт • Уровень знаний • Способность общаться с другими • 

  • Способы общения Устное невербальное письменное

  • Письменное общение • Primari используется для обмена информацией • Медсестра должна быть точной и точной • Четко систематизировать идеи, писать разборчиво, правильная грамматика • Документировать объективно, ясно и кратко

  • Устное общение • Разговорные слова • Могут означать разные вещи для разных люди • Образцы речи, сленг, шутки, клише и разговорные выражения

  • Культурные соображения • Развивать чувствительность к культурным аспектам общения • Изучать сигналы невербальной реакции

  • Невербальное общение • Составляет 93% общение • Язык тела • Паралингвистический • Пространство • Прикосновение • Внешний вид • 

  • Типы общения • Внутриличностное • Межличностное • Социальное • Коллегиальное • Терапевтическое

  • Принципы терапевтического общения • Познайте себя • Поймите, что движет один, чтобы помочь другим • Контролируйте свою жизнь и эмоции • Периодически проводите самооценку ответов пациента.

  • Роли медсестры • Образец для подражания • Учитель • Социализатор • Адвокат • Родитель • Консультант • Терапевт

  • Черты терапевтического общения • Искренность • Позитивное отношение • Сочувствие • Надежность • Ясность • Ответственность • Напористость

  • Специальные методы общения • Самораскрытие • Прикосновение • Юмор

  • Активное слушание • Сядьте прямо лицом к клиенту • Наблюдайте открытую позу • Наклонитесь вперед к клиенту • Установите зрительный контакт • Расслабьтесь • Устраните физические препятствия • 

  • Методы реагирования, улучшающие терапевтическое общение • Молчание • Активное слушание • Поддержка и успокоение • Обмен наблюдениями • Признание чувств • Широкие открытые заявления • Предоставление информации • Интерпретация • Переформулирование • Размышление • Уточнение • Противостояние • Подведение итогов • Ролевая игра

  • Препятствия для терапевтического общения • Сопротивление • Перенос • Контрперенос • Граничные нарушения

  • Проблемы в общении • Юридический статус / права • Конфиденциальность • Информированное согласие • Краткосрочное пребывание • Физические нарушения • Культура, язык и понимание • Трудные клиенты • Трудные сослуживцы

  • Учет процесса • Проверенный временем метод, обеспечивающий письменный отчет о взаимодействии медсестры / клиента • Записи медсестры в частном порядке сразу после взаимодействия • Средства для анализировать общение • Инструмент обучения для повышения квалификации

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *